СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по педагогической технологии творческого развития "Статистика-дизайн информации"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок, соединяющий две предметные области: математику и информатику.  Используется программп Excel параллельно с темой «Статистика-дизайн информации».. 

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по педагогической технологии творческого развития "Статистика-дизайн информации"»

МБОУ «Старошешминская СОШ», Нижнекамский муниципальный район, Республика Татарстан

учитель математики: Зубатова Любовь Ивановна




Интегрированный урок по математике в 9 классе по теме:

«Статистика – дизайн информации»

Цели урока:

дидактическая: формировать умения первичной обработки статистических данных; наглядно изображать и анализировать количественную информацию средствами MicrosoftExcel;

психологическая: обучать умению математически грамотно проводить рассуждения; развивать творческое мышление учащихся;

воспитательная: на примерах заданий исследовательского характера показать практическую значимость данной темы, связь математики с другими предметами; роль компьютерной технологии в решении статистических задач; прививать учащимся культуру общения в группе.

Задачи:

• изучить основные понятия математической статистики;

• провести исследовательскую работу;

• показать ее практическое применение.


Оборудование:

• интерактивная доска;

• компьютеры;

• проектор и экран;

• раздаточный материал

  • презентация


Структура технологии урока творческого развития

Этапы урока

время

задачи

деятельность

результаты

1.Ориентировочно-мотивационный

10мин

1.Проверка творческих заданий (групповая работа).

2. Выравнивание знаний, ориентировка в изучаемом материале.

3. Создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала; формулирование учебной задачи.

4. Рефлексия и самооценка

1.Проверка творческих домашних заданий (проектная работа по группам).

2.Составление

кроссвордов по теме «Математическая статистика». Лучшие работы поместить в копилку «Ученических идей».

3. Выравнивание знаний.

•Повторить новые термины, принятые в статистике.

•Закрепить знания при решении задач ГИА.

•Восстановить алгоритм обработки статистических данных.

Готовность учащихся к восприятию нового материала






2.Операционально исполнительский этап

30мин

1.Решение учебной задачи опирается на принципы проблемного обучения. Поэтапное формирование умственных действий. Содание полной ориентировочной основы действий.

2. Учебная задача решается по принципу программного обучения: а) не выполнив один шаг, нельзя перейти к другому; б) выполнение задания немедленно подвергается самоконтролю, самооценке и самокоррекции; в) результаты каждого шага оцениваются.

3. Решение учебной задачи происходит только через самостоятельную учебную деятельность: это личное участие каждого при решении учебных заданий, формулирование выводов; при моделировании проектов.

4. Организация защиты проектов.

1.Работа в группах по графическому моделированию статистических данных.

2. Работа в программеExcel.

3. Защита проектов.

Результаты исследовательских заданий, связанных со статистическими данными класса:

1.Сколько времени в день мы тратим на выполнение домашнего задания.

2.Сколько часов в сутки у нас уходит на разговоры по мобильному телефону.

3.Каковы результаты пробных ГИА в классе.

3.Рефлексивно-оценочный этап.

5мин

1.Предьявление учащимся обобщающих вопросов.

2.Итоговая самооценка результатов учебной деятельности с учётом промежуточных оценок.

3. Предъявление домашнего задания на трёх уровнях: программном,полутворческом и творческом.


Выставляется отметка за работу над проектом с учётом вложенного труда.



Актуализация опорных знаний


1. Чем занимается наука «Математическая статистика»?

Статистика - наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе.

2. Какие основные характеристики вы знаете?

Среднее арифметическое ряда чисел, размах ряда чисел, мода ряда чисел, медиана упорядоченного ряда.


3. Дайте определение среднего арифметического.

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.


4. Что такое размах?

Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

5. Что называется модой?

Модой ряда чисел называется число, чаще других встречающееся в данном ряду.

6. Всегда ли можно найти моду?

Если в ряду чисел нет повторяющихся значений, то моды в ряду нет.


7. Сформулируйте определение медианы.

Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

8. Для того чтобы видеть статистические данные в динамике, как их полезно оформить?

Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона, столбчатой диаграммы.


9. Какие виды диаграмм вы знаете?

столбчатые диаграммы; круговые диаграммы; гистограммы.

10. В каких изучаемых вами дисциплинах встречаются диаграммы, гистограммы, полигоны?

Математика, биология, химия, история, информатика.

11. В какой программной среде можно обработать (просчитать) и представить в удобной форме статистические данные?

MicrosoftExcel – электронные таблицы


12. С теми данными, которые вы приготовили для урока можно ли с ними работать в электронных таблицах?Если нет, то, что для этого нужно сделать?

В зависимости от задачи, надо подготовить данные для их обработки на компьютере.


Задачи ГИА

Задача 1

В таблице приведены данные о возрастном составе участников школьной олимпиады по математике среди 9-11 классов:


Возраст

(сколько лет)


13


14


15


16


17


Число участников


1


7


9


8


2


Найдите размах, моду и медиану возрастов участников олимпиады.

Решение. Размах определяется как разность между наибольшим и наименьшим значением возрастов участников олимпиады: R = 17 – 13 = 4.

Мода – это наиболее часто встречающийся возраст среди участников олимпиады: Мо = 15.

Так как число участников олимпиады нечётно (1+7+9+8+2=27), то медиана определяется как число, записанное посередине в упорядоченном ряде возрастов:

13, 14, 14, 14, 14, 14, 14, 14, 15,15,15,15,15,15,15,15,15, 16,16,16,16,16,16,16,16, 17, 17.

Ме = 15.

Ответ: 4; 15; 15.

Комментарий. При нахождении медианы учащиеся могут не выписывать весь ряд участников, а посчитать, на какой возраст попадает середина упорядоченной выборки возрастов (27 : 2 = 13,5). Округляя до целого числа, получим 14. Число участников с возрастом менее 15 равно 1 + 7 = 8 – это меньше, чем 14, а число участников с возрастом , меньшим либо равным 15, равно 1 + 7 + 9 = 17 – это больше, чем 14. Следовательно, Ме = 15.


Задача 2

Записана стоимость (в рублях) глазированных сырков «Неженка» в магазинах микрорайона: 16, 22, 25, 33, 14, 17, 20. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?



Задача 3

Записан рост ( в сантиметрах) пяти учащихся: 158, 166, 134, 130, 132. На сколько отличается среднее арифметическое этого наборачисел от его медианы?

Задача 4

В таблице приведены данные о возрастном составе участников школьных соревнований:

Возраст

(сколько лет)


7


8


9


10


11


12


13


14


15

Число участников

1

2

3

6

5

3

2

2

1


Найти среднее арифметическое, моду и медиану возрастов участников соревнований.

Приложение 1

Карточка самооценки

Оцени свою работу:

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.

- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.



задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

итоговая

отметка












Результаты ученического проектирования

Задача 1.

Сколько времени мы тратим на выполнение домашнего задания в день?

Размах ряда: 3

Мода ряда: 1

Среднее арифметическое ряда: 2,4

Медиана: 2,25


Задача 2

Сколько часов в сутках у нас уходит на разговоры по мобильному телефону?

Варианта

2

3

5

6

7

8

9

10

Кратность

6

3

2

11

9

3

5

1


Варианта

2

3

5

6

7

8

9

10

Частота

0,15

0,075

0,05

0,275

0,225

0,075

0,125

0,025
















Задача 3

Каковы результаты пробных экзаменов (ГИА) по математике в нашем классе?

Сравнительные графики первого и последнего пробных ГИА










Первый пробный ГИА














Варианта

Кратность

Варианта

Частота


Варианта

Частота в (%)

2

1


2

0,08


2

8

3

1


3

0,08


3

8

4

1


4

0,08


4

8

5

1


5

0,08


5

8

6

2


6

0,15


6

15

7

2


7

0,15


7

15

8

1


8

0,08


8

8

9

1


9

0,08


9

8

13

1


13

0,08


13

8

18

2


18

0,15


18

15


































Последний пробный ГИА
















Варианта

Кратность


Варианта

Частота

Варианта

Частота в (%)

1

1


1

0,08


1

8

2

1


2

0,08


2

8

3

1


3

0,08


3

8

5

1


5

0,08


5

8

9

1


9

0,08


9

8

11

3


11

0,23


11

23

17

1


17

0,08


17

8

18

2


18

0,15


18

15

25

1


25

0,08


25

8

26

1


26

0,08


26

8


Анализ полученных результатов


Проведя исследования школьной жизни своего класса учащиеся сопоставили время, потраченное на телефонные разговоры и время, используемое на выполнение домашней работы. Не эффективное распределение учебного времени отражается на результатах подготовки к пробным ГИА.

На выполнение домашнего задания у учащихся класса в среднем уходит 1,5 часа.

На разговоры по мобильному телефону учащиеся класса тратят в среднем 6,2 часа.

Сравнительный анализ первого и последнего пробных экзаменов показал: средний балл за первый пробный экзамен-7,5; средний балл за последний пробный экзамен-11,7.

Результаты пробных ГИА показали, что динамика обучения есть, но могло быть лучше.


Заключение

Занимаясь проектной деятельностью, ученик может сам определиться с уровнем выбираемых заданий: заданий, не выходящих за рамки школьной программы или заданий, требующих дополнительной творческой работы, включающей элементы исследовательского характера. Результаты выбора школьниками уровня деятельности могут помочь им с определением дальнейшего профиля обучения. Ребята в каждой группе назначили ответственных за сбор информации, подбор материала из учебника и других пособий, за оформление отдельных слайдов и т.д.

В течение всей деятельности по созданию проектов учащиеся объединений прошли три основных этапа:

• умение выделять и формулировать проблему;

• умение искать эффективные средства решения проблемы (план предстоящей исследовательской работы с привлечением собственного интеллектуального опыта);

• умение оформлять результаты в виде таблиц, позволяющих зрительно проанализировать и оценить соответствие результата заявленной проблеме;

• умение работать с электронными таблицами: создавать на основе данных диаграммы, графики, гистограммы.

Ученическая проектная деятельность полезна не только для учащихся, но и для самореализации педагога не только как учителя, но и как воспитателя.



Список использованных источников и литературы

  1. Мордкович А.Г.. Алгебра -9. Часть 1. Учебник (базовый уровень), Издательство «Мнемозина», 2010г.

  2. Мордкович А.Г.. Алгебра -9. Часть 1. Задачник (базовый уровень), Издательство «Мнемозина», 2010г.

  3. Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития. Методическое пособие. Уфа, Издательство «Творчество», 2003г.

  4. Организация проектной деятельности в современной школе; О-641 сб. науч. - метод.тр. /под ред. Пестеревой В. Л., Перм. гос. пед. ун-т. Пермь 2006.-160 с.

  5. Материалы II Республиканского обучающего семинара «Организация научно-исследовательской деятельности школьников», Нижнекамск, Издательство ЗАО «Новое знание», 2009г.

  6. Единый государственный экзамен 2010-2011. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Центр, 2010-20011.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!