Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа»
Принята на заседании педагогического совета протокол от 27.08.2021 № 1 | | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа» А.А. Семиохина приказ от 30.08.2021 № 106 |
Программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
6 -7 классы
Разработчик - автор программы:
Сапрыкин Сергей Николаевич,
учитель географии и ОБЖ
Данная программа ориентирована на использование учебников «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», Основы безопасности жизнедеятельности. 7класс» авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.; Просвещение, 2016г. Внеурочная деятельность 6 класс «Школа безопасности» (1 час в неделю, 34 часа). Внеурочная деятельность 7 класс «Школа безопасности» (1 час в неделю, 34 часа).
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 6-7 класс:
Личностные:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 6 класс
1. Основы комплексной безопасности.
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой.
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само-и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаро-взрывоопасный объект, химически опасный объект)
Опасные ситуации социального характера.
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
2.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения кол-ва пищи в течение дня.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
3. Основы здорового образа жизни
Раскрыть понятие “здорового образа жизни”, его составляющих,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
4.Основы медицинских знаний
Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.
Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
7 класс
1. Основы комплексной безопасности
Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи.
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины.
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Защита населения от последствий ураганов и бурь
Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков
Защита населения от цунами
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
4. Основы здорового образа жизни
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД.
5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, проблемно-целостное общение.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, групповая и индивидуальная работа с таблицами и схемами; решение проблемных задач; игры; экскурсии; тренировки; встречи с интересными людьми; лекции; беседы; КТД; работа со СМИ.
В случае перехода школы на дистанционную форму обучения, создается система непрерывного самообучения, при этом возможно использовать следующие формы занятий:
занятия в режиме чата — учащиеся имеет возможность получать консультацию от учителя в режиме онлайн. Примечательно, что такие чат-занятия могут проводиться одновременно с несколькими учащимися, что даёт возможность совместно решать спорные вопросы.
телеконференции — о начале таких занятия все слушатели курсов заранее извещаются путём рассылки писем-приглашений на персональные электронные адреса. Непосредственно сами занятия происходят с использованием интернет-технологий, позволяющих видеть/слышать нескольких участников одновременно.
веб-занятия – процесс обучения, в котором слушателям не составит труда демонстрировать практические навыки. Учителя имеют возможность проводить лабораторные занятия, давать самостоятельные работы, тестировать учащихся в реальном времени посредством интернета;
лекционные материалы — они высылаются на персональный адрес электронной почты, в своем составе имеют информацию по теории и практические задания.
3. Тематические планирования
6 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Основы комплексной безопасности | 19 |
2 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни | 4 |
3 | Основы здорового образа жизни | 5 |
4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 6 |
| Итого | 34 |
7 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Основы комплексной безопасности | 15 |
2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 |
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 |
4 | Основы здорового образа жизни | 3 |
5 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 4 |
| Итого | 34 |
7