Пояснительная записка
Программа по общекультурному направлению «Мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Мир глазами художника» Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: - патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться средствами художественно-прикладной направленности в области изобразительного искусства и творческой деятельности.
Учебные задачи программы:
-развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;
-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- учить освоению основных правил изображения;
-развивать навыки владения материалами и инструментами изобразительной деятельности;
-развивать стремление к общению с искусством;
Воспитательные задачи:
- формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
-развивать умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- развивать умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Мир глазами художника» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
В программе уделяется внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект и др. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа «Мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством.
Направление программы - художественно-эстетическое
Срок реализации программы - 4 года
Возраст детей: 7лет - 11 лет
Набор детей – по классам.
Число обучающихся по годам обучения - от 3 до 6 человек (в зависимости от наполняемости класса)
Режим занятий: 34 часа в год; 1 час в неделю
Результаты освоения курса
заинтересованность занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
результативное участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства школьного и муниципального уровней.
Требования к уровню подготовки
В результате работы по программе обучающиеся должны:
1 класс
Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны
Знать:
-название основных и составных цветов;
-разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуется художник;
-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, акварель, палитра, шаблон, аппликация, художник, композиция, искусство, оригами;
-правила работы с пластилином.
Уметь:
-пользоваться кистью, красками, карандашами, фломастерами;
-работать в определённой цветовой гамме, различать основные цвета и их оттенки;
-работать в технике бумажной пластики: выполнять несложные действия по сгибанию бумаги, вырезанию, работать в технике аппликации, оригами;
-работать с природными материалами (листьями);
-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ;
-наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её формы, цвета и места на листе бумаги;
-описывать предметы несложной формы, изображать их на листе бумаги.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-осуществлять действия по плану.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе;
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные УУД:
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции на бумаге;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
2 класс
Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны
Знать:
-название тёплых и холодных цветов и их оттенков;
-о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи;
-разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуется художник;
-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, палитра, этюд, эскиз, художник, композиция, искусство;
Уметь:
-работать разными приспособлениями, инструментами, различать основные цвета и их оттенки, смешивать краски;
-работать в технике бумажной пластики: выполнять несложные действия по сгибанию бумаги и вырезанию, работать в технике аппликации, оригами;
-работать с разными материалами;
-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ (в паре, группе);
-наблюдать и рисовать натуру с целью передачи в рисунке её формы, цвета, места и оттенков на листе бумаги;
-наблюдать и рисовать по памяти и представлению животный и растительный мир природы;
-приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- осуществлять действия по плану.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
ЛичностныеУУД:
- оценивать свои поступки и поступки других людей;
- объяснять смысл своих оценок;
- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;
- объяснять, что связывает человека с природой.
3 класс
Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны
Знать:
-разнообразные материалы, способы их обработки и выразительные средства, которыми пользуется художник;
-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, палитра, пастель, шаблон, аппликация, художник, композиция, искусство.
Уметь:
-пользоваться кистью и гуашью;
-работать в определённой цветовой гамме, различать основные цвета и их оттенки;
-работать в технике оригами: выполнять несложные предметы, сувениры, персонажей из бумаги;
-работать с природными материалами (овощами, ягодами, фруктами);
-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ;
-наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её формы, изображать сказочных персонажей и человека в движении;
-описывать предметы сложной формы, правильно изображать их на листе бумаги.
Метапредметные:
- формулировать цель, составлять план достижения цели, оценивать результат своих действий;
- осуществлять действия по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД:
- работать в группах;
- составлять план своих действий;
- умение выражать свои идеи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Личностные УУД:
- оценивать свои поступки и поступки других людей;
- объяснять смысл своих оценок;
- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;
4 класс
В результате работы по программе «Смотрю на мир глазами художника» ученик должен:
-освоить основные правила изображения;
-овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
-развить стремление к общению с искусством;
-формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
-уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
-формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
-уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
-развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Знать: основные правила изображения
Понимать: образный язык живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики.
Уметь: владеть материалами и инструментами изобразительной деятельности; осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; работать с природными материалами.
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.
Формы контроля результативности реализации программы:
1.Выставки работ.
2.Конкурсы.
Формы подведения итогов реализации программы - участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Содержание программы
1.Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2.Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте
темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использован основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6.Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7.Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
Тематический планирование курса 2 класс
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
аудиторные | внеуадиторные |
II год обучения |
1 | Живопись | 11 | 2 | 9 | Расширять знания о средствах художественной выразительности Осваивать художественные приемы подмалевок Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами. |
2 | Графика | 10 | 2 | 8 | Создавать, изображать на плоскости графическими средствами Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом Использовать два и более выразительных средств для создания образа |
3 | Скульптура | 3 | 1 | 2 | Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс |
4 | Аппликация | 4 | 1 | 3 | Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации Создавать образ с помощью ритма Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности. |
5 | Бумажная пластика | 3 | 1 | 2 | Использовать навыки работы с белой бумагой Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания. Оценивать работу |
6 | Работа с природными материалами | 2 | 1 | 1 | Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм) Разрисовывать камни в живописной манере |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | | 1 | Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свою точку зрения. |
| Итого | 34 | 8 | 26 | |
3 класс
№ | Наименование разделов | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
аудиторные | внеуадиторные |
III год обучения |
1 | Живопись | 11 | 2 | 9 | Расширять знания о средствах художественной выразительности Осваивать художественные приемы подмалевок Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами. |
2 | Графика | 10 | 2 | 8 | Создавать, изображать на плоскости графическими средствами Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом Использовать два и более выразительных средств для создания образа |
3 | Скульптура | 4 | 1 | 3 | Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс |
4 | Аппликация | 4 | 1 | 3 | Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации Создавать образ с помощью ритма Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности. |
5 | Бумажная пластика | 2 | 1 | 1 | Использовать навыки работы с белой бумагой Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания. Оценивать работу |
6 | Работа с природными материалами | 2 | 1 | 1 | Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм) Разрисовывать камни в живописной манере |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | | 1 | Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свою точку зрения. |
| Итого | 34 | 8 | 26 | |
Ожидаемые результаты:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
Приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы,
О способах самостоятельного поиска и нахождения информации
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду. Проведение художественных выставок.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
Школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления другими людьми, опыт проведения художественных акций в окружающем школу социуме.
8) Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция: Изобразительное искусство. Учебник 1, 2, 3 классы. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Издательство «Просвещение» | К |
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.) | П |
Методические пособия для учителя | Д |
Печатные пособия: | |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц (журнал «Простые уроки рисования») | Д |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д |
Портреты русских и зарубежных художников | Д |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д |
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др). | Д |
Экранно-звуковые пособия DVD-фильмы: памятники архитектуры; | Д |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Набор карандашей, красок, альбомов для рисования. | К |
Натуральные объекты: | Ф/П |
Коллекции плодов и семян растений. | Ф/П |
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). | Ф/П |
Технические средства обучения | |
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | Д |
Мультимедийный проектор | Д |
Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см | Д |
Компьютер | Д |
Интерактивная доска | |