СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологического тренинга «Мы любим общаться» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость тренинга состоит в упрощении и объяснении понятия толерантности в доступной форме и помощи учащимся в усвоении этих принципов. Он также способствует их личностному развитию, увеличивает уверенность в собственных возможностях и перспективах.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического тренинга «Мы любим общаться» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы»

Программа психологического тренинга

«Мы любим общаться»

для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы



Толерантность играет важную роль в социализации и определяет успех человека в жизни. Формирование у подрастающего поколения навыков конструктивного взаимодействия, сотрудничества и понимания окружающих людей является важной задачей. В этой связи, разработана программа игрового психологического тренинга под названием "Мы любим общаться" для обучающихся начальной школы.

Цель этого тренинга – научить учащихся толерантному отношению друг к другу, уважению и принятию различий.

Практическая значимость тренинга состоит в упрощении и объяснении понятия толерантности в доступной форме и помощи учащимся в усвоении этих принципов. Он также способствует их личностному развитию, увеличивает уверенность в собственных возможностях и перспективах.

Задачи:

Воспитательные:

1) Формировать толерантные установки по отношению к разным людям;

2) Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.



Развивающие:

3) Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4) Развивать творческий потенциал учащихся.



Обучающие:

5) Знакомить детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;

6) Стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

7) Диагностировать различия среди участников тренинга.



Методы работы: беседа, игра, психологические упражнения, работа в группах, творческие задания.

Возраст участников: 7-11 лет

Ожидаемые результаты:

- понимание и формирование толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;

- развитие терпимости и уважения к разным людям;

- формирование эмоциональной отзывчивости среди детей;

- умение взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;

- развитие творческого потенциала.

Упражнение 1. «Набор качеств»

Обсуждение понятия толерантность.

Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (карточки с определениями)

Раздражение, агрессивность, равнодушие, доброжелательность, доверие, высокомерие, умение управлять собой, зависть, обидчивость, упрямство, сострадание, сотрудничество, умение прийти на помощь, воспитанность, способность защитить, подозрительность, общительность, доброта, справедливость, резкость, конфликтность, вежливость, лицемерие, придирчивость, выдержка, душевность.

Предложенные качества необходимо разделить на качества, относящиеся к понятию «толерантность» и качества, которые не относятся толерантному поведению.

Упражнение 2. «Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч.

Педагог предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т.п.).

После игры - обсуждение:

- Легко ли было хвалить себя?

- Кого вам легче хвалить, себя или других?

- Кто вас хвалит?

- Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

- Вы любите хвалить других?

Упражнение 3. «На какого сказочного героя я похож?»

Необходимое время: 20 мин.

Оборудование: мяч

Форма работы: коллективная, в кругу.

Задание.

Выберите среди участников группы человека, который по вашему мнению похож на какого-нибудь персонажа из кинофильма, мультфильма, сказки (педагог обращается к кому-нибудь из группы) и бросьте ему мяч. При этом скажите, кого именно напоминает вам данный участник (Например, Аня, мне кажется, что ты похожа на русалочку). Участник, который поймал мяч, бросает его другому, называя персонажа, которого напоминает ему этот человек. Запомните от кого вы получили мяч и как вас назвали. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно слов (Например, Витя, ты сказал, что я похож на Чебурашку, а на самом деле я чувствую себя крокодилом Геной).

Упражнение 4. «Я рад тебя видеть, потому что...»

Цель: определение положительных сторон участников.

Время: 15 мин.

Материалы: нет.

Ход упражнения Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что...». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения: 1. Легко ли вам было выполнять упражнение? 2. Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? 3. Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть...»? 4. Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа? 5. Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Упражнение 5. Тест «Проявляем ли мы толерантность?»

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

«Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего». Л.Н. Толстой

Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

(У каждого учащегося две карточки (а, б). Во время проведения теста дети используют эти карточки.)

1Мальчик скромно одет...

а) ты стараешься не придавать этому значение,

б) ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет. Ты идешь за ней, торопишься и…

- а) ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать,

- б) ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

3. Твой одноклассник тебя предал…

а) ты пытаешься объясниться с ним,

б) ты мстишь ему.

4. В школе проходит акция «Милосердие»

а) это тебя не интересует,

б) пытаешься, чем можешь, помочь.

5. Видишь, у тебя на глазах сильный обижает слабого…

а) вмешиваешься,

б) равнодушно проходишь мимо.

6. У тебя в классе появился новый ученик…

а) ты не общаешься с ним,

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

7Можете ли вы подружиться с детьми из другой страны, у которых другие обычаи, другая вера…

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) да, вы обязательно постараетесь подружиться.

8Твое мнение резко расходится с мнением говорящего…

а) ты все-таки слушаешь его,

б) ты не даешь ему говорить.

10Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь ответ с места,

б) даешь возможность ответить ученику.

11. Цвет кожи у мальчика (девочки) отличается от твоего...

а) Ты стремишься лучше узнать его и подружиться с ним,

б) Ты не будешь с ним дружить.

… Ребята, вы большие молодцы! Вы умеете быть дружными. Проявлять толерантность –это умение обладать искусством жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими (похлопаем друг другу все вместе).


Рефлексия:

  1. Поднимите руки, кому понравилось наше занятие сегодня?

  2. А теперь помашите руками, кто сегодня активно принимал участие!

  3. Похлопайте сейчас те, у кого хорошее настроение!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!