Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №4
| СОГЛАСОВАНО Должность руководителя _______________ /ФИО/ «____» ______________ 20____ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ФУТБОЛ»
Образовательный модуль «Футбол»
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 1 год
36 часов
Авторы модуля:
Учитель физической культуры, тренер по футболу
Шаповал Александр Сергеевич
Согласовано: Должность | ФИО |
Город Ханты-Мансийск, 2022 год
1. Пояснительная записка
Введение
1.1. Модуль разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"; а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области спорта.
Футбол - олимпийский, перспективный, динамично развивающийся вид спорта. Занятия футболом способствуют решению социально - культурных и психологических задач, встающих перед подростками и юношеством. Игра в футбол - одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения предмета «Футбол» у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщению к здоровому образу жизни, приобретение привычки заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье
Направленность
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа направлена на многолетнее воспитание, оздоровление, привитие интереса к занятиям спортом и подготовку резервов юных футболистов. При разработке программы были использованы личный опыт обучения и тренировки юных футболистов, результаты научных исследований по вопросам медицины, теории и методики физического воспитания, педагогики и физиологии, гигиены и психологии, а также практический опыт коллег.
Актуальность
Игра в футбол является одним из самых массовых и доступных видов спорта. В футбол могут играть как дети младших возрастов, так и люди довольно зрелого возраста. Как мужчины, так и женщины. Для этой игры не требуется дорогостоящего инвентаря, достаточно иметь мяч, ворота и небольшую площадку. Играть можно на небольшой площадке, так и на других покрытиях. Например, в «квадрат», «300». Как командой из 3 человек, так и в четверках, пятерках. Из-за зрелищности спортивных соревнований, эмоциональности и доступности практически людям всех возрастов, игра привлекает всё больше и больше поклонников. При освоении приёмов игры в начальной стадии не требуется особых умений, навыков и высоких нагрузок, что, отчасти, и привлекает интерес к занятиям данным видом спорта. Это же и подчёркивает оздоровительный характер. Эту игру любят и играют в неё миллионы людей, собираются целые стадионы.
Цель и задачи образовательного модуля:
Цель программы - подготовка физически крепких, координированных, развитых духовно, дисциплинированных, доброжелательных юных спортсменов, готовых к социально-значимым видам деятельности. А также популяризация и развитие футбола с целью организации досуга детей.
Задачи программы:
Образовательные
формирование двигательных качеств;
получение новых знаний.
обучение игре в футбол (техника, тактика).
Развивающие
развитие физических навыков;
закаливание характера;
развитие эстетических качеств (красивая осанка, культура движений).
развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики футбола.
Воспитательные
воспитание интереса детей к спорту и приобщение их футболу;
воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и в коллективе (подвижные игры, мини-волейбол)
воспитание силы воли, самоорганизованности, дисциплины, дружелюбности.
1.5. Отличительная особенность модуля:
Отличительная особенность программы заключается в том, что при системном подходе процесс подготовки рассматривается, в первую очередь, в оздоровительном аспекте от первоначального отбора, и при выявлении интереса к данному виду спорта, до завершения спортивной деятельности футболиста с учетом единства тренировок, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных действий.
Программа организована согласно содержанию и соответствует «ознакомительному» (начальному) уровню сложности.
1.6. Характеристика модуля:
Содержание модуля направлено формирование интереса к естественным наукам: биологии, химии, генетики.
Содержание модуля включает лекционные занятия, позволяющие получить представление о развитии биологических наук, технологиях, современной практике для определения познавательной самостоятельности школьников.
Метапредметные результаты соответствуют требованиям к результатам образования действующего ФГОС ООО, ФГОС СПО.
1.7. Адресат модуля:
Модуль рассчитан на обучающихся __8-14__ лет (_2 -7_ классы). Наполняемость группы 10 человек.
1.8. Объем модуля:
- объем –306 академических часов.
- срок реализации модуля 2022 – 2023 года
1.10. Периодичность и продолжительность занятий 3 часа
1.11. Уровень освоения модуля: стартовый.
1.12. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Будут знать: Основы формирование двигательных качеств
Будут уметь: Грамотно работать с мячем и взаимодействовать с партнерами.
Будут владеть: Техникой и тактикой игры в футбол.
Личностные результаты освоения модуля обучающимися:
Будут проявлять: Умения соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и в коллективе (подвижные игры, мини-футбол)
Метапредметные результаты освоения модуля обучающимися:
Будут развиты:
развитие физических навыков;
закаливание характера;
развитие эстетических качеств (красивая осанка, культура движений).
развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики футбола.
1.9. Формы контроля и подведения итогов реализации модуля
Формы контроля и способы определения результативности освоения программы.
Организационно-педагогические условия реализации модуля
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место и время проведения | Форма контроля |
| Раздел 1. Вводное занятие. | 1 | | | |
1 | Введение в предмет. Инструктаж по ТБ. Правила соревнований, место занятий. История развития футбола. | 1 | комбинированная | | опрос |
| Раздел 2. Общая физическая подготовка | 75 | | | |
2-26 | Упражнения на развитие общей выносливости. | 25 | комбинированная | | |
27-36 | Упражнения на развитие скорости и координации | 20 | комбинированная | | |
37-61 | Упражнения для развития силы, скоростно-силовой выносливости | 25 | комбинированная | | |
62-64 | Упражнения для развития взрывной силы. | 3 | комбинированная | | |
65-66 | Контрольные нормативы | 2 | групповая | | КН по ОФП |
| Раздел 3. Специальная физическая подготовка | 50 | | | |
67-76 | Упражнения для быстроты передвижения | 10 | групповая | | учебная игра |
77-81 | Падения и подкаты | 5 | групповая | | учебная игра |
82-96 | Упражнения для развития игровой ловкости и выносливости. Работа с фишками, барьерами | 15 | групповая | | учебная игра |
97-101 | Подвижные игры (ручной мяч) | 5 | групповая | | учебная игра |
102-111 | Упражнения для развития специальной выносливости. Игра. КН. | 10 | групповая | | учебная игра |
112-116 | Контрольные нормативы | 5 | групповая | | контрольные нормативы по СФП |
| Раздел 4. Техническая подготовка | 110 | | | |
117-131 | Упражнения на технику. | 15 | групповая | | |
132-145 | Передачи и прием мяча | 15 | групповая | | |
146-155 | Удары по воротам. | 10 | групповая | | |
156-185 | Игра в нападении | 30 | комбинированная | | учебно-тренировочная игра |
186-215 | Игра в защите | 30 | комбинированная | | учебно-тренировочная игра |
216-255 | Контрольные нормативы | 10 | индивидуальная | | КН по СФП |
| Раздел 5. Тактическая подготовка. | 30 | | | |
256-265 | Индивидуальные действия при передачах | 10 | индивидуальная | | тренировочная игра |
266-275 | Индивидуальные действия при приеме | 10 | индивидуальная | | тренировочная игра |
276-280 | Система игры. | 5 | комбинированная | | помощь в судействе |
281-285 | Контрольные нормативы | 5 | индивидуальная | | КН по ТП |
| Раздел 6. Интегральная подготовка | 40 | | | |
285-286 | Упражнения по технике | 10 | комбинированная | | тренировочная игра |
289-290 | Задания по тактике и технике. | 10 | комбинированная | | тренировочная игра |
291-295 | Индивидуальные и групповые действия. | 10 | комбинированная | | тренировочная игра |
299-300 | Командные действия в игре. | 5 | комбинированная | | тренировочная игра |
301-306 | Контрольные нормативы | 5 | групповая | | КН по ИП |
2.2. Календарный план
| |
Начало учебного года | 01.09.2022 |
Окончание учебного года | 31.05.2023 |
Количество учебных недель | 34 недели |
Количество часов в год | 306 часа |
Продолжительность занятия (академический час) | 2 ч 15 мин. |
Периодичность занятий | 3 раза в неделю. |
Промежуточная аттестация | 25 декабря - 30 декабря 2022 года 28 мая - 30 мая 2023 года |
Объем и срок освоения программы | 306 часов, 1 год обучения |
Режим занятий | В соответствии с расписанием |
Каникулы зимние | 31.12.2022 - 08.01.2023 |
Каникулы летние | 01.06.2023 - 31.08.2023 |
2.3. Содержание обучения
Введение. «Профессии будущего»
Теория: Перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15–20 лет. Активно-развивающиеся отрасли, новые технологии, продукты, практики управления и новые специалисты, которые потребуются работодателям.
Практическое задание: Выполнение задания на платформе google-диск.
2.4. Условия реализации модуля:
2.4.1. Материально-техническое обеспечение:
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 18-20 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение.
Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
Специальное оборудование: Мячи, Ворота с сеткой, Свисток, Конусы, Фишки.
2.4.2. Программное обеспечение:
Онлайн пакет офисных продуктов | https://docs.google.com | Требуется регистрация |
Онлайн сервис для проведения видеоконференций | https://meet.google.com/ | Требуется регистрация |
Электронно-образовательные ресурсы |
Видеохостинг | https://www.youtube.com/ | Не требуется регистрация, доступ по ссылке |
2.5. Кадровое обеспечение:
Тренировочные занятия проводит тренер по футболу Шаповал Александр Сергеевич. Общий педагогический стаж тренера 19 лет.
2.6. Информационные источники:
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2, 3-eизд. -М.: Просвещение (Стандарты второго поколения), 2010
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. –М.: Просвещение, (Стандарты второго поколения), 2010
Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся, В.И.Лях, А.А.Зданевич; Волгоград: Учитель, 2012
Внеурочная деятельность учащихся. «Футбол». Работаем по новым стандартам. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов., М.: Просвещение, 2011
Спорт в школе. Футбол. И.А. Швыков. «Терра спорт»., Москва 2002
Шаг за шагом. Все о тренировке юного футболиста. М. Мукиан, Д. Дьюрст., М.: Астрель АСТ, 2007
Общеразвивающие упражнения. И.П. Залетаев, С.А. Полиевский. Москва: «Физкультура и спорт», 2002
Подвижные игры 1-4 классы, А.Ю. Патрикеев; Москва: ВАКО, 2007. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2006