СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Машинное вязание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Машинное вязание"»

Программа внеурочной деятельности

"Машинное вязание"

8 – 9 КЛАСС

                                                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью факультативного обучения является подготовка самостоятельной, разносторонне активной и профессионально грамотной вязальщицы в процессе формирования умений, знаний и навыков по профессии "вязальщица"  на широкой политехнической основе. Опираясь на опыт и трудовую подготовку предшествующих этапов трудового обучения в 5 – 7 классах, учащиеся осваивают дополнительную профессию, начинают профессиональную деятельность, к которой у них появляется интерес и способности. В этот период целенаправленно осуществляется трудовая и социально-профессиональная адаптация умственно-отсталых старшеклассников, требующая не только формирования профессиональных знаний и умений, но и освоения норм и ценностей трудового коллектива, особенностей и возможностей адаптации в нем.

Программа определяет содержание теоретического и практического обучения, содержит перечень знаний и умений формируемых у учащихся VIII – X классов.

В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с организацией труда вязальщицы, с новыми видами технологического оборудования, технологиями обработки трикотажных полотен, основными свойствами и областями применения современных трикотажных материалов. В изучении всех тем программы должны входить вопросы современной техники и технологии трикотажного производства, безопасности труда и конкретной экономики. Учащиеся должны получать представление о правилах чтения и выполнения конструкторской и технико-технологической документации, об основах стандартизации и метрологии, о методах моделирования трикотажных изделий, о необходимости поиска новых технических решений, преодоления технологических противоречий.

В разделе программы "Теоретическое обучение " следует обратить внимание на изучение основ технологии изготовления трикотажных изделий, основные вязальные технологические операции, способы и приемы моделирования, разработки фасонов, на знание наиболее широко применяемых в трикотажной промышленности материалов, порядок организации рабочего места, методы рациональной работы, на закономерности развития техники и пути реализации достижений научно-технических знаний при изучении современной техники и доступных высоких производственных и информационных технологий.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков выполнения основных технологических операций, приемов применения ручных инструментов и приспособлений, использования контрольно-измерительных средств и лекал, рационального выбора технологической оснастки и дальнейшее закрепление этих навыков в процессе практических работ по вязанию на машине.

На факультативных занятиях следует обращать внимание на соблюдение правил безопасности труда, электробезопасности, противопожарных мероприятий, санитарии и гигиены труда.

С целью повышения эффективности воспитания у старшеклассников интереса к профессиональной деятельности рекомендуется привлекать их к выполнению расчетно-графических задач и заданий производственного характера с использованием технической и справочной литературы, к разработке моделей, конструкций и фасонов одежды и трикотажных изделий, к участию в творческих работах.

Основная материально-техническая база реализации программы:

  1. Мастерская швейного дела.

Цель программы.

Подготовка самостоятельной, разносторонне активной и профессионально грамотной вязальщицы в процессе формирования знаний, умений и навыков по профессии "вязальщица". 

В процессе обучения должны быть решены следующие задачи:

  • Формирование технико-технологической грамотности, технологической компетентности

  • Привитие общетрудовых знаний, умений и навыков;

  • Привитие элементарных знаний и умений по использованию вязальной машины в быту;

  • Ознакомление с основами сферы услуг;

  • Развитие самостоятельности учащихся;

  • Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  • Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;

  • Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформления их с учетом требований декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка

  • Социально-трудовая адаптация и реабилитация в непрерывном процессе профессионального самоопределения.

Задачи обучения:

  • воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию;

  • формирование трудовых умений и навыков;

  • расширение и углубление политехнического кругозора;

  • ознакомление школьников с массовыми рабочими профессиями, побуждение их к сознательному выбору профессии;

  • развитие творческих способностей и технического мышления учащихся в процессе их практической деятельности;

  • подготовка к выполнению необходимых и доступных видов технологического и бытового труда;

  • повышение уровня речевого развития учащихся на основе реализации принципа речевой коммуникации в процессе деятельности;

  • коррекция недостатков развития познавательной и речевой деятельности в процессе труда.

Методические рекомендации

Программа факультативного курса "Вязание на машине" базируется на знаниях, умениях и навыках, которые учащиеся приобретают на уроках швейного дела в V – VII классах (при изучении тем "Вязание спицами", "Вязание крючком") и предусматривает их расширение, углубление и закрепление. Она является гармоничным дополнением к уже существующим программам по трудовому обучению.

        Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения, увеличения объема сведений и повышения доли самостоятельности. Это позволяет использовать имеющийся опыт учащихся как основу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся умений и навыков, формирования новых. Достижение самостоятельности идет поэтапно. Вначале учащиеся выполняют задания по показу, когда педагог демонстрирует весь процесс работы, сопровождая его объяснением. При выполнении сложных заданий вначале демонстрируются и объясняются отдельные операции трудового процесса. Затем происходит обсуждение в группе, где учащиеся повторяют объяснения и намечают план работы. Педагог оказывает при этом необходимую помощь советом или действием.

        После усвоения таких заданий переходят ко второму этапу – ориентировке в заданиях, когда педагогом демонстрируются только сложные трудовые операции, действия и приемы. Также в группе происходит обсуждение, повторение и планирование работы.

        На третьем этапе задания формируются только подробным объяснением педагога и его контролем или помощью в виде советов или действий при затруднении. Это позволит в дальнейшем избежать характерной для лиц с нарушением интеллекта несамостоятельности в труде.

        Важное место в обучении занимают жизненно значимые вопросы личной гигиены и техники безопасности. Им придается большое значение, и повторяются они практически на каждом занятии.

        В итоге трудовые навыки, приобретенные учащимися, должны быть профессиональными как по темпу работы, так и по содержанию выполнения трудовых действий, приемов и операций.

        При выборе контроля предпочтение отдается тем, которые позволяют получить наиболее объективные сведения:

  1. Устный опрос.

  2. Умение планировать свою работу, последовательность выполнения трудовых действий, приемов и операций.

  3. Умение контролировать качество своей работы: ориентировка на качественное исполнение в начале работы, текущий контроль, итоговый контроль.

  4. Наличие и уровень мотивации к трудовой деятельности: наличие интереса к работе, его стойкость, выраженность интереса к определенным видам работ, зависимость от успешности трудовой деятельности, реакции и отношения окружающих.

  5. Контроль правильности демонстрируемых учащимися действий и движений, выполнения трудовых приемов и операций в практической работе.

  6. Оценка результатов.

  7. Самостоятельность работы.

  8. Контроль качества  выполненной  работы.

Содержание программы представлено следующими разделами:

  • Понятие о трикотажном производстве.

  • Сведения о профессиях. Востребованность профессий.

  • Содержание основных работ по подготовке к работе и обслуживанию вязальных машин.

  • Подготовка пряжи к работе.

  • Расчет петель и плотность вязания.

  • Работа на однофонтурной вязальной машине.

  • Работа на двухфонтурной вязальной машине.

  • Применение лекал при изготовлении трикотажных изделий.

  • Практическая работа по изготовлению трикотажных изделий на одно- и двухфонтурной машинах.

  • Практическая работа по окончательной обработке и отделке трикотажных изделий.

Основным методом обучения является система практических работ. Теоретический же материал излагается в доступной форме и объеме, необходимом лишь для осмысленного выполнения трудовых операций. При этом изучаются только те виды работ, которые можно реализовать на практике.

В зависимости от поставленных задач занятия организуются как коллективно (бригадные), так и индивидуально (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Однако при любой форме занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями. При изучении ряда тем предусмотрены задания, которые ученик выполняет индивидуально.

Поскольку предполагается, что представители профессии, обучение которой идет по данной программе, будут вступать в личный контакт с людьми различного контингента, то особое внимание при обучении должно уделяться воспитанию у учащихся личностно-ориентированных качеств, таких как: честность, стремление к качественному выполнению работы, доброжелательность, взаимопомощь, терпение, тактичность. Важное значение придается развитию коммуникабельных навыков, этичного и культурного поведения в общественных местах и вообще в процессе всей жизни и труда.

Необходимо проследить, чтобы учащиеся четко усвоили должностные обязанности и строго следовали им.

При изучении всех тем и видов работ обязательным является изучение правил техники безопасности.

Учащиеся должны вести тетрадь и, желательно, альбом для кратких записей преподносимого материала и необходимых зарисовок. Это улучшит эффективность запоминания и вообще качество знаний. Все записи и зарисовки проверяются педагогом, желательно, после каждого занятия.

В конце курса обучения желательно организовывать и проводить специальный конкурс "На лучшую вязальщицу". На этот конкурс желательно приглашать для рекламы и широкого оповещения населения заинтересованных лиц (возможных потенциальных заказчиков, работодателей, нанимателей), прессу.

Таким образом, реализация программы "Вязание на машине" будет способствовать более успешной социальной реабилитации подростков с нарушением интеллекта, и являться одним из путей подготовки их к самостоятельной жизни.

Методы обучения:

  •  словесные: диалог, беседа;

  • наглядные: показ действий педагогом, учащимися; наблюдение в быту;

практические: упражнения, решение жизненно-важных проблем, взаимопроверка качества выполнения работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!