СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект внеурочной деятельности по теме: "Старинные меры длины", 5 класс.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В повседневной жизни мы сталкиваемся с  математическими

величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные

вычисления. С современными единицами измерения длины мы

знакомы. Они удобны и понятны.

Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в

наше время?

Интересующие нас вопросы и послужили в выборе темы

проекта: «Старинные русские меры длины»

Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.

        Задачи:

• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена

на Руси;

• выяснить какими измерительными приборами измеряют длину

в настоящее время и пользовались в старинные времена;

• выяснить, в каких литературных источниках встречаются

названия старинных мер длины;

Просмотр содержимого документа
«Проект внеурочной деятельности по теме: "Старинные меры длины", 5 класс.»

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!

В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими

величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные

вычисления. С современными единицами измерения длины мы

знакомы. Они удобны и понятны.

Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в

наше время?

Интересующие нас вопросы и послужили в выборе темы

проекта: «Старинные русские меры длины»

Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.

Задачи:

• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена

на Руси;

• выяснить какими измерительными приборами измеряют длину

в настоящее время и пользовались в старинные времена;

• выяснить, в каких литературных источниках встречаются

названия старинных мер длины.


В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Мы попытались найти нужную информацию в сети Интернет и выяснить что это за величины.

МЕРА - способ определенья количества по принятой единице;

мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная,

линейная мера служит для означенья расстояний или величины линий.

В. И. Даль

Сажень – самая распространенная на Руси мера длины. Маховая сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. Маховая сажень = 1, 51 м. Косая сажень – расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Косая сажень = 2, 13 м. Саженей было больше десяти, которые применялись при измерение расстояний и в строительстве.

Верста (исконно русское) или поприще (книжное,церковнославянское) – первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Верста равна 1066,8 м. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё, и величины сажени. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотная верста").

Аршин – мера длины, равная длине вытянутой руки взрослого человека. Аршин = 71,12 см. Было и другое название этой меры – шаг.

Счёт производился парами шагов взрослого человека.

Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно от 38 см до 46 см соответственно.

Ладонь – 1/6 часть локтя. Ладонь = от 6 до 8 см.

Малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев. Малая пядь = 17,78 см.

Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца. Большая пядь = 22 см.

Вершок – длина верхней части указательного пальца. Вершок =4,5 см.

Перст – равен ширине указательного и среднего пальцев. Перст= 2 см.

Все меры были неточными т. к. у разных людей пальцы, руки, шаги разные. Только в XVIII веке после указа Петра I в России были установлены общие меры длины и введены новые.

Старинные меры длины мы часто встречаем в пословицах и в поговорках, во фразеологизмах. Мы не всегда понимаем их смысл, вот мы и решили в этих вопросах разобраться.


Пословицы, поговорки,

фразеологизмы

Значение

Слышно за версту.

Разговаривать очень громко.

Мерить версты.

Долго ходить, находиться в пути.

Косая сажень в плечах.

Говорят о сильном человеке, богатыре.

Всяк на свой аршин меряет.

Оценивать на свой вкус.

Общим аршином мерить.

Относиться ко всему как к обычным явлениям.

Один, как перст.

Говорят о человеке не имеющего родных.

Быть на вершок от

смерти.

Находиться в опасной ситуации.

От горшка два вершка, а

уже указчик.

Говорят о самонадеянном человеке, не

имеющего жизненного опыта.

От слова до дела – целая

верста.

Задумка сделать что-либо, да все не приступаешь к работе.

Рассмотрим несколько задач, связанных с использованием рукотворных мерок. В этих задачах нашли отражение не только практические применения русской системы мер длины, но и длительная история ее становления. Сюжеты задач не придумывались специально, одни из них были подсказаны повседневной жизнью, особенностями быта и традициями русского народа.

Вот например одна из них.

Заячий островок

Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал:

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минуты вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади?

Решение:

ширина =1 аршин=0,71м

длина=1сажень=2,13м

площадь=0,71 х 2,13=1,51(м2)

Ответ: максимальные размеры: 0,71м; 2,13м; 1,51м2

Проведём эксперимент: «Установление длины старинных русских мер опытным путем»

Из литературу по теме, мы выяснили, что каждая мера длины имеет приблизительное значение. Например, перст – старинное название пальца, его ширина около 2 см, вершок – около 4,4 см, пядь – около 18 см, локоть – колеблется от 38 до 46 см. Аршин – величина длиной в 71 см.

Для уточнения собранных нами данных мы решили повести эксперимент – установить опытным путем длины старинных русских мер. Были измерены косая и маховая сажень, аршин, локоть, ладонь, большая и малая пядь, вершок и перст. Все показатели мы внесли в таблицу. Вот что у нас получилось.



Антон

Александр Ко

Александр Кр

Маховая сажень




Косая сажень




Аршин




Локоть




Ладонь




Большая пядь




Малая пядь




Вершок




Перст






Вывод: Исходя из собранных нами данных мы получили различные измерения и большое расхождение с литературными показателями. Скорее всего это из-за того, что измерения соответствуют взрослым размерам, но ведь и взрослые бывают разного роста!

Проведём ещё один эксперимент:

«Измерение наших родственников опытным путем»

Все показатели внесли в таблицу:

Измеряемый

рост

Вершок

Малая пядь

Великая пядь

Локоть

Аршин

Мама






Папа






Бабушка






Дедушка






Брат






Сестра


























Заключение

В ходе исследования мы сделали следующие выводы:

• выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;

• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;

• выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;

• познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовали их решать;

• в ходе эксперимента мы пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;

• выполнив все задачи нашего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

ВСЁ!



Использованные источники информации:

1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.

6. Русские пословицы и поговорки /Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

7. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади.

http://mer.kakras.ru/ 8.Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. – М.: РООССА, 2011

9. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!