ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект "ФГОС НОО: формирование универсальных учебных действий в начальной школе"
Участники рабочей группы:
Зиннурова Резеда Равхатовна учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №26» Авиастроительного района г.Казани,
ЗиганшинаЛейсанРинатовна учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №26» Авиастроительного района г.Казани,
СаттароваРумияРизвановна учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №14» Авиастроительного района г.Казани,
Хасангалеева Гульнара учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №14» Авиастроительного района г.Казани
Научный руководитель
ЗамалетдиноваЗальфираИсхаковна
Проектная работа допущена к защите
Дата 27.02.2015
Казань – 2015
Аннотация
В данной работе представлена методическая разработка контрольно-измерительных материалов по математике для 2 класса к УМК «Школа России».
Разработка содержит задания для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся 2 класса по математике. Материал расположен в соответствии с порядком изложения тем в учебнике М.И.Моро и др. ( М.: Просвещение). По каждой теме КИМы состоят из пяти заданий. Предлагается гибкая система оценивания, при которой ученик имеет право на самооценку: выполнив задание, он должен закрасить столько звездочек (от 1до 5), как он оценивает свою работу.
Все задания соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для начальной школы.
Материалы могут также быть интересны и полезны для учителей, работающих по другим УМК.
Актуальность
Федеральный государственный стандарт образования предъявляет новые требования к организации и проведению текущего и итогового контроля на уроках математики начальной школы, реализуя системно-деятельностный подход.
«От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний…» - говорит академик Асмолов.
Компьютеризация окружающего мира приводит к переоценке важности многих умений и навыков. Особое значение приобретает, например, умение составить и осуществить план действий, умение строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, оценивать правдоподобность полученного ответа, умение перебирать варианты решения, организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.
Основная часть
Цель проекта:
Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения текущего итогового контроля по математике для 2 класса по УМК «Школа России».
Задачи:
-изучить требования ФГОС к составлению контрольно-измерительных материалов по математике в начальной школе;
-определить структуру КИМов по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС и УМК «Школа России»;
-разработать комплекс практико-ориентированных заданий для проведения текущего и итогового контроля на уроках математики во 2 классе по УМК «Школа России».
Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса математики во 2 классе отводится 136 часов, 4 ч в неделю.
Перечень ПРООП по математике, 2 класс
Содержание курса |
I. Числа от 1 до 100. Нумерация. (16 ч.) |
II. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (60 ч.) |
III. Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления. (10 ч.) |
IV. Умножение и деление. (39 ч.) |
V.Что узнали, чему научились во 2 классе. (11 ч.) |
|
Числа от 1 до 100. Нумерация | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления | Умножение и деление | Что узнали, чему научились во 2 классе |
ПРООП1 | ПРООП2 | ПРООП3 | ПРООП4. | ПРООП5. | ПРООП6. |
Предметные результаты: -устанавливать последовательность чисел в пределах 100, позиционная запись числа; -соотносить, сравнивать величины; -проверять правильность хода решения задачи, анализировать ответ к задаче с точки зрения его реальности; -использовать смысл отношений «больше», «меньше», «столько же» для решения текстовых задач арифметическим способом; применять полученные знания для решения практических задач; выражать свое мнение; -находить значение числового выражения, сравнение числовых значений. Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: - применять методы поиска и выделения информации - строить логическую цепь рассуждений; - устанавливать причинно - следственные связи. - сравнивать. Регулятивные УУД: -контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее организовывать свою деятельность. Коммуникативные УУД: -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - слушать собеседника; - излагать своё мнение. Личностные УУД: -принимать и осваивать социальную роль обучающегося; -опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, обосновывать его. | Предметные результаты: -использовать представление о длине, периметре, и площади для решения задач; -оцениватьразмеры геометрических фигур; -проверять правильностьхода решения задачи; -использовать смысл отношений «больше», «меньше», «поровну»; - устанавливать зависимость и находить неизвестную величину; -вычислять значение числового выражения; - выбирать величину, соответствующую сути конкретной математической ситуации. Метапредметные УУД Познавательные УУД: - овладевать действием пространственно – графичекого моделирования; - применять методы поиска и выделения информации; Регулятивные УУД: - строить логическую цепь рассуждений - применять методы поиска и выделения информации; -обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться планировать учебную деятельность на уроке. Коммуникативные УУД: -высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; -адекватно воспроизводить и передавать информацию. Личностные УУД: -самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). | Предметные результаты: | Предметные результаты: -табличные приёмы умножения и деления; -нахождение компонентов при умножении; - решать задачи изученного вида; -усвоить названия компонентов: «делимое, делитель, частное»; -измерять отрезки и чертить отрезки заданной длины. Метапредметные УУД Познавательные УУД: -понимать смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления; -использовать понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»; -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Регулятивные УУД: - выполнять анализ (выделять элементы из целого; расчленять целое на части); и синтез (составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты); - строить логическую цепь рассуждений - применять методы поиска и выделения информации. Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблем - слушать собеседника; - излагать своё мнение. - слушать собеседника; - излагать своё мнение. аргументировать своё предложение, убеждать, уступать. Личностные УУД: -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми- слушать собеседника; - излагать своё мнение. | Предметные результаты: |
ПРООП1 Числа от 1 до 100. Нумерация. | Я | УУД | Учитель |
Укажи все числа, которые в числовом ряду стоят между числами 57 и 62 55,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66. Сколько чисел у тебя получилось? ____ | | | |
Как ты думаешь, какую длину имеют эти животные. Поставь данные единицы под картинками: 30 дм, 10 см, 30 мм. _________ ___________ ___________ Сравни с работой соседа. Совпали ли ваши ответы? Обсуди и объясни свой ответ. | | | |
На школьном участке растут 5 берез, а елей на 4 больше. Поставь вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия. ______________________________________________? Запиши план решения задачи. План 1. Узнаю, ________________________________ 2. Узнаю, _________________________________ Ответ: _________________________________________ | | | |
Стас и Коля поспорили у кого из них больше денег. Каждый из них утверждал, что денег больше именно у него. Кто из них прав? Отметь галочкой. Стас Коля У кого будет больше сдачи, если каждый из них хотел купить открытку для мамы за 12 рублей. Обоснуй свой ответ решением. ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ Какой подарок для мамы приготовил бы ты? Запиши. ________________________________________________ | | | |
В каком неравенстве надо поставить знак больше . Отметь данные неравенства. 1) 14-8 * 11-3 3) 9+7 * 5+8 2) 5+9 * 8+8 4) 15-9 * 12-4 Подумай и запиши еще одно неравенство, в котором ты также поставил бы знак больше _______________________________ | | | |
Итого: Оцени свою работу: Мне было легко и просто решить все задания. У меня возникли некоторые трудности, но я справился с ними. Мне было трудно справиться с заданиями. | | | |
ИТОГО | | | |
ПРООП2 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | Я | УУД | Учитель |
Заполни таблицу, распределив величины на группы: 1час, 1 дм, 5 руб, 80 см, 14 мм, 10 секунд, 10 копеек, 4 м, 60 мин. Единицы измерения времени | Единицы измерения длины | Единицы стоимости | | | | Сравни свою таблицу с таблицей соседа. Совпали ли ваши ответы? | | | |
2. Прочитай выражения и подчеркни только те, значение которых равно 7 16- 9 = 40- (15+14) = 14- ( 27-20)= 47-40= (34+6) – 22= 18- (10-3)= Составь еще одно выражение, чтобы решением являлось число 7. _________________________________________ | | | |
3.В зоомагазине было 10 попугайчиков, хомяков на 3 больше, чем попугайчиков, а черепах на 6 меньше, чем хомяков. Сколько черепах останется в зоомагазине, если Ваня хотел приобрести пару черепах ? Запиши план решения задачи. План: 1. Узнаю, _______________________________ 2. Узнаю, ________________________________ 3. Узнаю, ________________________________ Решение. __________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ Ответ: _________________________________________ За каким животным ты хотел бы ухаживать? Почему? ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ | | | |
4. Начертите отрезок , длина которого равна периметру треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 6 см. | | | |
Расшифруй слова. Чтобы прочитать слово, которое зашифровано числами, замени каждое число суммой так : 53=50+3 , на пересечении строки и столбца найди букву А. Например, 26,49,28. 20 и 6 – Л, 40 и 9 – Е, 20 и 8 –В, слово – ЛЕВ. + | 2 | 4 | 6 | 8 | 9 | 20 | С | П | Л | В | Т | 40 | О | А | К | Ю | Е | Расшифруй: 29,42,46.___________________________ 24,42,26,46,44 _______________________ 24,26,42,29__________________________ Используя этот шифр, зашифруй слова: САЛЮТ __________________________ СОВА ___________________________ А теперь попробуй сам составить другие слова из этих букв и зашифруй их. ____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ | | | |
Итого: Оцени свою работу: Мне было легко и просто решить все задания. У меня возникли некоторые трудности, но я справился с ними. Мне было трудно справиться с заданиями. | | | |
ИТОГО | | | |
ПРООП 3 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | Я | УУД | Учитель |
Вычисли и выполни проверку. 38+9= | 75-70= | 37+40= | | | | 26+9= | 45-7= | 54-5= | | | | Сравни , как выполнил проверку твой сосед. Какие методы проверки он использовал? | | | |
2. Из трех отрезков выберите тот, длина которого равна периметру треугольника. _____________ _________________________ _____________________________________ Обведи в кружок номер отрезка. Объясни свой выбор. | | | |
3.Ученики первого класса подготовили для выставки ко Дню Победы 13 рисунков, а второго – на 7 рисунков больше. Сколько всего рисунков для выставки подготовили ученики этих двух классов? Запиши план решения задачи. План: 1. Узнаю, _______________________________ 2. Узнаю, ________________________________ Решение. __________________________________ ___________________________________ ___________________________________ Ответ: _________________________________________ ________________________________________________ | | | |
4.Подчеркни только уравнение. 54 + а 15 – 9 = 6 в ‹ 13 30 – х х – 4 = 12 50= 10 + 40 Из предложенных ответов обведи в кружок тот, который является решением данного уравнения. 21, 16, 37, 5, 4. | | | |
5. Заполни клетки таблицы. | | | |
Итого: Оцени свою работу: Мне было легко и просто решить все задания. У меня возникли некоторые трудности, но я справился с ними. Мне было трудно справиться с заданиями. | | | |
ИТОГО | | | |
ПРООП 4 Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления | Я | УУД | Учитель |
У бабушки в хозяйстве 27 птиц: 15 кур, 5 гусей и утки. Запиши к вопросам действия и выполни их. Сколько кур и гусей? __________________________ Ответ: _________________________________________ Сколько уток? ________________________________ Ответ: _________________________________________ Придумай и запиши свой вопрос. Ответь на него. ________________________________________________ ________________________________________________ Как вы помогаете своим родителям? Запишию ______________________________________________ _______________________________________________ | | | |
Распредели выражения на 2 группы: х+2, х 5, 15-х, х ‹ 5, х- 16, х 1.
Какие числа можно подставить вместо буквы х в выражении х ‹ 5 ? Ответ: _____________________ А каким получился ответ у твоего соседа. Сравните ваши ответы. |
|
|
|
Как можно назвать фигуру, изображенную на рисунке? Отметь правильные ответы. Это не прямоугольник Это четырехугольник. Это квадрат Это многоугольник
Напиши алгоритм нахождения периметра данной фигуры. 1. ____________________________________________ 2. ____________________________________________ Определи периметр фигуры _______________________________________________ _______________________________________________
|
|
|
|
Отметь знаком неверно выполненные примеры. (записать столбиком)
1. 54 + 12= 66 3. 33+27 =50 5. 81-5= 76 2. 70-25= 55 4. 83- 12 = 71 6. 50+47 |
|
|
|
|
|
|
|
В корзине лежали красные, синие и желтые мячи, всего 12 мячей. Больше всего было желтых мячей, а меньше всего синих. Запиши в таблице, сколько могло быть яблок каждого цвета. Красные | 4 | | | | | | | | Синие | 2 | | | | | | | | Желтые | 6 | | | | | | | |
|
|
|
|
Итого: Оцени свою работу: Мне было легко и просто решить все задания. У меня возникли некоторые трудности, но я справился с ними. Мне было трудно справиться с заданиями.
|
|
|
|
ИТОГ |
|
|
|
ПРООП5 ПРООП 5 Умножение и деление | Я | УУД | Учитель |
Найди закономерность и продолжи ряд чисел 0,3,6,9, __________________________ Каким правилом ты пользовался? Запиши ______________________________________ ______________________________________ Придумай и запиши свой ряд чисел. _________________________________________ | |
|
|
В одном пакете 2кг муки. Что узнаешь, вычислив. Запиши ответы во второй столбик.
Составь и запиши к задаче выражение на деление
|
|
|
|
Для футбольной команды купили 12 билетов в один купейный вагон. Номера билетов с 1 по 12. В скольких купе разместятся футболисты, если в каждом купе могут ехать 4 человека? Ответ: ______________ Сравни с работой соседа. Совпали ли ваши ответы? Обсуди и объясни свой ответ. | |
|
|
Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке увеличения
40-26= У 71-34= М 94-28= И 39+12= Н 60+18= А 51+19= Ц
Ответы
Слово
|
|
|
|
Раскрась фигуры , у которых все стороны равны,- жёлтым цветом, а фигуры, у которых все углы прямые,-зеленым.
Какая фигура не закрашена? Запиши какую фигуру пришлось закрасить два раза _______________ |
|
|
|
Итого: Оцени свою работу: Мне было легко и просто решить все задания. У меня возникли некоторые трудности, но я справился с ними. Мне было трудно справиться с заданиями.
|
|
|
|
ИТОГ
|
|
|
|
ПРООП6 ПРООП 6 Табличное умножение и деление. | Я | УУД | Учитель |
В каком примере сложение можно заменить умножением? а)4+4+4+5 б)8+8+8+8 в)3+4+5+6 Запиши пример,.который получился ______________ ______________________________________________ Цифра 8 – это слагаемое ,или количество слагаемых? Отметь в окошке. Составь похожий пример с другим слагаемым.____________________________________ Где тебе могут пригодиться полученные знания? _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ | |
|
|
Бабушка связала внукам 3 пары варежек. Сколько варежек связала бабушка? Выбери верное решение задачи: а)3+3 б)2*3 в)3*2 Почему так считаешь? Объясни свой выбор._________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________
|
|
|
|
3. Начерти отрезок ,длина которого равна периметру прямоугольника со сторонами 1см и 3см. Вырази длину отрезка в более мелких единицах длины. _______________________________________________ Сравни свой ответ с соседом. Совпали ли ваши ответы? | |
|
|
4.Длина ломаной из 3 звеньев равна 15 см. Начерти ломаную такой же длины,но из 5 звеньев.Чему будет равна длина каждого звена,при условии,что все звенья между собой равны? Какое арифметическое действие ты выберешь,чтобы вычислить длину звена ломаной линии? ( : ; *;+; - ) Подчеркни нужный знак. |
|
|
|
5.Какое высказывание неверное? а)Сумма чисел 2и2 равна их произведению. б)Сумма чисел 5 и 1 больше их произведения. в)Произведение чисел 2 и 6меньше их суммы. |
|
|
|
Итого: Оцени свою работу: Мне было легко и просто решить все задания. У меня возникли некоторые трудности, но я справился с ними. Мне было трудно справиться с заданиями.
|
|
|
|
ИТОГ
|
|
|
|
Вывод
Реализация ФГОС второго поколения требует формирования метапредметных знаний и комплекса УУД. Поэтому, планируя формирование в рамках изучаемой темы по математике определённых УУД, учитель должен планировать и контроль их сформированности. Таким образом, контрольная работа по предмету может быть основана на изученном материале, но организована в виде цепочки проблемных заданий, задач, сформулированных с использованием метапредметных УУД.
Таким образом, составляя контрольно-измерительные материалы, можно использовать задания, в основе которых лежит проверка предметных знаний, но их выполнение проверяет или формирует УУД. Задачи должны носить практический характер, иллюстрировать применение данных знаний в реальной жизни.
Использованная литература.
Примерных и авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования (Приказ МО и Н РТ)
Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1- 4 класс: В 2 ч.: Ч.2.