СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по мокшанскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по мокшанскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АРХ-ГОЛИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА







Принята на заседании Педагогического совета

протокол № 1

от 30. 08. 2023 г.



Утверждаю

Директор МБОУ «Арх-Голицинская СОШ»

/Кортунков А.В./








Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Учимся говорить по-мокшански»


Направленность: гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Срок реализации программы: 2 года (68 часов)

Форма обучения: очная

Язык обучения: русский




Автор-составитель: Григорьева И.А.,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Арх-Голицинская СОШ»




п. Плодопитомнический, 2023 год.



Структура программы


1. Пояснительная записка.


2. Цель и задачи программы.


3. Учебный план программы 1 года обучения.


4. Содержание учебного плана программы 1 года обучения.


5. Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения.


6. Учебный план программы 2 года обучения.


7. Содержание учебного плана программы 2 года обучения.


8. Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения.


9. Формы обучения, методы, приемы и педагогические технологии.


10. Методическое обеспечение программы.


11. Материально-техническое оснащение программы.


12. Список литературы.






















1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по мокшанскому языку составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования; программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся Рогожиной В.Ф., Гришуниной В.П., 2011.

Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач школы.

1.1 Общая характеристика учебного предмета, курса:

Содержание учебного предмета включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.


1.2 Тематический аспект

1. Моя семья и я. Домашние дела. Праздники. Идём в гости.

2. Мои друзья и я. Игры детей.

3. Моя школа. Здравствуй, школа.

4. Мир вокруг меня. В селе летом. В поле. В лесу. В городе. Дикие и домашние животные.

5. Времена года. Прошло лето. Поздняя осень. Зима. Приход весны.




1. 3 Речевой аспект

Говорение. Диалогическая речь. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора.

Говорение. Монологическая речь. Короткий рассказ в пределах тематики начальной школы. Воспроизведение наизусть стихов, песен и других произведений детского фольклора.

Аудирование. Полное понимание небольших простых сообщений, сказок, рассказов на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.

Чтение. Полное понимание при чтении про себя текстов, построенных на изученном материале.

Письмо и письменная речь. Заполнение простой анкеты. Написание поздравления, короткого личного письма другу (с опорой на образец).

1.4 Языковой аспект

Произносительная сторона речи. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.

Лексическая сторона речи. Усвоение до 200 активно употребляемых слов и 100 слов пассивного лексического запаса. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики - клише как элементы речевого этикета.

1.4 Требования к уровню владения мокшанским языком:

- употребление грамматических правил мокшанского языка для правильного объяснения ситуации на ознакоми­тельном уровне, решение определённых коммуникативных задач (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.);

- обозначение множественности предметов, признаков, действий;

- обозначение принадлежности предмета к определён­ному лицу;

- применение способов выражения утверждения и от­рицания в различных фразовых конструкциях;

- употребление послелогов для обозначения местонахо­ждения предметов;

-освоение некоторых особенностей мокшанского языка (отсутствие грамматической категории рода, согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе);

- активизация диалогового общения;

- развитие связной речи и грамматических навыков через игровые ситуации;

- обеспечение переноса грамматических навыков, пре­доставление детям

возможности использования их на новом лексическом материале.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

- общий объем часов на изучение мордовского языка:

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год



Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.



1.5 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

На занятиях по предмету «Мокшанский язык» решаются такие образовательно- воспитательные задачи:

дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность;

воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия



Результаты освоения предмета « Мокшанский язык»:

В четвёртый год обучения дети должны усвоить до 500 активно употребляемых слов и 100слов иметь в пассивном лексическом запасе.



2. Обучение.

2.1. Цель и задачи программы

Цели обучения:

- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

-воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре.

Задачи обучения:

-научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

-формировать у детей навыки коммуникативного общения с учётом программного речевого материала;

-ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

2.2 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.





2.2 Учебный план программы 1 года обучения


Тема урока

Кол-во часов



Раздел 1. Мы знакомимся.


1

Знакомство с учителем.

1

2

Знакомство друг с другом

1



Раздел 2. Моя семья.



3

Занятия и увлечения членов семьи

1

4

Обязанности членов семьи

1


Раздел 3. Любимые игрушки.


5

Названия игрушек.

1

6

Мы играем

1



Раздел 4. В школе.



7

Наш учитель

1




Раздел 5. Наш класс.



8

Классная комната.


1

9

Учебные принадлежности.

1



Раздел 6. Осень.

.


10

Названия цветов.

1

11

Я рисую осень



1







Раздел 7. Овощи и фрукты.



12

Овощи и фрукты.


1

13

Дары природы. Их свойства.


1



Раздел 8 Зима.



14

Природа зимой.

1

15

Приметы зимы.

Составление рассказа о зиме.

1



Раздел 9. Новый год



16


Подготовка к Новому году.


1

17

Наряжаем елку.

Стихи про Новый год

1



Раздел 10 Части тела



18

Части тела.

1

19

Здоровье человека

1



Раздел 11. Счёт



20

Считаем до десяти.

1



Раздел 12. Пища и посуда.



21

Приготовление еды

1

22

Названия посуды.

Словарный диктант.

1




Раздел 13. Одежда и обувь.



23

Названия обуви

1

24

Зимняя и летняя одежда.



1



Раздел 14. Домашние животные.



25


Детеныши домашних животных

1



Раздел 15. Дикие животные



26

Детеныши диких животных

1


Раздел 16. Птицы.


1

27

Птенцы.

Словарный диктант по пройденной теме.

1



Раздел 17. Мир вокруг нас.



28


На улице.

1

29

В магазине.

Составление диалога.

1



Раздел 18. Город и транспорт.



30


Правила поведения в транспорте

1

31

В библиотеке.

Составление диалога.

1



Раздел 19. Дни недели.



32

Режим дня


1

33

Дни недели. Закрепление пройденного. Словарный диктант.

1

34


Итоговое повторение

1


итого

34




2. 3 Содержание учебного плана программы 1 года обучения


1.Фкя-фкянь мархта содамась. (Мы знакомимся.)

Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.

Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).

Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.

Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное ме­стоимение: тя.

Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.

2.Монь семьязе. (Моя семья.)

Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.

Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.

Указательное местоимение: нят.

Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.

3.Кельгома налхксемане. (Любимые игрушки.)

Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.

Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя.

Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат.

Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла.

Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.

4.Школаса. (В школе.)

Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена.

Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович.

Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада.

Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.

5.Минь классоньке* (Наш класс.)

Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф.

Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат).

Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, каран­даш.

Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс.

Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д.

Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.

6.Сёксесь. (Осень.)

Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.

Глаголы: самс, тумс, молемс.

Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.

Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон.

Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.

7.Перень сёротне. (Овощи и фрукты.)

Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.

Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти.

Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.

8. Тялось. (Зима.)

Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс.

Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.

Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.


9. Од Кизось. (Новый год.)

Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.

Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.


10. Ломанць. (Части тела.)

Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.

Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.

Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай та­релка.

Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.


11. 1-10 лувкссь. (Счет 1 - 10.)

Числительные от 1 до 10.

Существительные: ярмак, мишендись.

Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем.

Мъзяра сурдот? - Кемонь.

Глаголы: миме, рамамс.

Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.

Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...

12. Ярхцамбяльсь и кядьгонятне. (Пища и посуда.)

Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал.

Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан.

Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.

Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.

13. Пильгонь и лангонь щапне. (Одежда и обувь.)

Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.

Глаголы: щамс, каямс, рамамс.

Прилагательные: начка, коське.

Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.

Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.

14. Кудонь жувататне. (Домашние животные.)

Названия домашних животных, их детенышей. Сущест­вительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.

Глаголы: максомс, улемс, ваномс.

Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.

15. Дикай жувататне. (Дикие животные.)

Название диких животных, их детенышей. Существи­тельные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур.

Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.

Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.

16. Нармоттне. (Птицы.)

Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.

Глаголы: лиемс, валгомс, самс.

Вопрос: коста?

Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.

17. Перьфпяльсь. (Мир вокруг нас.)

Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.

Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.

Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса.

Коса цёранясь? - Цёранясь вага.

Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.


18. Ошсь и транспортсь. (Город и транспорт.)

Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Москву....

Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, те­атр.

Глаголы: ардомс, лоткамс.

Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.

Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.

Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.

19. Недялянь шитне. (Дни недели.)

Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.

Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда?

Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян.

Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.

20. Тундась и кизоть самац. (Весна, приход лета.)

Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда.

Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.

Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне.

Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.




2.4 Планируемые результаты освоения программы 1 года


Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

-представление о своей этнической принадлежности;

-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;

-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

-положительное отношение к языковой деятельности;

-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.



Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.



Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;



Предметные результаты

- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;

- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

6) межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курса окружающий мир расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, развитии страны на разных этапах развития. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература».






2.5 Учебный план программы 2 года обучения




№ п/п



Наименование разделов и тем



Всего часов

1

Здравствуй, школа


2

2

Прошло теплое лето


2

3

Мои друзья


2

4

Осень


1

5

Счет


2

6

Кем я буду


1

7

Домашние дела


1

8

Мы любим спорт


2

9

Зима пришла


2

10

Птицы летом и зимой


1

11

Дикие и домашние животные


1

12

Цвета природы


2

13

В городе

1

14

Кто где живет


1

15

Игры детей


2

16

Женский праздник


2

17

Ходим в гости

1

18

19

Весна

Как хорошо летом

2

2

20

В деревне

1

21

В лесу, в поле, на лугу

1

22

Времена года

2


Всего:

34



2.6 Содержание учебного плана программы 2 года обучения

Шумбрат, школа! (Здравствуй, школа!)

Вспомнить слова, обозначающие школьные принадлежности, предметы, окружающие ребёнка в школе.

Существительные: кагод, кенкш, вальмя.

Глаголы: кельгомс, самс, озамс, сувамс, максомс в единственном и множественном числе настоящего времени:

Речевые образцы: Мон кельгса школать. Мон тонафнян колмоце класса. Мон рисовандан кузня. Нарсь сянягяря. Модась равжа. Мон туян. Минь тутама. Сон сай куду. Синь сайхть куду.

Ётась кизось. (Прошло лето.)

Вспомнить слова, обозначающие приветствие, проща­ние:

Шумбрат, Валентина Петровна! Щумбратада, шабат! Няемозонк! Ульхть шумбра! Уледа шумбрат!

Слова, обозначающие времена года, сосотояние природы, её признаки.

Существительные: киза, тяла, сексе, тунда, ульця.

Прилагательные: мани, лямбе, пси, коське, начка.

Глаголы: молемс, ваномс, ардомс, налхксемс, эшелямс.

Вопросы: кие? кит? кодама? коса? ков?

Речевые образцы: Кизонда пси (лямбе). Тон ков якать? Мон якань вели. Велеса пара. Кода ётафтыть каникулатнень? - Лац. Тон эшелять ляйса? - Мон эшелянь ляйса. Тон кундать калхт? - Да, мон кундань калхт.

Монь ялгане (мои друзья)

Вспомнить слова монь уле…

Закрепление изученных слов и знакомство с новыми словами на тему «дружба». Существительные: киза, тяла, сексе, тунда, ульця.

Прилагательные: мани, лямбе, пси, коське, начка.

Глаголы: молемс, ваномс, ардомс, налхксемс, эшелямс.

Вопросы: кие? кит? кодама? коса? ков?


Сёксесь. (Осень)

Вспомнить ранее изученные слова о приметах поздней осени.

Знакомство с новыми словами.

Существительные: ковол, шитне, ветне, шурьхкя, пурьхкя.

Глаголы: шувомс, кандомс, кочкамс, сявомс. Речевые образцы: Мон шуван. Тон шуват. Сон шуви. Минь шуфтама. Тинь шуфтада. Синь шувихть.

Применение прилагательных в единственном и во мно­жественном числе. Ответы на вопросы кодама? кодапт?

Менельсь кодама? - Менельсь шобда (равжа, сенем, туцяв).

Шуфттне кодапт? - Шуфттне оцюфт (мазыхть, сянгярят).

Знакомство с названия грибов: груздя, пою панга, келу панга, кару панга, баяронь панга.

Знакомство с зимующими птицами: кирьхкс, ситявня, варси, вермяште, сязьгата.

Что делается в природе поздней осенью. Времена года. Ответы на вопросы мезе тии? мезе тись? мезе кармай тиема?

Таня морай. Таня морась. Таня кармай морама.

Лувкссь (счет)

Усвоить числа от 11 по 20.

Мезькс улян. (Кем я буду)

Вспомнить слова, изученные в первый год обучения.

Знакомство с новыми словами, словосочетаниями и ре­чевыми образцами.


Кудонь тефне. (Домашние дела)

Закрепление слов, обозначающих предметы домашнего быта: утварь, посуда, орудия труда.

Знакомство с новыми словами и словосочетаниями: пеель, пачкалга, шъра, нардама, сапонь; кайме, тяльме; сявк пеельть, шуфт мода, штак пачкалгть, нардак шрать, штак шамацень (штасть шамантень),

Глаголы: штамс, анокламс, нардамс, кандомс. удомс, стямс, мадомс.

Составление рассказа о своём режиме дня: Мон стяян шобдава. Штасайне кядьнень, шамазень. Чистендасайне пейнень. Тиян зарядка. Тоса туян школав. Школаса тонафнян.

Минь кельгсаськ спортть (мы любим спорт)

Вспомнить слова, изученные в первый год обучения.

Знакомство с новыми словами, словосочетаниями и ре­чевыми образцами.

Тялось сась (Зима пришла)

Вспомнить слова, изученные в первый год обучения.

Знакомство с новыми словами, словосочетаниями и ре­чевыми образцами.

Существительные: панда, нурда, ялга, кърандаз.

Глаголы: пелемс, учемс, уфамс, сявомс, эендамс.

Прилагательные: паргана, кяжи, ёню.

Словосочетания: ушедсть якшапне, тялоть эзда, сявозень соксонзон, панда пряста, коньканзон инкса, мазьса вадь сайне и т.д.

Закрепление послелогов «лангса» - «на», «потмоса» - «в».

Усвоение грамматической конструкции «Мон улень ...».

Нармотне кизонда и тялонда (Птицы летом и зимой)

Беседы на темы «Птицы зимой», «Животные зимой».

Ответы на вопрос коса? коста?

Коса эряйхть нармоттне?

Коста лийсть нармоттне?

Закрепление наречий «тячи», «ванды».

Вирень и кудонь жувататне. (Дикие и домашние животные.)

Вспомнить названия домашних и диких животных. По­вторить грамматические конструкции «Монь ули...», «Монь аш...», «Катонязень лемоц...», «Пиненязень лемоц...».

Речевые образцы: Мон кельгса катонязень. Сонь лемоц Пушок. Монь ули пинезе. Сон оцю. Эряй кудняса. Мон ухажеван мельганза.

Усвоение слов, обозначающих детёнышей домашних животных: вазня, вероскя, вашеня, пурхцкя.

Усвоение грамматической конструкции «сущ.+глагол» со словом «максы» - «даёт»:

Тракссь максы лофца. Траксть ули вазняц.

Тувось максы сиволь. Тувоть ули пурхцкац.

Учась максы пона. Учать ули вероскац. И т.д.

Глаголы: анды, симди, потяй, пани.

Речевые образцы: Тядязе потяй тракс. Алязе анды тувот. Цёранясь симди вазня. Шабатне ухаживайъть жувататнень мельге.

Существительные: кедь - кедце, пона - понаце, щам - щамце, пильге - пильгце.

Существительные: нарвай, кавал, варси.

Глаголы: налхкомс, кяшемс, ёрдамс, кандомс.

Дать понятие о нахождении предмета. Знакомство с по­слелогом.

Шрать лангса - на столе. Шкафть пряса - на шкафу.

Шкафть ваксса - около шкафа. Доскать инголе - у дос­ки

Переньпяльф тюссонза (цвета природы)

Вспомнить название цветов


Ошса. (В городе)

Вспомнить ранее изученные слова на эту тему.

Знакомство со словами: инголе, фтала, мельганза.

Знакомство с новыми словами и выражениями: Мон эрян Саранскяйса. Монь алязе работай заводса. Аказе тонафни университетса. Сон тонафни лац. Атязе - работань вете­ран. Сон пенсияса. Монь тонафнян школаса.

Ошсь оцю. Ошса лама этажса кутт. Ульцятне аруфт, мазыхть. Ошса лама ломаньда. Синь арнихть автобузса, тролейбусса, легковой машинаса.

Речевые образцы: арды инголе, ватт фталу, кие мельгат и т.д.

Кие коса эряй (кто где живет)

Установление соотношений. Тя монь комнатазе, тя пъсмар кудоц

Иттнень налхкомасна. (Игры детей)

Вспомнить ранее изученные слова об игрушках. Зна­комство со словами, обозначающими названия игр, предметы для игры, участников.

Существительные: нарвай, кавал, варси.

Глаголы: налхкомс, кяшемс, ёрдамс, кандомс.

Дать понятие о нахождении предмета. Знакомство с послелогом.

Шрать лангса - на столе. Шкафть пряса - на шкафу.

Шкафть ваксса - около шкафа. Доскать инголе - у доски

8-це Мартсь - тядянь праздник. (8 Марта - женский день)

Вспомнить названия дней недели.

Закрепить умения правильно отвечать на вопрос мъзярда? (когда?):

Закрепить названия слов: тячи, ванды, исяк, шобдава, шиньгучкать, илять, веть. Глаголы: кенярдемс, каземс, паламс.

Речевые образцы: Монь тядязе врач. А кие тонь тядяце? Мезькс сон работай? Мон кельгса тядязень.

Знакомство с названиями предметов женской одежды: панар, сапоня, коняфкст, панга, каркс, кямот, сюлгам и т.д.

Мольхтяма инжикс. (Идём в гости)

Знакомство со словами: инжи, шачема ши, казне.

Вспомнить название дней недели, числа от 1 до 10.

Речевые образцы: тердемс ялганзон, ширезонк инжикс, карман учемот, самс пялонк и т.д.

Беседа о правилах поведения в гостях. Усвоение слов и речевых конструкций: нолдак васенцекс, макск кядцень, азор, азорава, лезтт шамс и т.д.


Тунда. (Весна)

Закрепление изученных слов о весне.

Знакомство с новыми словами: нар, шудерькс, лямбе, ши(ня), валда(оня), нармонь, нармотть, тарад, лопа, вяре, ала. С названиями птиц: сязьгата, шякшата, граць, псьмар в един­ственном и во множественном числе: нармонь - нармотть - нармоттне, шудерькс - шудерькст - шудерьксне.

Словосочетания: лямбе шиня, састь нармоттне, лямбе ширде, нарсь сянгяря и другие.

Беседа о сохранении природы. Составление рассказа о природе: Сась тундась. Шудихть веттне. Ловсь кармась солама. Шинясь эжди. Менельсь сенем. Лямбе ширде састь на­рмоттне.


Кода пара кизонда. (Как хорошо летом)

Вспомнить слова, обозначающие членов семьи: тядя, аля, баба, атя, ака, щава, щятя.

Закрепление изученных слов и знакомство с новыми словами на тему «лето».

Существительные: киза, веле, ляй, шувар, нар, перень сёрот, ульме, венч, пизем.

Речевые образцы:

Монь ули аказе. Тонь ули щаваце? - Да, монь ули щавазе. Или: Монь аяш щавазе. Ляйнясь шуди. Иттне кунцихть калхт. Синь уендихть венчса.

Глаголы: штамс, ярхдамс, симомс, лездомс, уемс, шудемс, сиземс, ваймамс.

Речевые образцы: Мон лездан бабазти. Минь лезттама бабазти. Мон валан перень сёрот.

Вопрос мъзярда? Шобдава, шить, илять, веть. Веть мон удан. Шобдава стяян. Илять ванан телевизор. Шить налхксян ульцяса. Шить эшелян. Илять кунцян калхт. И т.д. Юра и По­лина састь вели.

Прилагательные: ару, кудрявай, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.

Ляйнясь ару. Шуварсь пси. Менельсь сенем. Туцятне акшет.

Велеса (в деревне)

Вспомнить изученные слова о деревне.

Знакомство с новыми словами.


Вирьса, паксяса, лугаса(В лесу, в поле, на лугу)

Вспомнить изученные слова о поле.

Знакомство с новыми словами.

Существительные: пакся, сера, розь, тозер, шинжарома, снав, каньф, сура, пинем.

Глаголы: касомс, панжемс, урядамс.

Мон кельгса паксять. А тон кельгсак паксять? Монь алязе работай комбайнаса. Сон работай лац. Паксяса касы тозер. Сёроть урядасазь комбайнаса.

Вспомнить названия диких животных. Назвать их в уменьшительно-ласкательном значении: офта - офтоня, келазь - келаськя.

Знакомство с новыми словами.

Существительные: панга, късты, шуфта, келу, пою, тума, пиче, куз, ронга.

Глаголы: мумс, кандомс, няемс.

Речевые образцы: Тя офта. Сон оцю. Тя нумолня. Сон ёмланя. Нумолсь эряй вирьса. Сон ярхцай судта. Офтсь ярх- цай нормальда. Тялонда сон уды. Урсь ярхцай пяштьта, панкта.

Шуфтсь касы вирьса. Шуфттне касыхть вирьса. Тумось оцю. Келуть ронгоц акша.

Кизоть пингонза (времена года)

Ответы на вопросы о временах года:

Кизось кодама? Кизонда лямбе? Тялось кодама? Тонь мялезт кизось? Сёксенда кельме, якшама? Коза тушендыхть нармоттне? Тундась мазы? Мъзярда сашендыхть нармоттне? Коса эшеляйхть иттне? И т.д.

Для овладения языком, даже в небольшом объёме, ре­бёнку недостаточно заучить ряд типовых фраз: он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов.

2.7 Планируемые результаты освоения программы 2 года

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курса окружающий мир расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, развитии страны на разных этапах развития. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература».

Личностные результаты

-представление о своей этнической принадлежности;

-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа — мордовский язык;

-представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

-осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

-положительное отношение к языковой деятельности;

-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

-этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.



3. ВОСПИТАНИЕ

3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции

Задачи:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

- реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной организации, развития субъектной позиции обучающихся;

- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям

Основные целевые ориентиры воспитания направлены на воспитание, формирование:

— российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в  его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;

— российского национального исторического сознания на основе исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;

— готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;

— уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности

3.2. Формы и методы воспитания

Формы воспитания —разъяснительная беседа о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, на стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека — «Я» или «Мы»?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству территории школы, озеленению двора.

Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие, а также практические занятия, участие в проектах и исследованиях, лекция, фронтальная беседа (встреча с интересным человеком), диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме), дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения («круглый стол», «форум»), защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.

Методы:

- создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

- совместная деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игра;

- процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения

Методы убеждений: Внушение, повествование, диалог, диспут, инструктаж, реплика, развернутый рассказ.

Методы упражнений (приучения): Поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование.

Методы оценки и самооценки: Соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика.

3. 3. Формы обучения, методы, приемы и педагогические технологии.

Формы организации

− групповые;

− индивидуальные;

− фронтальные;

- парные;

- интерактивные.

Методы и приемы:

по источнику знаний: словесные, наглядные, практичесвкие;

по уровню познавательной активности: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный обобщающий классификационный.

Педагогические технологии:

- развивающего обучения;

- учебно-поисковой деятельности;

- проблемного обучения;

- информационно-коммуникативные;

- работа в малых группах;

- индивидуальное консультирование.



3.4 Условия воспитания, анализ результатов

К методам оценки результативности реализации программы в части воспитания можно отнести:

— педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов сосредотачивается на проявлении в деятельности детей и в её результатах определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также на проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;

— оценку творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих и исследовательских работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого ребёнка;

— отзывы, интервью, материалы рефлексии, которые предоставляют возможности для выявления и анализа продвижения детей (индивидуально и в группе в целом) по выбранным целевым ориентирам воспитания в процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в деятельности по программе.

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.

Результат воспитания –

  • развитие самосознания учащихся;

  • формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;

  • развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;

  • формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов;

  • укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности.


    1. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

День Знаний.

01.09









































































рь

Торжественная линейка.

Просмотр видеоматериалов

2

Международный день распространения грамотности

08.09.23

Лингвистический турнир «Быть грамотным – быть успешным»

Презентация

3

День учителя

05.10.23

Акция «Поздравление» учителю».

Акция.

4

Международный день школьных библиотек

25.10.23

Встреча с библиотекарем

Проведение встречи

5

День неизвестного солдата

03.12.23

КТД

Презентация.

6

День героев Отечества.

декабрь

Беседа

Беседа

7

День полного снятия блокады Ленинграда

27.01.24

Просмотр презентации

Презентация

8

День науки.

Февраль.

КТД.

Презентация.

9

День защитника Отечества

февраль

Встреча с интересным человеком

Проведение встречи




10

День птиц.

март

Изготовление

скворечников

Развешивание скворечников

11

10 лет со Дня воссоединения Крыма с Россией

18.03.24

Просмотр презентации

Презентация

12

Всемирный день здоровья

07.04.24

Акция «Мы за здоровый образ» жизни»

Акция

13

День космонавтики.

12.04.24

Беседа

Презентация.

14

День мордовских языков

16.04.24

КТД.

Презентация.

15

Экологические акции.

Апрель.

Участие в акциях.

Акции.

16

День Победы

май

Участие в акциях

Устный журнал.




4. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

    1. ПК

    2. Тематические таблицы.

    3. Карточки для индивидуальной работы учащихся.

    4. Тесты.

    5. Словарь в картинках.



5. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

1 .А.И.Исайкина. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся / А.И. Исайкина. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. 2. Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104 с.

О. Е. Поляков, А. Н. Келина «Русско-мокшанский школьный словарь»,1998 г. О.Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», 1995 г. Б.А.Серебрянников, А. П.Феоктистов, О. Е. Полякова «Мокшанско - русский словарь», 1998. П.Е.Седова, Т.И.Ломакина: Словарик – валкскя, русско-мокшанский, мокшанско-русский. Саранск: ООО «Издательский центр»



6.Интернет-ресурсы

  • www.ruschudo.ru;

  • www.gidrm.ru;

  • www.saransk-online.info;

  • info-rm.com;

  • saransk.tulp.ru;

  • foxrepablic.ru;

  • www.mrkm.ru;

www.adm-saransk.ru

Список литературы:

1) основная учебно-методическая литература:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.04. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального, основного общего, среднего образования»

3. Программа по изучению мокшанского языка в школлах с рус­ским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. 6 класс. Пятый год обучения. Саранск: Мордов. кн. изд - во, 2012. Авторы программы: В.Ф. Рогожина. В.П Гришунина

4. Голенков Н. Б. Литературно-учебное издание. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски.– Саранск: Изд. Дом «Книга», 2007. – 80 с.: ил.

5. Поляков О.Е. Учимся говорить по-мокшански. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 200 с.

2) дополнительная литература:

История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г

Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. крае для маленьких читателей /Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева; авт.–сост. Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, К.И. Шапкарин. – Саранск: 2005 г.

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии — Саранск, 1982.

Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск, 1976.

«Учимся говорить по-мокшански» О.Е.Поляков.- Саранск Мордовское книжное издательство 1995г.

«Мокшень кяль». Грамматикать и стилистикать коряс5-9 классненди учебнай пособия М.А.Келин, С.И.Липатов, Саранск Мордовское книжное издательство 1988г.

«Якстерь тяштеня»

Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. –Саранск, 1982.

Абрамов В.К. Мордвины вчера и сегодня. – Саранск, 2002.

Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. – М., 1973.

История культура мордовского края. Саранск, 2008.

Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы (религиозно-обрядовый аспект). –Саранск, 2008.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!