Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»
Согласовано к использованию в учебном процессе Методическим кабинетом ГАПОУ СО «ЕАДК» 25.05.2021.
Методическое пособие
«Основы проектной деятельности»
на примере ОУД.15 «Физика»
(для студентов и преподавателей)
Разработчик: Пономарева Е.В.,
преподаватель высшей категории.
г. Екатеринбург
2021г.
Оглавление
Введение 3
Понятие, формы, виды и типология проекта и исследования 4
Этап 1. Подготовительный этап 6
1. Выбор темы индивидуального проекта 6
2. Требования к формулировке темы: (пример в приложении 1) 6
3. Формулировка проблемы индивидуального проекта 7
4. Формулировка задач индивидуального проекта 8
5. Выдвижение гипотезы, если это исследовательский проект 8
6. Выбор методов и способов работы над проектом 9
7. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета 9
8. Объект и предмет проекта. 11
9. Практическая значимость проекта 11
Этап 2. Работа по реализации проекта 11
Этап 3. Рефлексия 11
Этап 4. Защита проекта и его презентация 12
Требования к оформлению проекта 13
Подготовка презентации к защите проекта 13
Требования к оформлению презентаций 14
Критерии оценки проекта 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Приложение 1 20
Приложение 2 21
Приложение 3 22
Введение
Индивидуальный проект - это особая форма организации образовательной деятельности обучающихся по программам среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных дисциплин с учетом специфики осваиваемой профессии/специальности, на которой обучается студент.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Проектная деятельность - это возможность студенту получить навыки самостоятельной работы и раскрыть свой творческий потенциал. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Проектная деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной самими обучающимися или с помощью преподавателя.
Результат этой деятельности – это способ решения проблемы. Он должен иметь практический характер и прикладное значение, интересен и значим для самих студентов.
Данное пособие содержит теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности, рекомендации по подготовке проектов, требования к оформлению описательной части проекта и презентационного материала, а также критерии оценки проектов при представлении их на научно-практических конференциях (НПК) и конкурсах различного уровня.
Понятие, формы, виды и типология проекта и исследования
Индивидуальный проект – это мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта.
Продукт проекта - это результат проектной деятельности, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная задача участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет интересным, защита проекта - убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу выбран в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая задача.
Формы продуктов индивидуального проекта:
Анализ социологического опроса;
Видеофильм, видеоклип;
Выставка;
Газета, журнал;
Игра;
Карта;
Коллекция;
Макет, модель;
Мультимедийный продукт;
Оформление кабинета;
Сценарий праздника;
Путеводитель;
Серия иллюстраций;
Справочник;
Статья, публикация;
Учебное пособие;
Плакат, буклет и т.п.
Основные виды проектов:
1. Информационный проект - это сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления. Продуктом такого проекта является, например, публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.
2. Творческий проект – это проект в результате которого рождается какой- то творческий продукт, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов (, например, произведение искусства картина, спектакль);
3. Практико-ориентированный проект – это проект в результате которого появляется конкретный практический результат: учебное пособие, видеофильм и т.п.;
4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект, включает выдвижение гипотезы и её проверка. При этом используются такие методы как: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих людей, например, план благоустройства района, решение экологической проблемы и пр.
Типология проектов по:
количеству участников | индивидуальный, парный, малогрупповой ( 2 человека), групповой (до 5 человек) |
продолжительности проекта | от проекта-урока до многолетнего проекта. |
содержанию | монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; |
.
Отличие проекта и исследования
Проект | Исследование |
создание нового продукта | решение исследовательских задач с заранее неизвестным решением |
Цель: создать, построить, достичь. | Цель: определить, изучить, получить данные, анализ результатов. |
Работа над проектом
Этап 1. Подготовительный этап 1. Выбор темы индивидуального проекта
Тема- это визитная карточка проекта или исследования.
Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся.
При определении темы проекта основное правило - это самостоятельность выбора обучающегося. Поэтому выбор темы проекта выполняется студентами самостоятельно или на консультации с преподавателем.
2. Требования к формулировке темы: (пример в приложении 1)
актуальность, отражение проблем современной науки и практики, соответствие запросам общества;
содержательность, информативность;
наличие достаточного количества литературы по теме;
наличие элемента новизны;
формулировка темы должна подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему;
тема проекта может не включать в себя слово проблема, но проблемность должна подразумеваться;
тема должна быть конкретной;
используемые при формулировке темы понятия должны быть логически взаимосвязаны;
тема должна быть интересна автору.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Тема должна быть - актуальна. Актуальность темы проекта характеризует ее востребованность и важность для решения определенной проблемы. Она представляет собой описание основной проблемы, которая будет решаться в проекте.
Пример написания актуальности проекта (пример в приложении 1)
План написания актуальности проекта:
1. Краткое описание причин, побудивших написать проект.
2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте.
3. Обозначение необходимости и значимости ее решения для себя и для других.
4. Описание того что произойдет, если данную проблему не решать.
3. Формулировка проблемы индивидуального проекта
Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате
работы, определившая тему проекта и требующая решения.
Из формулировки проблемы должно быть понятно: что не так? почему не так? что будет, если сделать как надо?
Формулировка проблемы.
Основой проблемы могут быть противоречия между теорией и практикой. Эти противоречия приводят к появлению проблемы, что доказывает актуальность выбранной темы проекта или исследования. Это значит, что, обращаясь к какой - либо проблеме, нужно четко представлять, на какие вопросы могут дать ответ результаты проекта или исследования.
Правильная постановка и четкая формулировка проблемы проекта или исследования очень важны. Это определяет направление всей работы над проектом.
Формулировка проблемы проекта или исследования могут начинаться со слов: что случится, если? возможно ли? каковы преимущества? почему? каково влияние? как, каким образом? как можно?
Определение цели индивидуального проекта
Цель проекта или исследования – это конечный результат, которого
необходимо достичь при завершении проекта.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели работы.
Сформулировать цель – это значит найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?»
Пример формулировки цели проекта в приложении 1.
Типичные цели:
определение характеристик явлений, не изученных ранее;
выявление взаимосвязи неких явлений;
изучение развития явлений;
описание нового явления;
обобщение и выявление общих закономерностей;
создание классификаций.
Цель – всегда начинается с существительного. Цель проекта или исследования всегда только одна.
4. Формулировка задач индивидуального проекта
Задачи проекта или исследования – это ответ на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь цели?». Ответив на его можно увидеть задачи своей работы.
Задачи начинаются с глаголов: выяснить, провести, проанализировать, определить, рассмотреть, найти, измерить, сравнить, собрать, составить, обобщить и т.д. Постановка задач основывается на дроблении цели. Формулировать задачи необходимо очень точно, так как описание их решения станет основным содержанием работы.
Логично, что задач исследования окажется столько же, сколько условий сформулировано в гипотезе, если речь идет об исследовании.
Задач проекта всегда несколько, и они должны быть направлены на достижение поставленной цели.
Пример формулировки задач проекта в приложении 1.
5. Выдвижение гипотезы, если это исследовательский проект
Гипотеза исследования - это научное предположение, дающее объяснение
каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Гипoтeзa дoлжнa быть:
простой - как можно меньше возможных допущений;
проверяемой, т. е. выводы, сделанные из неё должны поддаваться опытной
проверке и соответствовать результатам опытов, наблюдений;
содержать предположение, а не утверждение, которое необходимо и
главное возможно проверить и подтвердить;
не должна противоречить установленным научным фактам.
Формулируя гипотезу, нужно использовать такие словосочетания, как: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», которые направляют внимание на раскрытие сущности явления.
Вначале формулируют рабочий вариант гипотезы. После накопления фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется и приобретает окончательный вид. Гипотез может быть несколько и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет.
Виды гипотез:
Виды гипотезы | Функция |
объяснительные | объяснение фактов или явлений |
предсказательные | предсказание законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений |
объяснительно-предсказательные | сочетают в себе обе функции |
6. Выбор методов и способов работы над проектом
Методы, применяемые при выполнении проекта- это способы достижения цели проекта или исследования.
От выбора методов зависит сама возможность реализации проекта или исследования - получения определенного результата.
Классификация методов:
Практические методы:
Наблюдение - целенаправленный процесс восприятия явлений или процессов, которые не должны быть изменены;
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления исследуются в определенных условиях;
Анализ документов;
Контент-анализ - качественный и количественный анализ текста;
Метод мозгового штурма - разработка группой максимального количества возможных решений, оценка сделанных предложений проводится позднее.
Теоретические методы:
Анализ и синтез. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования;
Сравнительный анализ;
Метод аналогий;
Моделирование - создание увеличенной или уменьшенной модели объекта или явления;
Мысленный эксперимент.
7. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета
Как организовать сбор информации по теме проекта:
Определить, где и какие данные нужно найти, какие выбрать источники информации;
Определить кто может в этом помочь, кого можно пригласить для консультации;
Определить в какие организации можно обратиться за консультацией, какие конкретно сведения вы там запросите;
Определить какие документы могут содержать нужную информацию и где их можно найти;
Распределить направления поиска среди участников группы, работающей над проектом.
Способы сбора информации:
Наблюдение;
Анкетирование;
Социологический опрос;
Интервьюирование;
Проведение экспериментов;
Работа со СМИ;
Работа с литературой и источниками Интернет.
Работу над поиском информации начинают с составления перечня необходимых для проработки источников. Но не следует забывать, что, обрабатывая предварительно подобранные документы, обязательно появятся новые источники.Исходя из этого, нужна постоянная систематизация тех материалов, что уже проработаны, и тех, которые еще нужно обработать.
Поэтому очень полезно информацию периодически систематизировать, т.е. разделить на категории:
1. Прочитать: перечень отобранной для изучения литературы. Сюда же добавляются новые источники, полученные уже в процессе работы с информацией.
2. Обработать: источники, которые имеют непосредственное отношение к проекту и которые обязательно нужно изучить и использовать.
3. Прочитано: это уже изученные источники, дальнейшая обработка которых не нужна.
При обработке информации нужно соблюдать условия:
1. Направленность, т. е. цель с которой читается конкретный документ. Естественно эта цель соответствует цели проекта.
2. Умение находить информацию, которая позволила бы решать задачи, поставленные в проекте.
3. Сопровождение прочитанного письменными записями, которые помогают лучше понять и проанализировать информацию, отобрать наиболее важные фрагменты информации, необходимые для проекта.
После того как информация собрана и систематизирована необходимо провести ее анализ.
Анализ информации - это распределение найденных материалов между различными вопросами исследуемой проблемы.
Анализ источников должен полностью отражать состояние вопроса, которому посвящен проект.
Имеющиеся в источниках сведения должны давать возможность объективно оценивать уровень исследования, правильно выбирать пути и средства достижения поставленной цели.
Во время анализа информации различные идеи, факты, теории сравнивают между собой.
В процессе анализа всегда возникают собственные соображения и мнения, определяются наиболее актуальные вопросы, подлежащие исследованию в первую очередь:
- определение сроков выполнения работы, т.е. разработка плана реализации проекта;
- сбор информации по обозначенной проблеме;
- определение продукта проекта и обсуждение предполагаемых результатов.
Недопустима форма анализа, когда исследователь лишь перечисляет фамилии своих предшественников и приводит аннотации их работ, не выражая при этом своих соображений.
8. Объект и предмет проекта.
Объект проекта - это процесс или явление, которое избрано для изучения.
Предмет проекта - более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Объектом выступает то, что изучается, а предметом - то, что в этом объекте получает объяснение.
Пример формулировки объекта и предмета проекта в приложении 1.
9. Практическая значимость проекта
Заключается в описании практического применения продукта проекта.
Пример написания практической значимости проекта в приложении 1.
Этап 2. Работа по реализации проекта
На данном этапе проводятся консультации с преподавателем. Этот этап позволяет скорректировать работу, внести изменения и дополнения, окончательно сформулировать тему, проблему, цель и задачи, разрабатывается описательная и практическая часть проекта – продукт.
Этап 3. Рефлексия
На этом этапе обобщаются и систематизируются результаты предыдущих этапов, подводятся итоги, проводится самоанализ и самооценка, т.е. анализируются действия, предпринятые на протяжении всего процесса выполнения проекта; учитываются ошибки, допущенные в ходе работы над проектом.
Этап 4. Защита проекта и его презентация
На этом этапе необходимо подготовить презентацию с четкой логической последовательностью для защиты проекта. На этом этапе формируются навыки ведения дискуссии и умения отвечать на возникающие при защите проекта вопросы.
Алгоритм работы над проектом:
. Формулировка темы проекта.
2. Формулировка целей проекта.
3. Формулировка задач.
4. Формулировка проблемы.
5. Выдвижение способов решения проблемы - возможные варианты решения проблем. Затем эти способы решения проверяются.
1. Формулировка темы проекта.
2. Формулировка целей проекта.
3. Формулировка задач.
4. Формулировка проблемы.
5. Выдвижение способов решения проблемы - возможные варианты решения. Затем эти способы решения проверяются.
6. Определение творческого названия проекта, которое выбирается, исходя из обсуждения темы проекта и в последствии может изменяться или уточняться.
7. Формирование команды для выполнения проекта и определение формы представления результатов – продукта проекта.
8. Обсуждение плана работы над проектом. Продумываются пути решения проблемы проекта: анкетирование, опыты, видеозаписи, сбор статистических данных, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования.
9. Обсуждение возможных источников информации.
10. Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого в группе. Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
11. Самостоятельная работа групп. Преподаватель - консультирует, помогает, направляет в нужное русло.
12. Подготовка презентации с отчетом о проделанной работе. Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3 - 4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований и т.д.
13. Защита полученных результатов и выводов.
14. Оценивание результатов проекта обучающимися и преподавателем, участие в конкурсах, НПК и т.д.
Для удобства работы над проектом составляется план работы над проектом:
Период | Содержание | Результаты |
| Выбор темы, ознакомление с теорией вопроса. | |
| Изучение теоретической части. Обзор литературы. | |
| Работа над практической частью проекта. | |
| Оформление результатов работы - продукта | |
| Работа над созданием презентации | |
| Защита проекта | |
| Анализ и оценка результатов проекта | |
Требования к оформлению проекта
Структура проекта:
1. Титульный лист (приложение 2);
2. Содержание;
3. Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы проекта, цель и задачи, объект и предмет проекта, а также практическую значимость продукта проекта;
4. Основная часть;
5. Заключение содержит анализ результатов проекта, выводы в соответствии с целью и задачами проекта и перспективы развития;
6. Список источников информации;
7. Приложения.
Требования к форматированию:
Формат А4;
Межстрочный интервал - 1,5;
Шрифт «Times New Roman» 12 - 14 пунктов;
Листы номеруются, начиная со 2 листа;
Поля слева -2,5 см, справа- 1 см., сверху и снизу 2 см.
Иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы имеют нумерацию и подписываются;
В тексте обязательно ссылка на иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы и на приложения.
Подготовка презентации к защите проекта
Закончив написание и оформление проекта, его основные положения обсуждаются с преподавателем.
Подготовив проект к защите, обучающиеся готовят презентацию и защитное слово, наглядную информацию для использования во время защиты.
Для представления основных положений проекта, обоснования выводов и предложений отводится 5- 10 минут. После выступления студент отвечает на заданные вопросы по теме.
Презентация проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта.
Так же в презентации представляется продукт проекта. Если представление продукта проекта невозможно в рамках презентации, то он представляется отдельно в удобной форме.
Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Набор форм презентации не очень большой:
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма.
Диалог исторических или литературных персонажей.
Инсценировка реального или вымышленного события.
Научная конференция.
Научный доклад.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Ролевая игра.
Экскурсия.
Требования к оформлению презентаций
Общие требования:
1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и рисунки, графики и т. п.;
2. Количество слайдов должно не должно превышать 25;
3. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда.
Порядок слайдов:
Слайд 1. Тема проекта.
Слайд 2. Введение: обоснование актуальности
Слайд 3. Цель проекта.
Слайд 4. Задачи проекта (4-5 задач).
Слайд 5. Гипотеза (если проект исследовательский).
Слайд 6. Актуальность проекта.
Слайд 7. Практическая значимость проекта.
Слайд 8 - 20. Содержание проекта.
Слайд 21. Перспективы развития проекта.
Слайд 22. Авторы проекта.
Правила шрифтового оформления:
1. Использовать шрифт Times New Roman;
2. Размер шрифта: 24-54 пункта - заголовок, 24-36 пунктов - обычный текст;
3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
4. Не рекомендуется использовать 3 и более типа шрифта на одном слайде;
Правила выбора цветовой гаммы:
1. Цветовая гамма - не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации;
2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать, текст должен хорошо читаться.
Графическая информация:
1. Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и соответствовать информации на слайде, сопровождаться названиями;
2. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
3. Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
Критерии оценки проекта
1. Планированиеи раскрытие плана, развитие темы: обучающиеся определяет и четко описывает цели своего проекта, дает последовательное и полное описание того, как он собирается достичь этих целей, причем реализация проекта полностью соответствует предложенному им плану.
2. Сбор информации: проект содержит достаточное количество относящейся к делу информации и ссылок на различные источники.
3. Выбор и использование методов и приемов: проект полностью соответствует целям и задачам, определенным автором, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества.
4. Анализ информации: проект четко отражает глубину анализа и актуальность собственного видения идей учащимся, при этом содержит по-настоящему личностный подход к теме.
5. Личное участие: считается успешной такая работа, в которой наличествует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта и, наконец, если проектант обнаружил собственное мнение в ходе выполнения проекта.
6. Качество изложения: докладчик свободно оперирует терминами, обладает ораторскими способностям, грамотной речью.
7.Качество публичной защиты: автор (авторы) свободно владеют информацией представляемой работы, что позволяет убедительно и грамотно отвечать на вопросы. Защита работы проиллюстрирована таблицами, слайдами, диаграммами и т.п., соблюдается регламент выступления.
Время на защиту не более 7-10 минут, ответы на вопросы - 5 минут.
Шкала оценивания:
0 баллов – отсутствует
1 балл – проявляется частично
2 балла – проявляется полностью
3 балла - проявляется на высоком творческом уровне.
Оценки в соответствии со шкалой выставляются в Лист оценивания проекта (приложение 3).
Заключение
Проектная деятельность студента – это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Эта деятельность способствует самостоятельному освоению студентом практических знаний и ключевых компетенций, особенно коммуникативных. Необходимо учитывать, что, создавая проект, обучающийся может активно применять знания в процессе становления личности, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Поэтому одним из важных результатов проектной является развитие общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций по специальностям:
23.02.07 Техническое обслуживание ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей:
ПК 5.3 Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
ПК 5.4 Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям):
ПК 4.5. Принимать рациональное решение по выходу из нештатной ситуации во время производства работ, принимая всю ответственность за принятое решение на себя.
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов:
ПК 5.1. Планировать, оптимизировать и распределять производственные задания между бригадами, звеньями и отдельными работниками;
ПК 5.2. Контролировать выполнение производственных задач бригадами, звеньями и отдельными работниками.
Итак, в процессе проектной деятельности:
Развиваются общие компетенции;
Через компетентностный подход формируются профессиональные компетенции;
Формируется активная самостоятельная и инициативная позиция студентов в учебном процессе;
Проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса обучающихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор;
Реализуется принцип связи обучения с жизнью;
Повышается мотивации обучающихся при работе над проектом;
Развиваются творческие способности;
Формируется чувство ответственности;
Создаются условия для отношений сотрудничества между преподавателем и студентом.
Преимущества метода: позволяет повысить уровень практической направленности теоретических знаний, стимулирует учиться в конкретном деле на собственном опыте и опыте других.
Список использованной литературы
1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.
2. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132
Приложение 1
Введение
Современный автомобиль – это сложный механизм, для разработки и создания которого используется большое количество точных наук. Одной из таких является физика. В конструкции автомобиля все подчиняется законам механики, молекулярно – кинетической теории (МКТ), термодинамики, электротехники и пр.
Специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» напрямую связана с автомобилями и работа над данным проектом дает возможность изучить, обобщить и структурировать новую информацию. Результаты проектной работы могут применяться в профессиональной деятельности.
Актуальность работы состоит в том, что для профессиональной деятельности выпускника по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» важно рассматривать автомобиль не только как транспортное средство, но и с точки зрения применения законов физики, физических явлений и процессов для обслуживания систем, и агрегатов современного автомобиля.
Объект исследования - автомобиль.
Предмет исследования - конструкция автомобиля как техническое воплощение физических законов и явлений.
Цель: На основе изученного материала обосновать применение законов физики в конструкции современного автомобиля.
Задачи проекта:
Изучить источники информации по данной теме;
Собрать, проанализировать, систематизировать и обобщить полученную информацию;
Выяснить какие физические явления и законы положены в основу конструкции автомобиля;
Оформить серию плакатов «Применение законов физики в конструкции современного автомобиля».
Практическая значимость проекта:
Результатом проектной работы будет серия плакатов «Применение законов физики в конструкции современного автомобиля». При изучении на старших курсах колледжа специальных дисциплин «Устройство автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей» и др. данный материал можно использовать в качестве наглядных пособий.
Приложение 2
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»
ПРОЕКТ ПО ФИЗИКЕ
«Применение законов физики в конструкции
современного автомобиля»
Исполнители: Пелымский Константин, Абдрахманов Данил, студенты I курса группы 1261 специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» Руководитель: Екатерина Витальевна Пономарева, преподаватель физики |
Приложение 3
Лист оценивания проекта
№ | ФИО | Группа | Тема проекта | Критерии | Итоговый балл | Оценка |
1. Планирование | 2. Раскрытие плана | 3. Развитие темы | 4. Сбор информации | 5. Выбор методов и приемов | 6. Использование методов и приемов | 7. Анализ информации | 8. Личное участие | 9. Качество изложения | 10. Качество публичной защиты |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | |
*Критерии 1-8 оценивает куратор проекта.
*Критерии 9-10 оценивают эксперты непосредственно во время защиты проекта.
*Шкала оценивания критериев:
80-100 баллов – оценка «отлично»;
60-79 баллов – оценка «хорошо»;
40-59 баллов – оценка «удовлетворительно»;
40 баллов – оценка «неудовлетворительно».