СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по экологии "Мы - дети Природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Просмотр содержимого документа
«Проект по экологии "Мы - дети Природы"»

Проект по экологии

«Мы – дети Природы»


СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение

1.1 Актуальность

1.2 Проблема

2. Основная часть

2.1 Целеполагание

2.2 Задачи проекта

2.3 Формы и методы работы с родителями

2.4 Тип проекта

2.5 Этапы реализации проекта

2.6 Ожидаемый результат

2.7 Участники проекта

2.8 План реализации проекта

2.9 Ресурсное обеспечение


3. Заключение


Список литературы




1. ВВЕДЕНИЕ


1.1 Актуальность

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Природа нашей родины поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: большие раздольные поля и степи, благоухающие тюльпанами, цветистого разнотравья просторы. Бескрайние степные равнины, на плодородных почвах, которых ранее расстилались целинные бархатистые ковры злаков, а ныне сплошь занятые полями пшеницы , великолепная цепь горных хребтов. Огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, разными животными.

В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.

Поэтому бережное отношение к природе и окружающей среде является важной традицией каждого человека. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы.

Данный проект предназначен для родителей, педагогов и детей. Он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта: образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, игры, развлечения, наблюдения и экскурсии, работа с родителями, природоохранные мероприятия.


1.2 Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание родителями и детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДУУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Основные цели проекта:

Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей среднего и старшего дошкольного возраста.


2.2 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

 Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

 Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

 Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

 Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

 Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

 Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: детский сад – дети – родители.

 Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.



2.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

Немаловажное значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

• Педагог-родитель;

• Педагог-ребенок-родитель.

 Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

 Проведение родительских собраний экологической направленности

 Совместное озеленение территории детского сада;

 Беседы с родителями о важности данной проблемы.

 Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми.

 Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

 Изготовление фотоальбомов.

 Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

 Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

 Проведение совместных экологических экскурсий.

 Участие родителей в субботниках.

 Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.


2.4 ТИП ПРОЕКТА

- по доминирующему методу: информационно-практико-ориентированный , собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

- по характеру содержания: ребенок + семья + природа.

- по продолжительности: долгосрочный (2 года).


2.5 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный ( сентябрь, октябрь 2013г)

Задачи этапа:

- Создание социальных и материальных условий для реализации проекта.

- Подбор и накопление литературы, наглядно-демонстративного материала .

- Изучение опыта дошкольных учреждений по данной проблеме.

- Разработка анкеты для определения уровня экологической культуры родителей.

- Поэтапное планирование на 2 года.

- Освоение методики экологического воспитания.


2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. (ноябрь, декабрь 2013г.)

Задачи этапа:

- Создание экологической среды в группе,

- Привлечение родителей к предстоящей практической работе в инновационном режиме;

- Разработка планов работы с родителями и детьми по формированию экологической культуры.


3 этап – практический (учебный год: 2013 – 2014, 2014 -2015.)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей. Практическая и теоретическая деятельность по реализации проекта.


4 этап – итоговый (апрель 2015г. )

Задачи этапа: обобщение результата деятельности педагогов, родителей, детей. Презентация проекта.



2.6 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Дети


Педагоги


Родители


  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.


  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

  • Пополнится развивающая среда в группе.

  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.

  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

  • Создание единого воспитательно -образовательного пространства ДУУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

  • Возможность участвовать в совместных экологических проектах.





2.7 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель.


2.8 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Сроки

Тема мероприятия

Ответственные


1 этап


Сентябрь-

октябрь


Выбор темы, вхождение в проблему, анализ ситуации;

определение основных целей и задач инновационного проекта ;

поэтапное планирование на 2 года; освоение методики экологического воспитания.

Разработать анкету для определения уровня экологической культуры родителей.

Воспитатели


2 этап


Ноябрь

Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей практической работе в инновационном режиме; разработка планов работы с родителями и детьми по формированию экологической культуры.

Провести родительское собрание «Экологическая культура родителей» с целью привлечения родителей к участию в проекте.

«Экологический десант» – провести субботник с родителями по уборке территории детского сада. Вовлечение родителей в совместный труд.

Воспитатели











Воспитатели, родители.



3 этап


Декабрь

Консультация:

«Зелёный мир на окне».

« Панорама добрых дел»:

«Птицам голодно зимой» (изготовление кормушек).

Воспитатели.



Родители.




Январь

Разработать совместно с родителями статью для газеты «Щелкунчик», выпускаемого в дошкольном учреждении, на тему «Как научить ребенка любить природу».

Зимняя экскурсия. Цель: показать детям, что природа не погибает, а как бы засыпает; понять, что почки являются настоящими листьями, спящими до весны; научиться различать деревья по силуэтам; понять, как растения приспособились переносить суровые условия зимы; уточнить роль снега для растений.

Родители, воспитатели.





Воспитатели.




Февраль

Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать, какой ущерб наносят отходы городу.

Создать рекламные листовки для мусорных урн: «Пусть город будет чистым!».

Разучивание пальчиковой гимнастики о природе.

Воспитатели.









Родители.



Воспитатели,

родители.



Март

«Клуб выходного дня» – провести экологическую прогулку по городу.

Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

Родители, дети


Воспитатели.



Апрель

Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!»

(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

Познакомить детей с природным явлением – ветер.

Изготовление вертушек дома.


Родители, дети.



Воспитатели, дети.

Родители.



Май

«Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада. Вовлечение родителей в совместный труд.

Информационная страничка – провести беседу с родителями на тему: «Огонь – беда для леса!». Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этой информации мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

Родители.





Воспитатели.



Июнь

«День полезных советов» – выступление родителей на тему: «Дом, в котором мы живем».

С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?


Воспитатели,

родители.



Июль

Оформить фотовыставку в группе «Природа нашего города».

За круглым столом «Сбережем родную природу»

Родители, воспитатели.

Родители, воспитатели.



Август

Изготовить совместно с детьми памятки «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

Составление гербария «Наши растения».


Родители, дети.



Родители, дети.



Сентябрь

Беседа с детьми «Дом под крышей голубой». Дать представление, что природа – наш общий дом.

Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речовки на экологические темы.


Воспитатели.



Родители.




Октябрь

Изготовить стенд из фотографий о субботнике «Вот как стало чисто!».

Путешествие в «Грибное царство». Познакомить детей и родителей с видами грибов.


Родители, воспитатели.


Воспитатели.



Ноябрь

Художественная мастерская «Природа за моим окном». Рисунки детей и родителей.

Познакомить детей с элементарными знаниями о круговороте воды в природе.


Родители, дети.



Воспитатели.



Декабрь

Беседа «Зимующие и перелетные птицы». Обобщить представление детей о жизни птиц.

День добрых дел: Изготовление кормушек для птиц.


Воспитатели, дети.


Родители.



Январь

Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.

Ознакомить с памяткой для родителей и детей

«Воспитание любви к природе».


Родители.



Воспитатели.



Февраль

Организация выставки :

«Зимняя сказка». Рисунки детей и родителей.

Совместное создание в группе огорода « Наш веселый огород». Установление партнерских отношений.


Родители, дети.



Воспитатели,

родители, дети.



Март

Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Воспитатели, родители.



4 этап


Апрель

Обобщение результата деятельности педагогов, родителей, детей.

Презентация проекта.


Воспитатели


Воспитатели


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:

1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.


ЛИТЕРАТУРА

1. Зенина Т.Н. « Наблюдения дошкольников за растениями и животными». Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

2. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

3. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

4. Николаева С.Н., «Ознакомление дошкольников с неживой природой». М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

7. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

8. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

9. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!