Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
Рассмотрено и | | Введено в действие |
утверждено на | | приказом №_______ |
заседании педсовета | | от «___»____20___г. |
от «___»_____20___г. | | директор школы |
протокол №___ | | _________О.Я. Кукушка |
ПРОГРАММА
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
с. Троицкое
Паспорт Программы
Наименование Программы | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Период реализации Программы | 2019 – 2022 учебные гг. |
Цели Программы | Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому. Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
Основные задачи Программы | Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. |
Ожидаемые результаты: | - Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - Стабилизация ситуации в семье; - Уменьшение количества неуспевающих учащихся; - Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни; - Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. |
Пояснительная записка
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних .
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:
безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
нарушение родительско - детских отношений;
семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Объект деятельности: обучающиеся «группы риска» учебно-воспитательного процесса.
Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности обучающихся «группы риска».
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цели Программы:
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи Программы:
Выявление асоциальных и неблагополучных детей;
Выявление и устранение причин социальной дезадаптации детей;
Способствование устранению и преодолению трудностей в социализации обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Повышение уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
Предупреждение и нейтрализация нарушений Устава ОО.
Осуществление индивидуального подхода в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки асоциальным детям и их семьям, защита их прав и интересов.
Создание социально-педагогических условий для развития личности в условиях образовательной организации.
Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки.
Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в жизни класса и образовательной организации.
Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным привычкам.
Обеспечение координации всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Отработка действенных механизмов сотрудничества школы и полиции, Центра помощи семье и детям, КДН и ЗП.
Формы работы:
Индивидуальное консультирование детей и родителей.
Курирование семьи.
Родительские собрания.
Консультации психолога.
Круглый стол.
Просвещение детей и родителей.
Методы работы:
Нормативно-правовая база Программы:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ожидаемые результаты:
Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Стабилизация ситуации в семье.
Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.
Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
Увеличение числа детей , ведущих здоровый образ жизни.
Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
Организационная работа.
Диагностическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися.
Профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми девиантного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Работа с детьми девиантного поведения выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение окружающей среды ребенка | Диагностика |
Обеспечение психологической готовности ребенка к изменению | Беседы с ребенком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление у несовершеннолетнего нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка ребенка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, медико-психолого-педагогическая служба, вожатая, педагог – психолог, социальный –педагог.
Планы мероприятий по блокам работы:
Организационная работа:
Организация работы Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Составление социального паспорта классов, образовательной организации.
Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 2 - 4 х классов.
Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
Заполнение карт развития учащихся.
Профилактическая работа с обучающимися:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация классных воспитательных программ;
проведение общешкольных собраний с участием инспектора по делам несовершеннолетних;
№ п/п | Раздел | Тема |
1 | Правила общения | Знакомство с правилами школьной жизни Правило личной безопасности Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? |
2 | Правила поведения | Человек в мире правил Примерно веди себя в школе, дома, на улице За что ставят на внутришкольный учет? Правила поведения в школе За что ставят на учет в милиции? Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей Знакомство с правами и обязанностями учащихся |
3 | Правила дорожного движения | Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте (автобусе, поезде) Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках Основные правила поведения учащихся на улице и дороге Обязанности пассажиров Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм Ответственность за нарушение ПДД пешеходом Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств |
4 | Я – гражданин России | |
5 | Права ребёнка | Твои права и обязанности Равенство прав людей от рождения Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» Права детей — забота государства Подростку о трудовом праве Что делать, если ты попал в милицию? |
6 | Административная и уголовная ответственность | Преступления и правонарушения Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония Об ответственности подростков за преступления, совершенные на железной дороге Административная ответственность подростков перед законом |
7 | Асоциальное поведение | Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» Конкурс стенных газет «Не делай этого!» Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания алкоголизм) Алкоголь и правопорядок |
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
вовлечение учащихся в КТД в школе;
планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
приглашение на Совет профилактики;
беседы с инспектором ПДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
выбор родительского комитета в классах;
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
Тема | Содержание | Ответственные |
По профилактике употребления ПАВ | ПАВ и его влияние на организм ребенка. Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ. Устойчивость подростка в обществе. Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ. | педагогический коллектив класса |
По профилактике правонарушений и преступлений | Права и обязанности семьи. Права, обязанности и ответственность родителей. Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни. Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме. Причина детских суицидов. Свободное время и развлечения учащихся. |
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы | Темы | Ответственные |
1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? | классный руководитель |
2 | Воспитание ненасилием в семье. |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет»? |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. |
5 | За что ставят на учет в милиции? |
6 | Свободное время — для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок |
7 | Как уберечь подростка от насилия |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. |
9 | Как научиться быть ответственным за свои поступки? |
10 | Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? |
11 | Закон и ответственность. |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы | Знания, умения, навыки |
1 класс | Знать: правила поведения в школе название государства и государственную символику законы класса правила личной безопасности Уметь: соблюдать правила поведения в школе выполнять законы класса соблюдать безопасность на улице |
2 класс | Знать: какого человека называют гражданином качества человека, необходимые достойному гражданину основные обязанности и права ученика правила поведения в общественных местах, дома, в школе Уметь: различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни высказывать негативное отношение к плохим поступкам Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
3 класс | Знать: что такое закон как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина какие поступки нарушают устав школы какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге Уметь: дисциплинированно вести себя на железной дороге соотносить моральные нормы с повседневным поведением |
4 класс | Знать: элементарные права людей какие правонарушения и преступления может совершить школьник первоначальные представления о юридической ответственности Уметь: |
Планируемые результаты
1 блок | разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» |
2 блок | получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок | сформировать у учащихся образ жизни сформировать жизненную позицию ребёнка |
4 блок | создание приоритетного родительского воспитания организация педагогического просвещения родителей построение демократической системы отношений детей и взрослых |
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы | появление у подростков устойчивых интересов положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД уменьшение количества детей «группы риска» уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска» |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия |
Конечный результат реализации программы | положительная динамика состояния правонарушений, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа безнадзорных детей и подростков. |
Используемая литература
Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001.
Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
План мероприятий Программы
№ | Мероприятие | Целевая группа | Сроки | Участники взаимодей- ствия |
1. | Охранно-защитная деятельность | | | |
1.1 | Диагностика учащихся, процесса и условий их развития: анкетирование и тестирование учащихся; анализ медицинских карт; изучение личных дел учащихся; систематическое педагогическое наблюдение за учащимися; установление причин педагогической запущенности; изучение социального статуса ребенка и условия жизни в семье, классе, образовательной организации; определение круга общения подростка; изучение уровней физического, психического и интеллектуального развития ребенка, его склонностей и интересов; выявление детей, находящихся в социально опасном положении; выявление детей, склонных к пропускам занятий без уважительной причины; выявление безнадзорных детей и детей, склонных к правонарушениям; уточнение числа учащихся, состоящих на учете в КДН; анализ причин, способствующих возникновению трудной жизненной ситуации; выбор оптимального варианта социально-педпгогической технологии и способа ее реализации; | Обучающиеся (1-4 класс) | В течение года | зам. директора по УВР, классные руководители |
1.2 | Правовая и просветительская работа: классные часы «Права и обязанности школьника», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»; просвещение родителей: тематические родительские собрания, беседы, лектории; патронаж семей; выступления на педсоветах, консультации для классных руководителей по работе с трудными детьми; подготовка информационных стендов «Права ребенка»; подбор литературы по правам человека; организация в ОО общедоступных спортивных секций, кружков и клубов различных направлений и привлечение к участию в них обучающихся; содействие в привлечение к ответственности виновных в семейном насилии над детьми; содействие в привлечении к ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению своих детей; содействие в направлении детей, оставшихся без попечения родителей, приемные и опекунские семьи | Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | зам. директора по УВР, классные руководители |
2 | Профилактическая деятельность | | | |
2.1 | Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании: проведение классных часов «Профилактика нерационального питания», «Диалог о вредных привычках», «Чума XXI века»; день борьбы со СПИДом; выпуск санбюллетеней, антирекламы, стенгазет по первичной профилактике вредных привычек, конкурсы, стихи, сочинения; родительские лектории по профилактике вредных привычек у подростков; выявление несовершеннолетних, склонных к правонарушениям; проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению ПАВ; | Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | зам. директора по УВР, классные руководители |
2.2 | Профилактика неуспеваемости: выявление несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОО; устранение конфликтных ситуаций в школе (ученик-ученик, учитель-ученик, родитель-учитель); индивидуальные консультации для родителей, обучающихся, учителей; оказание своевременной помощи в устранении родительско-детских конфликтов; выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказание им помощи в воспитании и обучении детей . | Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | зам. директора по УВР, классные руководители |
3 | Организационная деятельность | | | |
3.1 | Организация досуга детей «группы риска»: организация спортивно-массовых мероприятий; организация летних оздоровительных площадок; | Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | руководители, зам. директора по УВР |
3.2 | Координация взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников: устранение негативных воздействий в семье; повышение педагогического потенциала семьи; патронаж семей детей «группы риска»; | Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | зам. директора по УВР, классные руководители |
4 | Образовательно-воспитательная деятельность | | | |
4.1 | Включение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в спортивные, культурные мероприятия образовательной организации, района. Повышение уровня культуры и психолого-педагогической образованности родителей | Обучающиеся (1-4 классы) | В течение года | зам. директора по УВР, классные руководители |