Программа работы со слабоуспевающими детьми
«Психологическая азбука»
Актуальность
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в то же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учения и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. В результате такие дети нередко выпадают из обучения.
Неуспеваемость тесным образом связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематическая работа по поиску способов решения проблемы школьной неуспеваемости. Для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности ребёнка, уметь установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и корригировать их последствия, а также осуществить систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, одним из главных направлений работы является помощь ученику в освоении учебной деятельности на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития».
Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов, испытывающие трудности в усвоении образовательной программы.
Цель и задачи
Цель: Развитие познавательных способностей учащихся, испытывающих трудности в обучении
Задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Организация мероприятий представленных в проекте основывается на следующих принципах:
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип наглядности.
Принцип системности.
Принцип учета зоны ближайшего развития.
Принцип самостоятельности и активности.
Принцип доступности.
Принцип активного субъект – субъектного взаимодействия ребенка и взрослого.
Принцип поощрения любознательности.
Принцип толерантности.
Структура работы
1 этап – подготовительный, включает в себя диагностическое обследование, направленное на определение причин неуспеваемости, уровня развития познавательных способностей учащихся.
Диагностический этап завершается определением дальнейшего пути работы с учащимися и их семьями.
2 этап – коррекционно-развивающий, включает в себя различные мероприятия, составленные с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
3 этап – оценка результатов, посредством повторной диагностики. Результаты фиксируются в картах – характеристиках, что позволяет проследить динамику развития.
Работа осуществляется по 3 основным направлениям:
Работа с детьми (развитие познавательных способностей ребенка)
Работа с родителями (принятие родителями индивидуальных особенностей ребенка, психологическая поддержка семьи с ребенком с ОВЗ)
Работа с педагогами (повышение психологической грамотности педагогов)
Сроки реализации проекта – 1 год
Содержание мероприятий проекта
№ | Мероприятие | Целевая аудитория | Дата проведения | Цель |
Работа с детьми |
1 | Групповые и индивидуальные занятия с детьми, составленные с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. | Учащиеся 1-4 классов, испытывающие трудности в усвоении образовательной программы | 1-2 раза в неделю | Снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие познавательных процессов |
2 | Занятие-игра с классным коллективом «Школа для всех» формы: игра – магазин, игра-путешечтвие, игра-детектив и др.) | Классный коллектив | 1-2 раза в месяц | Развитие групповой сплоченности принятие ребенка с ОВЗ участниками детского коллектива развитие толерантности, эмпатии, коммуникативных навыков у детей |
Работа с педагогами |
1 | Психологические семинарыпо теме: «Психолого-педагогические технологии, индивидуальный образовательный маршрут педагога в работе с детьми с ОВЗ» | Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, неуспевающими детьми | 1 раз в месяц | Повысить психологическую грамотность педагогов с целью создания условий для более эффективного обучения и воспитания детей. Поиск наиболее эффективных приемов работы с детьми |
Работа с родителями |
1 | «Семейная гостиная» | Родители учащихся, испытывающих трудности в процессе обучения и детей с ОВЗ | 1 раз в четверть | Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка, принятие индивидуальных особенностей ребенка родителями |
Ожидаемые результаты
нормализация учебной деятельности (снижение количества неуспевающих детей), формирование умения ориентироваться в задании, развитие самоконтроля и самооценки
повышение познавательной активности детей
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации
развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности
формирование навыков общения, правильного поведения