Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ
Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)
«26» августа 2022г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Ладушки»
направление "общекультурное"
для учащихся 5 класса
(2 вариант).
Составила:
Шлыкова А. С., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Согласовано
Зам.директора по ВР ________ Т.А. Артеменко
г. Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Ладушки» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности «Ладушки» являются:
-адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казённого образовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа №14 »;
- учебного плана образовательного учреждения.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Цели и задачи программы:
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на занятиях заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии мыслительных способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Формы деятельности на уроке: составление рисунка с помощью простого карандаша, оформление работы красками, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, обсуждение и анализ своей и другой работы. Разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы.
Методы обучения: словесные, наглядные, Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Описание места учебного курса:
Курс «Ладушки» входит в организацию внеурочной деятельности.
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ С(К)Ш №14, рабочая программа по данному курсу в 3 классе рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю(34 учебные недели).
Планируемые результаты:
Достаточный уровень
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
Минимальный уровень
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности.
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Работа с пластилином и со стеками
Работа с бумагой и клеем (простейшие аппликации).
Содержание программы: Содержание программы отражено в разделах: «Подготовительный период обучения», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Обучение восприятию произведений искусства».
Подготовительный период (20ч.) Рисовать точки, разнохарактерные линии, предметы несложной формы с использованием этих линий, карандашом. Дорисовывать несложные изображения, выполнять штриховку внутри контурного изображения. Рисовать геометрические и предметные формы, сравнивать их по величине.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (46ч.) Лепить несложные объекты (поэтапно, под руководством учителя). Составлять аппликацию из квадратов, прямоугольников, треугольников, вырезанных из цветной бумаги (с дорисовыванием окон и других элементов карандашом, фломастером). Рисовать с натуры предметы простой формы. Рисовать с натуры вылепленные предметы. Рисовать выполненную аппликацию.
Обучение восприятию произведений искусства (2ч.) Обсуждать содержание художественных произведений
Учебно-тематический план
№п\п | Наименование темы | Всего часов |
1. | Подготовительный период | 20 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 46 |
3. | Обучение восприятию произведений искусства | 2 |
| Итого | 68 |
Материально – техническое обеспечение:
Учебные столы
Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов).
Магнитофон АУДИ.
Краски, цветные карандаши, пластилин, клей, цветная бумага.
Компьютер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Содержание по теме |
по плану | по факту |
Подготовительный период(20ч.) |
1. 2. | Рисование «Капли дождя», «Дорожки», «Забор». | 2 | | | Рисовать точки, разнохарактерные линии, предметы несложной формы с использованием этих линий, карандашом. Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу) |
3. 4. | Рисование «яблоко, груша, гриб». | 2 | | | Дорисовывать несложные изображения, выполнять штриховку внутри контурного изображения |
5. 6. | Рисование предметов (телевизор, дом) | 2 | | | Рисовать геометрические и предметные формы, сравнивать их по величине. |
7. 8. | Аппликация «Большие и маленькие рыбки в аквариуме» | 2 | | | Составлять аппликацию из вырезанных изображений объектов или их частей. |
9. 10. | Аппликация «Листопад». | 2 | | | Составлять аппликацию из вырезанных изображений объектов или их частей. |
11. 12. | «Коврик для игрушек». | 2 | | | Составлять узор в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев |
13. 14. | Рисование. «Листопад в городе», «листопад в лесу» | 2 | | | Рисовать по памяти, по представлению с помощью шаблонов. |
15. 16. | Рисование . «Грибы на пеньке». «Грибы в корзинке» | 2 | | | Рисовать по памяти, по представлению с помощью шаблонов. |
17. 18. | Рисование с помощью опорных точек. «Кораблик на воде». «Бушующее море» | 2 | | | Рисовать с помощью опорных точек. |
19. 20. | Рисование. «бусы для мамы на веревке».» бусы для сестры» | 2 | | | Размещение композиции на листе бумаги. |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию (46ч.) |
21. 22. | Лепка игрушек. «Русская матрёшка». | 2 | | | Лепить игрушки. |
23. 24 | Лепка игрушек. «Утёнок». | 2 | | | Лепить игрушки. |
25. 26. | Лепка из пластилина человека | 2 | | | Лепить сложные объекты (поэтапно, под руководством учителя) |
27. 28. | Лепка из пластилина. Дом и дерево | 2 | | | Лепить сложные объекты (поэтапно, под руководством учителя). |
29. 30. | Составление аппликации дома деревенского . | 2 | | | Составлять аппликацию из квадратов, прямоугольников, треугольников, вырезанных из цветной бумаги (с дорисовыванием окон и других элементов карандашом, фломастером). |
31. 32. | Рисование зайчика. | 2 | | | Рисоватьпредметы простой формы. |
33. 34. | Рисование с натуры предметов школьного назначения. | 2 | | | Рисовать с натуры предметы школьного назначения. |
35. 36. | Рисование «Снеговик». | 2 | | | Рисовать акварельными красками |
37. | Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов. Игра «Кто лучше запомнил?». | 1 | | | Рисовать по памяти нарисованные с натуры предметы. |
38. | Рисование сразу всей кистью. «Радуга» | 1 | | | Рисовать кистью и акварельными красками. |
39. 40. | Рисование «листья в осенней окраске. | 2 | | | Раскрашивать изображение предметов, нарисованных ранее. |
41. 42. | Роспись . «Барыня», « Солдат». | 2 | | | Расписывать силуэтные изображения игрушек, вырезанных учителем из бумаги. |
43. 44. | Роспись. «Птичка», «Конь» | 2 | | | Расписывать силуэтные изображения игрушек, вырезанных учителем из бумаги. |
45. 46. 47. | Выполнение цветных кругов с тёмной и белой «оживкой», используемых в современной дымковской росписи, изображение ягод «тычком». | 3 | | | Обводить шаблоны, раскрашивать их. |
48. 49. | Рисование сразу кистью, гуашью. Веточки акации (способом «примакивание»). | 2 | | | Рисовать кистью без предварительного рисования простым карандашом. |
50. 51. | Рисование « Цветы: ромашка, василёк, одуванчик» | 2 | | | Рисовать кистью без предварительного рисования простым карандашом. Рисование сразу кистью, гуашью |
52. 53. | «Графический диктант» (работа кистью, гуашью). | 2 | | | Выполнять графический диктант |
54. 55. | Изображение фризом: травка, дерево, солнце, цветы в траве. | 2 | | | Изображать фризом. Создавать элементарной композиции на заданную тему на плоскости. |
56. 57. | Рисование « мое Солнышко» | 2 | | | Обводить шаблоны, раскрашивать их. |
58. 59. | Рисование флага России | 2 | | | Обводить шаблоны, раскрашивать их. |
60. | Рисование « кошка» | 1 | | | Обводить шаблоны, раскрашивать их. |
61. 62. | Рисование « Собака у конуры» | 2 | | | Обводить шаблоны, раскрашивать их. |
63. 64. | Рисование « Птица в небе» | 2 | | | Обводить шаблоны, раскрашивать их. |
65. 66. | Рисование «Разноцветная змейка» | 2 | | | Рисование с помощью волнистых линий. |
Обучение восприятию произведений искусства(2ч.) |
67. 68. | Рассматривание репродукций картин художника В.Васнецова. | 2 | | | Обсуждать содержание художественных произведений |