СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними в группе детей детского дома

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.

В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними в группе детей детского дома»

Автор: Котлярова Е.Н. (воспитатель)

Организация: Центр содействия семейному воспитанию №9

Населенный пункт: г Колпино



Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

в группе детей детского дома


2024 года

Пояснительная записка

Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.

В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.

Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.

В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным - угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства. Дети и подростки, которых выбирают жертвами для травли, как правило, являются тревожными, осторожными, имеют низкую самооценку, редко защищают себя и не мстят тем, кто травит их. Часто они являются социально изолированными, и им не хватает социальных навыков. Мальчики, страдающие от травли, обычно физически слабее сверстников. Травля в коллективе приводит к напряжению, тревожности и страхам, что может повлиять на концентрацию внимания, самооценку и самоуважение, а также увеличивает социальную изоляцию, приводит к отчуждению и депрессии, тревоге и чувству уязвимости тех детей, которые стали ее объектом. Но самое страшное то, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Данная программа разработана с учетом концептуальных положений Программы воспитания Государственного учреждения Ярославской области «Детский дом “Волжский”». Основная идея программы состоит в том, что насилие во многих случаях - следствие нарушения отношений воспитанников детского дома в коллективе, и направлена, прежде всего, на повышение педагогической и правовой грамотности педагогов и детей, а также на обучение детей навыкам безопасного образа жизни.

Участие в программе носит добровольный характер. Каждый из участников имеет право в процессе работы покинуть программу, объяснив при этом причину.

Целью программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в подростковой среде.

Задачи программы:

1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в подростковой среде.

2. Способствовать повышению педагогической грамотности педагогов.

3. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних через формирование навыков ответственного поведения.

4. Способствовать формированию позитивных взаимоотношений в детском коллективе

5. Формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения.

6. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних.

7. Формирование адекватной самооценки несовершеннолетних.

8. Формирование навыков социального взаимодействия.

Условия достижения целей и задач: профессиональная заинтересованность субъектов системы профилактики безнадзорности; личная заинтересованность несовершеннолетних и педагогов, включенных в программу.

Целевая группа и ее основные характеристики: Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 13-18 лет, а также педагогов, работающих с этими детьми.

Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  • побеги из детского дома;

  • нежелание посещать занятия в школе;

  • суицидальные попытки;

  • делинквентное поведение;

  • употребление алкоголя, наркотиков.

Исполнители основных мероприятий: социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели.

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный.

Проведение диагностических мероприятий с целью изучения отношений несовершеннолетних, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, склонности к риску, к делинквентному поведению. По итогам исследования принимается решение о включении подростка в программу.

2 этап – практический.

Реализация программы согласно плану.

3 этап – завершение работы.

4 этап – сопровождение несовершеннолетних.

Срок реализации программы: – 6 месяцев.

Основные направления реализации программы:

1. Коррекционно-консультативное:

- консультирование педагогов по вопросам воспитания и развития детей;

- консультирование педагогов по социально-правовым вопросам;

-консультирование несовершеннолетних по социально-правовым вопросам;

- коррекция неправильных типов поведения.

2. Лекционно-просветительское:

- лекции для педагогов;

- беседы с несовершеннолетними;

3. Тренинговые занятия.

Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Формы и методы реализации программы: групповые и индивидуальные беседы, интервью, лекции, консультации, тренинговые занятия, метод анализа конкретных ситуаций, «мозговой штурм», дискуссия, психогимнастические упражнения, тестирование, анкетирование, наблюдение, создание тематических плакатов.

Ожидаемые результаты и критерии эффективности программы:

- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в группе и за ее пределами;

- повышение правовой грамотности участников Программы;

- сформированность у несовершеннолетних адекватной самооценки;

- сформированность у несовершеннолетних способности принимать ответственность за собственное поведение.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы:

  • метод наблюдений;

  • беседа, интервью;

  • психологические тесты, анкеты

Структура программы:

Программа состоит из двух разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы:

Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в коллективе сверстников детского дома.

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в среде сверстников.

Примерная структура каждого занятия:

Приветствие (ознакомление с темой занятия).

Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, сплочение группы, улучшение настроения).

Основное содержание занятия (работа по теме).

Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе).

Ритуал прощания (психогимнастические упражнения, направленные на снятие напряжения, улучшение настроения).

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению предлагаемого материала и позволяет избежать накопления напряжения.




Тематическое планирование


Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в коллективе сверстников

№ п/п

Тема

Форма работы

Целевая группа

Кол-во занятий

Ответственные

1.

Диагностика (первичная)

Тестирование, анкетирование

Несовершеннолетние

2

Социальный педагог,

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагоги

2

2.

Вводное занятие

Беседа

Несовершеннолетние

1

Социальный педагог, педагог-психолог

Воспитатели

Педагоги

1

3.

Тренинг коррекции отношений в группе

Тренинг

Несовершеннолетние

1

Педагог- психолог

Воспитатели

4.

«Защита прав и интересов ребенка в законодательстве РФ»

Консультация

Несовершеннолетние

1

Социальный педагог

Воспитатели

5.

«Все мы родом из детства, или Значение личных детских воспоминаний и переживаний в построении взаимоотношений»

Беседа

Несовершеннолетние

1

Педагог-психолог

Воспитатели

6.

«Влияние атмосферы группы на личностное и социальное становление подростка»

Лекция

Педагоги

1

Социальный педагог

Воспитатели

7.

«Кнут или пряник?» Методы педагогического воздействия на ребенка

Лекция

Педагоги

14

Социальный педагог, педагог-психолог

8.

Диагностика с целью определения результативности проведенной работы

Тестирование

Педагоги

2

Социальный педагог, педагог-психолог


Несовершеннолетние

2

9.

Служба «Телефон доверия»

Консультации

Все категории

Не ограничено

Педагог-психолог, социальный педагог

Воспитатели


Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в среде сверстников.

№ п/п

Тема

Форма проведения

Целевая группа

Кол-во часов

Исполнители

1.

Диагностика

Тестирование, анкетированиебеседа, наблюдение

Несовершеннолетние

4

Социальный педагог, педагог-психолог

Воспитатели

2.

Взаимодействие с социально-психологическими службами и администрациями учебных заведений

Беседы, консультации при возникновении проблемной ситуации


Не

ограничено

Социальный педагог, педагог-психолог

Воспитатели

3.

Вводное занятие

Беседа

Несовершеннолетние

1

Воспитатели

4.

«Защита прав человека в современном мире»

Тренинговое занятие

Несовершеннолетние

2

Социальный педагог

5.

«Если друг оказался вдруг…»

Тренинговые занятие (групповые)

Несовершеннолетние

5

Воспитатели

6.

«Быть уверенным - это здорово!» «Учитель: враг или союзник?»

Тренинговые занятия

(групповые)

Беседа (индивидуальная и групповая)

Несовершеннолетние

5

Воспитатели

7.

«Я тебя не знаю или Правила общения с незнакомыми людьми»

Тренинговые занятия

Несовершеннолетние

2

Воспитатели

8.

«Как защитить себя от насилия»

Беседа с использованием игровых приемов, мозговой штурм

Несовершеннолетние

2

Воспитатели

9.

«Учитель: враг или союзник?»

Беседа

Несовершеннолетние

1

Воспитатели

10.

«Школа глазами детей»

Беседа

Педагоги

1

Педагог-психолог

11.

«Моя безопасность в моих руках»

Тренинговое занятие, выпуск плакатов, пропагандирующих безопасный образ жизни

Несовершеннолетние

2

Воспитатели

12.

Итоговая диагностика

Тестирование

Несовершеннолетние

4

Социальный педагог, педагог-психолог

13.

Индивидуальные занятия

Индивидуальные беседы, консультации

Несовершеннолетние

Не ограничено

Воспитатели

13.

Служба «Телефон доверия»

Консультации

Все категории

Не ограничено

Педагог-психолог, социальный педагог,

воспитатели





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!