Программа внеурочной деятельности
"Машинное вязание"
8 – 9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью факультативного обучения является подготовка самостоятельной, разносторонне активной и профессионально грамотной вязальщицы в процессе формирования умений, знаний и навыков по профессии "вязальщица" на широкой политехнической основе. Опираясь на опыт и трудовую подготовку предшествующих этапов трудового обучения в 5 – 7 классах, учащиеся осваивают дополнительную профессию, начинают профессиональную деятельность, к которой у них появляется интерес и способности. В этот период целенаправленно осуществляется трудовая и социально-профессиональная адаптация умственно-отсталых старшеклассников, требующая не только формирования профессиональных знаний и умений, но и освоения норм и ценностей трудового коллектива, особенностей и возможностей адаптации в нем.
Программа определяет содержание теоретического и практического обучения, содержит перечень знаний и умений формируемых у учащихся VIII – X классов.
В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с организацией труда вязальщицы, с новыми видами технологического оборудования, технологиями обработки трикотажных полотен, основными свойствами и областями применения современных трикотажных материалов. В изучении всех тем программы должны входить вопросы современной техники и технологии трикотажного производства, безопасности труда и конкретной экономики. Учащиеся должны получать представление о правилах чтения и выполнения конструкторской и технико-технологической документации, об основах стандартизации и метрологии, о методах моделирования трикотажных изделий, о необходимости поиска новых технических решений, преодоления технологических противоречий.
В разделе программы "Теоретическое обучение " следует обратить внимание на изучение основ технологии изготовления трикотажных изделий, основные вязальные технологические операции, способы и приемы моделирования, разработки фасонов, на знание наиболее широко применяемых в трикотажной промышленности материалов, порядок организации рабочего места, методы рациональной работы, на закономерности развития техники и пути реализации достижений научно-технических знаний при изучении современной техники и доступных высоких производственных и информационных технологий.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков выполнения основных технологических операций, приемов применения ручных инструментов и приспособлений, использования контрольно-измерительных средств и лекал, рационального выбора технологической оснастки и дальнейшее закрепление этих навыков в процессе практических работ по вязанию на машине.
На факультативных занятиях следует обращать внимание на соблюдение правил безопасности труда, электробезопасности, противопожарных мероприятий, санитарии и гигиены труда.
С целью повышения эффективности воспитания у старшеклассников интереса к профессиональной деятельности рекомендуется привлекать их к выполнению расчетно-графических задач и заданий производственного характера с использованием технической и справочной литературы, к разработке моделей, конструкций и фасонов одежды и трикотажных изделий, к участию в творческих работах.
Основная материально-техническая база реализации программы:
Мастерская швейного дела.
Цель программы.
Подготовка самостоятельной, разносторонне активной и профессионально грамотной вязальщицы в процессе формирования знаний, умений и навыков по профессии "вязальщица".
В процессе обучения должны быть решены следующие задачи:
Формирование технико-технологической грамотности, технологической компетентности
Привитие общетрудовых знаний, умений и навыков;
Привитие элементарных знаний и умений по использованию вязальной машины в быту;
Ознакомление с основами сферы услуг;
Развитие самостоятельности учащихся;
Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформления их с учетом требований декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка
Социально-трудовая адаптация и реабилитация в непрерывном процессе профессионального самоопределения.
Задачи обучения:
воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию;
формирование трудовых умений и навыков;
расширение и углубление политехнического кругозора;
ознакомление школьников с массовыми рабочими профессиями, побуждение их к сознательному выбору профессии;
развитие творческих способностей и технического мышления учащихся в процессе их практической деятельности;
подготовка к выполнению необходимых и доступных видов технологического и бытового труда;
повышение уровня речевого развития учащихся на основе реализации принципа речевой коммуникации в процессе деятельности;
коррекция недостатков развития познавательной и речевой деятельности в процессе труда.
Методические рекомендации
Программа факультативного курса "Вязание на машине" базируется на знаниях, умениях и навыках, которые учащиеся приобретают на уроках швейного дела в V – VII классах (при изучении тем "Вязание спицами", "Вязание крючком") и предусматривает их расширение, углубление и закрепление. Она является гармоничным дополнением к уже существующим программам по трудовому обучению.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения, увеличения объема сведений и повышения доли самостоятельности. Это позволяет использовать имеющийся опыт учащихся как основу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся умений и навыков, формирования новых. Достижение самостоятельности идет поэтапно. Вначале учащиеся выполняют задания по показу, когда педагог демонстрирует весь процесс работы, сопровождая его объяснением. При выполнении сложных заданий вначале демонстрируются и объясняются отдельные операции трудового процесса. Затем происходит обсуждение в группе, где учащиеся повторяют объяснения и намечают план работы. Педагог оказывает при этом необходимую помощь советом или действием.
После усвоения таких заданий переходят ко второму этапу – ориентировке в заданиях, когда педагогом демонстрируются только сложные трудовые операции, действия и приемы. Также в группе происходит обсуждение, повторение и планирование работы.
На третьем этапе задания формируются только подробным объяснением педагога и его контролем или помощью в виде советов или действий при затруднении. Это позволит в дальнейшем избежать характерной для лиц с нарушением интеллекта несамостоятельности в труде.
Важное место в обучении занимают жизненно значимые вопросы личной гигиены и техники безопасности. Им придается большое значение, и повторяются они практически на каждом занятии.
В итоге трудовые навыки, приобретенные учащимися, должны быть профессиональными как по темпу работы, так и по содержанию выполнения трудовых действий, приемов и операций.
При выборе контроля предпочтение отдается тем, которые позволяют получить наиболее объективные сведения:
Устный опрос.
Умение планировать свою работу, последовательность выполнения трудовых действий, приемов и операций.
Умение контролировать качество своей работы: ориентировка на качественное исполнение в начале работы, текущий контроль, итоговый контроль.
Наличие и уровень мотивации к трудовой деятельности: наличие интереса к работе, его стойкость, выраженность интереса к определенным видам работ, зависимость от успешности трудовой деятельности, реакции и отношения окружающих.
Контроль правильности демонстрируемых учащимися действий и движений, выполнения трудовых приемов и операций в практической работе.
Оценка результатов.
Самостоятельность работы.
Контроль качества выполненной работы.
Содержание программы представлено следующими разделами:
Понятие о трикотажном производстве.
Сведения о профессиях. Востребованность профессий.
Содержание основных работ по подготовке к работе и обслуживанию вязальных машин.
Подготовка пряжи к работе.
Расчет петель и плотность вязания.
Работа на однофонтурной вязальной машине.
Работа на двухфонтурной вязальной машине.
Применение лекал при изготовлении трикотажных изделий.
Практическая работа по изготовлению трикотажных изделий на одно- и двухфонтурной машинах.
Практическая работа по окончательной обработке и отделке трикотажных изделий.
Основным методом обучения является система практических работ. Теоретический же материал излагается в доступной форме и объеме, необходимом лишь для осмысленного выполнения трудовых операций. При этом изучаются только те виды работ, которые можно реализовать на практике.
В зависимости от поставленных задач занятия организуются как коллективно (бригадные), так и индивидуально (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Однако при любой форме занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями. При изучении ряда тем предусмотрены задания, которые ученик выполняет индивидуально.
Поскольку предполагается, что представители профессии, обучение которой идет по данной программе, будут вступать в личный контакт с людьми различного контингента, то особое внимание при обучении должно уделяться воспитанию у учащихся личностно-ориентированных качеств, таких как: честность, стремление к качественному выполнению работы, доброжелательность, взаимопомощь, терпение, тактичность. Важное значение придается развитию коммуникабельных навыков, этичного и культурного поведения в общественных местах и вообще в процессе всей жизни и труда.
Необходимо проследить, чтобы учащиеся четко усвоили должностные обязанности и строго следовали им.
При изучении всех тем и видов работ обязательным является изучение правил техники безопасности.
Учащиеся должны вести тетрадь и, желательно, альбом для кратких записей преподносимого материала и необходимых зарисовок. Это улучшит эффективность запоминания и вообще качество знаний. Все записи и зарисовки проверяются педагогом, желательно, после каждого занятия.
В конце курса обучения желательно организовывать и проводить специальный конкурс "На лучшую вязальщицу". На этот конкурс желательно приглашать для рекламы и широкого оповещения населения заинтересованных лиц (возможных потенциальных заказчиков, работодателей, нанимателей), прессу.
Таким образом, реализация программы "Вязание на машине" будет способствовать более успешной социальной реабилитации подростков с нарушением интеллекта, и являться одним из путей подготовки их к самостоятельной жизни.
Методы обучения:
словесные: диалог, беседа;
наглядные: показ действий педагогом, учащимися; наблюдение в быту;
практические: упражнения, решение жизненно-важных проблем, взаимопроверка качества выполнения работы.