СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа совершенствования методов обучения и воспитания на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа совершенствования методов обучения и воспитания на уроках физики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области
















Программа

«Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках физики»







Составитель:

учитель физики

Шанова Влада Николаевна














д. Богородицкое




Введение

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым обучающимся высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельности образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для совершенствования методов обучения и воспитания

обучающихся.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Выделяют следующие методы:

  1. Методы организации деятельности обучающихся (оценка деятельности педагога через деятельность обучающихся на уроке/занятии).

  2. Методы контроля и самоконтроля.

  3. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания).

Первая группа методов показывает умение педагога излагать учебный материал и знакомить обучающихся со способами действий.

К методам формирования новых знаний и способов действий можно отнести:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Проблемный и частично-поисковый;

  • Исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но еще не позволяют в полном объеме развить творческое мышление обучающихся.

Благодаря проблемному и частично-поисковому методу обучающиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.

При исследовательском методе обучающийся познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.

К методам организации деятельности обучающихся можно отнести:

  • Методы, предполагающие взаимные действия учителя и обучающихся;

  • Методы самостоятельной деятельности обучающихся.  

3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля.

К методам контроля и самоконтроля относятся: 

  • тестирование,

  • анкетирование, 

  • викторина,

  • письменные работы, 

  • устные и письменные опросы, 

  • зачет, экзамен и др.  

К методам формирования личностных результатов можно отнести

  • беседу, 

  • убеждение, 

  • внушение, 

  • поручение, 

  • соревнование, 

  • пример, 

  • аналогию, 

  • рефлексивные методы, 

  • воспитывающие ситуации и др.

 Цель педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.  

На протяжении межаттестационного периода (2020-2022 гг.) изучены и реализованы следующие инновационные технологии:


Технология личностно-ориентированного обучения

Реализуемая цель:

Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной

ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.

Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:

- в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,

При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности

полученных знаний, умений и навыков;

- поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности

обучающихся.

Результатами использования мною технологии являются:

-активная самостоятельная деятельность обучающихся;

-повышение интереса к избранной профессии;

-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии

Цель:

-активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения;

- внеурочных мероприятиях;

- обогащение содержания изучаемых предметов.

Результаты:

-развитие различных видов мышления;

-углубление межпредметных связей;

-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

- обогащение содержания изучаемого материала.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой,

нравственной личности обучающегося.

Результаты:

-сохранение здоровья обучающихся;

-повышение качества образовательного процесса;

-удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;

-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности;

- укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье;

-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);

-рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения

гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

  • Игровые технологии;


  • Проблемное обучение;


  • Технология коммуникативного обучения.

Игровые технологии

Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра  это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия

профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

- формируют устойчивую мотивацию учения;

- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Результат:

Переход от игровой деятельности к учебной

Практикую работу с применением технологии развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в процесс обучения.

Критическое мышление:

-способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;

-облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

-позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:

- критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка?)


Диагноз (В чем причина?)


Самоконтроль (Каковы недостатки?)


Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.)


Прогноз (Постройте прогноз).

Основные методические приемы развития критического мышления:

1.   Прием «Кластер»

2.    Таблица

3.     Учебно - мозговой штурм

4.    Интеллектуальная разминка

 Таким образом, можно выделить следующие   признаки инновационных технологий:

-  ориентация на получение конкретного результата;

-  приобретение знаний в процессе деятельности;

-  индивидуализация процесса обучения;

 В свою очередь инновационные технологии:

-  требуют от преподавателя   организации образовательного пространства урока;

-  устанавливают качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;

-  способствуют творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.

Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Таблица. Классификация современных педагогических технологий

Название

Цель

Механизм реализации

Сущность

технологии

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций.

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

 

Технология модульного обучения

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.

Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения.

Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.

Технологии развивающего обучения

Всестороннее развитие личности и ее способностей.

Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.

Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения.

Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

Информационные технологии обучения

Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.

Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др.

Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.

Технология деловой игры

Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.

Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.

Проектная технология


стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.


наличие проблемы, требующей исследования,

организация и осуществления деятельности,

защита проекта


развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Здоровьесберегающая технология

сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья

поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке

активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

- осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

-целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

- деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.


Результаты использования инновационных технологий:

- повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;

-обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;

-качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

-усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

-повышения умения адекватно оценивать себя:

-развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

-развитие исследовательских способностей;

-развитие умения мыслить адекватно;

-развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

Заключение

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!