СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Край в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к Родине начинается с любви к родному дому, семье, родителям, школе, друзьям, малой родине. Изучение истории родного края очень важно для каждого ребенка.  На факультативных занятиях, кружковой работе, экскурсиях и походах, посещая музеи мы стремимся расширить и углубить знания детей. Проектная работа усиливает воспитательную работу.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Край в котором я живу"»

21



“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин


I. Актуальность проекта

Сегодня гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Мы считаем, что проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка. Новизна нашего педагогического опыта состоит в раскрытии технологии деятельности клуба «Гражданин», а также педагогов-предметников и родительской общественности КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», которая способна выступать не только в качестве заказчика, но и в роли организатора, транслятора жизненного, профессионального опыта, инициативность которых становится источником воспитания инициативных людей (а мы этого хотим). В этом смысле взаимодействие клуба «Гражданин» с представителями родительской общественности, педагогическими работниками (реализующими смыслы и ценности в образовании; собственные идеи, воплощённые в совместных школьных проектах; а также доверяющие им дети – ученики), другие социальные учреждения – и есть та основная сила, основной заказчик и исполнитель образования, способный добиться качественного образования.

II. Сущность опыта

2.1. Общая характеристика проекта

Тема исследования «Инновационные формы и методы гражданско-патриотической работы в деятельности школьного клуба «Гражданин» разработана с учётом Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы» - М., 2015.

Название проекта «Край в котором я живу» имеет в виду тот факт, что каждый ребенок, как каждый взрослый человек, вносящий свою лепту в гражданско-патриотическое воспитание детей, служит святому делу на благо нашей Родины.

2.2. Ведущая идея опыта

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Целями изучения краеведческого материала являются:

- знакомство с историей родного края,

- воспитание интереса к истокам культуры и народным промыслам своей местности,

- воспитание интереса и любви к истории своей малой родины и государства.

Все изучаемые на уроках истории России события тесным образом связаны с событиями местной истории. На конкретных исторических примерах воспитанникам легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой являющийся для них полнейшей абстракцией.

Требования сегодняшнего дня таковы, что круг субъектов существующего образовательного и воспитательного процесса должен расширяться. В первую очередь, нужно разрушить «замкнутость» воспитательной системы, нужно развивать сотрудничество с различными учреждениями местного социума.

Примером такого сотрудничества может служить взаимодействие клуба «Гражданин», школы, семьи и общественных организаций. В нашем случае, совместная деятельность выше перечисленных учреждений и служб и клуба «Гражданин» направлена на создание новых стратегий в области гражданско-патриотического воспитания и образования.

Идея консолидации школы (клуба), общественных организаций и семьи способствует:

  1. правовому и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;

педагогической поддержке учащихся (оперативной помощи школьникам в решении их индивидуальных проблем, с жизненным профессиональным самоопределением и др.);

  1. совершенствованию работы с детьми, находящимися в социально опасном положении;

  2. профилактике безнадзорности, предупреждению правонарушений со стороны детей и подростков, ещё не нарушивших закон, но проявляющих к этому склонность

Таким образом, наш клуб «Гражданин» ищет реальные пути формирования единого воспитательного пространства для детей учреждения, отслеживает формы и методы взаимодействия с различными социальными структурами, способы управления этим взаимодействием.

    1. Цель инновационной работы.

Целью проекта является внедрение и апробирование инновационных форм и методов гражданско-патриотической работы в условиях школьного патриотического клуба.

2.4. Задачи инновационной работы

  1. Определение оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и соответствующих нравственных ценностей.

  2. Разработка новых, оригинальных форм и методов гражданско-патриотического воспитания учащихся, которые могли бы использоваться на уровне школы.

  3. Повышение качества образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания школьников.

  4. Создание методологической базы гражданско–патриотического воспитания в целях методической помощи педагогам в проведении мероприятий гражданско–патриотической направленности и формировании активной гражданской позиции воспитанников.

  5. Знакомство воспитанников с памятными местами нашего края, формирование уважительного, бережного отношения к памятникам и мемориалам, создание ситуации сопереживания, в ходе которых воспитанники «прикасаются» к подвигу.

  6. Активизация работы по расширению методического поля за счет использования Интернет-технологий, краеведческих материалов.

  7. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в активной жизненной позиции.

  8. Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами гражданско-патриотического воспитания

  9. Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию

  10. Консолидация и координация деятельности клуба, школы, семьи, общественности, жителей в гражданско-патриотическом воспитании детей

    1. Принципы работы

Наша работа строится на следующих принципах:

  • принцип историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры;

  • принцип гуманизации воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе;

  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возраста воспитанников, их социокультурной среды;

  • принцип активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;

  • принцип интеграции гражданско-патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки воспитанников;

  • принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.

    1. Целевые группы

Воспитанники и педагоги школьного клуба «Гражданин»;

Подростки из группы повышенного риска;

Родительская общественность;

Педагоги и специалисты, работающие с детьми.

    1. Этапы проекта

Инновационная работа рассчитана на 3 года.

1 этап – диагностический.

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов. Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика уровня сформированности гражданско-патриотического самосознания воспитанников, выявление инновационного потенциала клуба; разработка и утверждение стратегических направлений развития клуба. Анализ нормативно-правовой базы клуба. Разработка программ работы по направлениям.

Продолжительность

сентябрь 2016г – август 2017г.

2 этап – практический.

Разработка и апробация инновационных форм гражданско-патриотической работы, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. Апробация и использование в работе клуба личностно-ориентированных технологий воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности воспитанника в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы гражданско-патриотической направленности. Расширение внутреннего и внешнего партнерства. Отслеживание инновационных процессов, анализ состояния. Продолжительность

сентябрь 2017 г – август 2018 г.

3 этап – заключительный.

Обобщение результатов, выводы, итоговая диагностика. Обработка и интерпретация данных за 3 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, края, клуба «Гражданин», работающими по проблеме семейного и гражданско-патриотического воспитания (участие в работе круглых столов, семинаров, проведение мастер-классов). Прогнозирование следующих вариантов развития структурных подразделений клуба. Определение перспектив развития клуба на 2018-2019 гг. Продолжительность

сентябрь 2018 г – август 2019г

III. Описание сущности опыта

Проект «Край в котором я живу» является составляющей инновационной Программы развития школы-интерната. Главным инновационным направлением деятельности нашего клуба «Гражданин» считаем социальное взаимодействие с социокультурными, образовательными учреждениями района, края в рамках которого воспитанники приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире. Почему речь идёт не о простом взаимодействии, а именно социальном? Социальная компетентность — это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности.


Главные направления деятельности

1. Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие понимается нами как особый вид совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Социальное взаимодействие – средство для развития социальной компетентности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения их духовного развития. Чтобы превратить клуб «Гражданин» в инновационную площадку социального взаимодействия, нужно было наладить систему партнерских отношений в школьном пространстве; сформировать духовно-нравственные качества личности воспитанников; а также организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, общественными организациями. Данный проект был нацелен на упорядочение работы всех направлений и создание единой системы воспитательной деятельности в клубе.

1.1. Система взаимодействия с педагогами школы

Гражданско-патриотическая работа со школьниками обычно идет по двум системообразующим направлениям: воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил; спортивные игры.

В нашем же клубе таких направлений несколько, причём каждое из них курируется педагогом.

  1. «Духовно-нравственное» (отв. Чекановкина О.А.): формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей; работа с трудными подростками

  2. «Историко-краеведческое» (Алферова В.Н.): познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

  3. «Гражданско-патриотическое» (отв. Хохлова И.Н.): формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

  4. «Социально-патриотическое» (отв. Просекова Т.А.): формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста, активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений.

  5. «Героико-патриотическое» (отв. Самохин В.А.): пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  6. «Спортивно-патриотическое» (отв. Бурмистров А.П): формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, изучение русской военной истории, воинских традиций.


1.2. Социальное взаимодействие с семьями воспитанников

Инновационность программы взаимодействия с семьями в клубе «Гражданин» заключается в четырёх главных перспективных направлениях.

Первое заключается в том, что предлагаются не готовые программы образования родителей, а задается способ «выращивания» этих программ в совместной деятельности детей, педагогов и родителей на базе школьного объединения «Гражданин». При этом цели клуба «Гражданин» пересекаются с целями школьной программы работы с родителями по многим пунктам, таким как совершенствование методов гражданского и патриотического воспитания; развитие у подростков стремления к выполнению своего долга перед Отечеством в важнейших сферах жизни общества; развитие у детей важнейших физических качеств укрепления здоровья-утренняя гимнастика, занятие спортом.

Второе направление. В ходе реализации проекта нами были признаны наиболее популярными такие сочетания традиционных и инновационных форм сотрудничества с родителями: «круглый стол», дискуссионная встреча; родительская конференция; образовательно-игровой тренинг; деловая игра; практикум; познавательно-игровая викторина; семейный вечер; визуальные средства общения (тематические выставки, почтовый ящик для вопросов и ответов и пр.).

Третье направление. Одним из перспективнейших направлений в работе с родителями явилось использование ИКТ в процессе формирования их педагогической культуры. Мы считаем, что партнерство семьи и клуба предполагает создание условий для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами захотели взаимодействовать с клубом в дальнейшем. Необходимо, чтобы наш клуб стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка. Это требует деятельностного подхода в организации работы с родителями. При этом мы должны учитывать реалии жизни современных родителей. Информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формируют новые потребности и открывают возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, — все это активно используется современными родителями, воспитанниками, и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения с клубом на основе современных технологий, в формате Интернет-коммуникаций.

Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность клуба «Гражданин» видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и нашего объединения, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, позволяет создавать Интернет-базы.

Четвёртое направление. Одной из новых форм, которые мы с родителями начинаем осваивать и планируем разработать, является проведение Интернет-социальных акций для родителей. Особенностью социальных акций является то, что участники включатся в выполнение простых действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести к достижению целей. С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме, она позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры. В числе преимуществ использования акций является их ненавязчивость и непрямой характер воздействия в противовес наиболее распространенной лекционной форме работы с родителями. Акции относятся к технологиям непрямого обучения, когда родители участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность в специальной среде. При этом родители сами определяют меру своего участия в акции.

В число других форм взаимодействия входят такие, как организация семейных праздников светского и православного календаря, привлечение воспитанников и родителей к подготовке и проведению мероприятий гражданско-патриотического характера. Отдельно хотелось бы выделить такую форму как поисковая работа, позволяющую собрать уникальный материал о земляках – участниках грозных событий войны и современности. поисковая операция

1.3. Социальное взаимодействие с Елизовским районным Советом ветеранов войны и труда

Взаимодействие с ветеранами по гражданско-патриотическому воспитанию подростков способствует формированию их исторического самосознания. В свою очередь, историческое самосознание – фундамент, на котором строится патриотизм. Ветераны традиционно приглашаются в качестве почётных гостей на школьные праздники. Воспитанники клуба «Гражданин» участвуют в митингах и возложениях венков к мемориалам, в благотворительной акции "Милосердие» по оказанию тимуровской помощи ветеранам и вдовам погибших воинов; в акции "Поздравление ветерану". Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг и работниками тыла.

1.4. Социальное взаимодействие с сотрудниками ОВД, МЧС, ГИБДД.

В рамках реализации проекта сотрудниками ОВД, ГИБДД, МЧС проводятся беседы, консультации, организованы экскурсии и воспитательные мероприятия по правилам обеспечения жизнедеятельности, пожарной безопасности, правовому воспитанию. Сотрудники ОВД, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав привлекаются к работе с обучающимися "группы риска". Воспитанники ежегодно участвуют в соревнованиях «Безопасное колесо» и краевом конкурсе сочинений.

1.5. Социальное взаимодействие с администрацией и учреждениями культуры г. Елизово.

Совместная работа по организации внеурочной деятельности и дополнительного образования наших воспитанников организована благодаря администрации города Елизово и Елизовского района. Библиотеки города проводят мероприятия патриотической тематики, используя диалоговые формы массовой работы (обсуждение фильма, беседа, диспут, историческая дискуссия, гражданский форум); игровые формы массовой работы (конкурсы эрудитов, викторины, турниры знатоков, интеллектуальный марафон, литературные и исторические игры, литературно-музыкальные гостиные, историческое колесо). Музеи города и ДК предлагают использовать их возможности в гражданско-патриотическом воспитании детей.

1.6. Социальное взаимодействие с работниками здравоохранения

Целенаправленно ведется работа по укреплению здоровья школьников, по формированию у них представлений о правилах здорового образа жизни. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни – ещё одна важная задача гражданского воспитания детей, на решение которой направлено взаимодействие клуба «Гражданин» с работниками здравоохранения. В рамках оказания помощи по сохранению здоровья, профилактике вредных привычек была проведена следующая работа:

  • Информационное сопровождение: разработка и выпуск различной информационной и методической продукции (в т.ч. презентаций по вопросам здоровьесбережения).

  • Налажены доверительные отношения с учащимися, склонными к правонарушениям.

  • Воспитанники ежегодно принимают участие в краевых и районных спортивных соревнованиях.

2. Социальное проектирование, в т.ч. создание электронных проектов

Социальное проектирование – инновационная технология социального воспитания, которая позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Цель социального проектирования: включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем местного сообщества силами самих воспитанников. Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.; закрепление навыков командной работы.

Таким образом, социальные проекты дают возможность воспитанникам связать и соотнести общие представления, полученные на занятиях, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, воспитанники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.

Результатом применения данной инновационной технологии является ежегодное участие воспитанников клуба «Гражданин» в школьном конкурсе «Я-лидер».

3. Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической тематики.

Традиционно успешным является участие членов клуба «Гражданин» в муниципальном и краевых смотрах-конкурсах.

4. Активное участие в социальных акциях

Вахта памяти. Создание социальных роликов. Акция «Мы против террора». Совместные акции с историко-краеведческими музеями: организация тематических экспозиций; участие членов клуба в подготовке и проведении тематических экскурсий; экскурсии в музеи, по историческим и памятным местам нашего края

Разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей вредных привычек. Совместные акции с клубом «Юные инспектора движения»: памяти жертв ДТП

5. Инновационные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

5.1. Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Свойства методов: постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

5.2. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Свойства методов: необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

5.3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Свойства метода: необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

5.4. Применение активных и интерактивных методов обучения и воспитания

Роль интерактивных и активных методы обучения в гражданском образовании.

Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач (ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.). Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение воспитанников в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для накопления опыта гражданской деятельности.

IV. Условия, при которых создавался опыт

Достижение поставленной цели осуществляется с помощью высокого уровня эффективности управления клубом «Гражданин», а также комплексом организационно-педагогических условий:

  • Наличием Положения и Программы гражданско-патриотического воспитания, Устава клуба.

  • Опорой на принцип управления: педагогическая система является управляемой системой, эффективность её функционирования и развития зависит от её управления и реализуется через анализ, целеполагание, планирование, организацию, координацию, исполнение и контроль.

  • Обеспечением педагогических условий развития образованности воспитанников в соответствии с их задатками, способностями, склонностями и потребностями, но не ниже уровня, предусматриваемого государственными образовательными стандартами.

  • Обеспечением социальной защиты каждого участника образования в правовом, информационно-содержательном аспектах.

  • Проведением в клубе инновационной экспериментальной работы.

  • Новизной и разнообразием педагогической деятельности.

  • Созданием банка информации, на основе которого можно анализировать и корректировать образовательно-воспитательную ситуацию

V. Результативность

Посредством использования ресурсов клуба «Гражданин» созданы условия, способствовавшие преодолению воспитанниками различного характера препятствий, трудностей, ориентации на собственные потенциальные возможности и способности, развитию потребности в успешности самостоятельных действий; оказывается всесторонняя (педагогическая, социальная, медицинская, юридическая, физическая, моральная) поддержка воспитанникам и членам их семей.

Приобретённая образовательная практика (партнёрская работа клуба, семьи, общественности в лице медицинских работников, сотрудников социальных служб, правоохранительных органов) способствует:

  • Реализации поставленной цели

  • Улучшению взаимоотношений воспитанников в школьном коллективе, улучшению самочувствия воспитанников в стенах школы

  • Активизации творческих проявлений воспитанников

  • Формированию педагогической, правовой, коммуникативной компетентности воспитанников, родителей

Таким образом, деятельность клуба «Гражданин» способствует росту положительной динамики развития его членов в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

В свою очередь, в имидже школы, на базе которой осуществляется деятельность клуба «Гражданин», как в образовательной системе, создана система правового, гражданско-патриотического воспитания; обогащено содержания правового, гражданско-патриотического воспитания; в систему правового, гражданско-патриотического воспитания вовлечены представители всех субъектов образовательной деятельности; качественно вырос уровень воспитанности обучающихся;

VI. Оценка эффективности и мониторинг процесса инновационной работы

Под оцениванием в гражданском образовании следует понимать не «выставление отметок» ученику (учителем) и учителю (проверяющим), а процесс мониторинга, нацеленный на улучшение качества преподавания и качества проектов гражданского образования. Основными компонентами гражданских компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. При этом знания не могут быть основой для оценивания. Главным объектом оценивания должна быть деятельность воспитанников. Морально-ценностные ориентиры воспитанников также не подлежат оцениванию. Цель педагога – создавать условия, позволяющие воспитанникам осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять.

Процесс оценивания успешности воспитанника в становлении его гражданской компетентности должен быть открытым, демократическим, и складываться из оценки педагога и собственной оценки самого воспитанника, поскольку способность к самооцениванию является важной характеристикой компетентной личности. Это же относится и к оцениванию деятельности педагога и учебного заведения в целом по созданию условий для становления гражданской компетентности воспитанников. К такому оцениванию должны привлекаться широкая педагогическая общественность, общественно-профессиональные и общественные организации, заинтересованные в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.

Система отслеживания хода инновационной работы разработана совместно с социально-психологической службой школы и проводится в виде наблюдения, интервьюирования, тестирования, анкетирования, собеседования, анализа творческих, исследовательских работ воспитанников и т. д.

Показателями эффективности деятельности являются:

  • Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта (учащихся – 113, из них наиболее активных участников – 45; родителей – около 30; 10 педагогов; представители общественных организаций ).

  • Обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, отказ от насилия.

  • Разносторонность деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

  • Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

  • Доступность и содержательность информации по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

  • наличие победителей и призёров в различных соревнованиях и конкурсах гражданско-патриотического направления.

Конечным результатом реализации программы должно стать гармоничное развитие личности, её успешная социализация; воспитание школьников в духе демократических ценностей; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства, формирование высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека и гражданина.

Спектр способов и форм фиксации результатов: грамоты, дипломы, творческие работы, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, диаграммы, протоколы соревнований, фото- и видеоматериалы, отзывы (детей и родителей), статьи в СМИ, аналитические справки, банк данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию для различных уровней образования, портфолио.

Оценивание в гражданском образовании.

Оценка эффективности инновационного проекта гражданско-патриотического воспитания "Край в котором я живу" обеспечивается:

  • проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания клуба;

  • разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве клуба «Гражданин» и КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»;

  • через СМИ, Интернет;

  • участием и победами в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотической направленности.

VII. Трудоёмкость опыта

В ходе обобщения деятельности клуба учитывается оптимальность данного опыта в целом педагогическом процессе, обеспечение достижения более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени, недопущение перегрузки детей и педагогов, а также возможность вписать опыт в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением других воспитательных и образовательных задач.

Характеристика основных видов ресурсов:

  1. Интеллектуальные – субъекты воспитательной деятельности (руководитель клуба, администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, социальная служба, родители учащихся, сотрудники ОВД, МЧС, ГИБДД и т.д.)

  2. Электронные образовательные – мультимедийная библиотека презентаций, видеофрагментов, кинофильмов, графических и табличных данных, справочников, анимаций

  3. Школьный сайт.

  4. Технологические – положение об организации клуба, программы и т.д.

  5. Материальные – дополнительные источники финансирования (шефская помощь)

  6. Технические (социальные объекты: Учреждения дополнительного образования школьные объекты (спортплощадка, спортзал, компьютерный класс, актовый зал и т.д.)

  7. Информационные – нормативные документы

VIII. Доступность опыта

В ходе инновационной работы мы создадим методологическую базу для следующих категорий педагогических работников:

заместителей директора по воспитательной работе,

социальных педагогов, классных руководителей, преподавателя истории, педагога дополнительного образования.

Обобщая практику распространения нашего педагогического опыта, можно использовать следующий алгоритм действий по его внедрению:

  • Ознакомление администрации, педагогов, классных руководителей, участников родительского собрания, членов Совета школы, представителей общественности с деятельностью клуба и результатами, достигнутыми в процессе этой деятельности

  • Разъяснению преимуществ рекомендуемого опыта по сравнению с обычными способами воспитательной работы

  • Показ в действии методов и приёмов работы клуба, подлежащих внедрению

  • Практическое обучение заинтересованных лиц использованию рекомендуемых методов и приемов (МО, семинары, практикумы, совещания и др.)

Считаем необходимым обратить внимание заинтересованных сторон на ресурсные возможности нашей общественной инициативы как источника развития образования, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.


Литература


  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". М.,2015.

  2. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.

  3. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

  4. Тисленкова, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Волгоград; 2006г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!