МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЬ – ЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы
школы Е. А. Андреева _____Н. А. Фарукшина
Протокол № 4 от «27 » сентября 2020г. от «27» сентября 2020
от«27 » сентября 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Театру быть»
(духовно-нравственное направление развития личности школьника)
5-9 классы
Составитель:
Ревина И.В.
(ФИО учителя)
П. Юганская Обь
2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности является составной частью основной общеобразовательной программы НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ».
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;
- положение о рабочей программе внеурочной деятельности НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ»;
- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театру быть» составлена на основе программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Актуальность.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна курса состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках курса:
- знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
- осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
- развивать речевую культуру, эстетический вкус;
-прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и русскому фольклору;
-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Программа внеурочной деятельности « Школьный театр» рассчитана на учащихся 5-9 классов, на 5 лет обучения. На реализацию курса в 5-9 классах отводится 17 ч в год (0,5 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, изготовление декораций, эскизов костюмов; подготовка праздников, посещение театра, школьные концерты, выставки. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных
презентаций и сказок, заучивание текстов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
I. Личностные результаты:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
II. Метапредметные :
Регулятивные:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
III. Предметные результаты (на конец освоения курса):
Ученик научится:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
различать произведения по жанру; виды театрального искусства,
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
владеть основами актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того,
что предлагают современные СМИ;
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
социально- значимых мероприятий.
уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)
Ученик получит возможность научиться:
владеть актёрским, сценическим мастерством;
готовить и проводить социально-значимые мероприятия для разных целевых
аудиторий;
участвовать в фестивалях и смотрах-конкурсах разного уровня;
готовить исследовательские работы по созданию детского театра для участия в
конференциях и конкурсах.
IV. Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение знаний
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
о принятых в обществе нормах поведения и общения;
об основах здорового образа жизни;
об истории своей семьи и Отечества;
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о правилах проведения исследования.
развитие актерских способностей.
Формы достижения результатов первого уровня: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни.
Формы контроля результатов первого уровня: анкетирование.
Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества):
развитие ценностного отношения подростков к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру;
получение первоначального опыта самореализации.
Формы достижения результатов второго уровня: агитбригада, инсценирование, трудовые десанты, оздоровительные акции, социально-значимые акции в кружке и в школе.
Формы контроля результатов второго уровня: ежегодный итоговый спектакль в школе.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):
приобретение опыта исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Формы достижения результатов третьего уровня: исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ), художественные акции, фестивали и конкурсы.
Формы контроля результатов третьего уровня: исследовательские конференции, фестивали и конкурсы театральных коллективов.
Результаты четвертого уровня (закрепление школьником опыта самостоятельного общественного действия):
- школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений,
- опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Формы достижения результатов четвертого уровня: умеют анализировать произведения, владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе, творчески проявляют себя в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, театральной постановке, или выступление в качестве ведущего концертной программы
Формы контроля результатов четвертого уровня: участие в различных конкурсах, высшая оценка для участника – получение призового места.
Форма подведения итогов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (17 ч)
1 раздел. (1 час) Вводное занятие «Разрешите представиться»
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Знакомство ребят с программой, правилами поведения, инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с ведущими театрами России (презентация)
2 раздел. (1 час) История театра. Театр как вид искусства.
Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: (драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл, театр кукол) и др.
Народные истоки театрального искусства. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
3 раздел. (2 часа) Актёрская грамота и сценическое искусство.
Многообразие выразительных средств в театре.
Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Тренинги на внимание
Развиваем воображение и фантазию
Упражнения на расслабление и напряжение
Обретения навыка оправдания своих действий, высказываний, вдумчивости
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
4 раздел. Художественное чтение. (1,5 ч)
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Основы практической работы над голосом. Гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознатель-ного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью
Привитие интереса к чтению: чтение вслух, чтение вслух по ролям, чтение с актерской выразительностью
5 раздел. (1 час) Сценическое движение.
Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Беседы: «В поисках собственного стиля», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Фигурный вальс».
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе .
Научить красиво двигаться, держать корпус. Через умение красиво двигаться формировать чувства уверенности и раскованности. Разучивание элементарных танцевальных движений. Разучивание элементов танца.
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
6 раздел (1,5 часа) Работа над пьесой, инсценировками рассказа и сказки.
Работа над выбранной пьесой, инсценировкой осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля
Работа по карточкам «От прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
7 раздел ( 1 час) Экспромт театр.
Активно и сиюминутно включает ребенка в творческий процесс, доставляя радость от творчества. Экспромт театр приучает ребенка к самодисциплине, к интенсивности в работе, включает в и развивает навык коллективного труда, в познании на собственном опыте социализирующую роль искусства. Развивает воображение и фанта-зию. Ребенок научается импровизации.
8 раздел. (7,5 часа) Работа над составлением сценария литературного праздника. Показ литературного праздника; спектакля.
Выбор произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Раскрывающиеся через основной конфликт. Распределение ролей.
Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен.
Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
Итоговое занятие (0,5ч) Что получилось, что не получилось»
Ведущая деятельность: подготовка литературных праздников (классных и школьных) в течение учебного года; инсценирование.
6 класс (17 часов)
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
Знакомство с программой студии, правилами поведения, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Репка на новый лад».
2 раздел. (2 часа) История театра. Театр как вид искусства.
Страницы истории театра: театр Древнего Востока. Страницы истории театра: театр Древней Греции.
Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.
Виды театральных жанров.
Презентация «История театра»
Презентация «Виды и жанры театра»
Нарисуй фантазийный театр. Нарисуй театр эмоции.
3 раздел. (2 часа) Актёрская грамота и сценическое искусство.
Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения.
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.
Игры и упражнения на формирования навыка пантомимы:
Тренинги на внимание
Развитие фантазии и воображения
Этюды
Игры импровизации
4 раздел. Художественное чтение. (1 ч)
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе. Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью.)
Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).
Самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на мате-риале русской прозы и поэзии).Читаем текст, расставляем логические, авторские и синтаксические паузы Читаем текст вслух вкладывая свой подтекст, который может совсем не соответствовать читаемому тексту, но понятен слушателю.
5 раздел. (1 час) Сценическое движение.
Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасно-сти.
Продолжение работы над разминкой плечевого пояса.
Позиции рук, позиции ног. Виды поклонов. Походка
Элементы разных по стилю танцевальных форм. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
6 раздел Сценическое искусство (1 ч.)
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание.
Значение пантомимы в актерской деятельности.
Игры и упражнения на формирования навыка пантомимы:
«Собери по частям(велосипед, грибы и.т.п.)», «Разговор 2х человек на разных берегах реки», «Угадай кто у меня в руках», «Красим забор», «игра в крокодила»
Развитие навыка импровизации.
Игры , упражнения и этюды. «Театральные режиссеры», «Почему?»
Игры импровизации « В зале игровых автоматов», «В троллейбусе», «В магазине», и т.д.
Экспромт театр.
7 раздел. (8,5 часа) Работа над составлением сценария литературного праздника. Показ литературного праздника; спектакля.
Распределение ролей. Читка по ролям. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен
Репетиция по эпизодам. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли.
Репетиции отдельных картин в разных составах.
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов кос-тюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля.
Итоговое занятие (0,5ч) Что получилось, что не получилось»
Теория: подведение итогов
Практическая работа Викторина по разделам программы обучения за год.
Ведущая деятельность: подготовка литературных праздников (классных и школьных) в течение учебного года; инсценирование.
7 класс (17 часов)
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста. Инструкция по технике безопасности.
2 раздел. (2 часа) История театра. Театр как вид искусства.
Актер средневекового театра. Актер средневекового театра. Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).
Знакомство с искусством средневековой Европы по презентации, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр».
Судьба школьного театра в России. Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского
3 раздел. (2 часа) Актёрская грамота и сценическое искусство.
Средства актёрского искусства. Знакомство с логикой межличностного общения. Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Тренировка слухового, зрительного внимания. Упражнения и игры на развитие внимания. Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах»:
Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля.
Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей.
Развитие навыка действия в пантомиме. Этюды
Творим, фантазируем, действуем:
Экспромт театр.
4 раздел. Художественное чтение. (2 ч)
Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом Чтение стихов Е.Евтушенко, А.Вознесенского Маяковского. Их разбор. Чтение стихов разными исполнителями. Чтение прозы.
Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр од-ного актера».
Составляем композицию.
5 раздел. (1 час) Сценическое движение.
Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Универсальная разминка, разучивание основных движений под музыку. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног.
Контрастная музыка. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений.
6 раздел Экспромт театр (1 ч.)
Импровизация высший пилотаж.
Импровизируем по отрывкам, прочитанным из литературных произведений.
7 раздел Работа над пьесой. (1 час)
Выбор пьесы или инсценировки и Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Определение жанра спектакля. Общий разговор о замысле спектак-ля.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их учащимися работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.
8 раздел. (6,5 часа) Работа над составлением сценария литературного праздника. Показ литературного праздника; спектакля.
Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления спектакля.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
Назначение помощника режиссера
Итоговое занятие (0,5ч) «Что получилось, что не получилось»
Подведение итогов
Ведущая деятельность: подготовка литературных праздников (классных и школьных) в течение учебного года; инсценирование.
8 класс (17 часов)
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
Постановка задач на пред-стоящий год. Игры на сплочение коллектива.
2 раздел. ( час) Актёрская грамота, сценическое искусство
Этюды, как подготовка актера к работе над спектаклем, образом. Отношение к событию. Упражнения на взаимодействие с партне-ром. Перемена отношения к партнеру. Оправдание своих поступков.
3 раздел. ( часа) Работа над пьесой.
Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы, Идеи автора. Определение жанра. Распределение ро-лей.
4 раздел. ( час ) Репетиционный период над пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор»
Постановка отрывка из пьесы Н.Гоголя «Ревизор». Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем на-выки художника, реквизитора, костюмера. Работа над особенностями характера персонажей. Выстраивание диалогов, работа над мо-нологами героев.
5 раздел. ( 2 часа ) Выступление с пьесой «Ревизор»
Выступление.
6 раздел. (0, 5 часа) Итоговое занятие
«Что получилось, что не получилось». Подведение итогов
Ведущая деятельность: подготовка литературных праздников (классных и школьных) в течение учебного года; инсценирование.
9 класс (17 часов)
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Ваши предложения по работе в предстоящем году.
2 раздел. ( час) Актёрское мастерство
Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых об-стоятельствах», развитие артистической смелости. Приёмы запоминания текста роли в постановке.
3 раздел. ( часа) Работа над пьесой
Чтение пьесы. Работа с пьесой, инсценировкой. Определение глав-ной темы. Идеи автора. Определение жанра. Распределение ролей. Чтение по ролям.
4 раздел. ( час) Репетиционный период
Репетиции отрывка из пьесы А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся».
Постановка отрывка из пьесы А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся». Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера, звукорежиссера. Работа над особенностями характера персонажей. Выстраивание диалогов, работа над монологами героев.
5 раздел. ( 2 часа ) Выступление с пьесой А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся».
Выступление.
Ведущая деятельность: подготовка литературных праздников (классных и школьных) в течение учебного года; инсценирование.
Занятия техникой и культурой речи проводятся на каждом занятии независимо от темы занятия.
Тематическое планирование
5 класс 17 часов
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата план | Дата факт | Виды/ формы контроля |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с планом работы. Знакомство с ведущими театрами России (презентация) 0,5 ч | Игра «Снежный ком». В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». 0,5 ч | | | |
2 | История театра. Театр как вид искусства. | 1 | Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Виды и жанры театрального ис-кусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Народные истоки театрального искусства. Знакомство с театральными профессиями. Актер – «главное чудо театра». 0,5 ч. | Творческие игры. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». 0,5 ч | | | |
3 4 | Актёрская грамота и сценическое искусство | 2 | Словесные инструкция, практические Групповые, в парах 0, 5 ч | Артикуляционная гимнастик., упражнения на дыхание Упражнения и игры на внима-ние: «Поймать хлопок», «Неви-димая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало», «Шпион», «На одну букву», «Фотографы», «Слушаем тишину». Упражнения и игры на вообра- жение и фантазию «Соченим сказку», «Оживи предмет», «Пре-вращение палочки», «Работа с воображаемыми предметами» на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один» Упражнения на расслабление и напряжение Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. 1,5 ч | | | |
5 6 | Художественное чтение | 1,5 | Законы художественного чтения: Фраза простая и сложная. Глав-ные ударные слова в произведении. Логические паузы, синтак-сические паузы. Литературное произношение. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. 0,5 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фо-нарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Упражнения на развитие арти-куляционного аппарат: «улыбочка», «Хоботок», «Лошадка», «Вкусное варенье». Разучиваем скороговорки и чистоговорки. Чтение вслух и по ролям. 1 ч | | | |
7 | Сценическое движение | 1 | Школы и методики движенческой подготовки актера 0,5 ч | Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Со-бачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Разучивание элементарных танцевальных движений 0,5 ч | | | |
8 9 | Работа над пьесой инсценировкой | 1,5 | Словесные Выбор пьесы, рассказа для инс-ценировки. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в раз-витии действия. Определение главной темы пьесы и идеи авто-ра, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля. 0,5 ч | Практические. В парах Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Чтение и обсуждение пьесы (инсценировки), ее темы, идеи. Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание ре-чевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную со-гласованность действий, отработка логического ударения. 1 ч | | | |
10 | Сценическое искусство | 1 | Словесные, практиче-ские. Групповые, в парах 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Мимика, жест, пантомима. Бе-седа – диалог «Что такое панто-мима, ее роль в сценическом ис-кусстве» Упражнения и игры. «Плачущий ребенок», « Что это?», «Где мы были не расскажем, но что видели, покажем», « Ты на том, а я на другом берегу», «За стеклом» 1 ч | | | |
11 | Экспромт театр. | 1 | Словесный, практический Групповая, в парах, индивиду-альная 0 ч. | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Экспромт спектакль на рас-сказ «Щи», « В гостях у инопла-нетянина» «Музыкальный дракон» 1 ч. | | | |
12 | Репетиция инсценировки Драгунского | 3,5 ч | Словесный, наглядный, практический. Групповая, в парах, инди-видуальная 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Чтение по ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С от-работкой диалогов. Выразитель-ность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка мо-нологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдель-ных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция. Гене-ральная репетиция. 3,5 ч | | | |
13 | Инсценировка отрывка из сказки «Золушка» | 4 | Словесный, практический. Групповая, в парах, индивиду-альная 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Выбор сказки. Чтение сказки. . Определение главной темы и идеи автора. Распределение ролей. Чтение по ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление вы-строенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С от-работкой диалогов. Выразитель-ность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка мо-нологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдель-ных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. 4 ч. | | | |
15 | Итоговое занятие | 0,5 | Словесные Групповая. 0, 5 ч | Подведение итогов, достижений 0 ч. | | | |
Итого | | 3, 5 ч | 13, 5 ч | | | |
6 класс 17 часов
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата план | Дата факт | Виды/ формы контроля |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с планом работы. 0,5 ч | Анкета «Ваши предложения по работе на уроках «Театр и мы» Инструктаж по технике безопас-ности 0,5 ч | | | анкетирование |
2 3 | История театра. Театр как вид искусства. | 2 | Словесные «Беседа-диалог», Наглядный Презентации, практический Групповая, индивиду-альная. Страницы истории театра: театр Древнего Востока. Страницы истории театра: театр Древней Греции. Развитие представлений о видах театрального искусства: музы-кальный театр. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное. Презентация «История театра» Презентация «Виды и жанры театра» Нарисуй фантазийный театр. Нарисуй театр эмоций. 1 ч | Просмотр телеспектакля музыкального театра. Про-слушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось». Нарисуй фантазийный театр. Нарисуй театр эмоций. 1 ч | | | рисунки |
4 5 | Актёрская грамота и сценическое искусство | 2 | Словесные инструкция, практические Групповые, в парах 0,5 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Упражнение «Нарисую у тебя на стене», Нарисуй цирковую афи-шу, упражнения с воображаемыми предметами. Упражнение на навык взаимо-действия и сотрудничества: «Цепочка». «Держи меня соломинка..» Упражнения на коллективную согласованность действий (одно-временно, друг за другом, вовре-мя). «След в след», «Эстафета», Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги на внимание: «Создаем оркестр», «Договорись глазами», «Что не так». Выполнение этюдов, упражне-ний- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …» Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сю-жетные стихи, картины – оди-ночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органичного воплощения каждого элемента логики действия 1,5 ч | | | |
6 | Художественное чтение. Подготовка конкурса чтецов | 1 | Словесные, практиче-ские Групповая, в парах 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание Чтение произведения вслух Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фо-нарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Упражнение «Строим правильно фразу из предложенных слов». Текст и подтекст литературного произведения. Самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии) Читаем текст. Расставляем логические, авторские и синтак-сические паузы. Читаем текст, вкладывая свой подтекст. 1 ч | | | Выразительное чтение стихотворений |
7 | Сценическое движение | 1 | Словесные, практические Групповые, в парах 0 ч | Работа с равновесием, работа с предметами. Продолжение работы над разминкой плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Виды поклонов. Походка. Позиции рук, позиции ног 1 ч. | | | Развгрывание пантомимических миниатюр |
8 | Сценическое искусство | 1 | Словесные, практические. Групповые, в парах Значение пантомимы в актерской деятельности. 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Игры и упражнения на формирования навыка пантомимы: «Собери по частям (велосипед, грибы и т.п.)», «Разговор 2х человек на разных берегах реки», «Угадай кто у меня в руках», «Красим забор», «игра в крокодила» Развитие навыка импровизации. Игры , упражнения и этюды. «Театральные режиссеры», «Почему?» Игры импровизации « В зале игровых автоматов», «В троллейбусе», «В магазине», и.т.д. Экспромт театр. | | | импровизации |
9 10 11 | Работа над пьесой инсценировкой к Новому году | 3 | Словесные Выбор пьесы, рассказа для инс-ценировки. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в раз-витии действия. Определение главной темы пьесы и идеи авто-ра, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля. 0,5 ч | Практические. В парах Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Чтение и обсуждение пьесы (инсценировки), ее темы, идеи. Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание ре-чевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную со-гласованность действий, отработка логического ударения. 1,5 ч | | | |
12 13 14 | Репетиция инсценировки к праздникам | 3 ч | Словесный, наглядный, практический. Групповая, в парах, индивидуальная 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Чтение по ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С от-работкой диалогов. Выразитель-ность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка мо-нологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдель-ных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция. Гене-ральная репетиция. 3 ч | | | инценировки |
15 16 17 | Инсценировка отрывка басен Крылова | 2,5 ч | Словесный, практический. Групповая, в парах, индивидуальная 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Выбор сказки. Чтение сказки. . Определение главной темы и идеи автора. Распределение ролей. Чтение по ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление вы-строенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С от-работкой диалогов. Выразитель-ность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка мо-нологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдель-ных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. 4 ч. | | | инсценировки |
Итого | | 3 ч | 14 ч | | | |
7 класс 17 часов
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата план | Дата факт | Виды/формы контроля |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с планом работы. 0,5 ч | Анкета «Ваши предложения по работе на уроках «Театр и мы» Инструктаж по технике безопасности 0,5 ч | . | | анкетирование |
2 3 | История театра. Театр как вид искусства. | 2 | Актер средневекового театра. Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях). Знакомство с искусством средневековой Европы по презентации, по описаниям театральных представлений. Судьба школьного театра в России. Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского 1 ч | Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». 1 ч | | | импровизации |
4 5 | Актёрская грамота и сценическое искусство | 2 | Словесные инструкция, практические Групповые, в парах Средства актёрского искусства. Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Слуховое, зрительное внимание. 0,5 ч | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание Упражнения и игры на развитие внимания: «Песня», «Запрещенное движение», «Счет в разнобой», «Спецназ», «Найди, что я потерял». Упражнения на концентрацию внимания : «Гвалт», самый вни-мательный». «Читай и считай» Игры, упражнения на развитие воображение и фантазии «Метафоры», «Что было дальше по сказке «Репка», «Ассоциации», «Войдите в роль», Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах»: «Королевский прием», «В кар-тинной галерее», «В ночном лесу», «Знакомлюсь с родителями своего друга Импровизация. Упражнения и этюды и игры, «Вижу, что есть отношусь как задано» Закрепление навыка действия в пантомиме Этюды «Грузчик», «Собери по деталям», «Мокрый котенок», «Разговор 2-х глухонемых», Творим, фантазируем, действуем: Экспромт театр по поговоркам и пословицам. Экспромт театр по детским стихам Работа над одной ролью (одним отрывком) всех учащихся 1,5 ч | | | Пантомимы, импровизации |
6 7 | Художественное чтение. Подготовка конкурса чтецов | 2 | Словесные, практические Групповая, в парах Литературная композиция и монтаж. Составляем композицию. 0,5 ч | Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, силой его звучания» Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Чтение стихов Е.Евтушенко, А.Вознесенского Маяковского.. Их разбор. Чтение стихов разны-ми исполнителями. Чтение про-зы. Составляем композицию. 1,5 ч | | | Конкурс чтецов |
8 | Сценическое движение | 1 | Словесные, практические Групповые, в парах Элементы разных по стилю тан-цевальных форм. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. 0,5 ч | Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Продолжение работы над раз-минкой плечевого пояса. Универсальная разминка, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Контрастная музыка. 0,5 ч. | | | |
9 | Сценическое искусство | 1 | Словесные, практические. Групповые, в парах Значение пантомимы в актерской деятельности. 0 ч | Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Закрепляем навык бессловесного действия. Выстраиваем пластический рисунок тела (говорит только спина, только руки, только ноги,) Учимся бессловлесному общению и выражению эмоций. Упражнение на развитие мимики «Угадай, что я ел», «Угадай мое настроение», «Я болен», «Я сча-стлив» Этюды «Разговор с другом через стекло», «Подсказка на уроке химии», «Уборка», «Где я». «В зоопарке» | | | Пантомима, импровизации |
10 | Экспромт театр | 1 | Групповые, в парах 0 ч. | Артикуляционная гимнастика упражнения на дыхание. Импровизация высший пилотаж. Импровизируем по отрывкам, прочитанным из литературных произведений. 1 ч. | | | Театрализованные импровизации |
11 | Работа над пьесой | 1 | Словесные Выбор пьесы, рассказа для инс-ценировки. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в раз-витии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля. 0 ч | Практические. В парах Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Чтение и обсуждение пьесы (инсценировки), ее темы, идеи. Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную со-гласованность действий, отработка логического ударения. 1 ч | | | Выразительное чтение |
12 13 14 | Репетиционный период Инсценировки к праздникам | 3 ч | Словесный, наглядный, практический. Групповая, в парах, индивидуальная 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Чтение по ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С от-работкой диалогов. Выразительность, произносимых диалогов. Темпоритм речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдель-ных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция. Гене-ральная репетиция. 3 ч | | | инсценировки |
15 16 17 | Репетиционный период Инсценировка рассказа В.Шукшина «Чудики» | 2,5 ч | Словесный, практический. Групповая, в парах, индивиду-альная 0 ч | Артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание. Выбор сказки. Чтение сказки. . Определение главной темы и идеи автора. Распределение ролей. Чтение по ролям. Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление вы-строенных мизансцен. Репетиция по эпизодам. С от-работкой диалогов. Выразитель-ность, произносимых диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка мо-нологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Поиски музыкально-пластического решения отдель-ных эпизодов и роли. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. 4 ч. | | | Спектакль |
Итого | | 3,5 ч | 13.5 ч | | | |
8 класс 17 часов
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата план | Дата факт | Виды/формы контроля |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с планом работы. 0,5 ч | Организационные вопросы. Игры на сплочение. 0,5 ч | | | |
2 3 4 5 | Актёрская грамота, сценическое искусство | 4 | Словесный, практический. Групповая, в парах, индивидуальная. Этюды. Этюд, как подготовка актера к работе над спектаклем, об-разом Этюд –упражнение с содержанием. Завязка в этюде. Событие в этюде. Кульминация в этюде. Развязка в этюде. Этюды на пластику. Походка, жесты. Этюды на память физических действий. Массовые этюды 1 ч | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Этюды на «Разные отношения». Массовые этюды 3 ч | | | Разыгрывание этюдов |
6 7 | Работа над пьесой | 2 | Словесные инструкция, практические Групповые, в парах 1 ч | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Чтение пьесы Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основ-ной конфликт. Определение жанра спектакля. Образы и характер героев. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. 1 ч | | | Выразительное чтение эпизодов |
8 9 10 11 12 13 14 15 | Репетиционный период | 7,5 | Словесные, практические Групповая, в парах Литературная композиция и монтаж. Составляем композицию. 0,5 ч | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте, упражнения на коллек-тивную согласованность дейст-вий, отработка логического со-единения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Осваиваем сценическое пространство. Выстраи-ваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопе-реживания и сочувствия. Работа над характерами персонажей. Репетиция по эпизодам. Темпо-ритм речи и движения. Речевые особенности персона-жей. Репетиция с элементами костюма, декораций. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. 6 ч | | | Репетиции эпизодов и спектакля |
16 17 | Выступление с постановкой отрывка из пьесы Гоголя «Ревизор». | 2 | Словесные, практические Групповые, в парах 0 ч | Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. 2 ч | | | спектакль |
Итого | | 3,5 ч | 13.5 ч | | | |
9 класс 17 часов
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Дата план | Дата факт | Виды/формы контроля |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с планом работы. 0,5 ч | Организационные вопросы. Игры на сплочение. 0,5 ч | | | |
2 3 4 5 | Актёрское мастерство | 4 | Словесный, практический. Групповая, в парах, индивиду-альная. 1 ч | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Закрепление навыков актерского мастерства. «Я в предлагаемых обстоятельствах», развитие артистической смелости. Упражнения на взаимодействие с партнером. Перемена отношения к партнеру. Упражнения на «Если бы…»- «Войдите в роль». Отношение к событию (оценка факта). Оправдание своих поступков. Приёмы запоминания текста роли в. постановке 3 ч | | | Выполнение упражнений |
6 7 | Работа над пьесой А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» | 2 | Словесные инструкция, практические Групповые, в парах 1 ч | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Чтение пьесы Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основ-ной конфликт. Определение жанра спектакля. Образы и характер героев. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. 1 ч | | | Выразительное чтение эпизодов |
8 9 10 11 12 13 14 15 | Репетиционный период | 7,5 | Словесные, практические Групповая, в парах Литературная композиция и монтаж. Составляем композицию. 0,5 ч | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте, упражнения на коллек-тивную согласованность дейст-вий, отработка логического со-единения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям. Осваиваем сценическое пространство. Выстраиваем мизансцены. Овладеваем навыком взаимодействия, сопе-реживания и сочувствия. Работа над характерами персона-жей. Репетиция по эпизодам. Темпо-ритм речи и движения. Речевые особенности персона-жей. Репетиция с элементами костюма, декораций. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. 6 ч | | | Репетиции |
16 17 | Выступление с постановкой отрывка из пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» | 2 | Словесные, практические Групповые, в парах 0 ч | Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. 2 ч | | | спектакль |
Итого | | 3,5 ч | 13.5 ч | | | |
16