СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Подросток и закон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель программы - формирование праовой культуры воспитанников, обеспечение социальной поддержки детей и подростков "группы риска", направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Подросток и закон"»

ΙΙ. Оглавление.


Ι. Титульный лист

ΙΙ. Оглавление………………………………………………………………………………….стр. 2

ΙΙΙ. Пояснительная записка …………………….…………………………………………..стр. 3-4

ΙV. Цели и задачи программы ………………………………………………………………..стр. 5

V. Планируемые результаты …………………………………………………………………стр. 6

VΙ. Содержание программы ……………………………………………….…………………стр. 7

VΙΙ. План мероприятий ……………………………………………………………………стр. 8-14

VΙΙΙ. Ресурсы………………………………………………………………………………….стр. 15

ΙX. Система оценки………………………………………………….……………………….стр. 16

X. Контроль и управление программой …………………………………………………….стр. 17

XΙ. Список литературы ………………………………………………………………………стр. 18


































III. Пояснительная записка.


Социальная программа «Подросток и закон» имеет социально-правовую направленность. Разработана для воспитанников отделения социальной реабилитации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, филиала Республиканского СРЦН «СРЦН Балезинского района».

Актуальность программы: правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Важной   частью   правового воспитания является ответственность.

Правовое воспитание как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание ребенка приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением воспитанника. Важно, чтобы дети хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, правомерного поведения, знали о последствиях правонарушений и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения воспитанников.

Новизна: программа разработана на основе практического опыта работы с несовершеннолетними социально-реабилитационного центра, а также с учётом передового отечественного опыта в соответствии с универсальной моделью развития личности.

Целевая группа: воспитанники от 6 до 18 лет (в том числе и дети с ОВЗ). При выборе форм и содержания мероприятий учитываются возрастные особенности воспитанников.

Формы и методы работы:

- индивидуальные (беседы, консультирование);

- групповые (беседы, практические занятия, игры, викторины, часы общения, дискуссия);

- диагностические (анкетирования, тесты, методики незаконченных предложений);

- наглядно-информационные (выпуск газет, коллажей, создание видеоматериалов, презентаций).

Педагогические способы взаимодействия с детьми (способы передачи и основания знаний, умений, разнообразие, комплексность, соответствие содержанию, возрасту детей):

- объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивные или практические (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично-поисковые (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательские (овладение методам научного познания, самостоятельной творческой работы);

- методы стимулирования и мотивации;

Эмоциональные методы:

- поощрение;

- порицание;

- учебно-познавательная игра;

- создание ярких наглядных образных представлений;

- создание ситуации успеха;

- свободный выбор заданий.

Познавательные методы:

- опора на жизненный опыт;

- создание проблемной ситуации;

- выполнение творческих заданий.

Социальные методы (методы воспитывающих ситуаций):

- создание ситуации взаимопомощи;

- поиск контактов и сотрудничества;

- заинтересованность в результатах;

- пропаганда здорового образа жизни;

- формирование межличностных отношений;

- взаимопроверка; рецензирование.

Срок реализации программы – 2024 год.



























IV. Цели и задачи.


Цель программы: формирование правовой культуры воспитанников, обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности.


Задачи программы:

1.Развить социальную активность воспитанников.

2.Обучить воспитанников способам предупреждения девиантного поведения посредством традиционных и новейших технологий педагогики.

3.Обучить воспитанников нравственной культуре в сфере взаимоотношения полов.

4.Воспитать положительное отношение к нормам коллективной жизни, здоровому образу жизни, формировать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
































V. Планируемые результаты.


1.Уменьшение количества противоправных и антиобщественных действий среди воспитанников.

2.Повышение уровня социальной включенности воспитанников в общественную жизнь.

3.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

4.Формирование правового сознания, представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни.

5.Формирование нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов.




































VI. Содержание программы.


1 этап. Организационный (сентябрь – декабрь 2023 года):

- обновление нормативно-правовой базы по работе с несовершеннолетними;

- подбор методического и материально-технического оснащения мероприятий программы;

- оформление необходимых документов;

- формирование целевой группы;

- разработка занятий и мероприятий.


2 этап. Практический (январь - ноябрь 2024 года):

- организация и реализация мероприятий правовой направленности согласно плану мероприятий.


3 этап. Аналитический (декабрь 2024 года):

- анализ реализации программы;

- оценка эффективности;

- выводы о результатах работы, прогнозирование;

- планирование дальнейшей работы;


Направление деятельности

Содержание

Социально – правовое направление

Организация и проведение мероприятий с воспитанниками по формированию правовой грамотности, установок на законопослушное поведение, формирование основ безопасного поведения, навыков здорового образа жизни, социальной включенности воспитанников в общественную жизнь.






















VII. План мероприятий.


Мероприятия

Сроки

Форма проведения

Ожидаемый результат

Должность ответственного

1



«Уровень воспитанности»



январь


анкета



выявлен уровень воспитанности

соц. педагог



2





«Учусь общаться»

(к международному дню «Спасибо» -11.01.)



январь





практическое занятие



привиты умения гармонично взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

соц. педагог





3





«Бережное отношение к девочкам – закон для мужчин».



январь





беседа





сформировано взаимопонимание и уважение друг к другу.






соц. педагог





4

Индивидуальные беседы с воспитанниками.


январь


беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

5






«О честности и умении держать слово».





февраль






беседа






сформированы нравственные ценности, такие как честность, верность слову, обещаниям

соц. педагог






6




«Опасные ловушки».


февраль




просмотр и обсуждение видеоролика


сформированы навыки ЗОЖ



соц. педагог

7



«Выбор за тобой!»







февраль

методика недописанных предложений


сформирована потребность в здоровом образе жизни, снижение правонарушений среди воспитанников

соц. педагог

8

«Что такое ответственное поведение?»


февраль

практическое занятие

сформировано осознанное отношение к своим поступкам и пониманию ответственности

соц. педагог

9

Индивидуальные беседы с воспитанниками.


февраль

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

10

«Ответственность за преступления против половой неприкосновенности».



март






беседа с просмотром презентации и обсуждение



сформирована ответственность за преступления против половой неприкосновенности


соц. педагог






11

«К кому обращаться за помощью».


март



консультация



сформированы теоретические знания


соц. педагог



12

«Свободное время для души и с пользой».




март





просмотр видеоролика и его обсуждение



наличие у воспитанников умений разумно организовать свое свободное время

соц. педагог





13

«Моя безопасность»

март

тест с обсуждением результатов

сформированы теоретические знания и практические

умения, относящиеся к сфере

обеспечения безопасности

соц. педагог

14

Индивидуальные беседы с воспитанниками.


март

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

15

«Есть повод подумать…» (к всемирному дню здоровья – 07.04.)


апрель

выпуск газеты

пропаганда ЗОЖ

соц. педагог

15

«Хочу» и «должен».



апрель




беседа

сформированы представления о важности и необходимости соблюдения правовых норм в жизнедеятельности

соц. педагог

16

«Всегда ли ты поступаешь правильно?»

апрель

методика незаконченных предложений

сформированы умения анализировать свои поступки

соц. педагог

17

«Правильные поступки»

апрель

интерактивная игра

расширены знания о плохих и хороших поступках

соц. педагог

18

Индивидуальные беседы с воспитанниками.


апрель

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

19

Декада, посвященная Международному дню детского телефона доверия (по отдельному плану).

май

профилактические мероприятия

углублены знания о деятельности детского телефона доверия

соц. педагог

20

«Проведи лето с пользой».





май

беседа

сформирована потребность в правильном образе жизни

соц. педагог

21

«С кем бы я хотел дружить?»

май

практическое занятие

углублены знания о дружбе и друзьях

соц. педагог

22

«Твоя безопасность!»

май

памятка

закреплены знания,

относящиеся к сфере

обеспечения безопасности

соц. педагог

23

Индивидуальные беседы с воспитанниками.


май

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

24

«Дорога в никуда».



июнь

просмотр и обсуждение видеоролика

выработана зрелая, обоснованная позиция по ведению ЗОЖ

соц. педагог

25

«Здоровый образ жизни».

июнь

викторина

сформированы навыки ЗОЖ

соц. педагог

26

«Детство - чудная пора!»

июнь

рисунки на асфальте

создана радостная атмосфера, повышено настроение у детей

соц. педагог

27

Индивидуальные беседы с воспитанниками.

июнь

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

28

«Человеческие ценности».





июль

час общения

сформирована нравственная культура воспитанников

соц. педагог

29

«Безопасные игры в интернете».

июль

беседа

сформированы грамотность в вопросах безопасности в сети, общепринятые нормы поведения в интернете

соц. педагог

30

«Сила слова или яд сквернословия».

июль

практическое занятие

повышена культура речи

соц. педагог

31

«Внимание, опасность!»

июль

игра

сформированы навыки безопасного поведения

соц. педагог

32

Индивидуальные беседы с воспитанниками.

июль

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

33

«Искусственный рай».




август

просмотр и обсуждение презентации

развиты воля, самостоятельность в выборе жизненного пути

соц. педагог

34

«Счастливая семья – это…».

август

методика незаконченных предложений

сформировано представление о семье, семейных ценностях

соц. педагог

35

«Как я провел лето».

август

беседа

сформированы умения вести коллективный разговор, высказываться

соц. педагог

36

«Наше лето».

август

создание видеоролика совместно с воспитанниками по итогам лета

сформированы умения работать в команде

соц. педагог

37

«Как настроить себя на учебу».




сентябрь

памятка

оказана помощь в положительном настрое на учебу

соц. педагог

38

«Все тайное становится явным».

сентябрь

дискуссия

углублены знания по понятиям «ложь», «правда»

соц. педагог

39

«Что такое закон и почему его надо выполнять?»

сентябрь

практическое занятие

повышена правовая культура воспитанников

соц. педагог

40

Индивидуальные беседы с воспитанниками.

сентябрь

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

41

«Самовольные уходы и их последствия».





октябрь

беседа

повышена правовая культура воспитанников

соц. педагог

42

«Опасные игры и увлечения».

октябрь

практическое занятие

сформированы правильные жизненные ориентиры

соц. педагог

43

«Воспитание человечности».

октябрь

просмотр и обсуждение видеоролика

сформировано уважение и доброе отношение к другим людям

соц. педагог

44

«Ранние браки».

октябрь

час общения

сформировано отрицательное отношение к распущенности

соц. педагог

45

Индивидуальные беседы с воспитанниками.

октябрь

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

46

«О вреде наркотиков и алкоголя».






ноябрь

беседа

выработано негативное отношение к употреблению ПАВ


соц. педагог

47

«Отношение к вредным привычкам».

ноябрь

анкетирование

выявлена степень информированности о вредных привычках

соц. педагог

48

«Толерантность – путь к миру».

ноябрь

просмотр и обсуждение видеоролика

сформировано правильное представление о толерантном поведении

соц. педагог

49

Индивидуальные беседы с воспитанниками.

ноябрь

беседа

выявлены проблемы воспитанников, оказана необходимая помощь

соц. педагог

50

Месячник Профилактики (по отдельному плану)

По итогам месячника Профилактики – составление фотоколлажа совместно с воспитанниками.

ноябрь

профилактические мероприятия

сформирована потребность в здоровом образе жизни, снижение правонарушений среди воспитанников

педагогический коллектив


соц. педагог

51

«Мы против СПИДа» (к всемирному дню борьбы со СПИДом)






декабрь

акция

пропаганда ЗОЖ

соц. педагог

52

Декада правовых знаний (по отдельному плану; в конце декады – создание презентации по её итогам)

декабрь

мероприятия на повышение правовой культуры

сформирована потребность повышать правовую грамотность

соц. педагог

53

«Конституция – основной закон государства».

декабрь

интерактивная игра

повышена правовая культура воспитанников

соц. педагог

54

«Что мы знаем о правах».

декабрь

викторина

повышена правовая культура воспитанников

соц. педагог

55

«Права, обязанность, ответственность».

декабрь

час общения

развиты правовое мировоззрение, чувство ответственности

соц. педагог

56

«Уровень воспитанности».


декабрь

мониторинг

повышен уровень воспитанности

соц. педагог

57

Встречи с интересными людьми

в течение года


выработаны умения общаться с людьми, вступать в контакт, поддерживать беседу, развит кругозор

соц. педагог

58

«Уровень социальной включенности воспитанников в общественную жизнь».

декабрь 2024 г.

январь 2025 г.

мониторинг за 2024 г.

повышен уровень социальной включенности воспитанников

соц. педагог



Тематический план занятий и мероприятий.

п/п

Тема и форма занятия, мероприятия

Количество часов

Всего часов

в т.ч. теоретических

В т.ч. практических

1

2

3

4

5

Мероприятия по предупреждению преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы воспитанников

1

Беседа «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчин».

1

1

0

2

Беседа с просмотром презентации и обсуждением «Ответственность за преступления против половой неприкосновенности».

1

1

0

3

Практическое занятие «С кем бы я хотел дружить?»

1

0

1

4

Час общения «Человеческие ценности».

1

1

0

5

Методика недописанного тезиса «Счастливая семья – это…».

1

0

1

6

Час общения «Ранние браки».

1

1

0

7

Акция «Мы против СПИДа

1

0

1

Мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ

1

Просмотр и обсуждение видеоролика «Опасные ловушки».

1

1

0

2

Методика незаконченных предложений «Выбор за тобой!»

1

0

1

3

Выпуск газеты «Есть повод подумать…» (к всемирному дню здоровья – 07.04.)

1

0

1

4

Просмотр и обсуждение видеоролика «Дорога в никуда».


1

1

0

5

Викторина «Здоровый образ жизни».

1

0

1

6

Просмотр и обсуждение презентации «Искусственный рай».

1

1

0

7

Беседа «О вреде наркотиков и алкоголя».

1

1

0

8

Анкетирование «Отношение к вредным привычкам».

1

0

1

Мероприятия, направленные на повышение правовой культуры воспитанников

1

Практическое занятие «Что такое ответственное поведение?»

1

0

1

2

Консультация «К кому обращаться за помощью».

1

1

0

3

Тест «Моя безопасность».

1

0

1

4

Беседа «Хочу» и «должен».

1

1

0

5

Методика незаконченных предложений «Всегда ли ты поступаешь правильно?»

1

0

1

6

Интерактивная игра «Правильные поступки»

1

0

1

7

Памятка «Твоя безопасность!»

1

1

0

8

Беседа «Безопасные игры в интернете».

1

1

0

9

Игра «Внимание, опасность!»

1

0

1

10

Практическое занятие «Что такое закон и почему его надо выполнять?»

1

0

1

11

Беседа «Самовольные уходы и их последствия».

1

1

0

12

Дискуссия «Все тайное становится явным».

1

1

0

13

Практическое занятие «Опасные игры и увлечения».

1

0

1

14

Интерактивная игра «Конституция – основной закон государства».

1

0

1

15

Викторина «Что мы знаем о правах».

1

0

1

16

Час общения «Права, обязанность, ответственность».

1

1

0

Мероприятия, направленные на повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, самоорганизованности.

1

Анкетирование «Уровень воспитанности» (январь, декабрь)

2

0

2

2

Практическое занятие «Учусь общаться»

1

0

1

3

Просмотр и обсуждение видеоролика «Свободное время для души и с пользой».

1

1

0

4

Беседа «Проведи лето с пользой».

1

1

0

5

Рисунки на асфальте «Детство - чудная пора!»

1

0

1

6

Час общения «Человеческие ценности».

1

1

0

7

Беседа «Как я провел лето».

1

1

0

8

Совместная деятельность педагога и воспитанников - создание видеоролика «Наше лето».

2

0

2

9

Памятка «Как настроить себя на учебу».

1

1

0

10

Просмотр и обсуждение видеоролика «Воспитание человечности».

1

1

0

11

Просмотр и обсуждение видеоролика «Толерантность – путь к миру».

1

1

0











VIII. Ресурсы.


Для реализации программы «Путь к успеху» в филиале имеются необходимые ресурсы:


Внутренние

Внешние

1. Материально-техническая база, которая регулярно обновляется и совершенствуется:

- наличие объектов для организации воспитательного процесса;

- помещения оборудованы необходимой мебе­лью;

- наличие необходимого развивающего, обучающего, игрового инвентаря для организации занятий.

2. Методическое обеспечение: научно-методические пособия (в том числе электронные), нормативно-правовая база, методические разработки мероприятий.

- технические и аудиовизуальные средства обучения и воспитания.

3. Информационные ресурсы: интернет, биб­лиотечно-информационный центр.

4. Кадровые ресурсы: социальные педагоги.

1.Сотрудничество с социально-культурными учреждениями Республики и Балезинского района.

2.Система дополнительного образования п. Ба­лезино.

3.Сотрудничество с субъектами системы профилактики.





























IX. Система оценки.


Для оценки эффективности комплексной социальной программы используется метод сравнения:

1. Начальная диагностика (на момент начала реализации программы);

2. Контрольная диагностика (в конце реализации программы);

При оценке эффективности программы используются количественные и качественные критерии.


Планируемы результаты

Качественные критерии

Количественные критерии

Уменьшение количества противоправных и антиобщественных действий среди воспитанников.


Наличие у воспитанников мотивации на положительное поведение.


Уменьшение числа воспитанников, совершающих антиобщественные и противоправные действия.

Уменьшение числа детей, состоящих на профилактических учетах.

Повышение уровня социальной включенности воспитанников в общественную жизнь.


Положительные изменения в поведении воспитанников – активная включенность в общественную жизнь (культурно-массовую, спортивную, социальную, трудовую).

Увеличение числа воспитанников, включенных в общественную жизнь (мониторинг)

Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, самоорганизованности.


Положительные изменения в поведении воспитанников – повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, самоорганизованности.

Увеличение числа воспитанников, повысивших уровень воспитанности, культуру поведения и общения, самоорганизованности (мониторинг).

Формирование правового сознания, представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни.

Наличие у воспитанников правового сознания, представления об общечеловеческих ценностях, здорового образа жизни.


Увеличение числа воспитанников с положительной динамикой формирования правосознания, высоким уровнем социализации.

Формирование нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов.

Наличие у воспитанников стойкой нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов.


Отрицательный показатель в преступлениях против половой неприкосновенности в отношении воспитанников.

Отрицательный показатель в преступлениях против половой неприкосновенности, которые совершают несовершеннолетние воспитанники.








X. Контроль и управление программой

Общий контроль за управлением программой, её реализацией осуществляет заместитель заведующего.

Предварительный контроль (декабрь 2023 года) – осуществляется до начала работы по программе (обеспеченность ресурсами).

Текущий контроль (март, июнь, сентябрь 2024 года) – осуществляется на каждом этапе реализации программы за выполнением конкретной задачи, качеством оказания социальных услуг, подготовкой социальных педагогов к мероприятиям (занятиям) с детьми, сроками и качеством проведения.

Заключительный контроль (декабрь 2024 года – январь 2025 года) – проводится при завершении реализации программы, включает в себя анализ результатов реализации программы и оценку эффективности деятельности:

- проведение мониторингов: «Уровень воспитанности», «Уровень социальной включенности воспитанников в общественную жизнь»;

- активное межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики;

- проведение открытого мероприятия совместно с воспитанниками;

- уменьшение количества детей, состоящих на профилактических учетах.




























XI. Список литературы.

1. Бочарова Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для СПО / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

2. Григорьева И.А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019.

3. Григорьева И.А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Григорьева И.А., Келасьев В.Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

4. Самыгин П.С. Профилактика девиантного поведения молодежи: учеб. пособие для академического бакалавриата / Самыгин П.С.,. Кротов Д.В, Самыгин С.И.; под общ. ред. Самыгина П.С. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

5. Сережко Т.А. Психология социально-правовой деятельности: учебник и практикум для СПО / Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. — М.: Издательство Юрайт, 2017.

6. Смирнова Е. Как воспитать правовую культуру? Поиски и решения библиотек Ленинградской области / Е. Смирнова // Библиотечное дело. – 2019. – № 8. – С. 30 – 32.

7. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / Приступа Е.Н. [и др.]; под ред. Приступы Е. Н. — М.: Издательство Юрайт, 2019.

8. Шульга А.А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учеб. пособие для СПО / Шульга А.А. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

Интернет-ресурсы.

- http://www.admkodeks.ru/

- http://www.spasextreme.ru/park/

http://schoolsector.relarn.ru/prava/index.html










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!