Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Рассмотрено Утверждаю
Протокол заседания МО № 1 Директор МКОУ
Руководитель МО _________ «Специальная (коррекционная)
«26» августа 2022г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №29082022/02 от 29.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебный песок»
направление "общекультурное"
для учащихся 5-Г класса.
Срок реализации программы 2 года
Составила:
Шлыкова А. С., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Согласовано
Зам.директора по ВР ________ Т.А. Артеменко
г. Новосибирск, 2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Волшебный песок» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности «Волшебный песок» являются:
-адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального казённого образовательного учреждения города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа №14 »;
- учебного плана образовательного учреждения.
Сегодня игра с песком становится все более популярной в психологической, педагогической и даже в театральной практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих знаний в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Основной метод в деятельности с детьми – это игры. Игры с песком проводятся как отдельный вид деятельности и как часть занятия.
Цели программы: развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием песка.
Задачи:
социально-коммуникативное развитие: организовать деятельность школьников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе;
развивать умения общаться и взаимодействовать ребенка со взрослыми и сверстниками;
развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, развивать эмоциональную отзывчивость;
организовать деятельность детей по формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к познавательно-исследовательской деятельности.
познавательное развитие: развивать интерес детей к познанию окружающего мира, любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность;
организовать деятельность детей по формированию познавательных действий, основного целостного мировидения в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
речевое развитие: организовать деятельность школьников по формированию речи как средства общения и культуры, обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную, грамматически правильную речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, эстетическое отношение к окружающему миру, закреплять элементарные навыки владения изобразительными материалами.
физическое развитие: организовать деятельность детей с ОВЗ по формированию элементарных норм и правил в двигательном режиме.
Формы проведения занятий: беседы, видеопросмотры, индивидуальные и групповые занятия, исследовательская деятельность, игры, моделирование, релаксация.
Описание места учебного курса:
Курс «Волшебный песок» входит в организацию внеурочной деятельности.
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуьналыми нарушениями) МКОУ С(К)Ш №14, рабочая программа по данному курсу в 5 классе рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю(33 учебные недели).
Личностные и предметные результаты внеурочной деятельности :
в социально-коммуникативное развитие: демонстрирует общекультурные способы деятельности, готовность к адекватному поведению в обществе сверстников и взрослых, активно вступает в контакт со сверстниками и со взрослыми, заботливое отношение к сверстникам.
в познавательное развитие: проявляет интерес к познанию окружающего мира, применяет разные способы познавательно-исследовательской деятельности, ставит новые вопросы и пытается искать самостоятельно на них ответы.
речевое развитие: использует в различные термины, умеет грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умеет задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания.
художественно-эстетическое развитие: с удовольствием участвует в изобразительной деятельности.
физическое развитие: проявляет двигательную активность, физические качества в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Содержание программы:
Работа с морским песком (22ч.) Знакомство с песком и правилами поведения с материалами. Закрепить правила работы с песком и водой. Учить пользоваться пластмассовыми формочками (в виде фруктов), правильно заполнять формочки песком.
Рисование песком на планшете (22ч.) Показать детям растворимость и нерастворимость в воде песочка. Развивать мелкую моторику рук.
Работа с кинетическим песком (22ч.) Познакомить детей с живым песком, его свойствами. Закрепить понятия о свойствах и видах песка, развивать логическое мышление
Учебно-тематический план
№п\п | Наименование темы | Всего часов |
1. | Работа с морским песком. | 22 |
2. | Рисование песком на планшете | 22 |
3. | Работа с кинетическим песком | 22 |
| Итого | 66 |
Оборудование для занятий:
Водонепроницаемый деревянный ящик
Планшет для рисования песком
Песок морской
Лопатки
Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
Камешки
Бусинки
Пуговки
Кисточки
Набор мелкой посуды
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов |
Работа с морским песком (22ч.) |
1 2 | | «Наш волшебный песок» | 2 |
3 4 | | «Песок и песчинки» | 2 |
5 6 | | «Путешествие в песочную страну» | 2 |
7 8 | | «Вода и песок» | 2 |
9 10 | | «Корзинка с овощами для зайчат» | 2 |
11 12 | | «Путешествие в Австралию» | 2 |
13 14 | | «Морская история» | 2 |
15 16 | | «Волшебное царство песка» | 2 |
17 18 | | «Игры с песком и водой» | 2 |
19 20 | | «Кладоискатели» | 2 |
21 22 | | «Опыты с водой и песком» Работа с планшетом для рисования песком | 2 |
Рисование песком на планшете (22ч.) |
23 24 | | Рисование песком «Овалы» | 2 |
25 26 | | Рисование «Ромашка» | 2 |
27 28 | | Рисование песком «Облака» | 2 |
29 30 | | Рисование песком «Мышка» | 2 |
31 32 | | Рисование песком «Пирамидка» | 2 |
33 34 | | Рисование песком «Ягодка» | 2 |
35 36 | | Рисование песком «Рабочие инструменты » | 2 |
37 38 | | Рисование песком «Рыбка» | 2 |
39 40 | | Рисование песком «Змейка» | 2 |
41 42 | | Рисование песком «Медуза» | 2 |
43 44 | | Рисование песком «Ель» | 2 |
Работа с кинетическим песком (24ч.) |
45 46 | | «Волшебный материал» | 2 |
47 48 | | «Гора» | 2 |
49 50 | | «Одуванчик» | 2 |
51 52 | | «Торт из песка» | 2 |
53 54 | | «Песок может двигаться» | 2 |
55 56 | | «Следы» | 2 |
57 58 | | «Узоры на песке» | 2 |
59 60 | | «Я - кладоискатель» | 2 |
61 62 | | «Спрячь игрушку». | 2 |
63 64 | | «Мы- следопыты» | 2 |
65 | | «Царство песка» | 1 |