ΙΙ. Оглавление.
Ι. Титульный лист
ΙΙ. Оглавление………………………………………………………………………………….стр. 2
ΙΙΙ. Пояснительная записка …………………….…………………………………………..стр. 3-4
ΙV. Цели и задачи программы ………………………………………………………………..стр. 5
V. Планируемые результаты …………………………………………………………………стр. 6
VΙ. Содержание программы ……………………………………………….…………………стр. 7
VΙΙ. План мероприятий ……………………………………………………………………стр. 8-14
VΙΙΙ. Ресурсы………………………………………………………………………………….стр. 15
ΙX. Система оценки………………………………………………….……………………….стр. 16
X. Контроль и управление программой …………………………………………………….стр. 17
XΙ. Список литературы ………………………………………………………………………стр. 18
III. Пояснительная записка.
Социальная программа «Подросток и закон» имеет социально-правовую направленность. Разработана для воспитанников отделения социальной реабилитации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, филиала Республиканского СРЦН «СРЦН Балезинского района».
Актуальность программы: правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Важной частью правового воспитания является ответственность.
Правовое воспитание как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание ребенка приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением воспитанника. Важно, чтобы дети хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, правомерного поведения, знали о последствиях правонарушений и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения воспитанников.
Новизна: программа разработана на основе практического опыта работы с несовершеннолетними социально-реабилитационного центра, а также с учётом передового отечественного опыта в соответствии с универсальной моделью развития личности.
Целевая группа: воспитанники от 6 до 18 лет (в том числе и дети с ОВЗ). При выборе форм и содержания мероприятий учитываются возрастные особенности воспитанников.
Формы и методы работы:
- индивидуальные (беседы, консультирование);
- групповые (беседы, практические занятия, игры, викторины, часы общения, дискуссия);
- диагностические (анкетирования, тесты, методики незаконченных предложений);
- наглядно-информационные (выпуск газет, коллажей, создание видеоматериалов, презентаций).
Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту детей):
- объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные или практические (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательские (овладение методам научного познания, самостоятельной творческой работы);
- методы стимулирования и мотивации;
Эмоциональные методы:
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядных образных представлений;
- создание ситуации успеха;
- свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации;
- выполнение творческих заданий.
Социальные методы (методы воспитывающих ситуаций):
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование межличностных отношений;
- взаимопроверка; рецензирование.
Срок реализации программы – 2024 год.
IV. Цели и задачи.
Цель программы: формирование правовой культуры воспитанников, обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности.
Задачи программы:
1.Развить социальную активность воспитанников.
2.Обучить воспитанников способам предупреждения девиантного поведения посредством традиционных и новейших технологий педагогики.
3.Обучить воспитанников нравственной культуре в сфере взаимоотношения полов.
4.Воспитать положительное отношение к нормам коллективной жизни, здоровому образу жизни, формировать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
V. Планируемые результаты.
1.Уменьшение количества противоправных и антиобщественных действий среди воспитанников.
2.Повышение уровня социальной включенности воспитанников в общественную жизнь.
3.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
4.Формирование правового сознания, представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни.
5.Формирование нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов.
VI. Содержание программы.
1 этап. Организационный (сентябрь – декабрь 2023 года):
- обновление нормативно-правовой базы по работе с несовершеннолетними;
- подбор методического и материально-технического оснащения мероприятий программы;
- оформление необходимых документов;
- формирование целевой группы;
- разработка занятий и мероприятий.
2 этап. Практический (январь - ноябрь 2024 года):
- организация и реализация мероприятий правовой направленности согласно плану мероприятий.
3 этап. Аналитический (декабрь 2024 года):
- анализ реализации программы;
- оценка эффективности;
- выводы о результатах работы, прогнозирование;
- планирование дальнейшей работы;
Направление деятельности | Содержание |
Социально – правовое направление | Организация и проведение мероприятий с воспитанниками по формированию правовой грамотности, установок на законопослушное поведение, формирование основ безопасного поведения, навыков здорового образа жизни, социальной включенности воспитанников в общественную жизнь. |
VII. План мероприятий.
№ | Мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ожидаемый результат | Должность ответственного |
1 | «Уровень воспитанности» | январь | анкета | выявлен уровень воспитанности | соц. педагог |
2 | «Учусь общаться» (к международному дню «Спасибо» -11.01.) | январь | практическое занятие | привиты умения гармонично взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | соц. педагог |
3 | «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчин». | январь | беседа | сформировано взаимопонимание и уважение друг к другу. | соц. педагог |
4 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | январь | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
5 | «О честности и умении держать слово». | февраль | беседа | сформированы нравственные ценности, такие как честность, верность слову, обещаниям | соц. педагог |
6 | «Опасные ловушки». | февраль | просмотр и обсуждение видеоролика | сформированы навыки ЗОЖ | соц. педагог |
7 | «Выбор за тобой!» | февраль | методика недописанных предложений | сформирована потребность в здоровом образе жизни, снижение правонарушений среди воспитанников | соц. педагог |
8 | «Что такое ответственное поведение?» | февраль | практическое занятие | сформировано осознанное отношение к своим поступкам и пониманию ответственности | соц. педагог |
9 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | февраль | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
10 | «Ответственность за преступления против половой неприкосновенности». | март | беседа с просмотром презентации и обсуждение | сформирована ответственность за преступления против половой неприкосновенности | соц. педагог |
11 | «К кому обращаться за помощью». | март | консультация | сформированы теоретические знания | соц. педагог |
12 | «Свободное время для души и с пользой». | март | просмотр видеоролика и его обсуждение | наличие у воспитанников умений разумно организовать свое свободное время | соц. педагог |
13 | «Моя безопасность» | март | тест с обсуждением результатов | сформированы теоретические знания и практические умения, относящиеся к сфере обеспечения безопасности | соц. педагог |
14 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | март | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
15 | «Есть повод подумать…» (к всемирному дню здоровья – 07.04.) | апрель | выпуск газеты | пропаганда ЗОЖ | соц. педагог |
15 | «Хочу» и «должен». | апрель | беседа | сформированы представления о важности и необходимости соблюдения правовых норм в жизнедеятельности | соц. педагог |
16 | «Всегда ли ты поступаешь правильно?» | апрель | методика незаконченных предложений | сформированы умения анализировать свои поступки | соц. педагог |
17 | «Правильные поступки» | апрель | интерактивная игра | расширены знания о плохих и хороших поступках | соц. педагог |
18 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | апрель | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
19 | Декада, посвященная Международному дню детского телефона доверия (по отдельному плану). | май | профилактические мероприятия | углублены знания о деятельности детского телефона доверия | соц. педагог |
20 | «Проведи лето с пользой». | май | беседа | сформирована потребность в правильном образе жизни | соц. педагог |
21 | «С кем бы я хотел дружить?» | май | практическое занятие | углублены знания о дружбе и друзьях | соц. педагог |
22 | «Твоя безопасность!» | май | памятка | закреплены знания, относящиеся к сфере обеспечения безопасности | соц. педагог |
23 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | май | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
24 | «Дорога в никуда». | июнь | просмотр и обсуждение видеоролика | выработана зрелая, обоснованная позиция по ведению ЗОЖ | соц. педагог |
25 | «Здоровый образ жизни». | июнь | викторина | сформированы навыки ЗОЖ | соц. педагог |
26 | «Детство - чудная пора!» | июнь | рисунки на асфальте | создана радостная атмосфера, повышено настроение у детей | соц. педагог |
27 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | июнь | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
28 | «Человеческие ценности». | июль | час общения | сформирована нравственная культура воспитанников | соц. педагог |
29 | «Безопасные игры в интернете». | июль | беседа | сформированы грамотность в вопросах безопасности в сети, общепринятые нормы поведения в интернете | соц. педагог |
30 | «Сила слова или яд сквернословия». | июль | практическое занятие | повышена культура речи | соц. педагог |
31 | «Внимание, опасность!» | июль | игра | сформированы навыки безопасного поведения | соц. педагог |
32 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | июль | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
33 | «Искусственный рай». | август | просмотр и обсуждение презентации | развиты воля, самостоятельность в выборе жизненного пути | соц. педагог |
34 | «Счастливая семья – это…». | август | методика незаконченных предложений | сформировано представление о семье, семейных ценностях | соц. педагог |
35 | «Как я провел лето». | август | беседа | сформированы умения вести коллективный разговор, высказываться | соц. педагог |
36 | «Наше лето». | август | создание видеоролика совместно с воспитанниками по итогам лета | сформированы умения работать в команде | соц. педагог |
37 | «Как настроить себя на учебу». | сентябрь | памятка | оказана помощь в положительном настрое на учебу | соц. педагог |
38 | «Все тайное становится явным». | сентябрь | дискуссия | углублены знания по понятиям «ложь», «правда» | соц. педагог |
39 | «Что такое закон и почему его надо выполнять?» | сентябрь | практическое занятие | повышена правовая культура воспитанников | соц. педагог |
40 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | сентябрь | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
41 | «Самовольные уходы и их последствия». | октябрь | беседа | повышена правовая культура воспитанников | соц. педагог |
42 | «Опасные игры и увлечения». | октябрь | практическое занятие | сформированы правильные жизненные ориентиры | соц. педагог |
43 | «Воспитание человечности». | октябрь | просмотр и обсуждение видеоролика | сформировано уважение и доброе отношение к другим людям | соц. педагог |
44 | «Ранние браки». | октябрь | час общения | сформировано отрицательное отношение к распущенности | соц. педагог |
45 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | октябрь | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
46 | «О вреде наркотиков и алкоголя». | ноябрь | беседа | выработано негативное отношение к употреблению ПАВ | соц. педагог |
47 | «Отношение к вредным привычкам». | ноябрь | анкетирование | выявлена степень информированности о вредных привычках | соц. педагог |
48 | «Толерантность – путь к миру». | ноябрь | просмотр и обсуждение видеоролика | сформировано правильное представление о толерантном поведении | соц. педагог |
49 | Индивидуальные беседы с воспитанниками. | ноябрь | беседа | выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь | соц. педагог |
50 | Месячник Профилактики (по отдельному плану) По итогам месячника Профилактики – составление фотоколлажа совместно с воспитанниками. | ноябрь | профилактические мероприятия | сформирована потребность в здоровом образе жизни, снижение правонарушений среди воспитанников | педагогический коллектив соц. педагог |
51 | «Мы против СПИДа» (к всемирному дню борьбы со СПИДом) | декабрь | акция | пропаганда ЗОЖ | соц. педагог |
52 | Декада правовых знаний (по отдельному плану; в конце декады – создание презентации по её итогам) | декабрь | мероприятия на повышение правовой культуры | сформирована потребность повышать правовую грамотность | соц. педагог |
53 | «Конституция – основной закон государства». | декабрь | интерактивная игра | повышена правовая культура воспитанников | соц. педагог |
54 | «Что мы знаем о правах». | декабрь | викторина | повышена правовая культура воспитанников | соц. педагог |
55 | «Права, обязанность, ответственность». | декабрь | час общения | развиты правовое мировоззрение, чувство ответственности | соц. педагог |
56 | «Уровень воспитанности». | декабрь | мониторинг | повышен уровень воспитанности | соц. педагог |
57 | Встречи с интересными людьми | в течение года | | выработаны умения общаться с людьми, вступать в контакт, поддерживать беседу, развит кругозор | соц. педагог |
58 | «Уровень социальной включенности воспитанников в общественную жизнь». | декабрь 2024 г. январь 2025 г. | мониторинг за 2024 г. | повышен уровень социальной включенности воспитанников | соц. педагог |
Тематический план занятий и мероприятий.
№ п/п | Тема и форма занятия, мероприятия | Количество часов |
Всего часов | в т.ч. теоретических | В т.ч. практических |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мероприятия по предупреждению преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы воспитанников |
1 | Беседа «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчин». | 1 | 1 | 0 |
2 | Беседа с просмотром презентации и обсуждением «Ответственность за преступления против половой неприкосновенности». | 1 | 1 | 0 |
3 | Практическое занятие «С кем бы я хотел дружить?» | 1 | 0 | 1 |
4 | Час общения «Человеческие ценности». | 1 | 1 | 0 |
5 | Методика недописанного тезиса «Счастливая семья – это…». | 1 | 0 | 1 |
6 | Час общения «Ранние браки». | 1 | 1 | 0 |
7 | Акция «Мы против СПИДа | 1 | 0 | 1 |
Мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ |
1 | Просмотр и обсуждение видеоролика «Опасные ловушки». | 1 | 1 | 0 |
2 | Методика незаконченных предложений «Выбор за тобой!» | 1 | 0 | 1 |
3 | Выпуск газеты «Есть повод подумать…» (к всемирному дню здоровья – 07.04.) | 1 | 0 | 1 |
4 | Просмотр и обсуждение видеоролика «Дорога в никуда». | 1 | 1 | 0 |
5 | Викторина «Здоровый образ жизни». | 1 | 0 | 1 |
6 | Просмотр и обсуждение презентации «Искусственный рай». | 1 | 1 | 0 |
7 | Беседа «О вреде наркотиков и алкоголя». | 1 | 1 | 0 |
8 | Анкетирование «Отношение к вредным привычкам». | 1 | 0 | 1 |
Мероприятия, направленные на повышение правовой культуры воспитанников |
1 | Практическое занятие «Что такое ответственное поведение?» | 1 | 0 | 1 |
2 | Консультация «К кому обращаться за помощью». | 1 | 1 | 0 |
3 | Тест «Моя безопасность». | 1 | 0 | 1 |
4 | Беседа «Хочу» и «должен». | 1 | 1 | 0 |
5 | Методика незаконченных предложений «Всегда ли ты поступаешь правильно?» | 1 | 0 | 1 |
6 | Интерактивная игра «Правильные поступки» | 1 | 0 | 1 |
7 | Памятка «Твоя безопасность!» | 1 | 1 | 0 |
8 | Беседа «Безопасные игры в интернете». | 1 | 1 | 0 |
9 | Игра «Внимание, опасность!» | 1 | 0 | 1 |
10 | Практическое занятие «Что такое закон и почему его надо выполнять?» | 1 | 0 | 1 |
11 | Беседа «Самовольные уходы и их последствия». | 1 | 1 | 0 |
12 | Дискуссия «Все тайное становится явным». | 1 | 1 | 0 |
13 | Практическое занятие «Опасные игры и увлечения». | 1 | 0 | 1 |
14 | Интерактивная игра «Конституция – основной закон государства». | 1 | 0 | 1 |
15 | Викторина «Что мы знаем о правах». | 1 | 0 | 1 |
16 | Час общения «Права, обязанность, ответственность». | 1 | 1 | 0 |
Мероприятия, направленные на повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, самоорганизованности. |
1 | Анкетирование «Уровень воспитанности» (январь, декабрь) | 2 | 0 | 2 |
2 | Практическое занятие «Учусь общаться» | 1 | 0 | 1 |
3 | Просмотр и обсуждение видеоролика «Свободное время для души и с пользой». | 1 | 1 | 0 |
4 | Беседа «Проведи лето с пользой». | 1 | 1 | 0 |
5 | Рисунки на асфальте «Детство - чудная пора!» | 1 | 0 | 1 |
6 | Час общения «Человеческие ценности». | 1 | 1 | 0 |
7 | Беседа «Как я провел лето». | 1 | 1 | 0 |
8 | Совместная деятельность педагога и воспитанников - создание видеоролика «Наше лето». | 2 | 0 | 2 |
9 | Памятка «Как настроить себя на учебу». | 1 | 1 | 0 |
10 | Просмотр и обсуждение видеоролика «Воспитание человечности». | 1 | 1 | 0 |
11 | Просмотр и обсуждение видеоролика «Толерантность – путь к миру». | 1 | 1 | 0 |
VIII. Ресурсы.
Для реализации программы «Путь к успеху» в филиале имеются необходимые ресурсы:
Внутренние | Внешние |
1. Материально-техническая база, которая регулярно обновляется и совершенствуется: - наличие объектов для организации воспитательного процесса; - помещения оборудованы необходимой мебелью; - наличие необходимого развивающего, обучающего, игрового инвентаря для организации занятий. 2. Методическое обеспечение: научно-методические пособия (в том числе электронные), нормативно-правовая база, методические разработки мероприятий. - технические и аудиовизуальные средства обучения и воспитания. 3. Информационные ресурсы: интернет, библиотечно-информационный центр. 4. Кадровые ресурсы: социальные педагоги. | 1.Сотрудничество с социально-культурными учреждениями Республики и Балезинского района. 2.Система дополнительного образования п. Балезино. 3.Сотрудничество с субъектами системы профилактики. |
IX. Система оценки.
Для оценки эффективности комплексной социальной программы используется метод сравнения:
1. Начальная диагностика (на момент начала реализации программы);
2. Контрольная диагностика (в конце реализации программы);
При оценке эффективности программы используются количественные и качественные критерии.
Планируемы результаты | Качественные критерии | Количественные критерии |
Уменьшение количества противоправных и антиобщественных действий среди воспитанников. | Наличие у воспитанников мотивации на положительное поведение. | Уменьшение числа воспитанников, совершающих антиобщественные и противоправные действия. Уменьшение числа детей, состоящих на профилактических учетах. |
Повышение уровня социальной включенности воспитанников в общественную жизнь. | Положительные изменения в поведении воспитанников – активная включенность в общественную жизнь (культурно-массовую, спортивную, социальную, трудовую). | Увеличение числа воспитанников, включенных в общественную жизнь (мониторинг) |
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, самоорганизованности. | Положительные изменения в поведении воспитанников – повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, самоорганизованности. | Увеличение числа воспитанников, повысивших уровень воспитанности, культуру поведения и общения, самоорганизованности (мониторинг). |
Формирование правового сознания, представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни. | Наличие у воспитанников правового сознания, представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни. | Увеличение числа воспитанников с положительной динамикой формирования правосознания, высоким уровнем социализации. |
Формирование нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов. | Наличие у воспитанников стойкой нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов. | Отрицательный показатель в преступлениях против половой неприкосновенности в отношении воспитанников. Отрицательный показатель в преступлениях против половой неприкосновенности, которые совершают несовершеннолетние воспитанники. |
X. Контроль и управление программой
Общий контроль за управлением программой, её реализацией осуществляет заместитель заведующего.
Предварительный контроль (декабрь 2023 года) – осуществляется до начала работы по программе (обеспеченность ресурсами).
Текущий контроль (март, июнь, сентябрь 2024 года) – осуществляется на каждом этапе реализации программы за выполнением конкретной задачи, качеством оказания социальных услуг, подготовкой социальных педагогов к мероприятиям (занятиям) с детьми, сроками и качеством проведения.
Заключительный контроль (декабрь 2024 года – январь 2025 года) – проводится при завершении реализации программы, включает в себя анализ результатов реализации программы и оценку эффективности деятельности:
- проведение мониторингов: «Уровень воспитанности», «Уровень социальной включенности воспитанников в общественную жизнь»;
- активное межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики;
- проведение открытого мероприятия совместно с воспитанниками;
- уменьшение количества детей, состоящих на профилактических учетах.
XI. Список литературы.
1. Бочарова Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для СПО / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
2. Григорьева И.А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
3. Григорьева И.А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Григорьева И.А., Келасьев В.Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
4. Самыгин П.С. Профилактика девиантного поведения молодежи: учеб. пособие для академического бакалавриата / Самыгин П.С.,. Кротов Д.В, Самыгин С.И.; под общ. ред. Самыгина П.С. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
5. Сережко Т.А. Психология социально-правовой деятельности: учебник и практикум для СПО / Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
6. Смирнова Е. Как воспитать правовую культуру? Поиски и решения библиотек Ленинградской области / Е. Смирнова // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 30 – 32.
7. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / Приступа Е.Н. [и др.]; под ред. Приступы Е. Н. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
8. Шульга А.А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учеб. пособие для СПО / Шульга А.А. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
Интернет-ресурсы.
- http://www.admkodeks.ru/
- http://www.spasextreme.ru/park/
– http://schoolsector.relarn.ru/prava/index.html