СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Живопись", 4-6 классы

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Живопись", 4-6 классы»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ижевска



Согласована

Заместитель директора по ВР

_________________



Утверждена

Директор школы № 91

__________________

Приказ № 220 от « 28 » августа 2020г.


Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая

программа по рисованию

«Живопись»

4-6 классы (10-12 лет)

Срок реализации: 1 год.

(В неделю – 3 часа, общее количество – 102 часа)






Составитель: Семакина Т.В., учитель

изобразительного искусства






2020-2021 учебный год


1. Пояснительная записка

«Для того чтобы стать хорошим художником,
надо даже спать с альбомом и карандашом.
Надо рисовать и рисовать с жизни»
Архип Иванович Куинджи

Программа «Живопись» предназначена для дополнительного образования обучающихся МБОУ «СОШ№91». Она подготовлена для детей 4-6 классов 10-12 лет и рассчитана на 102 часа в учебном году.

Программа по курсу «Живопись» составлена в соответствии с Законом "Об образовании" РФ от 29.12. 201302 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) (ст. 75), Приказом Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой МБОУ «СОШ№91».
В основу данной программы были положены следующие материалы:

Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;

Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.


Направленность программы: художественная.

Уровень дополнительной общеразвивающей программы: ознакомительный.

Программа учитывает традиции художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

Место курса в учебном плане:

программа внеурочной деятельности рассчитана на один учебный год –102 часа по 3 часа в неделю - для обучающихся 4 -6 классов.

2. Содержание программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Живопись» рассчитана на органическое соединение изобразительного творчества и художественных технологий. Программа структурно строится как теоретико–практическая система, которая допускает вариативность в зависимости от образовательно – технологических возможностей школы. Обучение через деятельность является основным принципом на уроках изобразительного искусства. Курс способствует формированию предметных знаний и умений для решения мотивированными школьниками учебно–познавательных и учебно–практических задач, расширяющих и углубляющих понимание опорного материала.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1) Уровневый подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

2) Формирование ИКТ – компетентности обучающихся повышают эффективность приобретения ключевых навыков и коммуникаций.

3) Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит обучающимся проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин.

4) Колористическое восприятие художественных произведений учит понимать красоту цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Сфера углубленного изучения изобразительного искусства позволяет школьникам использовать занятия по интересам для повышения начальной профессиональной культуры. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг.
 

Цель: способствовать самовыражению и развитию личности посредством творческой и академической живописи для всестороннего развития и удовлетворения потребностей обучающихся, формирования общей культуры школьника и развития мотивации личности к познанию и творчеству.
Основные задачи:

создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности обучающихся;

создание условий для самоутверждения и самореализации личности, возможности проявить «себя» растущему человеку и пережить ситуацию успеха;

развитие познавательных интересов, творческих способностей и творческой активности;

привить ребёнку радость творчества через изобразительную деятельность, работу с живописными материалами, техниками, развивать его фантазию;

повышение мотивации обучающихся к обучению силой воздействия живописи через художественно-эстетическое образование.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

3. Человек в искусстве (портретный жанр).

4. Декоративно – прикладное творчество.

До 60% учебного времени отведено практической деятельности по отношению к теоретической.

В результате освоения курса «Живопись» обучающихся приобретают навыки работы живописными материалами, изучают их свойства, возможность и эстетические качества. Развитие навыков последовательного ведения живописной работы помогают раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах. Художественные и эстетические свойства цвета, их основные закономерности, создание цветового строя способствуют передаче цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды в живописных творческих работах. Навыки в использовании основных техник и материалов формируют умение изображать объекты предметного мира пространства и фигуры человека.

Важнейшим направлением является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.

На уровне содержания предметной линии курса «Живопись» создаются условия для формирования:

понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональной оценки;

интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры;

уважения к созидательному труду, к обучению;

ценностного отношения к культурно-историческому наследию народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества;

овладения основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами;

потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

самореализации и развития;

нравственных чувств, этического сознания;

ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Методы и формы обучения

Форма обучения очная.

Формы подведения итогов реализации программы:

итоговые творческие работы, композиции, тесты и вопросы по темам;

работа форумов;

с целью повышения интереса у детей к рисованию, после изучения темы или блока тем устраиваются выставки творческих работ.

Формы проведения занятий – мастер-класс, выставка, творческий отчет, практическое занятие, пленер.

Формы организации деятельности - групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, по подгруппам.

Форма текущего и итогового контроля

Для учащихся предусмотрена безоценочная система изучения курса. Ряд тем можно пройти обзорно. Возможно прохождение курса в самостоятельном режиме, для этого предусмотрены лекции, составлен ряд заданий разного уровня выполнения с возможностью самостоятельного контроля.

Критериями выполненного задания могут служить:

соответствие заданной теме;

правильность выполнения; аккуратность;

фантазия учащегося;

вовремя сданное задание.

Подведение итогов обучения подводится в форме итоговой творческой работы:

включающей композицию по теме;

развернутые ответы на вопросы по основным темам курса;

обсуждения в форуме итогов творческой работы на курсе.

Методические особенности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в основу курса заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Методика преподавания курса

Курс состоит из теоретической и практической части.

На каждом уроке ученикам предлагается:

Ознакомительный материал с основными теоретическими понятиями по теме уроков, помещенный в презентациях подготовленных учителем.

Видеоматериалы, содержащие коллекцию ресурсов (в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного). Созданные тематические коллекции дают возможность учащимся самостоятельно ознакомиться с лучшими образцами русской живописи, получить представление о биографии художника, узнать историю создания картины, технологию выполнения рисунка.

В мастер-классах, представленных в программе ArtRage, содержатся видео-инструкции по выполнению упражнений по темам уроков, помогающие разобраться в этапах создания рисунка инструментами программы.

 

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, на формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Требованиям стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической деятельной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на целостносто-эмоциональное восприятие произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать свое отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности.

Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др.

Разнообразие видов практической деятельности школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально - личностного подхода к учащимся. Этому способствуют дифференцированные задания, варианты выполнения заданий.

Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.

Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, что придает содержанию уроков художественное единство

Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

В предметной линии курса «Живопись» акцентировано внимание на изучении свойств основного средства выразительности в живописных произведениях – цвете, способствующего колористическому восприятию художественных произведений и создающего цветовые образы с различным эмоциональным звучанием, формируя у школьников систему универсальных учебных действий.

 

3. Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса «Живопись» у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Таким образом, курс направлен на формирование общей культуры обучающегося, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.

Планируемые личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывая культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

- умение анализировать произведения искусства;

- понимание особенности образного языка;

- создавать с натуры и по воображению образы живописными материалами;

- эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в картине;

- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

- усвоение принципа построения изображения и пространственно-временного развития;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к курсу «Живопись» через освоение роли автора своих художественных работ;

- ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;

- мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;

- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать учебную задачу;

- понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;

- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- организовывать совместную деятельность и совместное сотрудничество.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать варианты выполнения работы;

- понимать содержание художественных произведений;

- читать простое схематическое изображение;

- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств;

работать различными живописными художественными материалами;

- развивать индивидуальные творческие способности, формирующие интерес к творческой деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

- вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;

- ответственно и осознанно относится к собственным поступкам.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- владеть живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;

- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;

- принимать условность и субъективность художественного образа;

- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;

- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.

4. Учебный план


п/п

Название разделов

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Живопись. Искусство цвета.

30

10

20

2.

Натюрморт. Основы рисования.

36

12

24

3.

Основы рисования пейзажа.

12

4

8

4.

Основы рисования портрета.

12

4

8

5.

Анималистический жанр в декоративной живописи.

12

4

8


ИТОГО

102

34

64

















5. Содержание программы


п/п

Темы

занятия

Теория

Кол-о

часов

Практика

Кол-о

часов

Живопись. Искусство цвета (30 часов).

Живопись – искусство цвета


Основы цветоведение. Введение. Основные и дополнительные цвета. Цвета спектра. Спектральный круг. Взаимодополнительные цвета. Смешение цветов. Упражнение по цветоведению.

1 час

«Рисуем цветик-семицветик»









2 часа

Ахроматические цвета. Хроматические цвета.

Ахроматические цвета. Хроматические цвета.

1 час

«Рисуем бабочку ахроматическими цветами»

2 часа

Основные характеристики цвета. Теплые и холодные тона. Тон, светлота, насыщенность, светлые и темные тона. Понятие локального цвета

Основные характеристики цвета. Теплые и холодные тона. Тон, светлота, насыщенность, светлые и темные тона. Понятие локального цвета.

1 час

Рисуем картину «Над вечным покоем» в своем колорите

2 часа

Контраст и нюанс. Светлотный контраст. Цветовой контраст

Контраст и нюанс. Светлотный контраст. Цветовой контраст

1 час

«Рисуем контрастными цветами цветочную композицию»

2 часа

Психологическое, оптическое воздействие цвета. Цвет создает настроение. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Музыкальность цвета

Психологическое, оптическое воздействие цвета. Цвет создает настроение. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Музыкальность цвета

1 час

Рисуем картину «Сады под дождем»

2 часа

Колорит. Монохромная живопись. Гризайль. Светотональные возможности одной краски.

Монохромная живопись. Гризайль. Светотональные возможности одной краски.

1 час

Рисуем городской пейзаж в пастельных тонах

2 часа

Гризайль. Светотональные возможности одной краски

Светотональные возможности одной краски

1 час

Рисуем натюрморт с осенними листьями в технике гризайль

2 часа

Полихромная живопись. Полихромная живопись и ее особенности. Отношения цветов.

Полихромная живопись и ее особенности

1 час

Рисуем натюрморт с осенними листьями в полихромном колорите

2 часа

Особенности работы с акварелью

Особенности работы с акварелью

1 час

Рисуем яблоко акварелью

2 часа

Методы работы с гуашевыми красками

Методы работы с гуашевыми красками

1 час

Рисуем гуашью портрет Осени

2 часа

Натюрморт. Основы рисования (36 часов).

Методы работы с пастелью

Методы работы с пастелью

1 час

Рисуем пастелью осенний натюрморт

2 часа

Основы композиции

Основы композиции

1 час

Рисуем пастелью осенний пейзаж с кипарисами

2 часа

Творческое задание: «Натюрморт» (гризайль)

Построение натюрморта

1 час

Рисуем натюрморт с чайной парой в технике гризайль

2 часа

Творческое задание: «Натюрморт» (гризайль)

Натюрморт, светотени.

1 час

Натюрморт с драпировкой в технике гризайль

2 часа

15.

Творческое задание: «Натюрморт» (акварель), (гуашь)

Техника рисования акварелью.

1 час

Рисуем натюрморт с кувшином в цвете. Этапы создания натюрморта

2 часа

16.

Творческое задание: «Натюрморт» (акварель), (гуашь)

Техника рисования акварелью

1 час

Рисуем декоративный натюрморт с арбузом

2 часа

17.

Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм

Стилизация форм. Что так36ое декоративный натюрморт

1 час

Рисуем декоративный натюрморт с гжельской росписью

2 часа

18.

Декоративный натюрморт, стилизация природных и бытовых форм

Стилизация форм. Что такое декоративный натюрморт

1 час

Декоративный натюрморт. Гуашь.

2 часа

19.

Итоговое творческое задание «Тематический натюрморт»

Составление композиции натюрморта.

1 час

«Тематический стилизованный натюрморт»

2 часа

20.

Итоговое творческое задание «Тематический натюрморт»

Винсент Ван Гог. Творчество.

1 час

«Натюрморт с подсолнухами»

2 часа

21.

Творческие задания для выполнения натюрмортов с использованием различных художественных приемов (пуантилизм)

Художественные приемы.

1 час

Рисуем гуашью «Натюрморт с маками в технике пуантилизм»

2 часа

22.

Техника монотипии

Техника монотипии

1 час

Рисуем гуашью в технике монотипия «Отражение в воде «

2 часа

Основы рисования пейзажа (12 часов).

23.

Пейзаж настроение

Цвет в картине - отражение настроения.

1 час

Рисуем весенний пейзаж

2 часа

24.

Сельский пейзаж

Перспектива в пейзаже.

1 час

Рисуем сельский пейзаж со стогами

2 часа

25.

Городской пейзаж

Законы перспективы.

1 час

Рисуем городской пейзаж с фонарями

2 часа

26.

Морской пейзаж. Изображение неба

Краски моря (холодные цвета)

1 час

Рисуем бушующее море

2 часа

Основы рисования портрета (12 часов).

27.

Живописный портрет

Основы рисования портрета

1 час

Рисуем автопортрет с любимым животным

2 часа

28.

Живописный портрет

Основы рисования портрета

1 час

Рисуем исторический портрет дамы

2 часа

29.

Бытовой жанр

Основы бытового жанра

1 час

Рисуем картину «Мои сновидения»

2 часа

30.

Бытовой жанр

Основы бытового жанра

1 час

Рисуем композицию «Моя семья. Чаепитие»

2 часа

Анималистический жанр в декоративной живописи (12 часов).

31.

Анималистический жанр

Основы анималистического жанра

1 час

Рисуем тигра

2 часа

32.

Декоративная живопись

Декоративная живопись. основы

1 час

Рисуем сказочную птицу Алконост в декоративном стиле

2 часа

33.

Заключение. Итоговая работа. Тематическая композиция.

Выбор сюжета.

1 час

Рисуем иллюстрацию к былине

2 часа

34.

Заключение. Итоговая работа. Тематическая композиция.

Выбор сюжета.

1 час

Рисуем иллюстрацию к «Сказке о золотом петушке»

2 часа




6. Календарный учебный график

Год обучения


Кол-во часов в нед.

Временные периоды

Всего недель

Всего часов

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

1

3

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

34

102

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у

у





















7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Электронно-программное обеспечение (по возможности):

- электронные библиотеки по искусству, ЦОРы по изобразительному искусству о природе, архитектуре;

- записи классической и народной музыки; - специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор, DVD- плееры, MP3- плееры;

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- цифровой фотоаппарат;

- сканер, ксерокс и цветной принтер

 Список литературы

Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006

Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990

Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;1984

Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006

Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006

Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984

Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997

Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004

Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986

Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004

Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 1986

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998

Кумбз. П.Пастельная живопись - М.; Кристина, 2002

Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008

Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989

Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004

Ньютон У. Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002

Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. -М.; 1992

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.; 1980

Унковский А.А. Цвет в живописи - М.; 1983

Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.; 2001







Дополнение к программе «Живопись».

При реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, в случае необходимости перехода на дистанционную форму обучения, могут быть использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. При этом предусмотренная программой тематика занятий сохранится и будет представлена обучающимся в форме онлайн уроков, индивидуальных заданий, просмотра видео фильмов, лекций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!