(СЛАЙД 1
) Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы Полупанова А.К., руководитель отдела гуманитарных дисциплин МОУ лицея № 17 города Костромы
Активизация интереса к проблеме филологического образования обусловлена теми процессами, которые характеризуют современную культуру в целом и систему образования в частности. Современная система преподавания дисциплин гуманитарного цикла в общеобразовательных учреждениях представляет собой сложную картину. Одной из основных целей гуманитарного образования является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности». Кроме того, появление тенденции построения нового образовательного пространства характеризуется переходом от «школы памяти» к «школе мышления», от «знаниевой» педагогики к «способностной», от традиционных форм и методов организации учебного процесса к развивающим – все это актуализировало необходимость появления внутри учебного заведения нововведений, относящихся как к содержанию образования, так и к методике технологии его преподавания.
Все это побуждает педагога к поиску новых, более эффективных, жизненно приемлемых для детей форм и методов обучения.
(СЛАЙД 2) -эпиграф
Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставил без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило» Эти советы не потеряли актуальности: образование сегодня должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что предъявление детям «готовых знаний» приводит только к одному результату: учащиеся оказываются не способны применять их.
Учитель-гуманитарий не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводится как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.
Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы и русского языка следует рассматривать с двух точек зрения (СЛАЙД 3) – суть исследовательской деятельности: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательской технологии в преподавании, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо (СЛАЙД 4) через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника (СЛАЙД 5)
Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Урок-исследование.
На наш взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой темы, т.к. такие уроки позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы и, что очень важно, проявлять самостоятельность в поиске решения. Уроки-исследования можно проводить как группами, постоянного и сменного состава, так и работая со всем классом, обучая технологии учебного исследования. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Причём те навыки и умения, которые учащиеся приобретают на таких уроках, затем успешно используются. (СЛАЙД 6) Это могут быть уроки закрепления знаний по определённой тематике, уроки изучения нового материала или уроки решения задач, когда среди возможных решений надо выбрать наиболее рациональное.
Основные этапы урока-исследования представлены ниже на схеме. (СЛАЙД 7)
ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ |
¯ |
СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ |
¯ |
ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАНИЯ |
¯ |
ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ |
¯ |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Мотивационный
Основная цель этапа - провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, через систему классных занятий и домашних заданий вывести школьников на уровень, необходимый для их успешного участия в исследовании.
Учителю - «проиграть» возможные варианты хода исследования.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Столкновение с проблемой.
Основные цели этапа:
мотивировать работу учащихся;
продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования;
сформулировать проблему исследования.
Общее требование: выбранный педагогом для демонстрации элемент текста должен быть ярким, динамичным, участвовать в «сюжетной игре» (Ю.М.Лотман) - только в этом случае он увлечет школьников, вызовет желание разобраться в его существе. Он должен быть предельно открытым для связей с другими элементами художественного текста, обладать способностью «обрастать» в ходе исследования смысловыми значениями, которые затем помогут учителю вывести школьников на понимание идейного содержания произведения.
ВТОРОЙ ЭТАП. Выдвижение рабочей версии исследования.
- центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. От того, насколько увлекла школьников рабочая версия - подготовленная, в свою очередь, «столкновением с проблемой» - зависит их заинтересованность в ходе исследования. Чем интереснее, неожиданнее версия (вот где должен в полной мере проявиться талант учителя!) - тем сильнее мотивация. Не стоит забывать о том, что исследование носит обучающий характер, потому версия может быть заведомо ошибочной; ее опровержение - также положительный результат исследования.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
Направляя исследование художественного текста через призму рабочей версии, педагог стремится к тому, чтобы вывести школьников к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения. Здесь же через рассмотренные художественные особенности произведения учащиеся стремятся выйти на идейное содержание произведения.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Подведение итогов исследования.
Цель этапа:
оценить результаты исследования, процесс их получения;
выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;
показать перспективу использования полученных знаний.
Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей?
Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания. Может ли тут помочь исследование? При изучении произведения Пришвина "Кладовая солнца" ежегодно перед детьми встает вопрос: "Почему оно называется сказкой-былью?" Решить проблему можно просто: отыскать в тексте то, что напоминает сказку и то, что выглядит былью. Но можно пойти другим путем и попытаться исследовать особенности пришвинского стиля, вся прелесть которого в том, чтобы одновременно верить и реальному, и волшебному. Это не разные компоненты повествования. Суть в том, что они отчетливо ощутимы и совершенно неразделимы в каждой детали текста.
Как же дать детям почувствовать взаимопроникновение обыденного и чудесного? Остановить внимание на деталях и выступить в роли исследователей помогут следующие задания:
1.Имена детей и клички животных, как характеризуют они их носителей?
2.По следам тех, кого нет, но кто присутствует на страницах произведении, как найти сведения о них?
3.В лес за Настей и Митрашей (растения, звери, птицы).
Накопив наблюдения, класс приходит к понятию "олицетворение". Но есть у Пришвина и более глубокое, скрытое значение этого понятия. Все олицетворения в сказке-были, весь ход повествования ведут к постижению того, что человек осмысляет и одушевляет природу. Эта способность человека и есть предназначение.
Организация внеурочной и внеклассной деятельности.
Не менее интересной формой организации познавательного процесса является проектная деятельность. (СЛАЙД 8) Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Интеллектуальным продуктом исследования является творческая работа учащегося.
При организации исследовательской работы необходимо учитывать следующее: (СЛАЙД 9)
ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения – учитель партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Смысл такой работы в том, что школьники индивидуально или по группам за определенное время (от одного урока до двух-трех месяцев) выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
В работе групп преобладают организационные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникающие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Следит за этапами работы внутри группы лидер. Организовать работу в группе нелегко, так как дети зачастую не умеют сотрудничать, у них не развиты навыки социального взаимодействия. Таким навыкам следует обучать.
(СЛАЙД 10) Выделяют четыре группы социальных умений школьников, которые представляют собой и условия, и результат успешного обучения в сотрудничестве, когда, в частности, идет работа над учебным проектом:
Умения, являющиеся по своей сути элементарными правилами поведения в группе, навыками работы сообща. Так, учащихся следует научить разговаривать тихо, не повышая голоса, дожидаться своей очереди. Кроме того, это и соблюдение норм приличия: смотреть на того, с кем ты разговариваешь, обращаться по имени, не перебивать того, кто говорит и т.п.
Умения, необходимые для активной работы всех членов группы над заданием и для поддержания между ними плодотворных рабочих отношений. Эта группа умений, которая предполагает:
3. Умения, необходимые для осознанного, мотивированного отношения к приобретению знаний. Без этих умений невозможно усвоение новой информации. К этой группе можно отнести:
умение пересказывать и обобщать;
умение четко формулировать свои мысли;
умение связать новую информацию с уже изученным материалом;
4. Умения, определяющие творческий подход к делу. Эта группа умений принадлежит к числу тех, которые позволяют ученикам стремиться к более глубокому пониманию и творческому осмыслению изучаемого вопроса, стимулируя мыслительную активность школьников, любознательность и инициативность. Для воспитания этой группы умений ученику предлагается развить у себя:
умение критиковать идеи, а не людей;
умение определить, чем взгляды товарищей отличаются от собственных;
умение интегрировать различные взгляды;
умение формулировать развернутые ответы;
Школьных проектов может быть большое разнообразие.(СЛАЙД 11) Проекты могут быть теоретического и практического типа. По видам их можно подразделить на:
исследовательский проект. (Например: «История развития нашего города», «Особенности лирики А.А.Ахматовой»);
организационный проект (Например: «Разработка программы празднования Дня славянской письменности и культуры»);
проект – инсценировка («Кабаре «Бродячая собака»»);
проект – выставка («Что за прелесть эти сказки»);
проект – разработка предмета («Обложка книги»);
проект – видеофильм («Путешествие по литературным местам Костромы»);
проект – рекламный ролик («Любите книгу!»).
Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа (СЛАЙД 12)
- планирование;
- аналитический этап;
- этап обобщения информации;
- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
1. Планирование. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего, обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешение спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.
На этом этапе учителю рекомендуется: акцентировать внимание учащихся на общей теме проекта, на подтемах, на их взаимосвязи, ходе и сроках выполнения работы над проектом; подвести учащихся к проблеме или «втянуть в ситуацию», стимулирующую стремление к самостоятельному исследованию; выявить склонности, интересы, возможности учащихся; проявлять внимание к высказанным учениками идеям, воздерживаясь по возможности, от собственных комментариев; сгруппировать и обобщить вместе с учащимися высказанные идеи в наиболее наглядной и понятной для них форме.
II. Аналитический этап. Это этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик: уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; ищет и собирает информацию; анализирует и интерпретирует полученные данные.
Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования; дать учащимся алгоритмы способов работы с информацией (например, алгоритм проведения анкетирования, эксперимента, алгоритм поиска литературы в библиотеке); составить список возможных источников информации; предложить учащимся план работы с информацией;
III. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.
IV. Представление полученных результатов работы (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над учебным проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: 1) работать с первоисточниками; 2) наблюдать явления, факты; 3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; 4) составлять и решать задачу; 5) формулировать гипотезу; 6) разрабатывать и проводить эксперимент; 7) обобщать материал и представлять его в виде текста. Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Организация работы гуманитарной секции НОУ «КИТ»
Работа с одаренными детьми продолжается и в рамках работы лицейского научного общества «КИТ» (Креативность. Интеллект. Творчество.). Учащиеся – члены НОУ посещают постоянно действующий курс «Методология исследовательской деятельности», а также специализированные занятия по русскому языку и литературе в зависимости от темы работы, организуются индивидуальные консультации. Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.