Проект по русскому языку
Паспорт проекта
Название проекта: «Ударим по безударным гласным»
Руководитель проекта: Щербакова Ольга Николаевна
Состав учащихся: 3 Б класс (2014-2015 уч. год)
Учебный предмет: русский язык
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, изо, технология
Тип проекта: информационный, краткосрочный, творческий, игровой
Цель проекта:
формирование умений видеть проблему и находить пути её решения, применять знания для решения конкретной проблемы.
Задачи проекта:
развивать умение видеть орфограмму в корне слова;
овладеть способом проверки слов с безударными гласными; -
сформировать умение обосновывать выбор гласной буквы в корне слова;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
Вопросы проекта:
Продукт проекта: составление памятки по работе с безударными гласными.
Презентация проекта: конкурсно - игровая программа «Своя игра»
Аннотация к проекту:
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Однако ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно в начальных.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение орфографической зоркости учащихся.
2. Снижение количества ошибок на правописание безударных гласных в корне слов.
Краткое содержание
Постановка проблемы
На уроке русского языка после очередного написания диктанта и проведения его анализа выяснилось, что ребята допускают много орфографических ошибок. Было проведено небольшое исследование каждым ребенком характера своих ошибок как в рабочих тетрадях, так и в контрольных. Ребята заполнили таблицу:
Мои ошибки |
Всего ошибок | Проверяемая безударная гласная в корне слова | Непроверяемая безударная гласная в корне слова | Парные звонкие и глухие согласные | Непроизносимые согласные | Замена и пропуск букв |
После обработки данных учащиеся были ознакомлены с результатом. Оказалось, что почти 30% всех ошибок приходится на орфограмму правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
Возникли вопросы:
- Только ли учащиеся нашего класса допускают такие ошибки?
- Почему мы допускаем ошибки?
- Что делать, чтобы добиться грамотного письма?
Планирование работы
В рамках недели русского языка в школе были проведены следующие мероприятия:
оформление стенгазеты «Эти опасные гласные»;
проведение единого диктанта для родителей, учеников и педагогов;
проведение интеллектуальной игры «Самый умный» по теме «Безударные гласные»;
проведение круглого стола «Как писать грамотно»;
внеклассное общешкольное мероприятие «Своя игра».
Ход работы над проектом
На уроке русского языка учащимся была предложена групповая работа над выявлением причин допуска ошибки на написание слов с безударными гласными в корне. Для этого им было предложено заполнить следующую таблицу.
Вопросы | Ответы | Знания и умения необходимые для этого |
Что надо проверять? | (безударную гласную) | (безошибочно ставить ударение в слове) |
Где надо проверять? | (в корне слова) | (умение находить корень слова) |
Как надо проверять? | (подобрать родственное слово или изменить форму) | (различать родственные слова и формы слова) |
Чем надо проверять? | (ударением) | (безошибочно ставить ударение в словах) |
После заполнения и анализа данной таблицы ребята смогли сформулировать причины допуска ошибок на данное правило и попытались определить пути работы по устранению этой ошибки. Одним из предложений было запоминать, как пишутся слова.
Поэтому мы решили провести эксперимент по запоминанию слов с безударными гласными. Ребята разделились на 4 команды и получили задание выполнить презентацию слов по темам для дальнейшего их запоминания. Темы были предложены следующие: «Зима», «Весна», «Осень», «Лето» (работа одной из групп представлена на моем персональном сайте https://multiurok.ru/files/slova-s-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie-slova-na-t.html).
С выполненными презентациями ребята выступили на круглом столе «Как писать грамотно».
Кроме того, каждая из групп составила памятку по работе над безударной гласной. Вот одна из них:
Памятка по проверке безударной гласной в корне слова
Ставлю ударение в слове.
Выделяю корень.
Определяю позицию гласной в корне.
Подбираю проверочное слово, если гласная безударная.
Чтобы подобрать проверочное слово надо: |
изменить форму слова | подобрать родственное слово |
один – много (зима – зимы) | маленький предмет (ковёр – коврик) |
много – один (мячи – мяч) | имя существительное (цветной – цвет) |
| имя прилагательное (длина – длинный) |
| глагол (резьба – резать) |
Участвовали ребята и их родители в написании единого диктанта. Выяснилось, что ошибки на правописание безударных гласных делают 25% взрослых, участвовавших в написании диктанта.
Учителями школы был проведен мастер-класс для родителей и детей по теме «Разновидности упражнений для выработки правописания безударных гласных в корне слова», на котором участники познакомились с различными видами упражнений и тренажеров для развития умения быстро и правильно подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне слова.
Творческая группа нашего класса выполнила стенгазету «Эти опасные гласные»:
В интеллектуальной игре «Самый умный» ребята нашего класса заняли 1 и 2 места, стала победителем команда нашего класса в конкурсно-игровой программе «Своя игра».
Выпиши слово, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограмму, через тире напиши проверочное слово, поставь ударение.