СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Горловки "Школа № 49"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ школы на 2022-2023 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Горловки "Школа № 49"»



РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета школы

Протокол №______ от «___»________2022 г

УТВЕРЖДЕНО:

директор школы ___________ Е.В. Петрова

Приказ №______ от «___»________2022 г.







ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Горловки «Школа № 49»

на 2022-2023 учебный год





























Горловка, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитания МБОУ г.Горловки «Школа № 49» является обязательной частью основных образовательных программ.

Приоритетными направлениями в организации воспитательной работы являются:

  • всестороннее развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

  • формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к памяти защитников Донецкой Народной Республики и подвигам Героев Донецкой Народной Республики, закону и правопорядку, старшему поколению, человеку труда;

  • противодействие фальсификации истории и героизации фашистских преступников в системе общего образования;

  • увековечивание подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в системе воспитательной работы;

  • увековечение памяти об участниках боевых действий в составе вооружённых формирований Донецкой Народной Республики и героях специальной военной операции Российской Федерации по демилитаризации и денацификации Украины в системе общего образования;

  • формирование у детей и подростков взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде;

  • пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся;

  • профилактика экстремистской и террористической деятельности в образовательной среде;

  • предупреждение безнадзорности, правонарушений и суицидального поведения среди несовершеннолетних;

  • работа с одарёнными обучающимися и др.

Нормативно-правовой основой программы являются:

Законы Донецкой Народной Республики

1. Конституция Донецкой Народной Республики: принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 года № 1-1 [в редакции от 06 марта 2020 года].

2. Об образовании: Закон Донецкой Народной Республики № 55-IHC : принят Народным Советом 19 июня 2015 года: [в редакции от 28 декабря 2021 года].

3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Закон Донецкой Народной Республики № 79-IHC: принят Народным Советом 02 октября 2015 года [в редакции от 12 сентября 2020 года].

4. О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Донецкой Народной Республики № 36-IНС: принят Народным Советом 30 апреля 2015 года: [в редакции от 16 марта 2020 года].

5. О противодействии терроризму: Закон Донецкой Народной Республики № 46-IHC : принят Народным Советом 15 мая 2015 года: [в редакции от 02 декабря 2020 года].

6. О противодействии экстремистской деятельности: Закон Донецкой Народной Республики № 51-IHC: принят Народным Советом 29 мая 2015 года : [в редакции от 12 марта 2020 года].

Нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики

7. Об утверждении Плана противодействия идеологии терроризма в молодёжной среде Донецкой Народной Республики: распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 24 декабря 2021 года № 518.

8. О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» Донецкой Народной Республики: указ Главы Донецкой Народной Республики от 16 сентября 2016 года № 304.

Нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики

9. Порядок учёта детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории муниципального образования, за которым закреплена муниципальная общеобразовательная организация: утверждён Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 15 июня 2017 года № 7-14.

Нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики

10. Об утверждении нормативов и порядка организации и проведения Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики»: утверждено Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 18 октября 2019 года № 31-1.

11. Республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 годы: принята постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2020 года № 22-3.

Приказы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

12. Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 года № 21- НП

13. Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 года № 22- НП:

14. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 года № 121- НП [в редакции приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 года № 80-НП].

15. Примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: утверждены приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15,07 2022 года № 571, 18.07.22 №586, от 13 .08.21 682.

16. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи: утверждена приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22 июня 2015 года № 94 и приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 года № 322.

17. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики: утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.

18. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики: утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 года № 815.

19. Концепция развития дополнительного образования детей: утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 года № 310.

20. Концепция исторического развития Донбасса: утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 апреля 2018 года № 317.

21. Типовое положение об общеобразовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики: приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 марта 2015 года № 86.

22. Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учёта обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении: приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 декабря 2015 года № 905.

23. Порядок организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей с круглосуточным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха и площадок досуга детей в период 4 каникул: утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2016 года № 378.

24. Порядок проведения республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций: утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2016 года № 379.

25. План мероприятий по реализации Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики: утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 08 декабря 2017 года № 1339.

26. Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и населения на период до 2025 года: утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2018 года № 45.

27. Временные методические рекомендации по организации работы групп продлённого дня в общеобразовательной организации: утверждены приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2016 года № 841.

28. Об утверждении Методических рекомендаций по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2021 года № 709.

Письма Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

29. О методических рекомендациях: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24 августа 2021 года № 3741/18.1-27.

30. Об осуществлении функций классного руководителя: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 01 сентября 2020 года № 2908/18.1-27.

31. О рекомендациях по организации деятельности ученического самоуправления: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 10 сентября 2020 года № 3039/18.1-27.

32. Список памятных дат для проведения факультативов, классных часов и других мероприятий с обучающимися образовательных организаций Донецкой Народной Республики: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 июня 2021 года № 18.1-21/7258.

33. Методические рекомендации по организации деятельности пришкольных лагерей и площадок досуга детей: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28 мая 2021 года № 2406/18.1-27.

34. О методических рекомендациях по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22 марта 2021 года № 1255/18.1-27.

35. Информационно-методические материалы для специалистов психологической службы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 апреля 2017 года № 1421/21-21.

36. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций, педагогов-воспитателей для детей сирот и детей, лишённых родительской опеки, педагогов дополнительного образования детей по организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях Донецкой Народной Республики: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14 марта 2017 года № 1094.

37. Информационно-методические материалы для специалистов психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14 марта 2017 года № 1094.

В центре Рабочей программы воспитания МБОУ г.Горловки «Школа №49» в соответствии с ГОС НОО, ГОС ООО, ГОС СОО находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России, Донецкой Народной Республики и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, в обществе Донецкой Народной Республики. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных в ГОС НОО, ГОС ООО, ГОС СОО: формирование основ российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.

Рабочая программа воспитания образовательной организаций включает в себя четыре основных раздела:

1 Раздел «Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности в сфере воспитания, оригинальные воспитательные находки образовательной организации, а также важные для образовательной организации принципы и традиции воспитания.

2 Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые образовательной организации предстоит решать для достижения цели.

3 Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором образовательная организация показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных целей и задач воспитания.

Модули в Рабочей программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы образовательной организации. Деятельность педагогических работников образовательной организации в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

4 Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в образовательной организации осуществляется самоанализ проводимой в ней воспитательной работы.

К Рабочей программе воспитания прилагается календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.



1 РАЗДЕЛ «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Процесс воспитания в МБОУ г.Горловки «Школа № 49» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

-неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;

-ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;

-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в МБОУ г.Горловки «Школа № 49» можно выделить следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников. Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов.

В школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора).

В проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность.

Педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2 РАЗДЕЛ «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Донецкой Народной Республики, России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации и народа Донецкой Народной Республики.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в МБОУ г.Горловки «Школа № 49» – личностное развитие обучающихся, проявляющееся в:

  • усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т. е. в усвоении ими социально значимых знаний);

  • развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т. е. в развитии их социально значимых отношений);

  • приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т. е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнѐрские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.

  1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своём новом социальном статусе обучающегося, т. е. научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в образовательной организации педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Их знание станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

 знать и любить свою Родину – родной дом, двор, улицу, город, село, страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и по возможности о бездомных животных в своём дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то не похожим на других; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своѐ мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимися младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для этого возраста, поскольку облегчает вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся им систему общественных отношений.

  1. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и прежде всего ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

 к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;

 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнёрам, с которыми необходимо выстраивать взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, поступки, повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного общего образования связано с особенностями подросткового возраста: со стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.

3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в образовательной организации. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества:

 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, деятельного выражения собственной гражданской позиции;

 опыт природоохранных дел;

опыт разрешения возникающих конфликтных образовательной организации, дома или на улице;

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, проектной деятельности;

 опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, создания собственных произведений культуры, творческого самовыражения;

 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтѐрский опыт;

 опыт самопознания и самоанализа, социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих людей.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

  • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

  • использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;

  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

  • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

  • организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

  • организовывать профориентационную работу с обучающимися;

  • организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

  • развивать предметно-эстетическую среду образовательной организации и реализовывать её воспитательные возможности;

  • организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.



3 РАЗДЕЛ «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках ряда направлений воспитательной работы МБОУ г.Горловки «Школа №49». Каждое из них представлено в соответствующем модуле.



Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включённость в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в образовательной организации. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся.

Для этого в МБОУ г.Горловки «Школа № 49» используются следующие формы работы :

Внеобразовательной организации:

■ социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего образовательную организацию социума;

■ проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;

■ участие во всероссийских и республиканских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

На уровне образовательной организации:

■ общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы образовательной организации;

■ торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в образовательной организации и развивающие школьную идентичность обучающихся;

■ капустники – театрализованные выступления педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в образовательной организации атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ образовательной организации;

■ церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни образовательной организации, защиту чести образовательной организации в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие образовательной организации. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

■ выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

■ участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;

■ проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов.

На уровне обучающихся:

■ вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела образовательной организации в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п.);

■ индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

■ наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;

■ при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями (законными представителями) обучающихся.

Работа с классным коллективом:

 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

 организация интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

 проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

 выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих им освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях, играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;

 поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, выбор профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

 индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

 коррекция поведения обучающегося через частные беседы с его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в проводимые педагогом тренинги общения; предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями-предметниками в классе:

 регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями- предметниками и обучающимися;

 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

 привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

 привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:

 регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом;

помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и учителями-предметниками;

 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении школы и решении вопросов воспитания и обучения обучающихся;

 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательной организации.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

 вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;

 поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

 поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися её видов.

Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

 установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;

 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование еѐ обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по этому поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимися примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в образовательной организации помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся в начальной и основной школе не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-организатора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в образовательной организации осуществляется следующим образом.

На уровне образовательной организации:

■ через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т. п.);

На уровне классов:

■ через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

■ через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.

На индивидуальном уровне:

■ через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

■ через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п.

Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе МБОУ г.Горловки «Школа № 49» детское общественное объединение РОСТок – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям, помощь в благоустройстве территории МБОУ г.Горловки «Школа № 49» (работа в школьном саду, благоустройство клумб) и др.;

- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых объединением дел);

- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участие обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.

Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.

Задачи совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющую такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

■ циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

■ профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

■ экскурсии, в том числе вируальные, на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

■ посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования;

■ совместное с педагогическими работниками изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

■ участие в работе всероссийских и республиканских профориентационных проектов, созданных в Интернете: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;

■ индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

■ освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в основную образовательную программу образовательной организации, или в рамках дополнительных общеобразовательных программ.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающегося МБОУ г.Горловки «Школа № 49» предметно-эстетическая среда обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся образовательной организации. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой образовательной организации, как:

■ оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т. п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;

■ размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т. п.);

■ озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;

■ благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися;

■ событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);

■ совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т. п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни МБОУ г.Горловки «Школа № 49» знаковых событий;

■ регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);

■ акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

Модуль «Профилактика и безопасность»

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:

• организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

• проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

• проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);

• разработку и реализацию индивидуальных профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;

• вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);

• организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;

• профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению – познания, испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности;

• предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);

• профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

Модуль «Работа с родителями (законными представителями)»

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся МБОУ г.Горловки «Школа № 49» осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.

На групповом уровне:

■ общешкольный родительский комитет МБОУ г.Горловка «Школа № 49» образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;

■ родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

■ родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса в МБОУ г.Горловки «Школа № 49»;

■ общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

■ семейный всеобуч, на котором родители (законные представители) могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;

■ виртуальные консультации педагогов-психологов и других педагогических работников.

На индивидуальном уровне:

■ работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения острых конфликтных ситуаций;

■ участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;

■ помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

■ индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающегося труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Воспитательные возможности этого направления в МБОУ г.Горловки «Школа № 49» реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

- пешие и виртуальные прогулки или экскурсии организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: фотографов, разведчиков, гидов, корреспондентов, оформителей);

- литературные, исторические экскурсии, организуемые педагогическими работниками в рамках образовательной деятельности.



4 РАЗДЕЛ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Самоанализ организуемой в МБОУ г.Горловки «Школа № 49» воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным активом и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в МБОУ г.Горловки «Школа № 49» совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:

- проводимых общешкольных ключевых дел;

- совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- организуемой в школе внеурочной деятельности;

- реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- существующего в школе ученического самоуправления;

- функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- проводимых в школе экскурсий, походов;

- профориентационной работы школы;

- работы школьных медиа;

- организации предметно-эстетической среды школы;

- взаимодействия школы и семей школьников.



Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!