Тревожных детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с гиперактивными или агрессивными детьми, которые всегда на виду. Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. У них может присутствовать постоянное беспокойство, возникать ситуации, в которых они просто не имеют возможности сконцентрироваться на чём-либо. Они боятся приступать к новым видам деятельности, сталкиваться с трудностями, причём боятся не самого события, а его предчувствия. Напряжённый взгляд, робость. Тревожные дети не могут долго работать, быстро устают и во время выполнения заданий напряжены и скованны. Смущение, неуверенность в собственных силах, ждут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. На перемене тревожный ребёнок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, но не вступать с ними в тесные контакты.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы. Во время проявления тревоги они часто ощущают слабость в ногах, сухость во рту, учащённое сердцебиение, боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы. Не обладают хорошим сном, почти нет аппетита, холодные, влажные руки, мышечное напряжение.
Тревожные дети не могут сосредоточиться, выделить в работе основную задачу, пытаясь контролировать одновременно все элементы задания.
Если тревожному ребёнку указать на ошибку, он может потерять ориентацию, не понимая, как нужно себя вести.
Выполняя задание, тревожные дети, при первой же неудачи, откажутся от дальнейших попыток, объясняя не своим неумением решить конкретную задачу, а тем, что не имеют способностей.
Учитель может считать такого ребёнка недостаточно способным к учению, имея при этом сравнительно высокий уровень обучаемости.
Не зависимо насколько хорошо ребёнок знает урок, поведение таких детей может казаться странным. Он может, ответь на вопрос правильно, а иногда просто будет молчать или даст нелепый ответ. Может начать говорить сбивчиво, краснея и еле слышно.
Школьная тревожность может маскироваться, проявляясь в поведении самыми различными способами. И для каждого возраста характерные свои проявления школьной тревожности.
Можно выделить универсальные признаки школьной тревожности:
Ухудшение здоровья. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Может резко повышается температура или боль в животе. Такие нарушения часто случаются перед экзаменами, контрольными.
Чрезмерная старательность при выполнении заданий. Добиваясь совершенства, ребёнок, может многократно переписывать классные и домашние работы, отказываясь от прогулок и встреч с друзьями. Это связано со стремлением стать «не быть хуже других», что указывает на проблемы самооценки.
Ребёнок чувствует себя в школе дискомфортно. Недостаток школьной мотивации, нежелание ходить в школу.
Импульсивная реакция. Если какое-то задание не получается, ребёнок может просто отказаться от его выполнения, резко демонстрируя это.
Агрессивные проявления, раздражительность. Во многих случаях они являются только симптомом, свидетельствующим о возможном возникновении школьной тревожности.
Снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность.
Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, отвечая у доски, ребёнок может краснеть (бледнеть), чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой, может возникать тошнота, лёгкое головокружение.
Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие.