Проектная методика на уроках немецкого языка
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Суть понятия “Проект” - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
В основе проекта лежит какая-либо проблема . Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль .
Работа с проектом имеет следующие этапы :
I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ;
2)Выдвижение идеи учителем на уроке;
3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).
II.Организация работы:
1)Формирование микрогрупп;
2)Распределение заданий в микрогруппах;
3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
III.Завершающий этап:
1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);
2) Обсуждение способа оформления проекта;
3)Документирование проекта;
4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;
5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.
IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)
Учебный проект: Праздники в Германии
Проект представляет собой обзор праздников Германии (Новый год, Пасха, День Матери, День святого Николауса, Рождество)
Предмет, класс
Иностранный язык (немецкий), 4класс
Краткая аннотация проекта
Тема проекта - "Праздники в Германии". Проект предполагает творческое освоение учениками ряда тем, изучающихся в основной школе. Качественные проблемные вопросы развивают у детей интерес к предмету. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить основные понятия: "Ostern", “Das Weihnachten“, “Der Tag Heiligen Nikolaussa“, “Der Tag der Mutter“, “Das neue Jahr“.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Нужны ли праздники современному обществу?
Проблемные вопросы
1. Каково влияние изучения немецких праздников на культуру и словарный запас школьника?
2. Как можно, знакомясь с традициями и праздниками Германии, изучить характер немцев?
Учебные вопросы
1. В чём особенность празднования немецкой Пасхи?
2. Как немцы отмечают Рождество, Новый год?
3. Традиция празднования Дня Матери
4. Что мы знаем о празднике святого Николауса?
План работы над проектом по теме : « Праздники в Германии »
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Данный этап является наиболее сложным для учащихся – необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Тема «Праздники в Германиии» многообразна. В ходе системы уроков по данной теме была выявлена проблема: Что мы знаем о праздниках Германии? Чем они отличаются от наших праздников? Сформулировали тему проекта: «Праздники в Германии»
Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических.. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.
Итак, проблема – какие праздники есть в Германии? В чем сходство и отличие с нашими праздниками? Что поможет решить эту проблему? Надо разработать способы систематизации информации о праздниках и подумать, в каком виде представить их публике. Может быть, это будет сборник текстов про праздники Германии или презентация? Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на этапе целеполагания.
У нас есть исходная проблема проекта – Чем похожи наши праздники и праздники Германии и чем отличаются? Мы видим цель своей работы – систематизировать информацию о праздниках Германии. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Сейчас предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Задаются ученику следующие вопросы:
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Определение способов работы на каждом этапе. Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы. Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявление имеющихся ресурсов. Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? – Выявление недостающих ресурсов. Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.
Итак, необходимо продумать, какие задачи предстоит решить на пути к конечной цели проекта. Надо собрать информацию по теме: «Праздники Германии», создать краткую аннотацию о некоторых праздниках Германии.
Затем думаем, как мы будем действовать, какие способы применять для решения задач каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта – мы будем собирать информацию, анализировать ее, составлять краткую аннотацию о каждом выбранном празднике. Подумаем, как же представить? На праздники приглашают гостей, пригласим и мы на наш праздник гостей (родителей, учащихся других классов), создадим конечный продукт- презентацию, выступим перед гостями с мини-спектаклем «Как празднуют пасху в Германии»
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана - можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Здесь придется следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникнут какие-то трудности, возможно, объективного характера, однако это не причина для простоя в работе.
- Создание проектного продукта
Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания – это поможет понять, каким должен быть продукт.
Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.
По своему виду проектные продукты могут быть:
- материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
- действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
- письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.
Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.
Проект, разрабатываемый нами, информационный. Продукт – презентация, в которой содержится название праздников в Германии, краткая аннотация по каждому празднику
Критерии оценивания
В устном выступлении учитывается:
1) содержательная сторона выступления
- Логичность
- Полнота изложения
2) фонетическое звучание
- Интонация
- Паузы
- Логическое ударение
- Беглость речи
3) эмоциональность
4 ) умение реагировать на вопросы оппонентов защиты
Оформление: аккуратность, привлекательность дизайна для большинства присутствующих, грамотность и логичность изложения материала.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Адресация
- Тема «Die Feiertage in Deutschland» (Праздники в Германии)
- Цели : образовательные – развитие лексических навыков по теме: «Die Feiertagе in Deutschland»; развитие умений монологического высказывания по данной теме, систематизация информации о праздниках Германии, расширение страноведческих знаний;
воспитательные – воспитывать толерантность к другой стране, её жителям; развивающие – развитие памяти, речи, мышления, творческих способностей учащийся.
- Задачи: сбор информации по теме: «Праздники в Германии»; создание краткой аннотации по городам.
- Возраст учащихся: учащиеся 4- класса.
- Время работы над проектом: 4 недели
Обеспечение
- Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: учебник немецкого языка , интернет.
- ЗУН и общеучебные навыки, необходимые для самостоятельной работы: навыки работы с компьютером, в интернете, умение обобщать и систематизировать, выделять основную информацию.
- Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: лексические навыки по теме, умения изучающего чтения.
- Мотивация к работе: интерес к данной теме.
- Развитие навыков:
-самостоятельности в работе с источниками информации, инструментами, технологиями;
-коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;
-мыслительной деятельности: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании;
- самоанализа и рефлексии.
6. Воспитание толерантности
7. Расширение кругозора
Использование проектной методики в процессе обучения позволяет решать ряд важнейших задач:
-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
-учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;
-в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
-в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;
-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видео запись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.