Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочных занятий "Занимательная математика" 1-4 класс»
Рабочая программа
курса по внеурочной деятельности
Направление интеллектуальное
«Занимательная математика»
Смирнова Н.А.
с. Икково
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты курса «Занимательная математика»
Ученик научится:
развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности
воспитывать чувства справедливости, ответственности;
развивать самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Ученик научится
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу;
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные УУД:
Ученик научится
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений;
Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Читать и пересказывать текст;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Критично относиться к своему мнению.
1 класс Предметные результаты:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: | |
- понимать как люди учились считать; - из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приёмы устного счёта. | - находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах. | |
2 класс Предметные результаты:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов | - использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур. |
3 класс Предметные результаты:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - понимать «секреты» некоторых математических фокусов. | -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. |
4 класс Предметные результаты
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание. | - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами |
2.Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности
1 КЛАСС
Содержание раздела | Форма организации | Вид деятельности |
Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | Математические игры, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, дидактические игры и упражнения | решение занимательных задач самостоятельная работа работа в парах, в группах |
Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). | Урок логические задачи, задачи-шутки, ребусы, головоломки, тренировка памяти, внимания; | оформление математических газет знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой проектная деятельность самостоятельная работа работа в парах, в группах творческие работы |
Геометрическая мозаикаПространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. | Анализ и синтез. Сравнение. Классификация. Аналогия. Обобщение. разгадывание ребусов; | (геометрический материал), конкурсы и др. |
3.Тематическое планирование:
№ п\п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 11 |
2 | Мир занимательных задач. | 14 |
3 | Геометрическая мозаика. | 9 |
| Итого | 34 |
2 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
№ | Наименование раздела | Формы организации | Вид деятельности |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. | Групповая индивидуальная Работа в парах Самостоятельная работа | упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. |
2 | Мир занимательных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. | Урок логические задачи, задачи-шутки, ребусы, головоломки, тренировка памяти, внимания | Математические (логические ) игры, задачи, задачи-шутки, ребусы, (геометрический материал), конкурсы головоломки, проектная деятельность творческие работы |
3 | Геометрическая мозаика. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. | Урок Конкурсы прект | (геометрический материал), конкурсы |
3.Тематическое планирование:
№ п\п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 12 |
2 | Мир занимательных задач. | 14 |
3 | Геометрическая мозаика. | 8 |
| Итого | 34 |
3 класс
Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности
Содержание | Форма организации | Вид деятельности |
Арифметические забавы .Без карандаша и бумаги.Числовые головоломки. Задачи на нахождение целого и его части. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. «Сколько же?» Закономерности. Математический турнир Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». | графический диктант; разгадывание ребусов; тренировка памяти, внимания; исследовательская деятельность; дидактические игры | формируют навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений; выполняют тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. |
Логика в математике. Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. Алгоритм. Ветвление. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. Математический бой. Задачи на поиск закономерности. Задачи на внимательность и сообразительность. Задачи – шутки. Математическая смесь. Математический конкурс «Умники и умницы». Калейдоскоп идей. Задачи с лишними или недостающими данными. Математическая викторина. Задачи, решаемые без вычислений. | графический диктант; разгадывание ребусов; тренировка памяти, внимания; исследовательская деятельность; дидактические игры | развивают зрительную, слуховую, образную, смысловую память; получают информацию из разных источников; формируют основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификации, обобщения формируют умения давать несложные определения понятиям; расширяют знания по предметам; обогащают словарный запас |
Задачи с геометрическим содержанием .Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками Игра - головоломка «Пифагор». Линейные орнаменты (бордюры). Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». Игра: Сектор «Приз!» Оригами. Игра «Геометрическая мозаика». Обобщение и закрепление изученного. | графический диктант; разгадывание ребусов; тренировка памяти, внимания; исследовательская деятельность; дидактические игры | Развивают способность переключать, распределять внимание; совершенствуют работу по увеличению объёма устойчивости, концентрации внимания; оформляют результаты исследовательской деятельности в виде презентации; |
3.Тематическое планирование:
№ п\п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Арифметические забавы. | 14 |
2 | Логика в математике. | 14 |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 6 |
| Итого | 34 |
4 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
№ | Содержание | Форма организации | Вид деятельности |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. | Групповая самостоятельная упражнения, графические задания, развлечения - загадки, дидактические игры и упражнения, конкурсы и др. | Игры формируют навыки правильного и точного восприятия предметов и явлений; выполняют тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности |
2 | Мир занимательных задач. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | Математические (логические ) игры, задачи, задачи-шутки, ребусы, головоломки, | Творческая деятельность Проект Решение задач анализ |
3 | Геометрическая мозаика. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | (геометрический материал) | Решение задач Конкурсы проект |
3.Тематическое планирование:
№ п\п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Арифметические забавы. | 14 |
2 | Логика в математике. | 14 |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 6 |
| Итого | 34 |