СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проявление школьной тревожности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проявление школьной тревожности

Тревожных детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с гиперактивными или агрессивными детьми, которые всегда на виду. Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. У них может присутствовать постоянное беспокойство, возникать ситуации, в которых они просто не имеют возможности сконцентрироваться на чём-либо. Они боятся приступать к новым видам деятельности, сталкиваться с трудностями, причём боятся не самого события, а его предчувствия. Напряжённый взгляд, робость. Тревожные дети не могут долго работать, быстро устают и во время выполнения заданий напряжены и скованны.  Смущение, неуверенность в собственных силах, ждут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. На перемене тревожный ребёнок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, но не вступать с ними в тесные контакты.

Просмотр содержимого документа
«Проявление школьной тревожности»

Проявление школьной тревожности

Тревожных детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с гиперактивными или агрессивными детьми, которые всегда на виду. Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. У них может присутствовать постоянное беспокойство, возникать ситуации, в которых они просто не имеют возможности сконцентрироваться на чём-либо. Они боятся приступать к новым видам деятельности, сталкиваться с трудностями, причём боятся не самого события, а его предчувствия. Напряжённый взгляд, робость. Тревожные дети не могут долго работать, быстро устают и во время выполнения заданий напряжены и скованны. Смущение, неуверенность в собственных силах, ждут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. На перемене тревожный ребёнок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, но не вступать с ними в тесные контакты.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы. Во время проявления тревоги они часто ощущают слабость в ногах, сухость во рту, учащённое сердцебиение, боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы. Не обладают хорошим сном, почти нет аппетита, холодные, влажные руки, мышечное напряжение.

А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожности:

  • Тревожные дети не могут сосредоточиться, выделить в работе основную задачу, пытаясь контролировать одновременно все элементы задания.

  • Если тревожному ребёнку указать на ошибку, он может потерять ориентацию, не понимая, как нужно себя вести.

  • Выполняя задание, тревожные дети, при первой же неудачи, откажутся от дальнейших попыток, объясняя не своим неумением решить конкретную задачу, а тем, что не имеют способностей.

  • Учитель может считать такого ребёнка недостаточно способным к учению, имея при этом сравнительно высокий уровень обучаемости.

  • Не зависимо насколько хорошо ребёнок знает урок, поведение таких детей может казаться странным. Он может, ответь на вопрос правильно, а иногда просто будет молчать или даст нелепый ответ. Может начать говорить сбивчиво, краснея и еле слышно.

  • Школьная тревожность может маскироваться, проявляясь в поведении самыми различными способами. И для каждого возраста характерные свои проявления школьной тревожности.

  • Можно выделить универсальные признаки школьной тревожности:

  • Ухудшение здоровья. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Может резко повышается температура или боль в животе. Такие нарушения часто случаются перед экзаменами, контрольными.

  • Чрезмерная старательность при выполнении заданий. Добиваясь совершенства, ребёнок, может многократно переписывать классные и домашние работы, отказываясь от прогулок и встреч с друзьями. Это связано со стремлением стать «не быть хуже других», что указывает на проблемы самооценки.

  • Ребёнок чувствует себя в школе дискомфортно. Недостаток школьной мотивации, нежелание ходить в школу.

  • Импульсивная реакция. Если какое-то задание не получается, ребёнок может просто отказаться от его выполнения, резко демонстрируя это.

  • Агрессивные проявления, раздражительность. Во многих случаях они являются только симптомом, свидетельствующим о возможном возникновении школьной тревожности.

  • Снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность.

  • Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, отвечая у доски, ребёнок может краснеть (бледнеть), чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой, может возникать тошнота, лёгкое головокружение.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!