СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики деструктивного (суицидального) поведения среди учащихся «Жизнь прекрасна!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на  организацию профилактической работы по предупреждению деструктивных (суицидальных) действий среди подростков, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики деструктивного (суицидального) поведения среди учащихся «Жизнь прекрасна!»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №


Рассмотрено и принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ:

Совете МБОУ СОШ № Директор МБОУ СОШ №

Протокол № от г. ____________


Приказ № от «» г.










Программа профилактики деструктивного (суицидального) поведения среди учащихся

«Жизнь прекрасна!»
















г.

20 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основанием разработки программы по профилактике суицидального поведения среди учащихся «Жизнь прекрасна!» (далее - Программа) послужило Письмо Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.Астахова, в котором была изложена ситуация в стране с суицидальным поведением подростков.

В Письме отмечено, что «основным фактором, приводящим к суициду, является социально-экономический, связанный с неблагоприятной экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения, высоким уровнем пьянства, алкоголизма, наркомании и преступности».

В Письме отмечается, что в стране нет единой системы регистрации суицидов, нет мер поддержки детей и родителей. Мотивацией совершения детьми и подростками суицидов являются, чаще всего, семейные конфликты, личностные проблемы, психические заболевания, а также состояние наркотического, алкогольного опьянения, насилие в семье.

Большую роль в склонности к суицидам является размещение в сети Интернет информации, провоцирующей ребенка на лишение жизни.

Цель программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся

Задачи:

  1. Своевременное выявление учащихся, склонных к суицидальным действиям и проведение коррекционной работы с ними.

  2. Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения.

  3. Межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.

  4. Пропаганда здорового образа жизни. 

Направления деятельности:

Реализация программы проводится в трех направлениях: работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрам.

  1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

  2. Профилактика психоэмоционального состояния детей.

  3. Организация занятости учащихся. Построение здоровьесберегающей среды в школе.

  4. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно – воспитательного процесса учащихся. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации .

  5. Работа с родительской и педагогической общественностью.



Принципы реализации программы:

  • Комплексность;

  • Системность;

  • Целостность;

  • Динамичность (повторяемость);

  • Репрезентативность;

  • Методическое единство.



Этапы реализации программы

Этапы

Задачи

Содержание деятельности

Планируемый результат


Создание условий для формирования у учащихся антисуицидально-го поведения.

1.Анкетирование учащихся и родителей с целью выявления понятия ценности жизни

2.Психодиагностика депрессивных состояний у учащихся школы.

3.Организация просвещения учащихся, педагогов и родителей.

Аналитическая справка по итогам анкетирования.

Анализ результатов.

Создание банка данных.


1.Разработка

модели организации работы по профилактике суицидов среди учащихся школы.

2.Разработка критериев оценки деятельности.

1.Определение приоритетных направлений деятельности.

2.Создание модели организации просвещения субъектов образовательного процесса по вопросам профилактики суицидов среди учащихся.

Создание мониторинга.


Анализ деятельности.

Обобщение результатов.

1.Экспертиза и коррекция программы.

2.Представление результатов на педсовете школа.

3.Обобщение опыта работы.

Аналитический отчет.



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ


  1. Информационно-просветительское.


п/п

мероприятия

срок

ответственные

1.

Проведение бесед среди учащихся 6-11 классов о ценности жизни и путях выхода из конфликтных ситуаций

в течение года

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог,

классные руководители.

2.

Выступление на оперативном совещании на тему: « Знакомство с письмом Уполномоченного по правам ребенка в РФ П.Астахова»

Заместитель директора по ПВ

3.

Проведение бесед с родителями (индивидуальных и на родительских собраниях) по предупреждению попыток суицида

в течение года

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог,

классные руководители.

4.

Вовлечение несовершеннолетних, склонных к депрессивным состояниям, во внеклассные мероприятия

в течение года

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог, заместитель директора по ВР,

классные руководители.

5.

Проведение работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании, алкоголизма, курения.

По плану

Заместитель директора по ПВ,

социальный классные руководители.

6.

Информирование детей и родителей о центрах психологической помощи и телефонах доверия

постоянно

Педагог-психолог

7.

Проведение выступления на родительском собрании по теме: «Безопасный интернет»

в течение года

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог.


8.

Распространение памяток «Безопасный интернет»

в течение года

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог.

9.

Организация работы «Почты доверия» в школе

в течение года

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог.

10.

Проведение психодиагностических исследований, направленных на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние подростков: 
• исследование социального статуса; 
• исследование уровня адаптации; 
• исследование уровня тревожности; 
• шкала социально психологической адаптации (СПА); 
• оценка способов реагирования на конфликтные ситуации. 

Октябрь, ноябрь

педагог-психолог.

11.

Проведение круглого стола для педагогов ОУ с привлечением специалистов служб психолого-педагогического сопровождения на темы:

• «Влияние тревожности на статусное положение подростка в классе»; 
• «Как помочь детям справиться с горем»; 
• «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». 
• «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении». 
Составление и издание памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков. 

в течение года

Заместитель директора по ПВ, педагог-психолог, специалисты субъектов профилактики.

12.

Проведение общешкольного родительского собрания для родителей учащихся подросткового возраста, на одну из тем:

Выступления на родительских собраниях в ОУ : 
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; 
• «Это должен знать каждый родитель»; 
• «Негативные стили воспитания в семье»; 
• «Дети без вредных привычек»; 
• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; 
• «Конструктивные детско-родительские отношения». 

в течение учебного года

Заместитель директора по ПВ, педагог-психолог,

Социальный педагог, специалисты субъектов профилактики.



  1. Выявление и индивидуальная работа с детьми, склонными к суициду.



п/п

мероприятия

срок

ответственные

1.

Своевременное выявление детей, склонных к суициду

постоянно

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог,

классные руководители.

2.

Проведение диагностики на выявление депрессивного состояния учащихся

в течение года

социальный педагог,

педагог-психолог,


3.

Проведение индивидуальных бесед с учащимися, склонными к депрессии

постоянно

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог.

4.

Классным руководителям осуществлять контроль за поведением и учебой детей, склонных к депрессии

постоянно

Заместитель директора по ПВ, социальный педагог,

классные руководители

5.

Обследование условий жизни детей в семье с целью выявления причин суицидального проявления у подростков

По мере необходимости

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог

6.

Проведение индивидуальных бесед с родителями детей, склонных к депрессии

По мере необходимости

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог

7.

Информирование детей и родителей о центрах психологической помощи и телефонах доверия

В течение года

Заместитель директора по ПВ,

социальный педагог,

педагог-психолог

8.

Организация и проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми, направленной на стабилизацию эмоционального состояния, формирование умений положительного восприятия реальности.

По мере необходимости

Педагог-психолог



Ожидаемый результат

1. Создана эффективная система выявления детей «группы риска» и реабилитации подростков и их семей, находящихся в социально опасном положении; 
2. Налажена координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ, занимающихся профилактикой суицидального поведения несовершеннолетних.
3. Расширены возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях города. 









Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н. М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.

  2. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие/ Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 239 с.

  3. Гущина Т. Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. М.: АРКТИ, 2008.- 128 с.

  4. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005.- 436 с. 

  5. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008.- 192 с.].

  6. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада - фарм.- 2002 г.- 114 с. 

  7. Панков Д. Д., Румянцев А. Г. , Тростанецкая Г. Н. Медицинские и психологические проблемы школьников- подростков: Разговор учителя с врачом.- М.: АПК и ПРО, 2001.- 239 с. 

  8. Практикум по девиантологии/ Автор- составитель Ю А. Клейберг. – СПб.: Речь,2007.-144 с.

  9. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ Авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.

  10. Скрипюк И.И. 11 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.

  11. Формирование социально- ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно- методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2008. – 188 с. 

  12. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.- 607 с.

  13. Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2007. -210 с.


















Заявление родителей/опекунов о согласии 
на участие их ребенка в программе
Директору______________________________________________________________

Заявление

Я, _____________________________________________________________________
(ф.и.о.)
ознакомлен(а) с содержанием программы и согласен(а), с тем, чтобы мой (моя) сын (дочь) _______________________________________________________________________
(ф.и.о. ребенка)
принял(а) участие в профилактической программе «Ценность жизни»

«_____» _____________ 20___г. _________________________________
(подпись)




Заявление о согласии на участие в программе
Директору______________________________________________________________

Заявление

Я, _____________________________________________________________________
(ф.и.о.)
ознакомлен(а) с содержанием программы и согласен(а) принять участие в программе «Ценность жизни»

«_____» _____________ 20___г. _________________________________
(подпись)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!