СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир глазами художника" 1-4 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир глазами художника" 1-4 класс»

Пояснительная записка

Программа по общекультурному направлению «Мир глазами художника» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Мир глазами художника» Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.



Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Связь изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляемой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: - патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться средствами художественно-прикладной направленности в области изобразительного искус­ства и творческой деятельности.

Учебные задачи программы:

-развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности;

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- учить освоению основных правил изображения;

-развивать навыки владения материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развивать стремление к общению с искусством;

Воспита­тельные задачи:

- формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

-развивать умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности.

Творческие задачи:

- развивать умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развивать стремление к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.



Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Мир глазами художника» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

В программе уделяется внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект и др. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа «Мир глазами художника» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб­разительным искусством и художественным творчеством.

Направление программы - художественно-эстетическое

Срок реализации программы - 4 года

Возраст детей: 7лет - 11 лет

Набор детей – по классам.

Число обучающихся по годам обучения - от 3 до 6 человек (в зависимости от наполняемости класса)

Режим занятий: 34 часа в год; 1 час в неделю

Результаты освоения курса

заинтересованность занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным искусством;

результативное участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства школьного и муниципального уровней.

Требования к уровню подготовки

В результате работы по программе обучающиеся должны:

1 класс

Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны

Знать:

-название основных и составных цветов;

-разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуется художник;

-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, акварель, палитра, шаблон, аппликация, художник, композиция, искусство, оригами;

-правила работы с пластилином.

Уметь:

-пользоваться кистью, красками, карандашами, фломастерами;

-работать в определённой цветовой гамме, различать основные цвета и их оттенки;

-работать в технике бумажной пластики: выполнять несложные действия по сгибанию бумаги, вырезанию, работать в технике аппликации, оригами;

-работать с природными материалами (листьями);

-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ;

-наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её формы, цвета и места на листе бумаги;

-описывать предметы несложной формы, изображать их на листе бумаги.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-осуществлять действия по плану.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе;

Познавательные УУД:

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные УУД:

-осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции на бумаге;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

2 класс

Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны

Знать:

-название тёплых и холодных цветов и их оттенков;

-о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи;

-разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуется художник;

-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, палитра, этюд, эскиз, художник, композиция, искусство;

Уметь:

-работать разными приспособлениями, инструментами, различать основные цвета и их оттенки, смешивать краски;

-работать в технике бумажной пластики: выполнять несложные действия по сгибанию бумаги и вырезанию, работать в технике аппликации, оригами;

-работать с разными материалами;

-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ (в паре, группе);

-наблюдать и рисовать натуру с целью передачи в рисунке её формы, цвета, места и оттенков на листе бумаги;

-наблюдать и рисовать по памяти и представлению животный и растительный мир природы;

-приём выполнения узора на предметах декора­тивно-прикладного искусства.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- осуществлять действия по плану.

Коммуникативные УУД:

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

ЛичностныеУУД:

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.

3 класс



Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны

Знать:

-разнообразные материалы, способы их обработки и выразительные средства, которыми пользуется художник;

-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, палитра, пастель, шаблон, аппликация, художник, композиция, искусство.

Уметь:

-пользоваться кистью и гуашью;

-работать в определённой цветовой гамме, различать основные цвета и их оттенки;

-работать в технике оригами: выполнять несложные предметы, сувениры, персонажей из бумаги;

-работать с природными материалами (овощами, ягодами, фруктами);

-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ;

-наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её формы, изображать сказочных персонажей и человека в движении;

-описывать предметы сложной формы, правильно изображать их на листе бумаги.

Метапредметные:

- формулировать цель, составлять план достижения цели, оценивать результат своих действий;

- осуществлять действия по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД:

- работать в группах;

- составлять план своих действий;

- умение выражать свои идеи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Личностные УУД:

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл своих оценок;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;


4 класс

В результате работы по программе «Смотрю на мир глазами художника» ученик должен:

-освоить основные правила изображения;

-овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развить стремление к общению с искусством;

-формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

-уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

-формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

-уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

-развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Обучающиеся должны знать и уметь:

Знать: основные правила изображения

Понимать: образный язык живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики.

Уметь: владеть материалами и инструментами изобразительной деятельности; осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; работать с природными материалами.

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать простые композиции на заданную тему;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.


Формы контроля результативности реализации программы:

1.Выставки работ.

2.Конкурсы.

Формы подведения итогов реализации программы - участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


Содержание программы


1.Живопись

Первый год обучения. Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, вырази­тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер­сонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают зву­чание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подма­лёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель­ности, освоение цветовых контрастов. Один из основных мо­ментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных компо­зиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказоч­ных персонажей.

2.Графика

Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте

темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Второй год обучения. Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразитель­ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспек­тивы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различ­ных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление спосо­бов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3. Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки — глиной и плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей.

Второй год обучения. Развитие навыка использован основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавли­вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображе­ние листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения. Активное закрепление навыков ра­боты с мягкими скульптурными материалами. Ведение рабо­ты от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украше­ния плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидя­щей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластили­новой плиты около изображения, т. е. получение двух уров­ней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль­шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет­ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитек­турных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспекти­вы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, кол­лажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с но­выми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только кон­тур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Зна­комство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные обра­зы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предме­тов быта, фантастических животных и растений из засушен­ных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо­жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объек­тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с бе­лой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручи­вания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в ко­торой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

6.Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнитель­ных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материа­лов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природны­ми материалами является использование более крупных при­родных форм. Например, при выборе камней отдаётся пред­почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага­ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в ра­боте с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят ком­позиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

7.Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся

определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Второй год обучения. При организации выставки педа­гог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз­вести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых ре­зультатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полу­ченных за год.

Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых ре­зультатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результа­те восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной вырази­тельности изобразительного искусства.







Тематический планирование курса 2 класс

Наименование разделов

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеуадиторные

II год обучения

1

Живопись

11

2

9

Расширять знания о средствах художественной выразительности

Осваивать художественные приемы подмалевок

Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами.

2

Графика

10

2

8

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами

Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом

Использовать два и более выразительных средств для создания образа

3

Скульптура

3

1

2

Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина

Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс

4

Аппликация

4

1

3

Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации

Создавать образ с помощью ритма

Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности.

5

Бумажная пластика

3

1

2

Использовать навыки работы с белой бумагой

Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания.

Оценивать работу

6

Работа с природными мате­риалами

2

1

1

Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм)

Разрисовывать камни в живописной манере

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1


1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свою точку зрения.


Итого

34

8

26



3 класс


Наименование разделов

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеуадиторные

III год обучения

1

Живопись

11

2

9

Расширять знания о средствах художественной выразительности

Осваивать художественные приемы подмалевок

Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами.

2

Графика

10

2

8

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами

Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом

Использовать два и более выразительных средств для создания образа

3

Скульптура

4

1

3

Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина

Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс

4

Аппликация

4

1

3

Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации

Создавать образ с помощью ритма

Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности.

5

Бумажная пластика

2

1

1

Использовать навыки работы с белой бумагой

Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания.

Оценивать работу

6

Работа с природными мате­риалами

2

1

1

Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм)

Разрисовывать камни в живописной манере

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1


1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свою точку зрения.


Итого

34

8

26



Ожидаемые результаты:



Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

Приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы,

О способах самостоятельного поиска и нахождения информации

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду. Проведение художественных выставок.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления другими людьми, опыт проведения художественных акций в окружающем школу социуме.

8) Материально-техническое обеспечение

Книгопечатная продукция:

  • Изобразительное искусство. Учебник 1, 2, 3 классы. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Издательство «Просвещение»

К


  • Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)

П


Методические пособия для учителя

Д

Печатные пособия:


Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц (журнал «Простые уроки рисования»)

Д

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др).

Д

Экранно-звуковые пособия

DVD-фильмы: памятники архитектуры;

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.

К

Натуральные объекты:

Ф/П

Коллекции плодов и семян растений.

Ф/П

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Ф/П

Технические средства обучения


Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Д

Мультимедийный проектор

Д

Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см

Д

Компьютер

Д

Интерактивная доска





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!