СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Волонтнры "

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы " Волонтеры в школе"

Просмотр содержимого документа
«Программа " Волонтнры "»

Программа волонтерского движения «Добрые руки»

Разделы: Общепедагогические технологии

  1. Программа волонтерского движения «Добрые руки»

  2. Из опыта работы участников волонтерского движения

  3. Список использованной литературы

Волонтерство – это и есть путь к самоуважению…

Актуальность:

Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».

Основная воспитательная задача педагогического коллектива на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть волонтерского (тимуровского) движения, возрождаемого в нашей школе - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилые люди, дети- инвалиды, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.

Тимуровцы и волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Но не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы, и что лежит в основе волонтерского движения.

Из истории тимуровского движения:

Тиму́ровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин, Московской Области. В городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. и состояла она из 6 тимуровцев.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллиона тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами.

Сегодня традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи пожилым, инвалидам, нуждающимся и др.

Аналогом данному движению является волонтерство.

Из истории волонтерского движения

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) волонтерской деятельностью занимается всего 1% населения. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Само понятие «волонтерство» в России не очень популярно, для нас актуальнее понятия взаимопомощи, взаимовыручки.

Вывод: Таким образом, и тимуровское, и волонтерское движения направлены на бескорыстную, безвозмездную помощь всем нуждающимся в ней. В основе этих движений лежит стремление участников сделать мир добрее, счастливее, радостнее. А от этого стать духовно и нравственно богаче самому. На это и направлена программа волонтерского движения «Шаг навстречу».

Цель: Разработка программы, направленной на формирование морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в волонтерскую деятельность.

Задачи:

  1. Формирование у школьников понимания сущности добровольной помощи людям.

  2. Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.

  3. Популяризация трудовой деятельности детей.

  4. Воспитание толерантности.

  5. Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Принципы работы:

  • Принцип самостоятельности

  • Принцип равноправия

  • Принцип сотрудничества

  • Принцип социального партнерства

  • Принцип толерантности

  • Принцип милосердия

Направления деятельности:

  • Помощь пожилым и нуждающимся людям

  • Взаимодействие с детьми из РЦ «Исток»

  • Социальное проектирование

  • Музейная работа

  • Шефская работа

  • Деятельность ученического самоуправления

Участники реализации программы:

  • Историко- краеведческое объединение «Начало»

  • Члены краеведческого кружка «Музейное дело»

  • Инициативная группа «Лидер»

  • Волонтерский отряд «Свежий ветер»

  • Правительство школьной республики

  • Классные коллективы

Формы работы:

  • оказание помощи одиноким престарелым людям, ветеранам ВОВ и труда, детям-сиротам, инвалидам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

  • оказание помощи младшим товарищам

  • рейды

  • акции гуманитарные, трудовые, экологические

  • операции

  • конкурсы

  • соревнования

  • краеведческие исследования

  • занятия кружков

  • КТД

  • заседания объединений, отрядов, инициативных групп

  • участие в краеведческих сменах

  • экскурсии

  • круглый стол

  • марафоны добрых дел

Нормативно-правовая база

  • Положение о школьном ученическом самоуправлении

  • Положение о школьном музее

  • Устав историко- краеведческого объединения «Начало»

  • Кодекс чести школьника

  • Положение о социальной практике

  • Положение о прохождении учащимися летней трудовой практики

Содержание каждого из направлений работы включает в себя несколько этапов:

  1. Организационный.

  2. Исследовательский.

  3. Практический.

  4. Информационный.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Воспитание у учащихся таких нравственных понятий, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание».

  2. Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.

  3. Организована волонтерская работа в школе.

  4. Через личный пример привлечено общественное внимание к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей.

  5. Активизация деятельности детских школьных объединений.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  • Историко-краеведческое объединение «Начало»

Члены краеведческого кружка «Музейное дело»

На базе нашего ОУ в настоящее время действует школьный музей . Основные направления работы: гражданско- патриотическое и историко- краеведческое. Их деятельность регламентируется Уставом историко- краеведческого объединения (см. приложение), Положением о школьном музее.

На базе музеев проходят встречи с гостями школы, уроки мужества, уроки добра, уроки памяти, чаепития, круглые столы.

Воспитанники объединений посещают ветеранов войны и труда, старожилов села, ведут записи воспоминаний. Так появились сборники «Эстафета памяти», «Наш край в годы войны».

  • Инициативная группа «Совет старшеклассников»

В состав группы входят учащиеся старших классов. Их цель работы- социально — значимая деятельность. Работая в данном направлении, подросток развивается как личность. Значимый труд, взаимодействие детей и взрослых на основе сотрудничества, сотворчества делает данный вид деятельности одним из приоритетных в школе. Работа старшеклассников над социальными проектами ведется в нашем ОУ с 2001 года. Ежегодно создаются и реализуются проекты самых различных направлений. Самыми яркими и значимыми проектами районного масштаба стали:

Тема, цель, результативность социального проекта

Результат

Социальный проект «Эстафета памяти». Проект посвящен 75- летию Победы. Цель: Увековечить память земляков- участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, солдатских вдов через издание сборника воспоминаний «Эстафета памяти»

Выпущен сборник воспоминаний земляков- участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, солдатских вдов через «Эстафета памяти»

Социальный проект «Вместе».

Цель: Социализация детей с ограниченными возможностями, вовлечение детей- инвалидов в совместную деятельность.

Многолетнее сотрудничество с реабилитационным центром

Социальный проект «Чистый берег»

Цель: привлечь внимание населения к загрязненному озеру

Ежегодная крупномасштабная акция по очистке берегов рек и озер

Социальный проект «Сделаем наш мир счастливее»

Цель: Создание и распространение социальной рекламы, направленной на толерантность, милосердие, ЗОЖ, пропаганду института семьи, профилактику ДТП.

Созданные ролики транслируются в соцсетях

  • Волонтерский отряд «Добрые руки»

Движение волонтерского отряда «Добрые руки» призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.

Данный отряд работает на базе ОУ с 2018 года. Руководитель отряда старший вожатый Викторова С.Г.. Работа ведется в тесном сотрудничестве с районным центром социализации молодежи

Мероприятия, проведенные на уровне школы: Тренинг «Равный равному», социальные игры «За ЗОЖ»

Социально- значимые акции, организованные волонтерским отрядом, на центральной площади села:

  • «Детство – территория, свободная от курения»

  • «День без табака»

  • Ученическое самоуправление

Цель работы: Формирование активной гражданской позиции. Задачами деятельности данного органа являются:

  • Реализация творческого потенциала каждой личности;

  • Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;

  • Развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших.

В состав СУ входят самые активные и инициативные учащиеся школы. Именно они являются инициаторами многих добрых и полезных дел: экологические, профилактические и гуманитарные акции, субботники, Дни пожилого человека, оказание любых видов помощи пожилым людям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, участие в митингах и многое другое.

Одним из важных направлений работы ученического самоуправления является шефство над младшими школьниками. Старшеклассники оказывают помощь учащимся среднего звена, те, в свою очередь, школьникам младшего возраста. Многие мероприятия в школе проходят под девизом «Старшие -младшим».

Закон толерантных взаимоотношений – один из законов, отраженных в системе СУ

Классные коллективы

Помощь в уборке на территории школы, , посадка цветов, деревьев, поддержка нового ученика в классе – детское волонтёрство может принимать любые формы.

С 5 класса учащиеся начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь. Так этой зимой нуждающимся пожилым людям была оказана помощь по уборке снега. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи ветеранам по хозяйству. Наряду с этим ученики оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздников, организовывают встречи с ветеранами войны.

Ежегодно все классы активно участвуют в акции «Весенняя неделя добра».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!