Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» в п. Чакино
Ржаксинского района Тамбовской области
Согласовано:
Руководитель МС _________________________ Протокол № ______ от « __»___________2023г | | «Утверждено» Директор МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» ___________/А.В.Леонов/ Приказ № _________ от « __»___________2023г |
Программа внеурочной деятельности
Увлекательная грамматика
Общеинтеллектуальное направление
9 класс
(филиал в п. Чакино)
Автор - составитель: Ерёмина Е.А.
2023 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» в 9 классе разработана на основе:
закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями); для 5-9 кл.
Учебного плана внеурочной деятельности основного общего образования (5-9 классы) МБОУ «Ржаксинская сош №1 им. Н.М.Фролова» на 2022/2023 учебный год.
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения программы «Занимательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание курса
Введение 1ч.
Язык и речь - чудо из чудес. ( Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. )
Орфоэпия 1ч.
Позвонит или позвонит?1ч. Что или што ?1ч.(Работа с нормами произношения.)
Орфография 7ч.
Необычные правила.
Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)
Ъ и Ь – смягчение иль разделение?
Хитрый звук «йот». (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Узнай меня по суффиксу!. ( Зависимость правописания суффикса от части речи.. Части речи в загадках.)
Не- или ни-?.. (Правописание не- и ни- . Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).
То же, так же иль за то? (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)
Лексическая стилистика 2 ч.
Слова-тёзки (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).
Различай и отличай. (Употребление паронимов. Их отличия. )
Судьба слова. (Лингвистические игры «Происхождение слов».)
Фразеология 1 ч . (Крылатые выражения и фразеологизмы)
Изобразительно-выразительные средства языка 1ч. (Тропы и стилистические фигуры.)
Ситаксис 3ч.
Проще простого или сложнее сложного. (.Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
Согласуй меня и помни.(Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)
Употреби меня со словом.(Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)
Подведение итогов.1ч
Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики»
№ урока | Тема | Количество часов | Дата |
план | факт |
| Введение 1ч. | | | |
| Язык и речь - чудо из чудес. | 1 | | |
| Орфоэпия | | | |
| Позвонит или позвонит? | 1 | | |
| Орфография 7ч. | | | |
| Необычные правила. | 1 | | |
| Путеводные звёзды орфографии. | 1 | | |
| Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1 | | |
| Хитрый звук «йот» | 1 | | |
| Узнай меня по суффиксу!. | 1 | | |
| Не- или ни-?.. | 1 | | |
| То же, так же иль за то? | 1 | | |
| Лексическая стилистика2 ч. | | | |
| Слова- тезки. Различай и отличай. | 1 | | |
| Судьба слова | 1 | | |
| Фразеология 1ч. | | | |
| Крылатые выражения. Фразеологизмы. | 1 | | |
| Изобразительно-выразительные средства языка 1 ч. | | | |
| Тропы. Стилистические фигуры. | 1 | | |
| Ситаксис 3ч. | | | |
| Проще простого или сложнее сложного. | 1 | | |
| Согласуй меня и помни. | 1 | | |
| Употреби меня со словом. | 1 | | |
| Подведение итогов 1ч. | | | |
| Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики» | 1 | | |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
Предметные:
- формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Слово о нас (1 ч.)
Задачи курса и план работы на учебный год. Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
I. Путь к слову (13 часов)
Тема 1. Слово о слове (1 ч.) Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова. Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях (1 ч.) Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник. Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1 ч.) Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1 ч.) Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции. Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2 ч.) Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни. Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний»
Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1 ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1 ч.) Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2 ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2 ч.) Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов. Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники». II. Путь к слову: устная речь как искусство. (7 ч.)
Тема 10. Текст (2 ч.) Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1 ч.Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинениерассуждение. Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логикокомпозиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты (2 ч.) Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой,публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1 ч.) Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры). Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1 ч.) Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка. Практическая часть: творческие задания III. От готового текста – к собственному тексту (12 ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания (2 ч.) Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления. Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Тема 16. Творческое изложение (1 ч.) Сжатое изложение текстов публицистического характера. Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1 ч.) Сбор материала к сочинению, его систематизация. Практическая часть: написание сочинения – миниатюры на предложенные темы (например: «Моё отношение к слову», или « Моя дорога в школу», или «В гостях у Ивана Грозного).
Тема 18. Сочинение-анализ поэтического текста (1 ч.) 6 Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору). Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1 ч.) Комплексный анализ прозаического текста. Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений (6 ч.) Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе. Практическая часть: письмо реальному адресату. Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника). Практическая часть: составление дневника литературного персонажа. Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва. Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение. Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни. Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»). Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях. Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?» Тема 21. Итоговое занятие «Мастерская слова» (2 ч.) Выступления учащихся – защита проектов.
IV Итоговое занятие (1ч.