СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «Части речи» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является продолжением темы «Части речи» (2 урок). По структуре этот урок является уроком закрепления изученного материала. Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают развитие логического мышления, речи, нацелены на то, систематизировать материал, совершенствовать практические навыки, повторить изученные орфограммы, помочь учащимся закрепить изученный материал.

    Закрепление материала идёт через создание проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения учащиеся активно овладевают знаниями и умениями, накапливают опыт творческой деятельности.  Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны. Осуществляется логический переход от одного этапа к другому. Чередуются формы работы с точки зрения их сложности. Используются разноуровневые задания, самостоятельная работа, наглядность, что способствует созданию ситуации успеха для всех учащихся класса. Организованы групповая, индивидуальная работа и работа в паре.

         Работа с корневыми орфограммами и возможностью самостоятельной проверки в электронном варианте делает контроль знаний по теме урока эффективным,  вызывает интерес учащихся, экономит время. Урок развивает, воспитывает ИКТ культуру учащихся. Учащиеся демонстрируют практические навыки: составляют таблицу «Самостоятельные части речи», распределяют слова по группам по трём орфограммам, определяют  части речи в словах, пословицах, приводят примеры изученных частей речи, называют их грамматические признаки.

                     Дидактический материал урока доступен для понимания, подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся данного класса, обеспечивает сознательное усвоение учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«1»

Приложение №1

ЧАСТЬ РЕЧИ

ИМЯ СУЩ.

ИМЯ ПРИЛАГ.

ГЛАГОЛ

ИМЯ ЧИСЛИТ.

МЕСТОИМЕНИЕ

ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА

КОЛИЧЕСТВО ИЛИ ПОРЯДОК ПРИ СЧЁТЕ

УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ,

НО НЕ НАЗЫВАЕТ ЕГО

ВОПРОСЫ

КТО? ЧТО?

КАКОЙ? КАКИЕ?

СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?








Просмотр содержимого документа
«3»

Приложение №3


Серёжа, три( ) пол лучше!

Я съела три( ) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила ( ).

Мама пила( ) апельсиновый сок.


Серёжа, три( ) пол лучше!

Я съела три( ) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила ( ).

Мама пила( ) апельсиновый сок.


Серёжа, три( ) пол лучше!

Я съела три( ) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила ( ).

Мама пила( ) апельсиновый сок.


Серёжа, три( ) пол лучше!

Я съела три( ) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила ( ).

Мама пила( ) апельсиновый сок.


Серёжа, три( ) пол лучше!

Я съела три( ) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила ( ).

Мама пила( ) апельсиновый сок.


Серёжа, три( ) пол лучше!

Я съела три( ) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила ( ).

Мама пила( ) апельсиновый сок.


Серёжа, три( ) пол лучше!

Я съела три( ) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила ( ).

Мама пила( ) апельсиновый сок.




Просмотр содержимого документа
«4»

Приложение №4

1 уровень.

Прочитай, вставь пропущенные слова. Укажи, какой частью речи они являются?

Добрая ---------- добавит разума ума.
Кто мать и отца почитает, тот вовек не -------------.
Самое ценное и ------------ на свете – это родители.

Слова для справок: погибает, семья, дорогое.



2 уровень.

От существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы.
Веселье – __________________________________________________________
Холод – __________________________________________________________
Мороз – __________________________________________________________
Зелень – __________________________________________________________



3 уровень.

Убери лишнее слово. Объясните, почему слово лишнее.                                                          

Ночь, ночной, ночлег, ночёвка
Космический, космос, ракета, космонавт
Венера, планета, Меркурий, Сатурн
Звезда, мерцает, светит, падает
Ночное, небо, звёздное, ясное







Просмотр содержимого документа
«рус.урок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края






ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

«Части речи»

4класс







Номинация: Современные образовательные технологии

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ




Автор - составитель:

учитель начальных классов

Левина Любовь Петровна





ст. Озёрки

2015 год

Пояснительная  записка


Тема урока: «Части речи»

Класс: 4 класс

УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. 1 часть. Просвещение 2014 год

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для:

  • закрепления ЗУН учащихся об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных;

  • совершенствования умения учащихся определять изученные части речи,умения правильно употреблять их в речи.

Развивающие:

Создать условия для:

  • развития орфографической зоркости;

  • развития речи;

  • развития мышления, внимания, умения наблюдать, сравнивать делать выводы.

Воспитательные:

Создать условия для:

  • воспитания интереса к родному языку, изучаемому предмету;

  • воспитания взаимопомощи, сотрудничества.


Планируемые результаты
Предметные:

  • уметь различать части речи по вопросам;

  • закреплять умениенаходить характерные признаки каждой части речи;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • подбирать примеры изученных частей речи.


Метапредметные
Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
    Познавательные УУД:

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
    Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.


Личностные результаты:

  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • формирование мотивации к здоровому образу жизни.


Образовательные ресурсы:

Оборудование:

  • Классная доска, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.

Демонстрационный материал:

  • мультимедийная презентация;

  • орфографический словарь;

  • карточки для составления таблицы «Самостоятельные части речи»;

  • «Ромашка» для рефлексии.

Дидактический материал:

  • карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы.





Данный урок является продолжением темы «Части речи» (2 урок). По структуре этот урок является уроком закрепления изученного материала. Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают развитие логического мышления, речи, нацелены на то, систематизировать материал, совершенствовать практические навыки, повторить изученные орфограммы, помочь учащимся закрепить изученный материал.

Закрепление материала идёт через создание проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения учащиеся активно овладевают знаниями и умениями, накапливают опыт творческой деятельности. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны. Осуществляется логический переход от одного этапа к другому. Чередуются формы работы с точки зрения их сложности. Используются разноуровневые задания, самостоятельная работа, наглядность, что способствует созданию ситуации успеха для всех учащихся класса. Организованы групповая, индивидуальная работа и работа в паре.

Работа с корневыми орфограммами и возможностью самостоятельной проверки в электронном варианте делает контроль знаний по теме урока эффективным, вызывает интерес учащихся, экономит время. Урок развивает, воспитывает ИКТ культуру учащихся. Учащиеся демонстрируют практические навыки: составляют таблицу «Самостоятельные части речи», распределяют слова по группам по трём орфограммам, определяют части речи в словах, пословицах, приводят примеры изученных частей речи, называют их грамматические признаки.

Дидактический материал урока доступен для понимания, подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся данного класса, обеспечивает сознательное усвоение учебного материала.


Педагогический и методический сценарий урока

Этапы урока

Задачи этапа

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Создание условий для:

-доверительной атмосферы.

Коммуникативные УУД:

-умение строить продуктивное взаимодействие с партнёром.






Посмотрите внимательно на своего друга, улыбнитесь ему. Садитесь.

Все вместе хором:

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорей друзья за дело.



2.Мобилизующий этап

Создание условий для:

-положительного настроя на работу;

-эмоционального подъёма.

Личностные УУД:

-действие нравственно- этического оценивания

Наш урок мы начнём с упражнения «Звездопад»

Закройте глаза, представьте, что вы смотрите на ночное небо, а на нём много-много звёзд. И вот одна звезда падает, откройте глаза, загадайте желание и продолжите фразу: я хочу, чтобы наш урок был…



Ребята, а при каких условиях урок будет удачным? Урок будет удачным, если…












Дети продолжают фразу:

я хочу, чтобы наш урок был…




Дети продолжают фразу:

Урок будет удачным, если…

3. Минутка чистописания

Создание условий для:

-актуализации полученных знаний;

-активизации мыслительной деятельности;

-совершенствова-ния каллиграфии.

Познавательные логические УУД:

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

КоммуникативныеУУД:

-умение слушать и вступать в диалог.

Откройте тетради,
запишите число и вид работы.
Двадцать первое октября.
Кла
ссная работа.

Какова цель минутки чистописания.



Чтобы достичь этой цели, отгадайте ребус:

(Презентация

Слайд 2)


- запишите букву из слова, которая обозначает звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный
д

Сколько соединений можно использовать?

Приведите пример

На доске:

д

ди дл де

Оформление записей в тетради.


Один ученик комментирует, называет орфограммы

Цель минутки чистописания:

-писать красиво, аккуратно, правильно.


Доска (в слове безударный гласный проверяемый ударением).














3-верхнее, нижнее, среднее

ди дл де



Проверка, самооценка.

4. Словарная работа

Создание условий для:

-знакомства с новым словарным словом;

-обогащения словарного запаса, развития связной речи.

Познавательные

общеучебные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и вступать в диалог.

Чтобы угадать новое слово нужно найти значение числового выражения: произведение чисел 4 и 3.

Как правильно записать это слово?



Давайте запишем слово в тетрадь.


Назовите все орфограммы, которые есть в этом слове.







Каково лексическое значение слова?






Ответ:12


Нужно посмотреть в орфографическом словаре.


Один ученик читает «орфографически».

Двенадцать.


Непроверяемый безударный гласный в корне слова, непроизносимый согласный в корне слова, парный согласный, мягкий знак показатель мягкости предыдущего согласного.

Так пишется число.

Самооценка.

5.Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка.


Создание условий для:

-активизации мыслительной деятельности;

-развития умения применять полученные знания в корневых орфограммах.

Познавательные УУД:
- развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц.

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные УУД:

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




Ребята, где вы встречались с числом двенадцать?

А я предлагаю 12 слов.

(Презентация

Слайд 3)

Светил, пробка, кормила, лодка,

дождь, устный, травка, звёздный,

забежала, честный, болел, местный.

Что это за слова:


Какие конкретно орфограммы?


(Презентация

Слайд 4,5,6,7)


На сколько групп разобьём?



Дети отвечают (12 месяцев в году и т.д.)











Это слова с орфограммами в корне.


-проверяемый безударный гласный в корне слова;

-парный согласный в корне слова;

-непроизносимый согласный.

Разобьём на 3 группы.

Работают в группе.

Проверка, самооценка.

6.Целеполагание.

Создание условий для:

-актуализации полученных знаний;

-уточнения представлений о частях речи.











Регулятивные УУД:

-формулирование учащимися темы урока, постановка целей урока.


Познавательные УУД

общеучебные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Ребята, на какие группы разделили слова?

Какие?



Что общего между этими частями речи?


Какие ещё самостоятельные части речи вы знаете?


А почему они называются самостоятельными?






Все ли части речи можно назвать самостоятельными?


А теперь определите тему нашего урока.



Тип урока?


Определите цели нашей работы.



А что нужно для того чтобы мы достигли этих целей?



Это части речи.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Это самостоятельные части речи.




Местоимение, числительное, наречие.



Самостоятельные части речи — это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, количества предметов)


Есть ещё служебные (союз, частица, предлог)

Тема нашего урока: «Части речи»

Закрепление изученного материала.

Мы должны закрепить знания о частях речи, различать части речи, приводить примеры.




Мы должны работать дружно…

7. Закрепление   изученного материала.

7.1.Составление таблицы «Самостоятельные части речи»

Создание условий для:

-уточнения представлений об изученных частях речи.

Познавательные УУД:

-устанавливать причинно-следственные связи при составлении таблицы;

-синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

Ребята, перед нами таблица, но она не заполнена. Сможем ли мы её заполнить?

Как бы вы назвали нашу таблицу?


Приложение №1


Дети выходят к доске и заполняют таблицу.




Самостоятельные части речи.


Самооценка.


7.2. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Проблемное задание.


Создание условий для:

-актуализации полученных знаний в новой ситуации.


Познавательные логические УУД:

-анализ слов с целью выделения необходимых признаков частей речи;


-умение строить речевое высказывание в устной форме.


Коммуникативные УУД:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.


Регулятивные УУД:

-формирование умения контроля и оценки

Ученик выполнял задание.

Но учитель поставил ему плохую оценку. Почему?

Приложение №2


Мы будем печь (сущ.) хлеб. Печь (сущ.) топится.

Какие?


А почему он ошибся?


Исправьте.


Дальше, ребята продолжите работать в парах.

Ваша цель работы?














Ученик сделал ошибки.






Он ошибся в определении части речи.

Потому что в предложениях были омонимы.

Мы будем печь (глагол) хлеб.




Исправить ошибки мальчика.

Работают в парах. Приложение №3

Серёжа, три( ?) пол лучше!

Я съела три(?) яблока.

На прилавке стояла новенькая пила(?).

Мама пила(?) апельсиновый сок.

Проверка. Оценка.

7.3.Физминутка

Создание условий для:

-восстановления физических и духовных сил;

-активизации внимания учащихся.

Личностные  УУД:

- формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Выполняет движения вместе с детьми.

Видео-http://www.youtube.com/watch?v=dz7bggLAjwM


Дети выполняют движения за героем физминутки.


7.4.Образование однокоренных слов других частей речи. Дифференциро-ванное задание.


Создать условия для:

-образования однокоренных слов разных частей речи.


Познавательные УУД:

-устанавливать причинно-следственные связи.


Регулятивные УУД:

-контроль и оценка результата учебной деятельности.

Ну, вот отдохнули, а теперь, поработаем.

Приложение №4

У вас на столе индивидуальные карточки. Посмотрите внимательно и скажите, какое задание будете выполнять?


Сформулируйте цель вашей работы.













Будем выполнять задание, которое по силам.

Нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи.

Индивидуальная работа.

Самооценка

Проверка..

7.5.Работа с пословицами.


Создать условия для:

-активизации мыслительной деятельности (формирование умения устанавливать причинно - следственные связи);

-развития умения строить рассуждения, аргументируя свои ответы.

Познавательные УУД:

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

-контроль и оценка результата учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-участие в коллективном обсуждении.


Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.


Приложение №5



Работа в группах







Век живи – век …..

Книга – ……….. окошко, но через него весь мир видно.

Тетрадь –…….. ученика.





Проверка. Оценка.

8.Диагностика достижения предметных результатов

Создание условий для:

-контроля над усвоением предметных результатов (для дальнейшей коррекции в работе)

Регулятивные УУД:

-контроль и оценка результата учебной деятельности.

А сейчас самостоятельная работа.

Приложение №6

Какое задание нужно выполнить?





Нужно вписать по два слова в каждую строку




Работают индивидуально.

Имя существительное…

Имя прилагательное…

Глагол…

Местоимение…

Имя числительное…

Самооценка.

9.Рефлексия. Метод АМО «Ромашка».

Создание условий для:

-анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности;

-выделение и осознание учащимися того, что хорошо усвоено и над чем надо поработать



Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с одноклассниками;

- формулирование и аргументация своего мнения.


Регулятивные УУД:

-формирование умения контроля и оценки;


Личностные УУД:

-оценивание качества и уровня усвоения материала;

-оценивание уровня удовлетворённости своей работой на уроке;

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Приложение №7

- на уроке я повторил…

-самым интересным для меня было…

- мне удалось…

- я порадовался за …

-я хочу поблагодарить…за…

-я могу похвалить себя…

Я думаю, что наш урок был не только веселым, но и полезным.
















Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, записанные на обратной стороне.


10.Творческое домашнее задание.

Создать условия для:

-развития и закрепления полученных знаний о частях речи;

-формирования исследовательского поведения учащихся.

Познавательные УУД:

- овладение способами учебной деятельности во время самостоятельной работы.

Задание на выбор:

- записать в по 2 слова каждой части речи;

-напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи»;

-сочините стихотворение, сказку, рассказ про части речи, или нарисуйте, как вы их себе представляете;

Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.

Записывают домашнее задание в дневник.



Литература:

  1. Бубнова И.А., Роговцева Н.И. Русский язык. Поурочные разработки.

Технологические карты уроков 4 класс.- Москва, Санкт-Петербург :Просвещение, 2014

  1. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.- М.: Просвещение, 2009

  2. Ушакова О.Д. 65 упражнений на все правила русского языка 4 класс. -Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2008г.

Интернет ресурсы:

Ребус-http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/rebusy-v-kartinkah-s-otvetami-dlja-1-4-klasa.html

Физминутка - http://www.youtube.com/watch?v=dz7bggLAjwM

Просмотр содержимого презентации
«Части речи»

Урок русского языка «Части речи » 4класс  Автор-составитель: учитель начальных классов МКОУ «Новоозёрская СОШ» Левина Л.П. 2015г.

Урок русского языка

«Части речи »

4класс

Автор-составитель:

учитель начальных классов

МКОУ «Новоозёрская СОШ»

Левина Л.П.

2015г.

доска

доска

Орфографическая минутка  светил , пробка, кормила, лодка, дождь, устный, травка, звёздный, забежала, честный, болел, местный

Орфографическая минутка

светил , пробка, кормила, лодка,

дождь, устный, травка, звёздный,

забежала, честный, болел, местный

Проверяем. безуд. Глас. В корне св е тил б о лел к о рмила заб е жала

Проверяем. безуд. Глас. В корне

св е тил

б о лел

к о рмила

заб е жала

Парн. Согласн. В корне про б ка ло д ка до жд ь тра в ка

Парн. Согласн. В корне

про б ка

ло д ка

до жд ь

тра в ка

непроизнос. Соглас. В корне ус т ный звёз д ный чес т ный мес т ный

непроизнос. Соглас. В корне

ус т ный

звёз д ный

чес т ный

мес т ный

? св е тил про б ка б о лел лодка к о рмила ус т ный заб е жала до жд ь звёз д ный тра в ка  чес т ный мес т ный

?

св е тил

про б ка

б о лел

лодка

к о рмила

ус т ный

заб е жала

до жд ь

звёз д ный

тра в ка

чес т ный

мес т ный

Литература и интернет- ресурсы

Литература и интернет- ресурсы

  • Ушакова О.Д. 65 упражнений на все правила русского языка 4 класс. -Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2008г.
  • http ://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/rebusy-v-kartinkah-s-otvetami-dlja-1-4-klasa.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!