МБОУ «Старошешминская СОШ», Нижнекамский муниципальный район, Республика Татарстан
учитель математики: Зубатова Любовь Ивановна
Интегрированный урок по математике в 9 классе по теме:
«Статистика – дизайн информации»
Цели урока:
дидактическая: формировать умения первичной обработки статистических данных; наглядно изображать и анализировать количественную информацию средствами MicrosoftExcel;
психологическая: обучать умению математически грамотно проводить рассуждения; развивать творческое мышление учащихся;
воспитательная: на примерах заданий исследовательского характера показать практическую значимость данной темы, связь математики с другими предметами; роль компьютерной технологии в решении статистических задач; прививать учащимся культуру общения в группе.
Задачи:
• изучить основные понятия математической статистики;
• провести исследовательскую работу;
• показать ее практическое применение.
Оборудование:
• интерактивная доска;
• компьютеры;
• проектор и экран;
• раздаточный материал
Структура технологии урока творческого развития
Этапы урока | время | задачи | деятельность | результаты |
1.Ориентировочно-мотивационный | 10мин | 1.Проверка творческих заданий (групповая работа). 2. Выравнивание знаний, ориентировка в изучаемом материале. 3. Создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала; формулирование учебной задачи. 4. Рефлексия и самооценка | 1.Проверка творческих домашних заданий (проектная работа по группам). 2.Составление кроссвордов по теме «Математическая статистика». Лучшие работы поместить в копилку «Ученических идей». 3. Выравнивание знаний. •Повторить новые термины, принятые в статистике. •Закрепить знания при решении задач ГИА. •Восстановить алгоритм обработки статистических данных. | Готовность учащихся к восприятию нового материала |
| | | | |
2.Операционально исполнительский этап | 30мин | 1.Решение учебной задачи опирается на принципы проблемного обучения. Поэтапное формирование умственных действий. Содание полной ориентировочной основы действий. 2. Учебная задача решается по принципу программного обучения: а) не выполнив один шаг, нельзя перейти к другому; б) выполнение задания немедленно подвергается самоконтролю, самооценке и самокоррекции; в) результаты каждого шага оцениваются. 3. Решение учебной задачи происходит только через самостоятельную учебную деятельность: это личное участие каждого при решении учебных заданий, формулирование выводов; при моделировании проектов. 4. Организация защиты проектов. | 1.Работа в группах по графическому моделированию статистических данных. 2. Работа в программеExcel. 3. Защита проектов. | Результаты исследовательских заданий, связанных со статистическими данными класса: 1.Сколько времени в день мы тратим на выполнение домашнего задания. 2.Сколько часов в сутки у нас уходит на разговоры по мобильному телефону. 3.Каковы результаты пробных ГИА в классе. |
3.Рефлексивно-оценочный этап. | 5мин | 1.Предьявление учащимся обобщающих вопросов. 2.Итоговая самооценка результатов учебной деятельности с учётом промежуточных оценок. 3. Предъявление домашнего задания на трёх уровнях: программном,полутворческом и творческом. | Выставляется отметка за работу над проектом с учётом вложенного труда. | |
Актуализация опорных знаний
1. Чем занимается наука «Математическая статистика»? | Статистика - наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. |
2. Какие основные характеристики вы знаете? | Среднее арифметическое ряда чисел, размах ряда чисел, мода ряда чисел, медиана упорядоченного ряда. |
3. Дайте определение среднего арифметического. | Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. |
4. Что такое размах? | Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. |
5. Что называется модой? | Модой ряда чисел называется число, чаще других встречающееся в данном ряду. |
6. Всегда ли можно найти моду? | Если в ряду чисел нет повторяющихся значений, то моды в ряду нет. |
7. Сформулируйте определение медианы. | Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. |
8. Для того чтобы видеть статистические данные в динамике, как их полезно оформить? | Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона, столбчатой диаграммы. |
9. Какие виды диаграмм вы знаете? | столбчатые диаграммы; круговые диаграммы; гистограммы. |
10. В каких изучаемых вами дисциплинах встречаются диаграммы, гистограммы, полигоны? | Математика, биология, химия, история, информатика. |
11. В какой программной среде можно обработать (просчитать) и представить в удобной форме статистические данные? | MicrosoftExcel – электронные таблицы |
12. С теми данными, которые вы приготовили для урока можно ли с ними работать в электронных таблицах?Если нет, то, что для этого нужно сделать? | В зависимости от задачи, надо подготовить данные для их обработки на компьютере. |
Задачи ГИА
Задача 1
В таблице приведены данные о возрастном составе участников школьной олимпиады по математике среди 9-11 классов:
Возраст (сколько лет) | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Число участников | 1 | 7 | 9 | 8 | 2 |
Найдите размах, моду и медиану возрастов участников олимпиады.
Решение. Размах определяется как разность между наибольшим и наименьшим значением возрастов участников олимпиады: R = 17 – 13 = 4.
Мода – это наиболее часто встречающийся возраст среди участников олимпиады: Мо = 15.
Так как число участников олимпиады нечётно (1+7+9+8+2=27), то медиана определяется как число, записанное посередине в упорядоченном ряде возрастов:
13, 14, 14, 14, 14, 14, 14, 14, 15,15,15,15,15,15,15,15,15, 16,16,16,16,16,16,16,16, 17, 17.
Ме = 15.
Ответ: 4; 15; 15.
Комментарий. При нахождении медианы учащиеся могут не выписывать весь ряд участников, а посчитать, на какой возраст попадает середина упорядоченной выборки возрастов (27 : 2 = 13,5). Округляя до целого числа, получим 14. Число участников с возрастом менее 15 равно 1 + 7 = 8 – это меньше, чем 14, а число участников с возрастом , меньшим либо равным 15, равно 1 + 7 + 9 = 17 – это больше, чем 14. Следовательно, Ме = 15.
Задача 2
Записана стоимость (в рублях) глазированных сырков «Неженка» в магазинах микрорайона: 16, 22, 25, 33, 14, 17, 20. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
Задача 3
Записан рост ( в сантиметрах) пяти учащихся: 158, 166, 134, 130, 132. На сколько отличается среднее арифметическое этого наборачисел от его медианы?
Задача 4
В таблице приведены данные о возрастном составе участников школьных соревнований:
Возраст (сколько лет) | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Число участников | 1 | 2 | 3 | 6 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 |
Найти среднее арифметическое, моду и медиану возрастов участников соревнований.
Приложение 1
Карточка самооценки
Оцени свою работу:
- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.
- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | итоговая |
отметка | | | | | | | | | | |
Результаты ученического проектирования
Задача 1.
Сколько времени мы тратим на выполнение домашнего задания в день?
Размах ряда: 3
Мода ряда: 1
Среднее арифметическое ряда: 2,4
Медиана: 2,25
Задача 2
Сколько часов в сутках у нас уходит на разговоры по мобильному телефону?
Варианта | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кратность | 6 | 3 | 2 | 11 | 9 | 3 | 5 | 1 |
Варианта | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Частота | 0,15 | 0,075 | 0,05 | 0,275 | 0,225 | 0,075 | 0,125 | 0,025 |
| | | | | | | | |
Задача 3
Каковы результаты пробных экзаменов (ГИА) по математике в нашем классе?
Сравнительные графики первого и последнего пробных ГИА | |
| | | | | | | |
Первый пробный ГИА | | | | | |
| | | | | | | |
Варианта | Кратность | Варианта | Частота | | Варианта | Частота в (%) |
2 | 1 | | 2 | 0,08 | | 2 | 8 |
3 | 1 | | 3 | 0,08 | | 3 | 8 |
4 | 1 | | 4 | 0,08 | | 4 | 8 |
5 | 1 | | 5 | 0,08 | | 5 | 8 |
6 | 2 | | 6 | 0,15 | | 6 | 15 |
7 | 2 | | 7 | 0,15 | | 7 | 15 |
8 | 1 | | 8 | 0,08 | | 8 | 8 |
9 | 1 | | 9 | 0,08 | | 9 | 8 |
13 | 1 | | 13 | 0,08 | | 13 | 8 |
18 | 2 | | 18 | 0,15 | | 18 | 15 |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Последний пробный ГИА | | | | | | | |
| | | | | | | |
Варианта | Кратность | | Варианта | Частота | Варианта | Частота в (%) |
1 | 1 | | 1 | 0,08 | | 1 | 8 |
2 | 1 | | 2 | 0,08 | | 2 | 8 |
3 | 1 | | 3 | 0,08 | | 3 | 8 |
5 | 1 | | 5 | 0,08 | | 5 | 8 |
9 | 1 | | 9 | 0,08 | | 9 | 8 |
11 | 3 | | 11 | 0,23 | | 11 | 23 |
17 | 1 | | 17 | 0,08 | | 17 | 8 |
18 | 2 | | 18 | 0,15 | | 18 | 15 |
25 | 1 | | 25 | 0,08 | | 25 | 8 |
26 | 1 | | 26 | 0,08 | | 26 | 8 |
Анализ полученных результатов
Проведя исследования школьной жизни своего класса учащиеся сопоставили время, потраченное на телефонные разговоры и время, используемое на выполнение домашней работы. Не эффективное распределение учебного времени отражается на результатах подготовки к пробным ГИА.
На выполнение домашнего задания у учащихся класса в среднем уходит 1,5 часа.
На разговоры по мобильному телефону учащиеся класса тратят в среднем 6,2 часа.
Сравнительный анализ первого и последнего пробных экзаменов показал: средний балл за первый пробный экзамен-7,5; средний балл за последний пробный экзамен-11,7.
Результаты пробных ГИА показали, что динамика обучения есть, но могло быть лучше.
Заключение
Занимаясь проектной деятельностью, ученик может сам определиться с уровнем выбираемых заданий: заданий, не выходящих за рамки школьной программы или заданий, требующих дополнительной творческой работы, включающей элементы исследовательского характера. Результаты выбора школьниками уровня деятельности могут помочь им с определением дальнейшего профиля обучения. Ребята в каждой группе назначили ответственных за сбор информации, подбор материала из учебника и других пособий, за оформление отдельных слайдов и т.д.
В течение всей деятельности по созданию проектов учащиеся объединений прошли три основных этапа:
• умение выделять и формулировать проблему;
• умение искать эффективные средства решения проблемы (план предстоящей исследовательской работы с привлечением собственного интеллектуального опыта);
• умение оформлять результаты в виде таблиц, позволяющих зрительно проанализировать и оценить соответствие результата заявленной проблеме;
• умение работать с электронными таблицами: создавать на основе данных диаграммы, графики, гистограммы.
Ученическая проектная деятельность полезна не только для учащихся, но и для самореализации педагога не только как учителя, но и как воспитателя.
Список использованных источников и литературы
Мордкович А.Г.. Алгебра -9. Часть 1. Учебник (базовый уровень), Издательство «Мнемозина», 2010г.
Мордкович А.Г.. Алгебра -9. Часть 1. Задачник (базовый уровень), Издательство «Мнемозина», 2010г.
Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития. Методическое пособие. Уфа, Издательство «Творчество», 2003г.
Организация проектной деятельности в современной школе; О-641 сб. науч. - метод.тр. /под ред. Пестеревой В. Л., Перм. гос. пед. ун-т. Пермь 2006.-160 с.
Материалы II Республиканского обучающего семинара «Организация научно-исследовательской деятельности школьников», Нижнекамск, Издательство ЗАО «Новое знание», 2009г.
Единый государственный экзамен 2010-2011. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Центр, 2010-20011.