СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья", 5 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана  на основе Государственного стандарта основного общего образования, программы «Разговор о правильном питании», с учётом учебного плана МБОУ Николо-Березовской СОШ на 2019-2020 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья", 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


Николо-Березовская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Николо- Березовской СОШ

Приказ от 30.08 2019г. № 90

___________Г.Н. Чернова

М.П.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Уроки здоровья»


Основное общее образование


Спортивно-оздоровительное направление


5 класс





Количество часов : 35


Учитель : Семенченко Ирина Ивановна


Программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, 2018, локального акта о рабочей программе МБОУ Николо- Березовской СОШ «О рабочей программе»






х. Николовка

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования, программы «Разговор о правильном питании», с учётом учебного плана МБОУ Николо-Березовской СОШ на 2019-2020 учебный год.


Нормативно-правовые документы реализации Рабочей программы:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

3.Основная образовательная программа МБОУ Николо- Березовской СОШ на 2019-2020 учебный год.


Для реализации программы используется УМК: «Формула правильного питания», разработанного в институте возрастной физиологии Российской Академии образования

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.


Цель программы: создание условий для мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, формирование потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Задачи:

1. формировать установки на ведение здорового образа жизни;

2. развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

3. обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;

4. формировать представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье – правильном питании и его режиме, рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

5. развивать навыки конструктивного общения;

6. обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

7. обучать умению оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

8. научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Формы проведения занятия: беседы, игры, тесты и анкетирование, просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций, экскурсии, прогулки на свежем воздухе.

Срок реализации рабочей программы 1год




Общая характеристика программы

Современное, быстро развивающееся образование предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Это обязывает образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья» обусловлена требованиями ФГОС и направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника.

Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация пятиклассников.



Место в учебном плане

МБОУ Николо-Березовской СОШ

Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, с учётом учебного плана МБОУ Николо- Березовской СОШ на 2019-2020 учебный год, в соответствии с которым на работу отведено 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. В рабочей программе запланировано 35 занятий.


Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа «Уроки здоровья» связана с такими учебными дисциплинами как биология, основы безопасности жизнедеятельности, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.


Планируемые результаты

Личностные результаты

• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни;

• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих и российских ценностей;

• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты

Познавательные

• умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• формулировать цепочки правил;

• представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация;

• овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

Регулятивные

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;

• овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение анализировать и оценивать информацию и результаты собственного труда;

Коммуникативные

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

• умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

• умение организовывать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора.

Предметные результаты

знать:

• основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

• способы сохранения и укрепление здоровья;

• особенности воздействия двигательной активности на организм человека; • основы рационального питания;

• влияние режима питания на здоровье;

• правила оказания первой помощи;

• и соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

• влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

• значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

уметь:

• составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

• выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

• использовать средства профилактики ОРВИ, клещевого энцефалита;

• определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

• заботиться о своем здоровье;

• оказывать первую медицинскую помощь при отравлении, укусах насекомых, клещей, змей;

• находить выход из стрессовых ситуаций.

Контроль за уровнем освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Контроль осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, участие в фестивале учебных предметных презентаций; либо в форме дифференцированного или недифференцированного зачета (по выбору педагога) в конце изучения каждого тематического раздела. Зачет проводится в виде беседы на заданную тему, групповой работы, игры, письменного тестирования или устного опроса, самостоятельной работы, защиты творческих работ.





Результативность

п/п

Название и форма мероприятия

Сроки проведения

1

Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

Октябрь 2019

2

Выставка поделок из природного материала.

Январь- февраль 2020

3

Игра–викторина для 5 классов «Мода и школьные будни»

Март-апрель 2020

4

Викторина для учащихся 5 классов «Здоровым быть здорово!»

Май 2020


Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.


Содержание программы

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся среднего звена школы.

Раздел 1 Введение (3 часа)

Здоровье и здоровый образ жизни

Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Правила личной гигиены. Определение понятия «личная гигиена». Соблюдение правил личной гигиены: уход за телом, ногтями, волосами, зубами. Соблюдение правил личной гигиены в общественных местах.

Физическая активность и здоровье. Роль физической активности в жизни человека. Влияние двигательной активности на умственное и физическое развитие ребенка.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Комплекс упражнений на разные группы мышц. Подвижные игры на свежем воздухе.

Практические занятия.

Выполнение комплекса упражнений для утренней гимнастики.

Выполнение комплекса упражнений на разные группы мышц.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Выпуск санитарного бюллетеня о здоровом образе жизни.

Раздел 2. Питание и здоровье (7 часов)

Здоровье- это здорово. Продукты разные нужны, блюда разные важны

Основы правильного питания. Определение понятий «пищевые продукты», «питательные вещества», функции питательных веществ. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Значение жидкости для организма человека. Вредные и полезные привычки в питании.

Режим питания. Энергия пищи.

Гигиенические условия нормального пищеварения. Самые полезные продукты. Понятие «витамины». Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Биологическая роль витаминов и их практическое значение для здоровья человека. Недостаток и избыток витаминов в организме.

Где и как мы едим

Гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Влияние сервировки стола, внешнего вида и качества приготовленной пищи на аппетит. Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. Ты покупатель. Ты готовишь себе и друзьям.

Кухни разных народов

Кулинарные традиции и предпочтения современности и прошлого.

Как питались люди на Руси и в России.. Вкусные традиции моей семьи. Вкусные и полезные угощения.

Практические занятия. Занятие-чаепитие «Приглашение к чаю».

Конкурс рисунков «Витамины - наши друзья и помощники».

Раздел 3. Мое здоровье в моих руках (11 часов)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

Домашняя аптечка. Понятие «аптечка». Лекарственные и перевязочные материалы, которыми комплектуется аптечка первой медицинской помощи. Работа с аптечкой первой медицинской помощи.

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Понятие «режим дня», «работоспособность». Правильная организация режима дня — залог здоровья. Чередование умственного и физического труда. Полезные привычки. Составление режима дня подростка.

Профилактика заболеваний зубов. Гигиена полости рта. Меры, необходимые для профилактики зубных болезней. Вредные привычки, способствующие повреждению и 8 заболеваниям зубов. Основные гигиенические правила, способствующие сохранению здоровья полости рта.

Влияние погоды на здоровье. Как уберечь себя от простудных заболеваний. Причины заболеваний ОРВИ и гриппом, пути передачи вируса, признаки заболевания, меры предосторожности. Закаливание в домашних условиях. Правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий

«Береги зрение смолоду». Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Аутотренинг зрения. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи.

Как избежать искривления позвоночника. Правильная осанка. Целебная сила движений (упражнения для снятия напряжения с мышц). Нарушение осанки и как его избежать. Упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.

Сон и его значение для здоровья человека. Зачем человеку сон и сколько нужно спать. От чего зависит полноценный сон. Гигиена сна.

Личная безопасность школьника. Правила безопасного поведения дома, в школе, в общественных местах, у водоемов. Соблюдение правил пожарной и дорожной безопасности.

Экскурсия «Природа – источник здоровья». Значение свежего воздуха, зеленых насаждений для здоровья. Прогулка на свежем воздухе.

Практические занятия.

Работа с аптечкой первой медицинской помощи.

Составление режима дня подростка.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук (изготовление поделок из природного материала).

Гимнастика для глаз.

Упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.

Экскурсия «Природа – источник здоровья».

Выставка поделок из природного материала.

Раздел 4. Я в школе и дома (6 ч)

Мой внешний вид – залог здоровья.

Гигиена кожи, одежды, обуви. Свет, мой зеркальце, скажи... – советы по уходу за кожей, волосами, ногтями.

Здоровье и домашние задания. Как правильно выполнять домашние задания. Чередование умственного труда и отдыха. Переутомление и утомление.

Понятия «внимание», «работоспособность». Произвольное и непроизвольное внимание. Значение внимания в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые задания: «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия».

Шалости и травмы в школе и дома.

Правила безопасного поведения в школе и дома. Первая медицинская помощь при различных травмах.

Компьютер — друг или враг?

Положительные и отрицательные стороны компьютера. Безопасный компьютер. Основные правила при работе с компьютером.

Мода и школьные будни.

Школьная форма обязывает. Одежда и обувь в школу. Модные акценты, модные идеи: пирсинг.

Практические занятия.

Учимся ухаживать за кожей, волосами, ногтями.

Игровые задания: «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия».

Упражнения на внимание.

Создание памятки школьника «Как правильно выполнять домашние задания».

Игра–викторина для 5 классов «Мода и школьные будни»

Раздел 5. Я и моё ближайшее окружение (3 часа)

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Понятия «характер», «темперамент». Черты и свойства характера, темперамента. Общительность как черта характера. Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Тест «Какой у меня характер»

В дружбе сила Понятие «дружба». Дружбой надо дорожить. Психогимнастика «Я желаю тебе…» Игра «Закончи предложение» (друг – это тот, кто…) Формирование правил, законов дружбы.

Практические занятия.

Игра «Будь внимателен». Упражнение-тренинг.

Тест «Какой у меня характер».

Занятие-игра. Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья».

Сюрпризный момент «Пожелания другу». Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

Создание правил крепкой дружбы.

Раздел 6. Первая доврачебная помощь (3 часа)

Первая помощь при отравлениях.

Отравления некачественными продуктами, ядовитыми грибами, растениями. Первая помощь при пищевых отравлениях. Профилактика отравлений.

Первая помощь при укусах насекомых, клещей, змей.

Признаки укусов насекомых, клещей, змей. Правила, которые необходимо соблюдать, собираясь в лес. Оказание первой помощи пострадавшему от укусов насекомых, клещей, змей.

Лекарственные растения на службе человека.

Лекарственные растения Республики Мордовия. Какими лечебными свойствами обладают лекарственные растения? Правила заготовки лекарственного сырья. Почему некоторые ядовитые растения являются лекарственными?

Практические занятия.

Учимся оказывать первую помощь.

Создание памяток: «Осторожно клещи!».

Заключение (2 часа)

Создание проекта «Дерево здоровья».

В течение всего курса обучения по внеурочной деятельности учащиеся создают элементы дерева корни, ветви, листья (составляющие здоровья и здорового образа жизни), занятия являются заключительными и дают возможность рефлексии за весь учебный год. Учащиеся создают свое дерево здоровья, руководствуясь принципом «знаю, могу, делаю».


Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

3

2

Питание и здоровье

7

3

Мое здоровье в моих руках

11

4

Я в школе и дома

6

5

Я и моё ближайшее окружение

3

6

Первая доврачебная помощь

3

7

Заключение. Проект «Дерево здоровья»

2

8

Итого:

35







Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата


Введение

1

Здоровье и здоровый образ жизни

02.09

2

Физическая активность и здоровье.

09.09

3

Выпуск санитарного бюллетеня о здоровом образе жизни.

16.09

Питание и здоровье

4

Здоровье-это здорово. Продукты разные нужны, блюда разные важны

23.09

5

Режим питания. Энергия пищи.

04.10

6

Где и как мы едим

Занятие-чаепитие «Приглашение к чаю».

11.10

7

Ты покупатель. Ты готовишь себе и друзьям.

18.10

8

Кухни разных народов. Кулинарные история.

25.10

9

Как питались на Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие

08.11

10

Конкурс рисунков «Витамины - наши друзья и помощники».

15.11

Мое здоровье в моих руках

11

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

22.11

12

Домашняя аптечка.

29.11

13

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.

Составление режима дня подростка.

06.12

14

Профилактика заболеваний зубов.

13.12

15

Влияние погоды на здоровье.

20.12

16

Береги зрение смолоду. Гимнастика для глаз.

27.12

17

Как избежать искривления позвоночника. Правильная осанка. Упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.

10.01

18

Сон и его значение для здоровья человека.

17.01

19

Личная безопасность школьника

24.01

20

Экскурсия «Природа – источник здоровья».

31.01

21

Выставка поделок из природного материала.

07.02

Я в школе и дома

22

Мой внешний вид – залог здоровья.

14.02

23

Здоровье и домашние задания. Создание памятки школьника «Как правильно выполнять домашние задания».

21.02

24

Понятия «внимание», «работоспособность».

28.02

25

Шалости и травмы в школе и дома.

07.03

26

Компьютер — друг или враг?

14.03

27

Игра–викторина «Мода и школьные будни»

21.03

Я и моё ближайшее окружение

28

Посеешь характер – пожнешь судьбу. Тест «Какой у меня характер».

04.04

29

В дружбе сила Понятие «дружба». Дружбой надо дорожить.

11.04

30

Создание правил крепкой дружбы.

18.04

Первая доврачебная помощь

31

Первая помощь при отравлениях.

25.04

32

Первая помощь при укусах насекомых, клещей, змей.

Создание памяток: «Осторожно клещи!».

02.05

33

Лекарственные растения на службе человека.

16.05

Заключение

34

Создание проекта «Дерево здоровья».

23.05

35

Защита проекта «Дерево здоровья».

30.05





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УР

Методического совета _________ Е.А.Зенцова

МБОУ Николо- Березовской СОШ

от 30.08 2019 г. №1 30.08 2019г


_______________ Г.Н.Чернова

Подпись руководителя ФИО



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!