Приложение
к приказу МБОУ «Школа № 44»
от «_____» _________ 20__ г. №____
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 44» г. Прокопьевска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мой любимый край»
Направление: социальное
Уровень обучения начальное (или основное) общее образование ( 3 класс)
Количество часов: 33
Составитель: Маленкова К.В.
Для 3 класса
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г) и Приказа Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 года об изменениях в ФГОС НОО
Целью программы является формирование интереса к истории своей Малой Родины, расширение собственного культурного кругозора, развитие самосознания школьника.
Задачи программы краеведения познакомить:
с историей возникновения г. Прокопьевска, его значение в истории Российского государства;
с полезными ископаемыми края
с жизнью и бытом населения края;
с достопримечательностями и памятными местами родного края;
с великими земляками и их вкладом в мировую культуру и искусство
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Планируемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
ценностное отношение к истории села, района, края, Отечества;
начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
формирование мотивации дальнейшего изучения родословной своей семьи.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться
коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль;
вести устный и письменный диалог;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
различать способ и результат действия;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
сбор, обработка и передача информации;
анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
построения рассуждения;
применение и представление информации;
Формы организации учебного процесса.
В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий:
экскурсии
просмотр видеофильмов, презентаций;
защита проектов;
исследовательская деятельность;
викторины;
игры.
Методы работы, используемые при освоении программы:
- объяснительно-иллюстрационный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- продуктивный
В течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями,
Содержание программы.
Тема 1. Введение Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2. Мой край на карте Родины
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Символ России – берёза. Стихи, песни о белоствольной. Рисование берёзы. Кемеровская область– частица России. Наша область на карте страны. Значение нашей области для страны.
Тема 3. Природа родного края
Растительный мир средней полосы. Растения Кемеровской области, занесенные в Красную книгу. Водоёмы нашего края. Растения и животные водоемов. Культурные растения нашего района. Лекарственные растения. Грибы. Животный мир Кемеровской области. Животные, занесенные в Красную книгу.
Тема 4. Я и моя семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…». Моя родословная. Родословное древо.
Тема 5. История Кемеровской области.
Наш угольный край. Города Кемеровской области. Карта области. История названия городов Кемеровской области. Герб Кемеровской области, герб Прокопьевска и других городов области.
Тема 6. История нашего города.
Название города. Исторические места г. Прокопьевска. Памятные места города. Известные люди города. Поэты родного края.
Тема 7. Малая моя родина – мой посёлок.
История возникновения родных посёлков. Улицы поселка. История создания и развития школы. Талантами славится наша земля.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема и форма проведения занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.( беседа) | 1 | |
Мой край на карте Родины |
2. | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.(Викторина, прослушивание гимна) | 1 | |
3. | Символ России – берёза. Стихи, песни о белоствольной. Рисование берёзы. ( защита творческих проектов) | 1 | |
4. | Мой край на карте Родины( работа с картой области) | 1 | |
История Кемеровской области. |
5. | История названия городов Кемеровской области. (Исследовательская деятельность) | 1 | |
6. | Герб Кемеровской области, герб Прокопьевска и других городов области. (Просмотр слайдов) | 2 | |
7. | Игра «Помоги городу найти свой герб. » | 1 | |
История нашего города. |
8. | Название города.(исследовательская деятельность) | 1 | |
9. | Исторические места г. Прокопьевска.( работа с энциклопедией) | 2 | |
10. | Известные люди города. Поэты родного края.(знакомство с литературой) | 2 | |
11. | Игра «Знаток Кемеровской области» | 1 | |
12. | История возникновения родных посёлков. Улицы поселка. (Просмотр слайдов) | 2 | |
13. | История создания и развития школы. Талантами славится наша земля.(Просмотр старых фотографий) | 2 | |
14. | Обобщающий урок. Рисование на тему «Мой любимый дворик». | 1 | |
Природа родного края. |
15. | Растения Кемеровской области, занесенные в Красную книгу.( Просмотр презентаций) | 2 | |
16. | Водоёмы нашего края. Растения и животные водоемов.( Просмотр слайдов, исследовательская деятельность) | 2 | |
17. | Культурные растения нашего района. Лекарственные растения. Грибы.( Работа с энциклопедией) | 1 | |
18. | Животный мир Кемеровской области. ( Просмотр фильма) | 1 | |
19. | Животные, занесенные в Красную книгу Кемеровской области.( Исследовательская деятельность) | 1 | |
| Я и моя семья |
20. | Родной дом и семья. Члены семьи. ( Беседа) | 1 | |
21. | Профессии моих родителей.( Защита проектов) | 1 | |
22. | Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.(Беда, инсценировка ситуаций) | 2 | |
23. | Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» | 1 | |
24. | Моя родословная. Родословное древо.(Защита проектов) | 1 | |
25. | Что мы узнали за год? Подведение итогов.(Викторины). | 1 | |
Итого:33 ч