ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 98
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
педагогический проект по патриотическому воспитанию школьников
Патриотическое воспитание школьников во внеурочное время
«Навеки в памяти людской»
Автор-разработчик, руководитель проекта:
Сотникова Юлия Геннадьевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 98
соавторы:
Молоток Людмила Степановна - учитель Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 98;
Барбула Инна Викторовна - учитель Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 98
Донецк – 2015
«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей,
если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?
Созидается общество началами нравственными».
(Ф.М.Достоевский)1.
Построение гражданского общества и демократического государства невозможно без целенаправленной деятельности по воспитанию гражданина. Обладающего патриотическим сознанием, высоким уровнем правовой культуры, гражданина с активной жизненной позицией. Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности - важное направление в гражданском образовании.
Мир находится постоянно в развитии и наши ученики часть этого процесса. Именно они будут определять развитие общества в будущем, поэтому для нас небезразлично, какими будут эти дети. Патриотическое воспитание – это ключ к воспитанию свободного человека и становлению гражданского общества. Необходимо донести до детей и убедить их в том, что они должны понимать свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, защищать свои права и отстаивать собственную позицию в различных ситуациях.
Школа, учитель, окружающие ребенка родные люди дарят ему различные ощущения, впечатления, открытия. Детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека. Школа вносит существенный вклад в понимание добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что любое учебное заведение испытывает трудности в организации эффективного процесса патриотического воспитания. Как воспитать настоящего современного гражданина - патриота своей Родины?
В концепции патриотического воспитания детей и молодёжи Донецкой Народной Республики сказано: «Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания».
Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие его задачи:
информационно-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;
утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края;
формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой деятельности;
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;
создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества.
Все указанные цели и задачи подчинены главному – обеспечению на ближайший период жизни новых поколений Донецкой Народной Республики роста уровня значимости патриотизма у всех слоев населения, достижению существенного поворота в общественном, индивидуальном и национальном сознании в сторону осознания и понимания зависимости судеб республики, общества, народа от того, в какой мере они в своих практических делах руководствуются патриотическим началом, как решают задачи выполнения своего гражданского долга.
Проект патриотического воспитания школьников во внеурочное время «Навеки в памяти людской» представляет собой единый комплекс образовательных и воспитательных задач, правовых, исследовательских, поисковых и организационных мероприятий, которые позволяют добиться повышения уровня гражданского и патриотического воспитания, ответственности, личной сопричастности учащихся к происходящим событиям в городе, регионе, стране, осознание своего долга, социального статуса, личностного становления.
Цель проекта − совершенствование системы патриотического воспитания учащейся молодежи в Донецкой общеобразовательной школе І-ІІІ ступеней № 98 формирование у обучающихся высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству.
Экспериментальной базой является Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 98
Задачи проекта:
изучить и проанализировать методическую базу по патриотическому воспитанию в Донецкой общеобразовательной школе І-ІІІ ступеней № 98;
выявить основные формы и методы работы по патриотическому воспитанию;
разработать программу художественно-патриотического воспитания обучающихся школы;
провести организаторскую работу по созданию условий для эффективного патриотического воспитания обучающихся школы;
привлечь обучающихся к внеурочной воспитательной работе по патриотическому воспитанию;
сформировать эффективную работу, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого участника патриотических чувств, личной инициативы.
Сроки реализации проекта
Проект патриотического воспитания школьников во внеурочное время «Навеки в памяти людской» рассчитан на 2015 год.
Целевая аудитория: учащиеся и педагоги школы.
Этапы реализации проекта:
I этап: проектный
Цель: Подготовить условия для создания системы патриотического воспитания школьников во внеурочное время «Навеки в памяти людской».
Задачи:
- изучить нормативную базу;
- разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитания школьников в урочное и во внеурочное время «Навеки в памяти людской»;
- проанализировать материально-технические, социальные условия реализации программы;
- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: Реализовать программу патриотического воспитания школьников во внеурочное время «Навеки в памяти людской».
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- вовлечь в систему патриотического воспитания до 80 % учащихся;
- провести мониторинг реализации программы;
- принимать участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время «Навеки в памяти людской».
III этап: аналитический
Цель: Дать оценку реализации программы.
Задачи:
- обобщить результаты работы учреждения по патриотическому воспитанию;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- спланировать работу на следующий год.
Основные формы реализации проекта:
концертные программы для ветеранов ВОВ;
экскурсии в музеи;
адресная помощь ветеранам;
фотоконкурсы;
конкурсы рисунков;
литературно-музыкальные композиции;
социально-значимые акции;
поисково-исследовательская работа;
конкурсы инсценированной песни.
План мероприятий программы патриотического воспитания школьников во внеурочное время «Навеки в памяти людской».
№ п/п | Дата | Мероприятие | Ответственный | Кол-во участников |
1. | 01.02.-20.04.2015 | Поисково-исследовательская операция «Весна Победы» подготовленные - материалы разместить в Уголке Памяти «1945- ВЕСНА ПОБЕДЫ»; | Сотникова Ю.Г., Грибовская Т.В., Онищенко Л.В. | 20 |
2. | 01.01.-31.12.2015 | Операция «Ветеран живёт рядом» (уточнение списков ветеранов, предоставление волонтёрской помощи) | Сотникова Ю.Г., Молоток Л.С., классные руководители 5-11 классов | 50 |
3. | 01.01.-31.12.2015 | Создание и обновление экспозиции в Уголке Памяти «Герои родного края» | Сотникова Ю.Г., Грибовская Т.В., Онищенко Л.В. | 20 |
4. | 01.01.-31.12.2015 | Операция «Обелиск» | Сотникова Ю.Г., Молоток Л.С., классные руководители 5-11 классов | 40 |
5. | 01.01.-31.12.2015 | Экскурсии в школьные музеи и музейные комнаты, музеи города | Сотникова Ю.Г., классные руководители 5-11 классов | 200 |
6. | 01.01.-31.12.2015 | Просмотр кинофильмов об исторических событиях Великой Отечественной войны | Классные руководители 5-11 классов | 200 |
7. | 02.03-30.03.2015 | Участие в республиканской акции «Голос ветерана» подготовила видеоролик «Письмо из 44-го» | Сотникова Ю.Г., Седова Ю.М., Онищенко Л.В. | 29 |
8. | 30.04.- 31.12.2015 | Оформление литературной экспозиции «Слово о подвиге» | Грибовская Т.В. | 260 |
9. | Январь 2015 | Участие в республиканском конкурсе творческих работ среди школьников «Эхо войны» под патронатом Премьер-министра Донецкой Народной Республики Александра Захарченко | Сотникова Ю.Г., Седова Ю.М., Чередниченко О.В., Молоток Л.С. | 40 |
10. | Январь 2015 | Участие в заочном городском конкурсе работ юных фотолюбителей «Донецк – 2014. Война и мир» | Сотникова Ю.Г., Молоток Л.С. | 20 |
11. | Январь 2015 | Участие в республиканском конкурсе юных фотолюбителей «Тревога и боль Донбасса», посвящённого 70-летию Победы | Сотникова Ю.Г., Чередниченко О.В. | 20 |
12. | Февраль 2015 | Участие в республиканском творческом конкурсе «Голубь мира – подарок ветерану» | Сотникова Ю.Г., Молоток Л.С. | 160 |
13. | 27.03.2015 | Республиканская гражданско-патриотическая акция «Голубь – символ мира», посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, І этап республиканского конкурса стихотворений «70 слов о войне» | Седова Ю.М., Светличная Ю.А. | 15 |
14. | 30.03.2015 | Творческий конкурс «Голубь мира – подарок ветерану», с последующей выставкой в доме –интернате для инвалидов и престарелых | Демидова Т.П., Мишко Т.А. | 70 |
15. | 02.04.2015; 09.04.2015 | Посещение выставки Московского Государственного военно-исторического музея-заповедника «Бородинское поле» на базе Донецкого художественного музея | Мосейко М.В., Седова Ю.М. | 40 |
16. | 02.04-20.04.2015 | Конкурс юных фотолюбителей «Тревога и боль Донбасса», посвящённый 70-летию Победы | Онищенко Л.В. | 30 |
17. | 14.04.2015 | Участие в городском конкурсе музейных стендов экспозиция «Война в судьбах учащихся и учителей Донбасса» направление «Детство, опалённое войной» | Сотникова Ю.Г., Онищенко Л.В. | 8 |
18. | 14.04.2015 | Урок мужества «Дети войны», посвящённый Международному дню освобождения узников фашистких конслагерей | Сотникова Ю.Г., кл. руков. 1-11 классов | 160 |
19. | 15.04.2015 | Участие в районном конкурсе инсценированной песни «Песни Великого подвига» | Сотникова Ю.Г., Березовская О.В. | 6 |
20. | 16.04.2015 | В рамках операции «Обелиск», участи е в республиканском конкурсе творческих работ «Большой подвиг маленького города, села» | Сотникова Ю.Г., Седова Ю.М. | 3 |
21. | До 17.04.2015 | Оформление литературной экспозиции «Память поколений» | Грибовская Т.В. | |
22. | До 17.04.2015 | Сверка списков ветеранов микрорайона, закреплённых за классами | Сотникова Ю.Г., Кл.рук. 5 -11 классы | 25 |
23. | 17.04.2015 | Конкурс рисунка «Война глазами детей» | Березовская О.В. | 100 |
24. | 20.04.- 20.05.2015 | Выставка- конкурс изобразительного искусства «Рисуют дети мир на планете» | Березовская О.В. | 110 |
25. | 30.04.2015 | Поздравление работников ш-ты им.А.А.Скочинского с юбилеем предприятия | Сотникова Ю.Г., Березовская О.В. | 50 |
26. | До 30.04.2015 | Оформление выставки рисунков «Голубь Мира» | Березовская О.В. | 70 |
27. | 21.04.2015 | Спортивные военно-патриотические соревнования «Юный воин» | Саенко Г.С., Загребная А.А. | 55 |
28. | 05.05-15.05.2015 | Конкурс-выставка фоторабот «Этих дней не умолкнет слава» | Онищенко Л.В. | 30 |
29. | 04.05-08.05.2015 | Оформление и распространение листовок-поздравлений с праздником Победы | Кл. руков. 1-11 классов | 200 |
30. | 05.05.2015 | Посещение Праздничного концерта, посвящённого 9 мая на базе ПТУ № 126 | Борисова М.В., Саенко Г.С. | 25 |
31. | 05.05.2015 | Просмотр кинофильма «Мы из будущего» | Сотникова Ю.Г., кл.рук. 1-11 классов | 200 |
32. | 04.05.- 08.05.2015 | Конкурс рисунков «Спасибо за мир!» | Березовская О.В. | 100 |
33. | 06.05.2015 | Торжественное мероприятие «Я помню! Горжусь!» с участием ветеранов микрорайона Бирюзова, по окончанию линейки ветераны запустили голубей мира (Статья «Именинники победы» // Угольщик № 3(178) 20 мая 2015г.); | Сотникова Ю.Г., Березовская О.В. | 200 |
34. | 06.05.2015 | Единый урок памяти с участием ветеранов ВОВ: 1-А,1-Б «Память ради будущего» 2-А, 2-Б «Этот День Победы» 3- А «Голубь Мира» 4-А «Нам дороги эти забыть нельзя» 6-А «Праздник со слезами на глазах» 7-А «Помнит мир спасённый» 8-А «Память ради будущего» 9-А «Почему наш посёлок носит имя маршала С.С.Бирюзова» 5-А,10-А, 11-А «Этих дней не смолкнет слава» | Кл.рук. 1-11 классов | 200 |
35. | 07.05.2015 | Посещение Митинга, посвящённого 9 мая на базе ДК Лидиевка памятник Н.И.Куценко | Сотникова Ю.Г.; Кл.руков. 8, 10-11 классов Демидова Т.П., Стороженко Я.П., Светличная Ю.А. | 40 |
36. | 08.05.2015 | Поздравление ветеранов ВОВ, которые проживают в микрорайоне школы с праздником Великой Победы (оказание адресной гуманитарной помощи совместно с детским самоуправлением Кировского района и организацией «Наследие Руси» | Сотникова Ю.Г., кл.рук. 5-11 классов | 60 |
37. | 09.05.2015 | Участие в Городском праздничном параде | Колинко О.В., Сопилова Н.Г. | 15 |
38. | 26.05.2015 | Организация получения гуманитарной помощи ветеранами Великой Отечественной войны (по инициативе ветеранской организацией посёлка Бирюзова ) | Сотникова Ю.Г., кл.рук. 5-11 классов | 30 |
39. | Апрель-май 2015 | Акция «Бессмертный полк», в рамках акции создать экспозицию «Бессмертный полк» | Сотникова Ю.Г., Онищенко Л.В. | 100 |
40. | 22.06.2015 | Вечер памяти «Об этом должен помнить каждый» | Сотникова Ю.Г., Березовская О.В., Соколова Т.В. | 30 |
41. | 01.09.- 04.09.2015 | Конкурс рисунков «Под мирным небом Донбасса!» | Васютинская Б.А., Березовская О.В. | 50 |
42. | 02.09.-10.09.2015 | Конкурс листовок «Прикоснись сердцем к подвигу» | Сотникова Ю.Г., Березовская О.В. | 80 |
43. | 04.09.2015 | Уроки мужества «Это нужно живым» | Сотникова Ю.Г., кл.руков. 1-11 классов | 200 |
44. | До 08.09.2015 | Изготовление и развешивание поздравительных открыток с Днём освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков жителей микрорайона Бирюзова | Васютинская Б.А., Кл.рук.5-11 классов | 25 |
45. | До 08.09.2015 | Оформление литературной экспозиции «Память поколений» | Грибовская Т.В. | 200 |
46. | До 08.09.2015 | Выпуск тематической стенгазеты «Как это было» | Седова Ю.М. | 5 |
47. | 08.09.2015 | Литературная композиция «Донбасс никто не ставил на колени!» | Сотникова Ю.Г., Васютинская Б.А. | 200 |
48. | 07.09.2015 | Возложение цветов к памятнику неизвестному солдату парк ш-ты Абакумова | Седова Ю.М. | 15 |
49. | 08.09.2015 | Возложение цветов к памятнику Николаю Куценко пос. Лидиевка | Колинко О.В. | 15 |
50. | 08.09.2015 | Посещение музея ВОВ на базе ДОШ № 101 | Сотникова Ю.Г., Борисова М.В., Сопилова Н.Г. | 30 |
51. | 11.09.2015 | Посещение музея ВОВ ДК им.А.Н.Островского | Барбула И.В. | 20 |
52. | 11.09.2015 | Осенний кросс, посвящённый 72 годовщине освобождения Донбасса | Саенко Г.С., Колесник А.С., кл.рук. 5-11 классов | 85 |
53. | 27.09.2015 | Театрализованное представление «Молодогвардейцам посвящается» | Сотникова Ю.Г., Позднякова Е.М. | 260 |
54. | 09.10.2015 | Родительский лекторий «Донеччина в годы Великой Отечественной войны» | Сотникова Ю.Г., Онищенко Л.В. | 100 |
55. | 02.11-06.11.2015 | Конкурс сочинений «70 лет назад» | Седова Ю.М., Позднякова Е.М. | 60 |
56. | 20.11.2015 | Литературное кафе «Эхо войны» | Грибовская Т.В., Седова Ю.М., Позднякова Е.М. | 30 |
57. | 04.12.2015 | Конкурс строя и песни «Парад победителей » | Сотникова Ю.Г., Саенко Г.С., Загребная А.А., Березовская О.В., кл.руков. 3-11 классов | 150 |
58. | до 25.12.2015 | Операция «Они обороняли Одессу» | Сотникова Ю.Г., Сопилова Н.Г. | 10 |
59. | до 25.12.2015 | Операция «Партизанскими тропами» (оформление информационного стенда) | Сотникова Ю.Г., Сопилова Н.Г. | 10 |
Прогнозируемые результаты:
Обновление системы патриотического воспитания ДОШ І-ІІІ ступеней №98, обеспечивающей формирование у обучающихся патриотического сознания и уважительного отношения к героическому наследию.
Расширение знаний обучающихся по истории Великой Отечественной Войны.
Рост активности и инициативности у воспитанников по оказанию помощи ветеранам ВОВ.
Усиление чувства гражданственности.
Установление партнёрства с другими социальными институтами с целью повышения эффективности деятельности всех участников проекта.
Начало исследовательской работы группы «Поиск» и расширение содержания её деятельности
Оценка эффективности проекта:
Проект по патриотическому воспитанию во внеурочное время «Навеки в памяти людской» состоит из ряда подсистем и может оцениваться:
- по результатам отдельных мероприятий и компаний;
- по действенности данной, конкретной подсистемы;
- по эффективности управления всей системой и её составными элементами.
Правильно сформулированная цель способствует исключению стихийности, придаёт процессу воспитания планомерный, осознанный характер.
Отдельное мероприятие не может сразу, сиюминутно сформировать у личности необходимые качества. Цель отдельного мероприятия - создание фундамента для зарождения и совершенствования необходимых качеств. Поэтому эффективность отдельного мероприятия можно оценить следующими критериями:
- проявление интереса школьников к той или иной информации;
- получение навыков и умений в процессе проведения мероприятия;
- оценки и суждения школьников о проводимом мероприятии;
- проявление инициативы, творчества, активности при проведении конкретного мероприятия.
Перспектива развития проекта.
Проект «Навеки в памяти людской» открыт для внесения изменений в любой этап деятельности, как со стороны обучающихся, так и всех участников проекта и других заинтересованных учреждений города и района. В перспективе планируется совместная работа с ветеранами воинами-афганцами и воинами-ополченцами.
Заключительное положение
Ознакомиться с материалами мероприятий (сценарии, презентации к мероприятиям, отчёты, фото, видео), проведённых в рамках проекта по патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время «Навеки в памяти людской» можно на персональном сайте заместителя директора по УВР Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 98 Сотниковой Юлии Геннадьевны http://multiurok.ru/shkafchik/files и https://disk.yandex.ua/client/disk.
.
1 http://dic.academic.ru