«СТРАНА МАСТЕРОВ»
программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
при муниципальном бюджетном образовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Кемерово,
2017год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название | Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Страна мастеров». |
Тематика | Организация летнего досуга детей в целях их оздоровления и развития. |
Наименование организации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» |
Адрес организации | Г. Кемерово, ул. Инициативная, д. 125а |
Телефон | 61-40-86 |
Ф.И.О. руководителя организации | Парфенова Ирина Филипповна |
Разработчик программы | Ермолаева Т.С, Зайцева Е.А. |
Нормативно-правовое обеспечение | Конституция РФ; Трудовой Кодекс РФ; Конвенция ООН о правах ребенка. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Федеральный Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Устав образовательного учреждения. Положение о летнем лагере с дневным пребыванием детей при МБОУ «СОШ №15» Правила внутреннего распорядка в летнем лагере с дневным пребыванием детей при МБОУ «СОШ №15» |
Цель программы | Содействие формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 7-12 лет и определения предпрофильной подготовки для подростков 13-14 лет Развитие личности ребенка в условиях временного детского коллектива. |
Задачи программы | Обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период. Создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру профессий. Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий. Организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления. |
Принципы программы | Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня. Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху). Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с возрастными и индивидуально – психологическими особенностями детей.) Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»); Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»). Принцип уважения и доверия. Принцип безопасности |
Реализация программы | Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы, разработка маршрутов экскурсий, программ творческих мастерских, кружков, установление внешних связей, согласование плана с социальными учреждениями, культуры и дополнительного образования, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря и т.д.) Основной период (работа по программе: профориентационная работа, деятельность мастерских и творческих объединений, встречи с представителями различных профессий, соревнования, экскурсии, ключевые мероприятия событийного характера). Заключительный период (рефлексивно-аналитический). Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ. |
Методическое обеспечение программы | В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основными методами организации деятельности являются: Коллективная творческая деятельность (КТД). Игра (сюжетно – ролевые профессионально – ориентированного характера, спортивные, интеллектуально - познавательные). Театрализация (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы). Кружковая работа, творческие мастерские. Экскурсии. Состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности). |
Основные направления | Профориентационное: экскурсионная деятельность в цеха и отделения градообразующего предприятия учреждения соцкульта, телевидения и встречи со специалистами этих предприятий; профпробы (организация деятельности кружков «Программист», «Кукольный театр», «Театральный», «Дом моды», «Русский народный танец») по специальностям, специальностей декоративно-прикладного искусства; профориентационные игры; профориентационные мероприятия. Информационно - ознакомительные блоки «Введение в специальность» (показ слайдов о профессиях и специальностях); конкурсные программы. Спортивно-оздоровительное: организация оздоровления детей посредством проведения занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни; вовлечение детей в активную спортивно - оздоровительную деятельность, посещение бассейна Содержательно-досуговое: организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы), пресс-центра. Спортивно - оздоровительная и содержательно - досуговая деятельность также имеют профориентационную направленность. |
Ожидаемые результаты. смена - 85 детей Критерии результативности программы | Воспитанник лагеря: 1.Имеет представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей: Профессии искусства и культуры: художник, библиотекарь, актер, музыкант, хореограф. Приобретает определенный элементарный опыт профессиональных действий. 2.Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности: осуществлять коллективную и индивидуальную деятельность; изготовить поделки, рисунки в различных техниках; организовать игры для друзей, для младших; стать участником театрального представления (готовить декорации, костюмы, быть актером, оформителем); сумеет применить полученные практические умения в ходе профессиональных проб в реальной действительности. 3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. 4.Владеющий навыками сотрудничества и взаимодействия. 5.Выполняющий правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих. Критерии | Используемые диагностики | Периодичность проведения | Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы. Творческое сотрудничество педагогов и детей. Желание участвовать в работе лагеря на следующий год. | Анкетирование (10-14 лет), опрос (7-9 лет) Проведение мастер-классов, творческих мастерских, выставок, совместные работы детей, педагогов, родителей. Опрос воспитанников лагеря, родителей, педагогов. | Основной период смены По плану работы лагеря Заключительный период | |
Сроки реализации | Долгосрочная программа (2017 – 2021 гг.). Программа смены рассчитана на 18 дней. |
Категория участников программы | Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья, в учреждениях разного типа (в общеобразовательных, в учреждениях дополнительного и дошкольного образований). Возраст участников программы: 7- 14 лет. |
Кадровое обеспечение программы | Начальник лагеря Воспитатели Музыкальный руководитель Педагог-организатор Медицинский работник |
Материально-технические условия реализации программы | Игровые комнаты с необходимым набором оборудования. Комнаты отдыха. Игровая площадка. Актовый зал с мультимедийным оборудованием. Музей МБОУ «СОШ №15» им. А.А. Головачева Столовая МБОУ «СОШ №15» Спортивные залы, стадион при МБОУ «СОШ №15» Концертный и танцевальный - залы при МБОУ «СОШ №15» |
Социальное партнерство | МБУ «Ладушки». ДЮСШ №5 Спортивно-оздоровительный комплекс «Кировец». МБОУ ДО ЦРТД и Ю Кировского района |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Это период более благоприятного вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – это время открытий и приключений, время игры, событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.
Деятельность летнего лагеря при МБОУ «СОШ №15» способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но и активной их социализации, продолжению образования, приобретению первичных навыков в профессиональной деятельности
Контингент воспитанников лагеря состоит из учащихся МБОУ «СОШ №15». Это благоприятная среда для профориентационной работы в школе. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), в МБОУ «СОШ №15» была разработана программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей профориентационной направленности «Страна мастеров».
В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и профессиональное самоопределение личности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Содействие формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 7-12 лет и определения предпрофильной подготовки для подростков 13-14 лет. Развитие личности ребенка в условиях временного детского коллектива.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.
Создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру профессий.
Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.
Организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.
Содержание программы реализуется через следующие направления: профориентационное, спортивно – оздоровительное, содержательно – досуговое.
Профориентационное: профпробы по специальностям, специальностей декоративно-прикладного искусства; профориентационные игры; профориентационные мероприятия (показ слайдов о профессиях и специальностях); конкурсные программы.
Спортивно-оздоровительное: организация оздоровления детей посредством проведения занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни; вовлечение детей в активную спортивно - оздоровительную деятельность, посещение бассейна
Содержательно - досуговое: организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы), пресс-центра.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ БЛОК
Лагерная смена «В мире культуры и искусства»
Конкурс рисунков «Дерево семейных профессий».
День художника.
День библиотекаря «С книгой по жизни».
Экскурсия в библиотеку.
День актера. Конкурс актерского мастерства.
День музыканта.
День хореографа. Мастер-класс по танцам.
Экскурсия в ДК «Им. 50 лет Октября» (введение в специальности: осветитель, звукорежиссер, сценарист, костюмер, конферансье, ведущий шоу-программ, ди-джей, руководитель кружка по декоративно – прикладному творчеству).
День мастера.
СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Лагерная смена «В мире культуры и искусства»
Участие в спортивной программе между отрядами «За здоровый образ жизни».
Участие в отрядных соревнованиях по пионерболу.
Шахматно-шашечный турнир.
Участие в отрядных соревнованиях по футболу.
Игровая программа «На сказочном стадионе».
СОДЕРЖАТЕЛЬНО - ДОСУГОВЫЙ БЛОК
Лагерная смена «В мире культуры и искусства»
Игровая программа «Поясок дружбы».
Музыкально-познавательное мероприятие «День любви, семьи и верности»
Экскурсия в музей МБОУ «СОШ №15» им. А.А. Головачева
Мероприятия «Нет - терроризму!»
Конкурс рисунков «Лето! Солнце! Спорт!»
День игры и творчества
Викторина «По сказочным тропинкам».
«День Нептуна».
Игра-путешествие «Дорога в страну профессй»
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа лагеря реализуется через организацию и проведение сюжетной игры: в раннем возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из которых имеют профессионально-ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли, а затем обучают других. Положительное влияние на дальнейшее самоопределение имеют знания о труде взрослых и первоначальные трудовые пробы – выполнение несложных действий по изготовление несложных изделий, поделок и т.д. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнение простейших видов труда, наблюдение за трудом взрослых становится» самоопределение» младших школьников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представлений о желаемой профессии. Такая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого) характера. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
ИГРОВАЯ ЛИНИЯ
Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. В соответствии с сюжетом игры создается карта «Страны мастеров», на которой будут отмечены города, где проживают люди той или иной специальности.
В ходе игры воспитанники лагеря становятся жителями «Страны мастеров», участвуя профориентационных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях овладевая навыками выполнения той или иной практической деятельности и получая за это звания «Подмастерье», а затем и Мастер».
В лагере установлены меры поощрения:
-вручение дипломов, отличительных знаков, орденов, почетных грамот;
-награждение по номинациям;
-награждение «сладкими призами»;
-вручение подарков всем воспитанникам лагеря на закрытии лагерной смены.
План работы лагерной смены «Мир культуры и искусства»
Дата | Название | Задачи, содержание |
| Встреча «Будем знакомы. Будем дружить!» | Игровая программа «поясок дружбы», тренинги, игры на знакомство, на сплочение коллектива. Выбор названия отрядов, выбор командира, знакомство с законами лагеря. |
| Игра по станциям: «Знакомство с лагерем» | Научить работать в коллективе; уметь создавать атмосферу праздника; развивать творческую фантазию. Участники этого праздника, объединенные в небольшие группы, выполняют творческие задания и по очереди представляют их. |
| Игра - путешествие: «Дорога в страну профессий» | Познакомить ребят с миром профессий различных видов деятельности: «Профессии охраны порядка и безопасности», «Профессии неба»; «Профессии тканей и ниток»; «Вкусные профессии»; «Профессии транспорта»; «Профессии охраны здоровья и медицины»; «Профессии художественного слова». |
| Праздник «Здравствуй, лагерь, это Я!» | Церемония открытия лагерной смены: линейка, праздничный концерт, конкурсы. |
| День антитеррора и пожарной безопасности | Инсценированная сказка на противопожарную тему, экскурсия в пожарную часть, конкурс рисунков «Нет - террору!», просмотр фильмов. |
| Праздник спорта | Конкурс рисунков «Лето! Солнце! Спорт!» Спортивно-игровая программа «За здоровый образ жизни». |
| День Нептуна | Театрализованное представление. Конкурс на лучший морской костюм. |
| День любви, семьи и верности | Поддержание традиций семьи. Познавательное мероприятие. Просмотр слайдов, показ сценок, чтение стихов. |
| День игры и творчества | Развить творческое мышление, фантазию, художественный вкус. Конкурсно - игровая программа «Алло, мы ищем таланты!», общелагерные игры народов мира, изготовление сувениров своими руками. |
| День актера | Знакомство с профессиями театра: режиссер, актер, костюмер, звукооператор, гардеробщик, осветитель, ди-джей. Экскурсия в ДК «Им. 50 лет Октября» (введение в специальности: осветитель, звукорежиссер, сценарист, костюмер, конферансье, ведущий шоу-программ, ди-джей, руководитель кружка по декоративно – прикладному творчеству). |
| День семейных профессий | Укрепление семейных традиций. Расширение знаний о мире профессий. Конкурс рисунков на асфальте «Дерево семейных профессий». Рассказ родителей о своей профессии. Мини-сочинение «Кем я хочу быть». |
| Праздник Сказок. | Викторина «По сказочным тропинкам». Конкурс инсценированных сказок на экологическую тему. Просмотр хантыйской сказки «Мальчик-корешок» |
| День хореографии | Знакомство с профессией «хореограф». Составление профессиограммы. Мастер-классы по хореографии. |
| День художника | Познакомить ребят с профессией художник и смежными специальностями. Составление профессиограммы, просмотр слайдов, встреча со специалистом. Игра «Волшебная кисточка», прослушивание рассказа «Портрет», просмотр сценки «Разноцветный мир». |
| День библиотекаря | Знакомство с профессией библиотекарь, составление профессиограммы, экскурсия в библиотеку г.п. Федоровский. Творческое задание «Угадай книгу». |
| День музыканта | Популяризация профессии «Музыкант». Творческое задание «Фея музыки», показ слайдов и составление профессиограммы. Игра «Внимательный дирижер». |
| День мастера | Ярмарка поделок, рисунков, показ сценок, мастер-классы по оригами, работе с бисером, вокалу и т.д. | |
| Закрытие лагерной смены | Торжественная линейка. Выставка работ Праздничный концерт. Вручение подарков |
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Педагог-организатор
Медицинский работник
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрациейшколы. На каждом отряде работают два педагога. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу с воспитанниками лагеря по общелагерному плану на смену. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана работы, организацию детей для проведения отрядных и лагерных мероприятий.
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планы работы отрядов, плана сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение методического семинара для всех работающих в течение лагерных смен.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планерок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности (КТД. экскурсии, конкурсы, соревнования, праздники, кружковая работа, встречи со специалистами различных профессий).
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Рефлексия.
Материально - техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для проведения профориентационных и кружковых занятий, оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы, награды и подарки для стимулирования.
Спортивное оборудование
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Воспитанник лагеря:
1.Имеет представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей:
Профессии искусства и культуры: художник, библиотекарь, актер, музыкант, хореограф.
Приобретает определенный элементарный опыт профессиональных действий.
2.Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности:
осуществлять коллективную и индивидуальную деятельность;
изготовить поделки, рисунки в различных техниках;
организовать игры для друзей, для младших; стать участником театрального представления (готовить декорации, костюмы, быть актером, оформителем);
сумеет применить полученные практические умения в ходе профессиональных проб в реальной действительности.
3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
4.Владеющий навыками сотрудничества и взаимодействия.
5.Выполняющий правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих.
13