СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Вязание крючком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Вязание крючком"»



План содержания:

  1. Титульный лист ………………………………………………………………..

  2. Информационная карта образовательной программы дополнительного образования детей……………………………………………………………….

  3. Пояснительная записка дополнительной общеобразовательной программы «Вязание крючком»…………………………………………………………………

  4. Содержание программы…………………………………………………………

  5. Учебно - тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Вязание крючком» …………………………………………………

  6. Методическое обеспечение …………………..………………………………

  7. Список литературы………………………………………………………………

























Информационная карта

образовательной программы дополнительного образования детей



Название учебного заведения: Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Название программы: Дополнительная общеобразовательная

программа «Вязание крючком»


Направленность программы: художественная


Сведения об авторе, контактный Плиева Рита Александровна, педагог

телефон дополнительного образования, 89187065330

I квалификационная категория


Название студии: «Вязание крючком»

Аннотация программы: Вязание крючком занимает особое место в

развитии и воспитании детей. Содействуя

развитию воображения и фантазии,

пространственного мышления, колористического

восприятия, она способствует раскрытию

творческого потенциала личности, вносит вклад в

процесс формирования эстетической культуры

ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в

области художественного творчества, дети

получают возможность удовлетворить

потребность в созидании, реализовать желание

создавать нечто новое своими силами. Данная

программа ориентирована на приобретение

обучающимися определённых знаний по теории

вязания крючком, а также основополагающие

практические умения и навыки в данной сфере.


Цели программы: -Приобщение детей к общечеловеческим ценностям,

формирование нравственных основ личности;

- выявление одаренных детей в раннем детском возрасте;

- формирование у детей комплекса начальных знаний,

умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

- развитие понимания художественно-выразительных

особенностей декоративно-прикладного искусства;

-трудовое и эстетическое воспитание;

-пробуждение у ребенка интереса к деятельности.


Задачи программы: Образовательные:

-  расширить кругозор, познакомить с историей

вязания и его значением в народном творчестве;

-  научить техническим и специальным знаниями при

изготовлении изделий крючком;

-  обучить правильному положению рук при вязании,

пользованию инструментами;

-  познакомить с основами цветоведения и

материаловедения;

-  обучить свободному пользованию схемами из

журналов;

-  научить выполнять сборку и оформление готового

изделия.

Воспитательные:

-  привить интерес к культуре своей Родины, к

истокам народного творчества,

-  воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость,

терпение, целеустремленность, предприимчивость,

умение довести начатое дело до конца, корректность

в отношении к работе товарищей, экономное

отношение к используемым материалам;

Развивающие:

-  развить образное мышление, внимание, мелкую

(малую) мускулатуру рук;

-  выявить и развить природные задатки, творческий

потенциал каждого ребенка;

-  развить фантазию;

-  выработать эстетический и художественный вкус.

-  совершенствовать навыки общения.


Ожидаемые результаты: К концу 1-го года обучения обучающиеся

должны знать:

- названия предметов и материалов, используемых в

работе;

- названия видов столбиков при вязании крючком.

- правила поведения, ТБ.

- историю возникновения вязания;

- сведения о нитках, крючках, спицах;

- основные элементы вязания;

- цветовую композицию при выборе ниток;


К концу 1-го года обучения обучающиеся должны

уметь:

- готовить свое рабочее место и содержать его в

порядке; вязать ровную цепочку;

- выполнять без ошибок столбик без накида;

- выполнять под руководством педагога прибавление

петель в круге, соединение их полустолбиком;

- правильно начинать и заканчивать ряд;

- уметь различать и считать в вязаном изделии ряды,

столбики без накида, столбики с накидом,

воздушные петли.

- соблюдать правила поведения на занятии, правила

при работе с вязальными крючками, ножницами,

швейными иглами, булавками, электрическим

утюгом.

- готовить материал к работе; подбирать нитки по

цвету; читать схемы, строить выкройки;


К концу 2-го года обучения обучающиеся

должны знать:

- названия материалов, используемые в работе;

- слова, обозначающие понятия, используемые в

работе

- разновидности вязания; цветовую композицию

при выборе ниток;


К концу 2-го года обучения обучающиеся должны

уметь:

- ориентироваться в схемах вязания и вязать по ним с

помощью учителя;

- подбирать нужный материал для работы;

- уметь планировать последовательность и время

выполнения работы;

- находить и исправлять допущенные в работе

ошибки;

- оказывать помощь товарищам.

- различать виды вязания;

- подбирать нитки с учетом цветовой композиции;


Год разработки: 2018 – 2019 гг


Срок реализации: 2 года


Кадровое обеспечение программа составлена в помощь педагогу программы дополнительного образования


Перечень методических

приложений к программе: дидактический материал (карточки, схемы,

иллюстрации), используемый в работе, составлен на основе разработок Т. В. Михайловой Вязание «крючком» (пошаговое обучение), «Вязание крючком» (самоучитель), Св. Слижен

«Вязание крючком»


Статус программы модифицированный; программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844), разработана на основе разработок Т.

В. Михайлова «Вязание крючком» (пошаговое

обучение),

«Вязание крючком» (самоучитель) –

издательский дом «АСТ» 2011г.

Св. Слижен «Вязание крючком» - издательский

дом «ЭСКМО» 2013г.

«Книга по рукоделию»

- издательский дом «Дрофа» 1995 г.

«Незабываемые ремесла»

- М.В. Максимова, М.Н. Кузьмина 1987 г. 1995 г

«Начинаем вязать крючком» - Э.А. Фомичева

«Моя первая книга по рукоделию»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Данная модифицированная программа составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844).

Направленность образовательной программы

Образовательная программа «Художественное вязание крючком» имеет художественную направленность. Программа носит обучающий характер.


Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку. 
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания обучающихся, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны обучающимся в их дальнейшей жизни.

Программа планируется на два учебных года с расчетом на самостоятельную работу обучающихся. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа для групп первого года обучения и 2 часа для второго года обучения.

Для занятий нужны: доска для выполнения чертежей, гладильная доска, утюг, шкаф для хранения пособий, журналов и методического фонда.

В программу первого года обучения входит знакомство учащихся с историей ручного художественного вязания и ассортимента современных вязаных изделий, с инструментами пряжей и ее свойствами правилами безопасности труда. Руководитель знакомит обучающиеся с приемами вязания крючком, с условными обозначениями на схемах узоров вязки. Обучающиеся выполняют упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам, начерченным руководителем на доске, а также придуманным учащимися самостоятельно.

Знания условных обозначений поможет быстро снимать узоры, свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются, зарисовать узоры, придумывать самостоятельно.

Узоры вязания, выполненные крючком, состоят из разных сочетаний петель и столбиков, которые образуют мотивы в виде зубцов, ракушек, бугорков, колечек, полуколечек и другого.

В процессе занятия обучающиеся записывают объяснение построения узоров вязания, узнают о раппорте узора, закрепляют каждый новый прием вязания несколькими упражнениями. В течение года обучающиеся делают записи в тетрадь, объясняющие выполнение наиболее сложных приемов, а также последовательность выполнения каждого исследования.


Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Через приобщение детей к искусству художественного вязания, основываясь на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности, открываются пути для дальнейшего совершенствования в других областях культуры и искусства. Она не только прививает обучающимся умения и навыки по вязанию крючком, но и способствует формированию национальной культуры, сохранению народного ремесла, развивает дизайнерское мышление и творческие способности каждого обучающегося.


Цели программы  

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование нравственных основ личности;

- выявление одаренных детей в раннем детском возрасте;

- формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

- развитие понимания художественно-выразительных особенностей декоративно-прикладного искусства;

-трудовое и эстетическое воспитание;

-пробуждение у ребенка интереса к деятельности.


Данная программа рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Возраст учащихся 8 – 12 лет.  Норма наполнения учебной группы первого года обучения – до 20 человек; второго – до 15 - 20 человек.


Задачи:

Образовательные:

-  расширить кругозор, познакомить с историей вязания и его значением в народном творчестве;

-  научить техническим и специальным знаниями при изготовлении изделий крючком;

-  обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

-  познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

-  обучить свободному пользованию схемами из журналов;

-  научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Воспитательные:

-  привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

-  воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, предприимчивость, умение довести начатое дело до конца, корректность в отношении к работе товарищей, экономное отношение к используемым материалам;

Развивающие:

-  развить образное мышление, внимание, мелкую (малую) мускулатуру рук;

-  выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;

-  развить фантазию;

-  выработать эстетический и художественный вкус.

-  совершенствовать навыки общения.


Новизна программы:

В программу второго года обучения входит конструирование одежды.

Программой предусмотрено также выполнение небольших изделий сувениров (закладки в книгу, игольница, прихватка, букет цветов, очечник и др.) к празднику 8 марта и другим замечательным датам.

В конце учебного года проводиться выставка работ обучающихся, на которой подводятся итоги работы студии.

Нормативно-правовая база:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка»

  2. Конституция Российской Федерации

  3. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №1725)

  4. Распоряжение Правительства РФ от 2224.05.2015г. №729-р «План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»

  5. «Закон об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012г)

  6. Устав МКУ ДО «ЦДТ»


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты)

  2. дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)

  3. методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)

  4. техника безопасности.

Тематический план I года занятий


Название раздела

Количество часов

Форма

контроля

всего

теория

практика




1

Вводное занятие.

Основные приемы вязания крючком.

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Вязание узорного полотна.


2

4


4


8

2

2


2


2

-

2


2


6

Вводное тестирование


Индивидуальный контроль




2

Шарфик.

Шапочка.

Варежки.

Носки, шапочки.

Сумка.

Косынка (шаль), (осетинская косынка (шаль))

Берет.


14

12

12

12

10

14


8

4

2

2

2

2

2


2

10

10

10

10

8

12


6



Выполнение вязаных изделий



3

Кружева.

Воротник и манжеты.

Сувениры (национальный флаг Осетии)

Материаловедение.


10

12

10


4

2

2

2


4

8

10

8

-

Участие во Всероссийских конкурсах (в течение года)

4

Экскурсия на производство (промбыткомбинат)

Выставки трикотажных изделий.

Итоговое занятие.


4


2


2

4


2


2

-


-

Участие в итоговой выставке


Итого

144

42

102



1-й год занятий.

  1. Вводное занятие. История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.


  1. Основные приемы вязания крючком. Правила безопасности труда при вязании. Правильное положение рук во время работы. Подготовка пряжи к работе. Запись названий приемов.

Практическое занятие.

Выполнение упражнений


  1. Упражнение из столбиков и воздушных петель. Зарисовка условных обозначений, столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем упражнений. Практическое занятие.

Выполнение упражнений.


  1. Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятиугольника.

Практическое занятие.

Вязание трех образцов из столбиков без накида: образцов круга, квадрата, пятиугольника.


  1. Шарфик. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров. Понятие о раппорте. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента. Свойства цвета: цветовой тон, яркость или светлота, насыщенность. Взаимодополнительные цвета: теплые и холодные.

Практическое занятие.

Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки. Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание и оформление изделия. Выполнение упражнений по цветоведению акварельными красками.


  1. Шапочка. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практическое занятие.

Вязание образца и расчет петель. Вывязывание шапочки и образцов из пышных столбиков.


  1. Варежки. Способы вязания манжета. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практическое занятие.

Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка, их отделка кисточками.


  1. Носки. Тапочки. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практическое занятие.

Вязание образца и расчет петель. Вывязывание и отделка изделия. Вязание узоров для носков.


  1. Сумка. Особенности вязания сумки и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумка из отдельных мотивов. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практическое занятие.

Вязание узора и расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение затяжки. Вязание узоров и мотивов.


  1. Косынка. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем, выполнения узоров и мотивов осетинского народа.

Практическое занятие.

Выполнение образцов и расчет петель. Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.


  1. Берет. Два способа вязания: сверху и снизу, односторонним и двусторонним вязанием из ниток одного и нескольких цветов . Зарисовка схем, выполнения узоров.

Практическое занятие.

Вязание образцов и расчет петель. Вязание изделия.


  1. Кружева. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем, выполнение обвязки ткани и кружев для отделки воротника и манжета. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практическое занятие.

Подготовка ткани для обвязывания, вязание кружев.


  1. Воротники и манжеты. Способы вязания воротников по выкройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения воротников и манжет. Запись выполнения воротника. Использование ниток старых изделий для вязания новых.

Практическое занятие.

Выполнение образцов для вязания воротников.


  1. Сувениры. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, прихватки, цветов и листьев, неваляшки, зарисовка схемы и выполнение осетинского флага.

Практическое занятие.

Вязание изделий и расчет петель для цветов. Оформление изделий.


  1. Материаловедение. Происхождение и свойство ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон.

Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток с подписями под ними. Свойства трикотажного полотна.


  1. Экскурсия на производство и выставка трикотажных изделий. Посещение промышленных трикотажных предприятий и выставка трикотажных изделий.


  1. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся. Разбор выставки, подведение итогов, награждение лучших работ учащихся.

Тематический план II года занятий


Название раздела

Количество часов

Форма

контроля

всего

теория

практика



1

Вводное занятие.

Конструирование.

Юбка.

Детали к жакету.

2

6

20

14


2

6

2

2


-

-

18

12


Вводное тестирование


Индивидуальный контроль


2

Джемпер без рукавов.

Тунисское вязание.

Жакет.

Осетинский наряд девичий.


24

10

14

10

2

2

2

2

18

8

12

8


Индивидуальный контроль



3

Национальный сувенир «Рог»

Ажурная кофточка.

12

22

2

2

10

20

Выполнение работ для ярмарки в отчетный день

4

Вязание имитирующее строчевую вышивку.

Итоговое занятие.


5


5

2


2

3


3

Индивидуальный контроль. Участие в итоговой выставке


Итого

144

24

120



2-й год занятий.

  1. Вводное занятие. Знакомство с программой, просмотр готовых изделий и образцов деталей к ним. Определение расхода пряжи на изделие.



  1. Конструирование. Правила снятия мерок. Построение плана.



  1. Юбка. Построение основного чертежа прямой юбки. Построение выкройки на данный размер. Зарисовка схем узора. Выбор узора для юбки и способа вязания (снизу или сверху).


Практическое занятие.

Вязание образца для юбки, расчет петель. Вязание изделия, оформление застежки, отпаривание изделия.



  1. Детали к жакету. Карманы накладные и прорезные, воротники, вырезы горловины и пояс.


Практическое занятие.

Выполнение карманов, углов, полочек и воротников.



  1. Джемпер без рукавов. Построение основного чертежа и выкройки на данный размер. Нанесение на выкройку линий выреза горловины. Использование выкройки для безрукавки. Зарисовка схем вязания узоров для джемпера и безрукавки.


Практическое занятие.

Вывязывание образца и расчет петель. Проработка на образце прорезных (вертикальных и горизонтальных) и воздушных петель, пуговиц. Вязание джемпера без рукавов. Сшивание деталей, отпаривание, обвязывание проем и выреза горловины.



  1. Тунисское вязание. Крючок для вязания. Свойство полотна, связанного длинным крючком. Способы вязания узоров.

Практическое занятие.

Вывязывание узоров для изделий.


  1. Жакет. Построение основных чертежей: жакета с длинными вшивными рукавами, жакета с рукавами реглан. Нанесение линий фасона на выкройку. Зарисовка схем выполнения узоров для жакета.

Практическое занятие.

Вывязывание образцов для жакета и расчет петель. Вязание деталей жакета (рукавов, спинки полочек) . Сшивание деталей, отпаривание их по выкройке.


  1. Осетинский традиционный наряд. Построение схем, выполнение узоров для платья.


Практическое занятие.

Вывязывание образцов для платья и расчет петель.

  1. Декоративный элемент и оформление сувенира «Рог», составление схемы и вывязывание


  1. Ажурная юбка. Выбор фасона. Нанесение линий длины на чертеже выкройки. Выбор узора. Зарисовка схем узоров для вязания ажурных юбочек.


Практическое занятие.

Вязание образцов и расчет петель. Вязание деталей. Отпаривание их по выкройке. Сшивание деталей юбки. Обвязывание подола юбки.



  1. Вязание, имитирующее строчевую вышивку. Вышивка. Зарисовка схем узоров для вязания кружев и панно. Расчет петель для изделия.



Практическое занятие.

Вывязывание изделий..



  1. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся. Разбор выставки, подведение итогов, награждение лучших работ кружковцев.



Формы работы.


  1. Урок

  2. Игра

  3. Коллективная работа

  4. Индивидуальная работа

  5. Беседа

  6. Коллективная творческая игра

  7. Экскурсия


Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

- исследовательские

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы.

2. Освоение приемов работы в материале.

3. Выполнение задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале и участие в конкурсе.


Наглядные.


  1. Демонстрационный материал

  2. Показ.

  3. Примеры

Практические.


  1. Упражнения

  2. Выполнение графических записей

Используемая литература для педагога:

    1. Т. В. Михайлова «Вязание крючком» (пошаговое обучение),

«Вязание крючком» (самоучитель) – издательский дом «АСТ» 2011г.


    1. Св. Слижен «Вязание крючком» - издательский дом «ЭСКМО» 2013г.


    1. «Книга по рукоделию»

- издательский дом «Дрофа» 1995 г.

    1. «Незабываемые ремесла»

- М.В. Максимова, М.Н. Кузьмина 1987 г. 1995 г

    1. «Начинаем вязать крючком»

- Э.А. Фомичева

    1. «Моя первая книга по рукоделию»

- ред. Смирнова Москва «Дрофа» 1995 г.

    1. Журналы по вязанию крючком.

    2. В.С. Кришталева «Вязание узоров крючком»

- Москва издательский дом «Легпромбытиздат» 1988 г

    1. Н.П. Коноплева «Секреты домашнего хозяйства»

- Москва издательский дом «Просвещение» 1991 г.

10. Сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

11. Сайт Ярмарка Мастеров: : http://livemaster.ru



Приложение

  1. Тест по вязанию крючком

  2. Тестирование (клубничка)


Используемая литература для обучающихся:


    1. Т. В. Михайлова «Вязание крючком» (пошаговое обучение),

«Вязание крючком» (самоучитель) – издательский дом «АСТ» 2011г.

    1. В.С. Кришталева «Вязание узоров крючком»

- Москва издательский дом «Легпромбытиздат» 1988 г

    1. Начинаем вязать крючком»

- Э.А. Фомичева





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!