Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Омский кадетский военный корпус Министерства обороны
Российской Федерации»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника по учебной работе
_______________ Н.Ю. Шадрина
«___» ______________ 2021 г.
ПРОГРАММА
ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
ПО МАТЕМАТИКЕ
ТЕМА ПРОЕКТА: «Геометрические формы вокруг нас»
Разработала: Железная Н.О., первая квалификационная категория.
Согласовано
Методист учебного отдела _______________ Л.А. Самкова
«___» ______________ 2021 г.
Омск, 2021 год
Пояснительная записка
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Программа проектной деятельности кадетов является средством реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся. Программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, она обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для кадетов познавательный или прикладной интерес.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий кадетов с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
1.1 Планируемые результаты проектно-исследовательской деятельности.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять и представлять результаты своей работы; умения проводить рефлексию своей деятельности.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;
формулировать свою точку зрения, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, определять способы действий в рамках предложенных условий;
владение различными видами публичных выступлений (сообщений, диалога).
Регулятивные:
составлять план действий (умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать цели и задачи), соотносить свои действия с планируемыми результатами,
оценивать правильность решения учебной задачи, корректировать свои действия (владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий).
Познавательные:
умения выполнять задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках,
умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую, создание устных и письменных текстов (таблицы, кластеры),
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, представлять результаты своей деятельности в различных формах, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные УУД:
формирование потребности в стремлении к развитию и самосовершенствованию,
формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности,
овладение способами обобщения и систематизации знаний.
Предметные результаты:
приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
получение возможности развития способности к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
1.2 Содержание внеурочной деятельности
Цель проекта:
- Расширение и углубление знаний по теме «Многогранники», знакомство и работа с бесплатным онлайн-сервисом Линоит (англ. Lino it).
- Формирование устойчивого интереса к математике, умения и навыков исследовательской, проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного поиска информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.
Задачи проекта:
Изучить литературу по теме проекта;
Изучить возможности электронной доски Linoit;
Систематизировать все собранные материалы;
Подготовить мультимедийную презентацию для представления результатов деятельности с помощью Linoit;
Подготовить буклет по теме проекта.
Тип проекта:
по виду деятельности – информационный;
по организационной форме – индивидуальный;
по времени выполнения - долговременный.
Планируемые результаты проектно-исследовательской деятельности.
Оформить материал в виде презентации с использованием холста электронной доски Linoit и буклета.
Содержание проектно-исследовательской деятельности.
В данной программе предусмотрены следующие этапы работы над проектом:
аналитический этап;
этап обобщения.
Аналитический этап: исследовательская работа кадета и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт кадета; обмен информацией с другими лицами (при необходимости - кадетами, преподавателями); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Данный этап реализуется в течение учебного года на занятиях по проектной деятельности.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов в виде презентации. Этап обобщения реализуется в период работы над проектом в 11 классе.
Форма работы на занятиях по проектно-исследовательской деятельности: индивидуальная.
Основные виды учебной деятельности:
Изучение дополнительной литературы (справочники, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
Анализ полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися знаниями по данной теме).
Создание презентации и ЦОР.
1.3 Тематическое планирование.
Курс рассчитан на 44 часа.
№ | Тема | Кол-во часов всего |
Работа в течение 10 класса - 35 часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж | 1 |
2 | Введение в курс проектной деятельности. Структура проектно-исследовательской деятельности. | 1 |
3 | Выбор темы исследования, цель, задачи, методы, гипотезы | 2 |
4 | Планирование деятельности. Составление плана работы | 1 |
Основной этап исследования: сбор и обобщение информации |
5 | Подбор необходимой литературы, планирование и уточнение задач | 3 |
6 | Изучение литературы, работа с различными интернет-источниками | 5 |
7 | Погружение в проект. Осуществление деятельности по решению проблемы проекта. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций. | 18 |
8 | Подготовка к предзащите: тренировочное публичное выступление. Коррекция | 2 |
9 | Предзащита проекта | 1 |
10 | Подведение итогов работы. Анализ и оценка полученных результатов. Коррекция. Выводы. | 1 |
Работа в течение 11 класса - 9 часов |
Заключительный этап исследования |
11 | Обсуждение способов оформления конечных результатов. Создание целостного текста проекта (оформление конечного результата, продукт) и его редактирование. Консультации по правилам и оформлению проектной работы. | 3 |
12 | Оформление результатов проектной работы (подготовка и заполнение отчётных документов). Создание компьютерной презентации проекта. | 3 |
13 | Подготовка к защите проекта. Тренировочное выступление с презентацией. | 2 |
14 | Презентация результатов и защита проекта | 1 |
ИТОГО: | 44 |
Литература для преподавателей
Фридман Е.М. Математика. 5-11 классы. Проекты? Проекты… Проекты! Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2014.
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. [электронный вариант]
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования /под ред. Е.Я. Когана. – Самара, Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. [электронный вариант]
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001. – 325 с.
Дополнительная литература для кадетов
Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. М. Просвещение, 2000.
Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М: Аванта плюс, 2002.
Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Математика. – М: Издательство АСТ, 1999.
Рыбников К.А. История математики: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
Электронные образовательные ресурсы
История математики http://mschool.kubsu.ru/
Библиотека электронных учебных пособий http://www.ega-math.narod.ru/
Статьи по математике http://dondublon.chat.ru/math.htm
Популярная математика http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/index.htm
«В мире науки» http://www.mccme.ru/
Московский центр непрерывного математического образования
http://mathc.chat.ru/
Преподаватель: ____________ /Железная Н.О./
«___» ______________ 2021 г.