СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Это все мое, родное - и тропинка, и лесок…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Это все мое, родное - и тропинка, и лесок…»

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Это все мое, родное - и тропинка, и лесок…»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 города Димитровграда Ульяновской области»



Еткарева Татьяна Геннадиевна


Программа внеурочной деятельности «Это все мое, родное - и тропинка, и лесок…»


В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.  Необходимость программы «Мой край» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения,  привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.

Успешное овладение знаниями в любом классе специальной - коррекционной общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Хорошо организованная внеурочная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у обучающихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеурочные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных обучающихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме.

Творческий подход к организации внеурочной работы по предмету поможет обучающимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только жителей своего города, но и с культурой народов других населённых пунктов Ульяновской области.

На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, обучающиеся знакомятся с историей и богатствами своего города и Ульяновской области, его многонациональным населением, с художественным наследием русского народа.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.



Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  •  расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

  • способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к своей малой родине.


Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

  • воспитание нравственных качеств личности: любви к своей малой родине и её прошлому, освоение многовекового культурного наследия русского народа через игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения;

  • создание условий для творчества обучающихся и их самовыражения.




Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на

следующих общедидактических принципах:


  • принцип развивающего обучения;

  • принцип научности;

  • принцип наглядности;

  • принцип добровольного участия;

  • принцип сотрудничества;

  • принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

  • сознательность и активность;

  • принцип занимательности;

  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

  • принцип воспитания каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип деятельностного подхода.



Возраст обучающихся: 10-11 лет


Срок реализации программы: 1 год
Форма организации - кружок.
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (34 недели) – 34 занятия.


Виды деятельности:

  • теоретические - тематические (рассказ, сообщение, беседа, лекция, с использованием мультимедийной презентации);

  • практические (тематические конкурсы, написание сочинений – миниатюр, экскурсии, подготовка сообщений);

  • творческие работы: рисунки, оформление фотоколлажей после каждой темы.

  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщений, сочинений-миниатюр).


Содержание программы.

  1. История родного города. Краеведение как наука о родном крае. Экскурсия в историю города Димитровграда. «День рождения моего города». Обзорная автобусная экскурсия по родному городу. Создание фотоколлажа «Мой город».

  2. Предприятия города Димитровграда. ГНЦ НИИАР. Экскурсия в информационный центр ГНЦ НИИАР. Экскурсия на Димитровградский автоагрегатный завод.

  3. Достопримечательности и памятники Балаково. Драматический театр им. Островского. Артисты театра. Посещение спектакля. Православный праздник - Крещение. Посещение храма. Дом-усадьба Марковых. Дом В.И. Чапаева. Герой гражданской войны В.А. Чапаев. Краеведческий музей города. «Предметы быта старины глубокой». «Из глубины веков». «Детство, опаленное войной». Жители города в годы войны. Обелиск воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны. Письмо ветерану. Викторина «Достопримечательности и памятники Димитровграда».

  4. По просторам Ульяновской области. Конкурс рисунков «По просторам Ульяновской области». Отчётная презентация.



Личностные и предметные результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности.


Личностные.

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

  • осознавать значимость краеведения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь работать самостоятельно;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать результаты поиска;

  • отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о ветеранах войны и труда;

  • ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

  • составлять сочинение-миниатюру;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 

  • слушать и понимать речь других; 

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • высказывать своё суждение о проведенных беседах;

  • участвовать в конкурсах сочинений и рисунков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность  включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!