Произведения художественной литературы как средство воспитания
финансово грамотной личности
Гафурова Дана Ильдусовна,
ученица 9 класса,
МАОУ СОШ с.Субханкулово
Научный руководитель: Держинская Елена Разитовна,
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ с.Субханкулово
Мы, молодежь 21 века, сегодня еще дети, но уже завтра - будущие участники финансового рынка. От того, насколько мы будем грамотны в финансовых вопросах, зависит благополучие каждого из нас, а значит и здоровое развитие экономики России в будущем. Тщательно изучая художественные произведения, наблюдая за финансово-экономическим поведением литературных героев, анализируя его, любой школьник может получить уроки финансовой грамотности. Это и определило актуальность нашего исследования.
Цель: на примере художественных произведений познакомиться с основами финансовой грамотности.
Задачи: 1.Изучить теоретический аспект финансовой грамотности.
2.Представить анализ литературных произведений с целью
обучения финансовой грамотности детей среднего звена.
Данное исследование основывается на следующих методах:
-наблюдение;
-сравнение;
-анализ;
-обобщение.
В качестве базы для исследования мы выбрали следующие произведения:сказку А. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино", сказку А.С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде", рассказ Н. Лескова "Старый гений", повесть А.С. Пушкина "Пиковая дама", комедию Н.В. Гоголя "Ревизор".
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы учителями и учащимися на уроках литературы, обществознания, а также в рамках дополнительных занятий по основам финансовой грамотности.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава носит теоретический характер, содержит сведения о понятии и сущности финансовой грамотности и истории ее возникновения.
Во второй главе выполняется анализ произведений художественной литературы с целью выявления финансовых ошибок литературных героев с последующим обнаружением и формулированием уроков по воспитанию финансово грамотной личности.
В заключение делается вывод об успешной роли художественной литературы как средстве воспитания финансово грамотной личности.
Ключевые слова: заработная плата, взяточничество, казнокрадство, аферист, финансовая пирамида.
Художественная литература служит отличным материалом для воспитания финансово грамотной личности. В своей работе хочу рассмотреть лишь некоторые случаи поведения финансово неподкованных литературных героев. А для этого я предлагаю вам отправиться в литературное путешествие по стране финансов.
Рисунок 1. По следам литературных героев
И станция, с которой мы начнем наш путь называется «Мошенническая». Здесь нас встречает главный герой замечательной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»[10], который торопится поведать нам свою грустную историю о потере золотых монет. Желая быстро «заработать» легкие деньги, он поверил в сказку кота Базилио и лисы Алисы, позарившихся на его 4 золотые монеты, о чудесном способе по превращению денег в денежное дерево. Откуда было знать глупому и наивному Буратино, что деньги не растут на деревьях, они зарабатываются усердным трудом. Поведение Буратино, доверившегося двум мошенникам, дает нам первый финансовый урок: глупость, наивность, жажда наживы, быстрого и легкого обогащения недальновидных людей, приводит к обогащению аферистов и разочарованию инвесторов.В современной жизнипримерами такого мошенничества можно назвать финансовые пирамиды, вступая в которые люди теряют очень крупные суммы денег.
А мы приближаемся к станции «Трудовая». К нам навстречу торопится Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина [9]. Он нанят попом на работу в качестве плотника, конюха и повара. И работает он за семерых, и все в доме довольны его работой. Но вот незадача, жадный и расчетливый поп отказывается платить Балде вознаграждение за выполненную работу. К счастью, суд божий справедлив, Балда получил обещанную, правда, сомнительную награду, а поп наказан за свой обман. История Балды учит нас тому, чтовступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае ее невыплаты вы должны отстаивать свои права в прокуратуре или суде. Работодатель, не выплативший задержавший заработную плату, будет наказан по закону.
Мы отправляемся дальше. На станции «Долговая» нас поджидаетстарушка из рассказа Николая Лескова «Старый гений» [6], которая выручила из беды одного великосветского франта. Заложив дом, она одолжила ему 15 тыс. руб. Но молодой человек обманул старушку, не вернул ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица отказываются помочь старушке даже за взятку - уж слишком большие связи у должника. К счастью, для старушки все закончилось благополучно. Некий господин помог ей вернуть долг. Но теперь она, а вместе с ней и мы, читатели, знаем, что принимая решение о предоставлении денег в долг, нужно тщательно обдумать, надёжен ли заёмщик.При принятии положительного решения нотариально оформить расписку, в которой будут указаны сумма долга цифрами и прописью, паспортные данные обоих, срок написания расписки, срок возврата денег, процент за просроченную выплату, подписи обоих. В случае невозврата долга так проще будет доказать свою правоту в суде.
Наше литературное путешествие пролегает через станцию «Азартная». Здесь проживаетГерманн, главный герой повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» [8]. Некогда это был молодой человек с твердым характером, бережливый, который никогда не садился за игральный стол, а лишь наблюдал за игрой остальных со стороны. Но секрет трех карт не дает ему покоя. Материальное становится выше духовного. Желая разбогатеть, он не брезгует никакими способами: влюбляет в себя Лизу, хотя на самом деле ничего к ней не чувствует, готов стать любовником 80-летней старухи и даже убить. Алчность, деньги приводят Германна за карточный стол. Но его судьба сложилась трагически: однажды проигравшись, Германн сошел с ума. Его история показывает, что жажда богатства и легкой наживы приводят человека к азартным играм - пагубному пристрастию, которое деформирует личность, приводя к нервным расстройствам и даже суициду [1, c.14].
Наш путь заканчивается на станции «Коррупционная», которой управляет целый ряд чиновников во главе с городничим [3].Они берут взятки, крадут казенные деньги, недобросовестно относятся к своей работе, злоупотребляют служебным положением. В погоне за деньгами и высоким чином чиновники давно потеряли человеческое лицо. И такая участь ждет каждого, кто далек от нравственности и духовных ценностей. Казнокрадство и взяточничество - это уголовно наказуемые преступления, разрушающие не только экономику страны, но и духовно-нравственные ориентиры общества в целом, а также отдельного человека в частности. Каждый с детства должен воспитывать в себе внутренний регулятор-совесть.
Таким образом, тщательно изучив ряд произведений художественной литературы и выполнив анализ финансово-экономического поведения литературных героев, мы получили финансовый опыт, который предостережет нас от финансовых ошибок в дальнейшей жизни. Наша гипотеза нашла свое подтверждение, цель достигнута.
Данную работу я планирую продолжить в старших классах, расширив знания по финансовой грамотности с помощью других литературных произведений.
Список использованной литературы
1.Веселкова Н. В. Азартные игры в России // Социологический журнал. №3.
2009.
2.Даль С.И. Толковый словарь русского языка. - Спб.:АСТ,2014.
3.Гоголь Н.В. «Ревизор».-М.: Правда,1996.
4.Горяев А.П. «Основы финансовой грамотности. Учебное пособие».-М.:
Просвещение 2017.
5.Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов.-Спб.: АСТ-
Пресс,2018
6.Лесков Н.С. «Старый гений».-М.:Престиж,2015.
7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник,1998.
8.Пушкин А.С. «Пиковая дама».- Львов: Каменяр,1988.
9.Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде».-Львов:Каменяр,1988.
10.Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино».-М.: Инком
НВ,1991.
11.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.- Псков:
Славянский дом книги,2014.