РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социально-гуманитарных и филологических дисциплин (протокол №____ от «_____»____________2019г.) | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________А.Н.Ошмарин «_____»____________2019г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Изумрудновская школа» _____________Л.И.Липеха Приказ от «____»______2019г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КЛАСС 7
на 2018/2019 учебный год
Программу составила:
Сачьян Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы,
магистр филологии
с. Изумрудное, 2019
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями);
- Авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой 5-9 классы 2-е издание Москва «Просвещение», 2012;
- Учебного плана МОУ «Изумрудновская школа» на 2019-2020 учебный год;
- Методические рекомендации об особенностях преподавании русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым
в 2019-2020 учебном году;
Программа ориентирована на учебник Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова - 2-е изд.. – М.: «Просвещение», 2014. – 207 с.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать русский язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе
являются:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о русском языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
осознание эстетической функции русского языка.
Содержание учебного предмета
Введение (11 ч.)
Русский язык в современном мире.
Речь. Речевое общение.
Речевой этикет.
Функциональные разновидности языка.
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.
Морфология. Причастие (31 ч.)
Система частей речи в русском языке.
Понятие о причастии.
Признаки глагола и прилагательного у причастия.
Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия
Полные и краткие формы причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени.
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.
Морфологический разбор причастий.
Правописание НЕ с причастиями.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.
Деепричастие (19 ч.)
Понятие о деепричастии.
Деепричастный оборот.
Правописание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Наречие (29 ч.)
Наречие как часть речи.
Разряды наречий по значению.
Степени сравнения наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е).
Морфологический разбор наречия.
Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е) .
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Предлог (12 ч.)
Предлог как часть речи.
Предлоги производные и непроизводные.
Предлоги простые и составные.
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
Морфологический разбор предлога.
Союз (16 ч.)
Союз как часть речи.
Разряды союзов.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Правописание союзов.
Союзы и союзные слова.
Союзы в простых и сложных предложениях.
Морфологический разбор союза.
Частица (10 ч.)
Частица как часть речи.
Разряды частиц.
Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ.
Разграничение частиц НЕ и НИ.
Междометие (3 ч.)
Междометие.
Повторение (5 ч.)
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Всего часов | К.р. | К.д. | К.с. | К.и. | Р.р. |
1. | Введение | 11 | | | 1 | | 8 |
2. | Причастие | 31 | 1 | | | 1 | 3 |
3. | Деепричастие | 19 | | 1 | | | 6 |
4. | Наречие | 29 | | 1 | | 1 | 4 |
5. | Предлог | 12 | | | | | 2 |
6. | Союз | 16 | | | 1 | | 3 |
7. | Частица | 10 | 1 | | | | |
8. | Междометие | 3 | | | | | |
9. | Повторение | 5 | | | | | |
10. | Всего | 136 | 2 | 2 | 2 | 2 | 26 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
| | | Введение 11 ч |
1 | | | Русский язык в современном мире |
2 | | | Р.р. №1. Речь. Речевое общение. |
3 | | | Р.р. №2. Речевое общение. Выступление в виде презентации. |
4 | | | Р.р. №3. Речевой этикет. |
5 | | | Р.р. № 4. Сочинение-рассуждение «Нужен ли людям речевой этикет?» |
6 | | | Р.р.№5 Функциональные разновидности языка. |
7 | | | Р.р.№6 Текст. Его основная и дополнительная информация. |
8 | | | Р.р.№7 Основные свойства текста. |
9 | | | Р.р.№8 Подготовка к контрольному сочинению |
10 | | | Контрольное сочинение № 1. Сочинение – рассуждение по высказыванию «В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин»» |
11 | | | Анализ контрольных сочинений |
| | | Причастие 31 ч |
12 | | | Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. |
13 | | | Как узнать причастия? |
14 | | | Признаки глагола у причастия. |
15 | | | Признаки прилагательного у причастия. |
16 | | | Причастный оборот. |
17 | | | Знаки препинания при причастном обороте. |
18 | | | Действительные и страдательные причастия. |
19 | | | Р.р. № 9. Устное сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь». |
20 | | | Полные и краткие формы причастий. |
21 | | | Р.р. № 10. Изложение текста повествовательного характера. |
22 | | | Причастия настоящего и прошедшего времени. |
23 | | | Образование действительных причастий настоящего времени. |
24 | | | Образование действительных причастий прошедшего времени. |
25 | | | Образование страдательных причастий настоящего времени. |
26 | | | Образование страдательных причастий прошедшего времени. |
27 | | | Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. |
28 | | | Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. |
29 | | | Урок-практикум по теме «Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных». |
30 | | | Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. |
31 | | | Урок-практикум по теме «Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных». |
32 | | | Морфологический разбор причастия. |
33 | | | Правописание не с причастиями. |
34 | | | Урок-практикум по теме «Правописание частицы не с разными частями речи» |
35 | | | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
36 | | | Урок-практикум по теме «Буквы о, е, ё после шипящих». |
37 | | | Повторение темы «Причастие». |
38 | | | Контрольная работа № 1 по теме «Причастие». |
39 | | | Анализ контрольной работы. |
40 | | | Р.р. № 11. Тема и основная мысль текста. Подготовка к контрольному изложению. |
41 | | | Контрольное сжатое изложение №1 |
42 | | | Анализ контрольных изложений. |
| | | Деепричастие 19 ч |
43 | | | Понятие о деепричастии. |
44 | | | Деепричастный оборот. |
45 | | | Знаки препинания при деепричастном обороте. |
46 | | | Р.р. № 12. Сочинение на лингвистическую тему («Роль причастий и деепричастий в системе частей речи» или «Роль причастий и деепричастий в произведениях художественной литературы»). |
47 | | | Правописание не с деепричастиями. |
48 | | | Р.р. № 13. Анализ поэтического текста (использование деепричастий в поэтическом тексте). |
49 | | | Деепричастия совершенного вида |
50 | | | Деепричастие несовершенного вида |
51 | | | Р.р. № 14. Рассуждение-размышление с элементами описания и повествования с опорой на содержание текста и на свой жизненный опыт |
52 | | | Р.р. № 15. Сочинение-рассуждение с опорой на содержание текста и на свой жизненный опыт. (Упр.190) |
53 | | | Способы образования деепричастий. |
54 | | | Отдельные случаи образования деепричастий несовершенного вида. (§ 25) |
55 | | | Р.р. № 16. Описание репродукции картины Б. Кустодиева «Сирень». |
56 | | | Р.р. № 17. Сочинение-описание репродукции картины Б. Кустодиева «Сирень». |
57 | | | Употребление деепричастий во фразеологических оборотах. |
58 | | | Морфологический разбор деепричастия. |
59 | | | Повторение темы «Деепричастие» |
60 | | | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». |
61 | | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
| | | Наречие 29 ч |
62 | | | Наречие как часть речи. |
63 | | | Слова категории состояния как самостоятельная часть речи. |
64 | | | Разряды наречий по значению. |
65 | | | Степени сравнения наречий. |
66 | | | Формы сравнительной степени наречий. |
67 | | | Формы превосходной степени наречий. |
68 | | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) |
69 | | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) |
70 | | | Р.р. №18. Подготовка к изложению прочитанного текста. |
71 | | | Р.р. №19. Изложение прочитанного текста. |
72 | | | Морфологический разбор наречия |
73 | | | Одна и две буквы н в наречиях на –о(е) |
74 | | | Одна и две буквы н в наречиях на –о(е) |
75 | | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
76 | | | Буквы о и е после шипящих в различных частях речи. |
77 | | | Контрольное изложение №2. |
78 | | | Анализ контрольного изложения. Работа над ошибками. |
79 | | | Буквы о и а на конце наречий. |
80 | | | Дефис между частями слова в наречиях. |
81 | | | Урок-практикум. Правописание наречий с приставкой кое и суффиксами то, либо, нибудь. |
82 | | | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. |
83 | | | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. |
84 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
85 | | | Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах» |
86 | | | Повторение темы «Наречие». |
87 | | | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Наречие». |
88 | | | Анализ контрольного диктанта |
89 | | | Р.р. №20. Подготовка к сжатому изложению. (упр. 252) |
90 | | | Р.р. №21. Сжатое изложение. |
| | | Предлог 12 ч |
91 | | | Предлог как часть речи. |
92 | | | Роль предлогов в словосочетании и предложении. |
93 | | | Предлоги производные и непроизводные. |
94 | | | Различие между производными предлогами и самостоятельными частями речи. |
95 | | | Предлоги простые и составные |
96 | | | Виды предлогов. Их происхождение |
97 | | | Р.р. №22. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. |
98 | | | Р.р.№23. Сочинение-рассуждение |
99 | | | Правописание предлогов |
100 | | | Употребление предлогов в речи. |
101 | | | Морфологический разбор имени предлога. |
102 | | | Повторение темы «Предлог» |
| | | Союз 16 ч |
103 | | | Союз как часть речи. |
104 | | | Разряды союзов |
105 | | | Сочинительные союзы. |
106 | | | Подчинительные союзы. |
107 | | | Правописание союзов |
108 | | | Отличие союзов от омонимичных сочетаний слов. |
109 | | | Р.р. № 24. Подготовка к контрольному сочинению. |
110 | | | Контрольное сочинение №2 |
111 | | | Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками |
112 | | | Союзы и союзные слова |
113 | | | Союзы в простых и сложных предложениях |
114 | | | Знаки препинания перед союзами. |
115 | | | Морфологический разбор союза. |
116 | | | Повторение темы «Союз» |
117 | | | Р.р. № 25. Подготовка к сочинению по картине. |
118 | | | Р.р. №26. Сочинение-описание по картине |
| | | Частица 10 ч |
119 | | | Частица как часть речи |
120 | | | Разряды частиц |
121 | | | Виды частиц по значению |
122 | | | Правописание частиц |
123 | | | Правописание частицы не |
124 | | | Правописание не с различными частями речи. |
125 | | | Разграничение частиц не и ни. |
126 | | | Повторение темы «Частица» |
127 | | | Итоговая контрольная работа 2. |
128 | | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
| | | Междометие 3 ч |
129 | | | Междометие как часть речи. |
130 | | | Производные и непроизводные междометия. |
131 | | | Употребление междометий в речи |
| | | Повторение 5 ч |
132 | | | Повторение. Фонетика, графика, орфография. |
133 | | | Повторение. Морфемика и словообразование. |
134 | | | Повторение. Лексикология и фразеология. |
135 | | | Повторение. Части речи. |
136 | | | Повторение. Синтаксис и пунктуация. |