СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Цветоводство".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено по годам обучения. В приложении описывается содержание занятий по годам обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Цветоводство".»

СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»








Адаптированная рабочая программа


по внеурочной деятельности


«Цветоводство»

3-4 классов










Воспитатель:

Помазкова Л.И
















2022-2023 учебный год




Содержание



1. Пояснительная записка 6


2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности 10


3. Тематический план 14


4. Содержание 22


5. Список литературы 26


6. Приложение 28
























Пояснительная записка


Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено по годам обучения. В приложении описывается содержание занятий по годам обучения. Программа может быть использована учителями начальных классов для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности.

В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витиеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.

Сад считался защитником дома, его добрым духом.

Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.

А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»

Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком , но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.

Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.

Необходимость введения курса проектной деятельности обусловлена деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства

В ходе её достижения решаются задачи:

- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное

Особенность изучаемого курса состоит в тесном

общении с природой., что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.

Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы- вот предназначение курса «Моя первая клумба».

Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов».

Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.

Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Программа «Цветоводство» разработана и предназначена для обучающихся 3-4 классов школы-интерната в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

- создание условий для самореализации;

- интеграция личности в национальную культуру;

- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.

Виды деятельности и предполагаемые формы

● Практическое изучение строения растений

● Конструирование из разных материалов

● Рисование с натуры и по воображению

● Лепка по воображению

● Игровые программы

● Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)

● Эксперимент

● Исследование объекта

● Наблюдения

● Ведение дневников наблюдения

● Проектная деятельность

● Коллективные разработки

● Экскурсии

● Встречи с садоводами

● Праздники (литературно – музыкальные)

● Организации круглых столов, диспутов

● Проведение фотосессий

● Репортажи, интервью

Программа рассчитана на 34 часа

3 класс- 34 часа (1 час в неделю)

4 класс- 34 часа (1 час в неделю)

Требования к уровню подготовки обучающихся 3-4 классов


В результате реализации программы обучающиеся должны знать/понимать:

- правила выращивания растений для клумб в комнатных условиях;

- влияние климатических условий, освещённости, влажности на произрастание растений;

- правила правильного расположения клумб на участке;

- правила «содружества» цветов разных видов

Уметь:

- различать растения по видам;

- осуществлять полив, прополку клумбовых растений;

- правильно пользоваться простым инвентарём ;

- пользоваться литературными источниками;

- составлять простые проекты клумб, макеты;

- работать бригадой и самостоятельно

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 3-4 классов:


Познавательные: умение практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения.


Регулятивные: умение организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и самооценку.


Личные : умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в творческой деятельности.


Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между материалами разной предметной направленности.


Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе.

3.Тематический план


3-4 классов - 34 часа


Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

экс

кур

сии

Раздел 1 «Зелёная лужайка» ( 10 часов)

    1. Экскурсия на природу .

    2. Сбор растений для гербария.

1.3. Выступление агитбригад «Защити цветок»

1.4. Игра – викторина «Лужайка»

1.5. Интеллектуальная игра «Зелёный патруль»

1.6. Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке

1.7. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации.

1.8. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме.

1.9. «Праздник цветов» Музыкально – литературный праздник

1.10. Экскурсия в городскую оранжерею




1

1

1

1

1


1


1


1

1













1


10

0

8

2

Раздел 2 «Мы – дизайнеры» (11 часов)

2.1. Из истории возникновения клумб.

2.2. Выращивание декоративных растений. Презентация

2.3. Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа).

2.4. Макет клумбы по индивидуальному проекту.

2.5. Интеллектуально-практическая игра «Цветик-семицветик».

2.6. Сказка и реальность Просмотр слайдов

2.7. Просмотр слайдов «Самое удивительное в мире растений.

2.8 Дизайнерское оформление участка. Просмотр слайдов.

2.9. Правила формирования клумб.

2.10.Клумбы. Дизайн клумб. Простые клумбы. (Презентация)

2.11. Проектная деятельность. Макет по индивидуальному проекту.






















11

1

1






1

1


1



1





6




1

1

1







1



1



5


















0


Раздел 3 Среда обитания. (5 часов)

3.1.Как климатические условия оказывают влияние на растения. Просмотр слайдов.

3.2. Свет и тень. Среда обитания..

3.3. Друзья и соперники. Просто соседи. Среда обитания.

3.4. На земле, в воде. Среда обитания.

3.5. «По законам жизни». Среда обитания.


1


1

1


1

1










5

5

0

0

Раздел 4 «Наш участок» (3 часа)

4.1. Какая почва в саду. Практическое исследование.

4.2. «Когда солнце, когда тень?» Исследование дневного освещения участка.

4.3. Как украсить наш участок? Макет оформления.



1

1


1




3

0

3

0

Раздел 5 «Расти цветок» (5 часов )

    1. Проверим семена на всхожесть.

    2. Посев семян. Бригадный метод.

    3. Правила ухода за посевами. Бригадный метод.

5.4. «Здравствуй, цветок!»

Санитарно-гигиенические правила при работе на пришкольном участке. Высадка ростков в грунт. Бригадный метод.

5.5 Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт.



1

1

1

1




1






5

0

5

0

Всего

34

18

14

2






4.Содержание программ


3-4 классы (34 часа)

Зелёная лужайка (10 часов)

Сбор растений для гербария. Выступление агитбригад «Защити цветок». Игра – викторина «Лужайка». Интеллектуальная игра «Зелёный патруль». Санитарно – гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. «Праздник цветов» ( музыкально – литературный праздник).

Экскурсии: весенняя экскурсия на природу, экскурсия в городскую оранжерею.

Мы – дизайнеры (11 часов)

Из истории возникновения клумб. Выращивание декоративных растений. Презентации. Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). Составление макета клумбы по индивидуальному проекту. Интеллектуально – творческая игра «Цветик – семицветик». Сказка и реальность (просмотр слайдов). Самое удивительное в мире растений ( просмотр слайдов). Правила формирования клумб. Клумбы. Дизайн клумб. Простые и сложные клумбы. Проектная деятельность. Макет по индивидуальному проекту.


Среда обитания (5 часов)

Как климатические условия оказывают влияние на растения. Просмотр слайдов. Свет и тень. Среда обитания. Друзья и соперники. Просто соседи. На земле, в воде.. По законам жизни.



Наш участок (3 часа)

Какая почва в саду. Практическое исследование. Исследование дневного освещения участка «Когда солнце, когда тень?» Как украсить наш участок? Макет оформления участка.



Расти, цветок! (5 часов)

Проверка семян на всхожесть. Посев семян. Правила ухода за растениями. Санитарно – гигиенические правила при работе на школьном участке. Высадка ростков в грунт «Здравствуй, цветок!» Бригадный метод. Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт.






5.Список литературы

Для учителя:


1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.


2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html

3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.


4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.


5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.


6. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.

7. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.


8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.


9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.


10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь –Букс.- 2009.


Для обучающихся:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008


2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.


3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.































Приложение 1




Тест «Как живут растения»

3-й класс

А 1. Как развивается цветок?

1) семя, листья, стебель, плод, цветок;

2) семя, плод, листья, стебель, цветок;

3) семя, стебель, цветок, листья, плод;

4) семья, стебель, листья, цветок, плод;

А 2. Чего не требуется растущему цветку?

1) тишина;

2) свет;

3) тепло;

4) вода;

А 3. Почему комнатные цветы ставят близко к окну?

1) им нужен свет;

2) им нужен свежий воздух;

3) для красоты;

4) чтобы освободить место в комнате.


А 4. Какой уход не требуется домашним растениям?

1) не надо рыхлить почву;

2) не надо поливать;

3) не надо встряхивать;

4) не надо протирать листья

А 5. Почему растения нельзя поливать обильно?

1) оно будет очень быстро расти;

2) оно не зацветет;

3) корни будут гнить;

4) листья завянут.

А 6. Докажи что цветущее растение живое.

1) оно приносит потомство;

2) оно умирает;

3) оно цветет;

4) оно гнется.




16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!