Программа
«Выявление и развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих
способностей на занятиях русским языком и литературой и во внеурочной деятельности»
Разработчик программы: Осипова Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
2019
Пояснительная записка
Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей на занятиях русским языком и литературой и во внеурочной деятельности» является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий обучающихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста не только одарённых детей, но и ребят, не имеющих значительных успехов в обучении. Образование должно быть благоприятным и доступным для всех обучающихся.
Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся, реализация их способностей и возможностей в процессе урочной и внеурочной деятельности, обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление и изучение литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- участие в различных урочных и внеурочных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах по русскому языку и литературе, позволяющих обучающимся проявить свои способности.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление совместной деятельности со сверстниками, учителем через самостоятельную работу.
Планируемые результаты
Повышение мотивации учащихся среднего и старшего уровня образования к изучению предмета, к творческой деятельности.
Рост успеваемости и качества знаний по предмету.
Увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях по русскому языку и литературе;
Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по русскому языку и литературе.
Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
Содержание программы
1. Выбор диагностических методик и проведение анкетирования по выявлению способностей.
2. Организация работы на основе полученных результатов, создание групп по способностям.
3. Мониторинг полученных результатов, их коррекция.
Этапы реализации программы
Этапы программы | Формы деятельности | Сроки исполнения |
Подготовительный | Анализ результатов мониторинга личностного развития обучающихся (беседа с учителями-предметниками, классным руководителем, изучение Портфолио достижений обучающихся) | Сентябрь-октябрь |
Разработка рабочей программы по предмету, выбор тем для проектной деятельности обучающихся, направлений ученических исследований | Август |
Разработка диагностических материалов для определения метапредметных результатов обучения (стартовый контроль). Выбор диагностического инструментария для мониторинга | август |
Диагностический | Проведение диагностик. Наблюдение взаимодействия обучающихся в группах. Выявление высоких стартовых возможностей | Октябрь-декабрь |
Развивающий | Проектирование уроков с учетом возможности создания среды, способствующей вовлечению обучающихся в творческую деятельность посредством использования современных педагогических технологий | |
Проведение учебных курсов, курсов внеурочной деятельности. |
Организация проектной работы обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности |
Своевременное информирование о творческих конкурсах различного уровня, создание условий для активного и результативного участия в них |
Организация и проведение коллективных творческих мероприятий (выставок, конкурсов, участие в предметной неделе) |
Проведение индивидуальных консультаций |
Стимулирование творческой деятельности через публичную презентацию достижений |
Организация и проведение профориентационных встреч |
Аналитический | Проведение диагностических мероприятий и анализ их результатов (промежуточная аттестация по предмету, диагностики) | Апрель-май |
Подведение итогов участия в конкурсах и анализ результативности |
Оценка достигнутых результатов |
Определение стратегии на следующий учебный год |
Программа повторяется в последующие учебные годы с учетом смены видов деятельности обучающихся, характеристик творческой самореализации и достигнутых результатов деятельности |
Ожидаемые результаты.
1. Повышение качества образования;
2. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
3. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
4. Творческая самореализация;
5. Развитие умений применения полученных знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.
Критерии оценки результатов
количество участников и результативность творческих конкурсов и олимпиад по предмету;
результаты диагностики творческого потенциала;
уровень освоения образовательной программы по предмету по результатам мониторинга;
наличие выпускников, ориентированных на выбор профессии, связанной с филологией.
Формы работы с одаренными и способными детьми
Олимпиады по русскому языку и литературе;
Творческие выставки;
Групповые занятия с сильными обучающимися;
Проектная деятельность;
Предметный кружок;
Творческие мастерские;
Конкурсы различного уровня;
внеурочная деятельность;
Диагностики
Диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича).
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей/ автор Лосева А.А
Методика изучения учебной мотивации Н .Г. Л у с к а н о в о й (5 – 9кл)
Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой (10 -11 кл.)