Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
Рассмотрено и принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ:
Совете МБОУ СОШ № Директор МБОУ СОШ №
Протокол № от г. ____________
Приказ № от «» г.
Программа профилактики деструктивного (суицидального) поведения среди учащихся
«Жизнь прекрасна!»
г.
20 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основанием разработки программы по профилактике суицидального поведения среди учащихся «Жизнь прекрасна!» (далее - Программа) послужило Письмо Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.Астахова, в котором была изложена ситуация в стране с суицидальным поведением подростков.
В Письме отмечено, что «основным фактором, приводящим к суициду, является социально-экономический, связанный с неблагоприятной экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения, высоким уровнем пьянства, алкоголизма, наркомании и преступности».
В Письме отмечается, что в стране нет единой системы регистрации суицидов, нет мер поддержки детей и родителей. Мотивацией совершения детьми и подростками суицидов являются, чаще всего, семейные конфликты, личностные проблемы, психические заболевания, а также состояние наркотического, алкогольного опьянения, насилие в семье.
Большую роль в склонности к суицидам является размещение в сети Интернет информации, провоцирующей ребенка на лишение жизни.
Цель программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся
Задачи:
Своевременное выявление учащихся, склонных к суицидальным действиям и проведение коррекционной работы с ними.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения.
Межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.
Пропаганда здорового образа жизни.
Направления деятельности:
Реализация программы проводится в трех направлениях: работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрам.
Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
Профилактика психоэмоционального состояния детей.
Организация занятости учащихся. Построение здоровьесберегающей среды в школе.
Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно – воспитательного процесса учащихся. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации .
Работа с родительской и педагогической общественностью.
Принципы реализации программы:
Этапы реализации программы
Этапы | Задачи | Содержание деятельности | Планируемый результат |
| Создание условий для формирования у учащихся антисуицидально-го поведения. | 1.Анкетирование учащихся и родителей с целью выявления понятия ценности жизни 2.Психодиагностика депрессивных состояний у учащихся школы. 3.Организация просвещения учащихся, педагогов и родителей. | Аналитическая справка по итогам анкетирования. Анализ результатов. Создание банка данных. |
| 1.Разработка модели организации работы по профилактике суицидов среди учащихся школы. 2.Разработка критериев оценки деятельности. | 1.Определение приоритетных направлений деятельности. 2.Создание модели организации просвещения субъектов образовательного процесса по вопросам профилактики суицидов среди учащихся. | Создание мониторинга. |
| Анализ деятельности. Обобщение результатов. | 1.Экспертиза и коррекция программы. 2.Представление результатов на педсовете школа. 3.Обобщение опыта работы. | Аналитический отчет. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Информационно-просветительское.
№ п/п | мероприятия | срок | ответственные |
1. | Проведение бесед среди учащихся 6-11 классов о ценности жизни и путях выхода из конфликтных ситуаций | в течение года | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители. |
2. | Выступление на оперативном совещании на тему: « Знакомство с письмом Уполномоченного по правам ребенка в РФ П.Астахова» | | Заместитель директора по ПВ |
3. | Проведение бесед с родителями (индивидуальных и на родительских собраниях) по предупреждению попыток суицида | в течение года | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители. |
4. | Вовлечение несовершеннолетних, склонных к депрессивным состояниям, во внеклассные мероприятия | в течение года | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР, классные руководители. |
5. | Проведение работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании, алкоголизма, курения. | По плану | Заместитель директора по ПВ, социальный классные руководители. |
6. | Информирование детей и родителей о центрах психологической помощи и телефонах доверия | постоянно | Педагог-психолог |
7. | Проведение выступления на родительском собрании по теме: «Безопасный интернет» | в течение года | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог. |
8. | Распространение памяток «Безопасный интернет» | в течение года | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог. |
9. | Организация работы «Почты доверия» в школе | в течение года | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог. |
10. | Проведение психодиагностических исследований, направленных на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние подростков: • исследование социального статуса; • исследование уровня адаптации; • исследование уровня тревожности; • шкала социально психологической адаптации (СПА); • оценка способов реагирования на конфликтные ситуации. | Октябрь, ноябрь | педагог-психолог. |
11. | Проведение круглого стола для педагогов ОУ с привлечением специалистов служб психолого-педагогического сопровождения на темы: • «Влияние тревожности на статусное положение подростка в классе»; • «Как помочь детям справиться с горем»; • «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». • «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении». Составление и издание памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков. | в течение года | Заместитель директора по ПВ, педагог-психолог, специалисты субъектов профилактики. |
12. | Проведение общешкольного родительского собрания для родителей учащихся подросткового возраста, на одну из тем: Выступления на родительских собраниях в ОУ : • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Это должен знать каждый родитель»; • «Негативные стили воспитания в семье»; • «Дети без вредных привычек»; • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Конструктивные детско-родительские отношения». | в течение учебного года | Заместитель директора по ПВ, педагог-психолог, Социальный педагог, специалисты субъектов профилактики. |
Выявление и индивидуальная работа с детьми, склонными к суициду.
№ п/п | мероприятия | срок | ответственные |
1. | Своевременное выявление детей, склонных к суициду | постоянно | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители. |
2. | Проведение диагностики на выявление депрессивного состояния учащихся | в течение года | социальный педагог, педагог-психолог, |
3. | Проведение индивидуальных бесед с учащимися, склонными к депрессии | постоянно | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог. |
4. | Классным руководителям осуществлять контроль за поведением и учебой детей, склонных к депрессии | постоянно | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, классные руководители |
5. | Обследование условий жизни детей в семье с целью выявления причин суицидального проявления у подростков | По мере необходимости | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог |
6. | Проведение индивидуальных бесед с родителями детей, склонных к депрессии | По мере необходимости | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог |
7. | Информирование детей и родителей о центрах психологической помощи и телефонах доверия | В течение года | Заместитель директора по ПВ, социальный педагог, педагог-психолог |
8. | Организация и проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми, направленной на стабилизацию эмоционального состояния, формирование умений положительного восприятия реальности. | По мере необходимости | Педагог-психолог |
Ожидаемый результат
1. Создана эффективная система выявления детей «группы риска» и реабилитации подростков и их семей, находящихся в социально опасном положении;
2. Налажена координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ, занимающихся профилактикой суицидального поведения несовершеннолетних.
3. Расширены возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях города.
Список литературы
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н. М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие/ Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 239 с.
Гущина Т. Н. Я и мои ценности…: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. М.: АРКТИ, 2008.- 128 с.
Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005.- 436 с.
Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.- СПб.: Речь, 2008.- 192 с.].
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада - фарм.- 2002 г.- 114 с.
Панков Д. Д., Румянцев А. Г. , Тростанецкая Г. Н. Медицинские и психологические проблемы школьников- подростков: Разговор учителя с врачом.- М.: АПК и ПРО, 2001.- 239 с.
Практикум по девиантологии/ Автор- составитель Ю А. Клейберг. – СПб.: Речь,2007.-144 с.
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ Авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
Скрипюк И.И. 11 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
Формирование социально- ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно- методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2008. – 188 с.
Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.- 607 с.
Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2007. -210 с.
Заявление родителей/опекунов о согласии
на участие их ребенка в программе
Директору______________________________________________________________
Заявление
Я, _____________________________________________________________________
(ф.и.о.)
ознакомлен(а) с содержанием программы и согласен(а), с тем, чтобы мой (моя) сын (дочь) _______________________________________________________________________
(ф.и.о. ребенка)
принял(а) участие в профилактической программе «Ценность жизни»
«_____» _____________ 20___г. _________________________________
(подпись)
Заявление о согласии на участие в программе
Директору______________________________________________________________
Заявление
Я, _____________________________________________________________________
(ф.и.о.)
ознакомлен(а) с содержанием программы и согласен(а) принять участие в программе «Ценность жизни»
«_____» _____________ 20___г. _________________________________
(подпись)