Программа волонтерского движения «Добрые руки»
Разделы: Общепедагогические технологии
Программа волонтерского движения «Добрые руки»
Из опыта работы участников волонтерского движения
Список использованной литературы
Волонтерство – это и есть путь к самоуважению…
Актуальность:
Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».
Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть волонтерского (тимуровского) движения, возрождаемого в нашей школе - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилые люди, дети- инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Тимуровцы и волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Но не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы, и что лежит в основе волонтерского движения.
Из истории тимуровского движения:
Тиму́ровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.
Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин, Московской Области. В городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. и состояла она из 6 тимуровцев.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллиона тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.
В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами.
Сегодня традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи пожилым, инвалидам, нуждающимся и др.
Аналогом данному движению является волонтерство.
Из истории волонтерского движения
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) волонтерской деятельностью занимается всего 1% населения. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Само понятие «волонтерство» в России не очень популярно, для нас актуальнее понятия взаимопомощи, взаимовыручки.
Вывод: Таким образом, и тимуровское, и волонтерское движения направлены на бескорыстную, безвозмездную помощь всем нуждающимся в ней. В основе этих движений лежит стремление участников сделать мир добрее, счастливее, радостнее. А от этого стать духовно и нравственно богаче самому. На это и направлена программа волонтерского движения «Шаг навстречу».
Цель: Разработка программы, направленной на формирование морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Задачи:
Формирование у школьников понимания сущности добровольной помощи людям.
Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.
Популяризация трудовой деятельности детей.
Воспитание толерантности.
Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.
Принципы работы:
Принцип самостоятельности
Принцип равноправия
Принцип сотрудничества
Принцип социального партнерства
Принцип толерантности
Принцип милосердия
Направления деятельности:
Помощь пожилым и нуждающимся людям
Взаимодействие с детьми из РЦ «Исток»
Социальное проектирование
Музейная работа
Шефская работа
Деятельность ученического самоуправления
Участники реализации программы:
Историко- краеведческое объединение «Начало»
Члены краеведческого кружка «Музейное дело»
Инициативная группа «Лидер»
Волонтерский отряд «Свежий ветер»
Правительство школьной республики
Классные коллективы
Формы работы:
оказание помощи одиноким престарелым людям, ветеранам ВОВ и труда, детям-сиротам, инвалидам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
оказание помощи младшим товарищам
рейды
акции гуманитарные, трудовые, экологические
операции
конкурсы
соревнования
краеведческие исследования
занятия кружков
КТД
заседания объединений, отрядов, инициативных групп
участие в краеведческих сменах
экскурсии
круглый стол
марафоны добрых дел
Нормативно-правовая база
Положение о школьном ученическом самоуправлении
Положение о школьном музее
Устав историко- краеведческого объединения «Начало»
Кодекс чести школьника
Положение о социальной практике
Положение о прохождении учащимися летней трудовой практики
Содержание каждого из направлений работы включает в себя несколько этапов:
Организационный.
Исследовательский.
Практический.
Информационный.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Воспитание у учащихся таких нравственных понятий, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание».
Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
Организована волонтерская работа в школе.
Через личный пример привлечено общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей.
Активизация деятельности детских школьных объединений.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Члены краеведческого кружка «Музейное дело»
На базе нашего ОУ в настоящее время действует школьный музей . Основные направления работы: гражданско- патриотическое и историко- краеведческое. Их деятельность регламентируется Уставом историко- краеведческого объединения (см. приложение), Положением о школьном музее.
На базе музеев проходят встречи с гостями школы, уроки мужества, уроки добра, уроки памяти, чаепития, круглые столы.
Воспитанники объединений посещают ветеранов войны и труда, старожилов села, ведут записи воспоминаний. Так появились сборники «Эстафета памяти», «Наш край в годы войны».
В состав группы входят учащиеся старших классов. Их цель работы- социально — значимая деятельность. Работая в данном направлении, подросток развивается как личность. Значимый труд, взаимодействие детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества делает данный вид деятельности одним из приоритетных в школе. Работа старшеклассников над социальными проектами ведется в нашем ОУ с 2001 года. Ежегодно создаются и реализуются проекты самых различных направлений. Самыми яркими и значимыми проектами районного масштаба стали:
Тема, цель, результативность социального проекта | Результат |
Социальный проект «Эстафета памяти». Проект посвящен 75- летию Победы. Цель: Увековечить память земляков- участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, солдатских вдов через издание сборника воспоминаний «Эстафета памяти» | Выпущен сборник воспоминаний земляков- участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, солдатских вдов через «Эстафета памяти» |
Социальный проект «Вместе». Цель: Социализация детей с ограниченными возможностями, вовлечение детей- инвалидов в совместную деятельность. | Многолетнее сотрудничество с реабилитационным центром |
Социальный проект «Чистый берег» Цель: привлечь внимание населения к загрязненному озеру | Ежегодная крупномасштабная акция по очистке берегов рек и озер |
Социальный проект «Сделаем наш мир счастливее» Цель: Создание и распространение социальной рекламы, направленной на толерантность, милосердие, ЗОЖ, пропаганду института семьи, профилактику ДТП. | Созданные ролики транслируются в соцсетях |
Движение волонтерского отряда «Добрые руки» призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.
Данный отряд работает на базе ОУ с 2018 года. Руководитель отряда старший вожатый Викторова С.Г.. Работа ведется в тесном сотрудничестве с районным центром социализации молодежи
Мероприятия, проведенные на уровне школы: Тренинг «Равный равному», социальные игры «За ЗОЖ»
Социально- значимые акции, организованные волонтерским отрядом, на центральной площади села:
«Детство – территория, свободная от курения»
«День без табака»
Цель работы: Формирование активной гражданской позиции. Задачами деятельности данного органа являются:
Реализация творческого потенциала каждой личности;
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
Развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших.
В состав СУ входят самые активные и инициативные учащиеся школы. Именно они являются инициаторами многих добрых и полезных дел: экологические, профилактические и гуманитарные акции, субботники, Дни пожилого человека, оказание любых видов помощи пожилым людям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, участие в митингах и многое другое.
Одним из важных направлений работы ученического самоуправления является шефство над младшими школьниками. Старшеклассники оказывают помощь учащимся среднего звена, те, в свою очередь, школьникам младшего возраста. Многие мероприятия в школе проходят под девизом «Старшие -младшим».
Закон толерантных взаимоотношений – один из законов, отраженных в системе СУ
Классные коллективы
Помощь в уборке на территории школы, , посадка цветов, деревьев, поддержка нового ученика в классе – детское волонтёрство может принимать любые формы.
С 5 класса учащиеся начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь. Так этой зимой нуждающимся пожилым людям была оказана помощь по уборке снега. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи ветеранам по хозяйству. Наряду с этим ученики оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздников, организовывают встречи с ветеранами войны.
Ежегодно все классы активно участвуют в акции «Весенняя неделя добра».