Автор: Котлярова Е.Н. (воспитатель)
Организация: Центр содействия семейному воспитанию №9
Населенный пункт: г Колпино
Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
в группе детей детского дома
2024 года
Пояснительная записка
Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.
В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.
Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.
В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным - угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства. Дети и подростки, которых выбирают жертвами для травли, как правило, являются тревожными, осторожными, имеют низкую самооценку, редко защищают себя и не мстят тем, кто травит их. Часто они являются социально изолированными, и им не хватает социальных навыков. Мальчики, страдающие от травли, обычно физически слабее сверстников. Травля в коллективе приводит к напряжению, тревожности и страхам, что может повлиять на концентрацию внимания, самооценку и самоуважение, а также увеличивает социальную изоляцию, приводит к отчуждению и депрессии, тревоге и чувству уязвимости тех детей, которые стали ее объектом. Но самое страшное то, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.
Данная программа разработана с учетом концептуальных положений Программы воспитания Государственного учреждения Ярославской области «Детский дом “Волжский”». Основная идея программы состоит в том, что насилие во многих случаях - следствие нарушения отношений воспитанников детского дома в коллективе, и направлена, прежде всего, на повышение педагогической и правовой грамотности педагогов и детей, а также на обучение детей навыкам безопасного образа жизни.
Участие в программе носит добровольный характер. Каждый из участников имеет право в процессе работы покинуть программу, объяснив при этом причину.
Целью программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в подростковой среде.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в подростковой среде.
2. Способствовать повышению педагогической грамотности педагогов.
3. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних через формирование навыков ответственного поведения.
4. Способствовать формированию позитивных взаимоотношений в детском коллективе
5. Формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения.
6. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних.
7. Формирование адекватной самооценки несовершеннолетних.
8. Формирование навыков социального взаимодействия.
Условия достижения целей и задач: профессиональная заинтересованность субъектов системы профилактики безнадзорности; личная заинтересованность несовершеннолетних и педагогов, включенных в программу.
Целевая группа и ее основные характеристики: Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 13-18 лет, а также педагогов, работающих с этими детьми.
Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
побеги из детского дома;
нежелание посещать занятия в школе;
суицидальные попытки;
делинквентное поведение;
употребление алкоголя, наркотиков.
Исполнители основных мероприятий: социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели.
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный.
Проведение диагностических мероприятий с целью изучения отношений несовершеннолетних, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, склонности к риску, к делинквентному поведению. По итогам исследования принимается решение о включении подростка в программу.
2 этап – практический.
Реализация программы согласно плану.
3 этап – завершение работы.
4 этап – сопровождение несовершеннолетних.
Срок реализации программы: – 6 месяцев.
Основные направления реализации программы:
1. Коррекционно-консультативное:
- консультирование педагогов по вопросам воспитания и развития детей;
- консультирование педагогов по социально-правовым вопросам;
-консультирование несовершеннолетних по социально-правовым вопросам;
- коррекция неправильных типов поведения.
2. Лекционно-просветительское:
- лекции для педагогов;
- беседы с несовершеннолетними;
3. Тренинговые занятия.
Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Формы и методы реализации программы: групповые и индивидуальные беседы, интервью, лекции, консультации, тренинговые занятия, метод анализа конкретных ситуаций, «мозговой штурм», дискуссия, психогимнастические упражнения, тестирование, анкетирование, наблюдение, создание тематических плакатов.
Ожидаемые результаты и критерии эффективности программы:
- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в группе и за ее пределами;
- повышение правовой грамотности участников Программы;
- сформированность у несовершеннолетних адекватной самооценки;
- сформированность у несовершеннолетних способности принимать ответственность за собственное поведение.
Для контроля эффективности программы используются следующие методы:
метод наблюдений;
беседа, интервью;
психологические тесты, анкеты
Структура программы:
Программа состоит из двух разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы:
Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в коллективе сверстников детского дома.
Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в среде сверстников.
Примерная структура каждого занятия:
Приветствие (ознакомление с темой занятия).
Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, сплочение группы, улучшение настроения).
Основное содержание занятия (работа по теме).
Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе).
Ритуал прощания (психогимнастические упражнения, направленные на снятие напряжения, улучшение настроения).
Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению предлагаемого материала и позволяет избежать накопления напряжения.
Тематическое планирование
Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в коллективе сверстников
№ п/п | Тема | Форма работы | Целевая группа | Кол-во занятий | Ответственные |
1. | Диагностика (первичная) | Тестирование, анкетирование | Несовершеннолетние | 2 | Социальный педагог, Педагог-психолог Воспитатели |
Педагоги | 2 |
2. | Вводное занятие | Беседа | Несовершеннолетние | 1 | Социальный педагог, педагог-психолог Воспитатели |
Педагоги | 1 |
3. | Тренинг коррекции отношений в группе | Тренинг | Несовершеннолетние | 1 | Педагог- психолог Воспитатели |
4. | «Защита прав и интересов ребенка в законодательстве РФ» | Консультация | Несовершеннолетние | 1 | Социальный педагог Воспитатели |
5. | «Все мы родом из детства, или Значение личных детских воспоминаний и переживаний в построении взаимоотношений» | Беседа | Несовершеннолетние | 1 | Педагог-психолог Воспитатели |
6. | «Влияние атмосферы группы на личностное и социальное становление подростка» | Лекция | Педагоги | 1 | Социальный педагог Воспитатели |
7. | «Кнут или пряник?» Методы педагогического воздействия на ребенка | Лекция | Педагоги | 14 | Социальный педагог, педагог-психолог |
8. | Диагностика с целью определения результативности проведенной работы | Тестирование | Педагоги | 2 | Социальный педагог, педагог-психолог |
Несовершеннолетние | 2 |
9. | Служба «Телефон доверия» | Консультации | Все категории | Не ограничено | Педагог-психолог, социальный педагог Воспитатели |
Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в среде сверстников.
№ п/п | Тема | Форма проведения | Целевая группа | Кол-во часов | Исполнители |
1. | Диагностика | Тестирование, анкетированиебеседа, наблюдение | Несовершеннолетние | 4 | Социальный педагог, педагог-психолог Воспитатели |
2. | Взаимодействие с социально-психологическими службами и администрациями учебных заведений | Беседы, консультации при возникновении проблемной ситуации | | Не ограничено | Социальный педагог, педагог-психолог Воспитатели |
3. | Вводное занятие | Беседа | Несовершеннолетние | 1 | Воспитатели |
4. | «Защита прав человека в современном мире» | Тренинговое занятие | Несовершеннолетние | 2 | Социальный педагог |
5. | «Если друг оказался вдруг…» | Тренинговые занятие (групповые) | Несовершеннолетние | 5 | Воспитатели |
6. | «Быть уверенным - это здорово!» «Учитель: враг или союзник?» | Тренинговые занятия (групповые) Беседа (индивидуальная и групповая) | Несовершеннолетние | 5 | Воспитатели |
7. | «Я тебя не знаю или Правила общения с незнакомыми людьми» | Тренинговые занятия | Несовершеннолетние | 2 | Воспитатели |
8. | «Как защитить себя от насилия» | Беседа с использованием игровых приемов, мозговой штурм | Несовершеннолетние | 2 | Воспитатели |
9. | «Учитель: враг или союзник?» | Беседа | Несовершеннолетние | 1 | Воспитатели |
10. | «Школа глазами детей» | Беседа | Педагоги | 1 | Педагог-психолог |
11. | «Моя безопасность в моих руках» | Тренинговое занятие, выпуск плакатов, пропагандирующих безопасный образ жизни | Несовершеннолетние | 2 | Воспитатели |
12. | Итоговая диагностика | Тестирование | Несовершеннолетние | 4 | Социальный педагог, педагог-психолог |
13. | Индивидуальные занятия | Индивидуальные беседы, консультации | Несовершеннолетние | Не ограничено | Воспитатели |
13. | Служба «Телефон доверия» | Консультации | Все категории | Не ограничено | Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели |
10