СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произведения художественной литературы как средство воспитания финансово грамотной личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы, молодежь 21 века, сегодня еще дети, но уже завтра - будущие участники финансового рынка. От того, насколько мы будем грамотны в финансовых вопросах, зависит благополучие каждого из нас, а значит и здоровое развитие экономики России в будущем. Тщательно изучая художественные произведения, наблюдая за финансово-экономическим поведением литературных героев, анализируя его, любой школьник может получить уроки финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Произведения художественной литературы как средство воспитания финансово грамотной личности»

Произведения художественной литературы как средство воспитания

финансово грамотной личности

Гафурова Дана Ильдусовна,

ученица 9 класса,

МАОУ СОШ с.Субханкулово

Научный руководитель: Держинская Елена Разитовна,

учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ с.Субханкулово


Мы, молодежь 21 века, сегодня еще дети, но уже завтра - будущие участники финансового рынка. От того, насколько мы будем грамотны в финансовых вопросах, зависит благополучие каждого из нас, а значит и здоровое развитие экономики России в будущем. Тщательно изучая художественные произведения, наблюдая за финансово-экономическим поведением литературных героев, анализируя его, любой школьник может получить уроки финансовой грамотности. Это и определило актуальность нашего исследования.

Цель: на примере художественных произведений познакомиться с основами финансовой грамотности.

Задачи: 1.Изучить теоретический аспект финансовой грамотности.

2.Представить анализ литературных произведений с целью

обучения финансовой грамотности детей среднего звена.

Данное исследование основывается на следующих методах:

-наблюдение;

-сравнение;

-анализ;

-обобщение.

В качестве базы для исследования мы выбрали следующие произведения:сказку А. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино", сказку А.С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде", рассказ Н. Лескова "Старый гений", повесть А.С. Пушкина "Пиковая дама", комедию Н.В. Гоголя "Ревизор".

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы учителями и учащимися на уроках литературы, обществознания, а также в рамках дополнительных занятий по основам финансовой грамотности.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Первая глава носит теоретический характер, содержит сведения о понятии и сущности финансовой грамотности и истории ее возникновения.

Во второй главе выполняется анализ произведений художественной литературы с целью выявления финансовых ошибок литературных героев с последующим обнаружением и формулированием уроков по воспитанию финансово грамотной личности.

В заключение делается вывод об успешной роли художественной литературы как средстве воспитания финансово грамотной личности.

Ключевые слова: заработная плата, взяточничество, казнокрадство, аферист, финансовая пирамида.


Художественная литература служит отличным материалом для воспитания финансово грамотной личности. В своей работе хочу рассмотреть лишь некоторые случаи поведения финансово неподкованных литературных героев. А для этого я предлагаю вам отправиться в литературное путешествие по стране финансов.

Рисунок 1. По следам литературных героев


И станция, с которой мы начнем наш путь называется «Мошенническая». Здесь нас встречает главный герой замечательной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»[10], который торопится поведать нам свою грустную историю о потере золотых монет. Желая быстро «заработать» легкие деньги, он поверил в сказку кота Базилио и лисы Алисы, позарившихся на его 4 золотые монеты, о чудесном способе по превращению денег в денежное дерево. Откуда было знать глупому и наивному Буратино, что деньги не растут на деревьях, они зарабатываются усердным трудом. Поведение Буратино, доверившегося двум мошенникам, дает нам первый финансовый урок: глупость, наивность, жажда наживы, быстрого и легкого обогащения недальновидных людей, приводит к обогащению аферистов и разочарованию инвесторов.В современной жизнипримерами такого мошенничества можно назвать финансовые пирамиды, вступая в которые люди теряют очень крупные суммы денег.

А мы приближаемся к станции «Трудовая». К нам навстречу торопится Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина [9]. Он нанят попом на работу в качестве плотника, конюха и повара. И работает он за семерых, и все в доме довольны его работой. Но вот незадача, жадный и расчетливый поп отказывается платить Балде вознаграждение за выполненную работу. К счастью, суд божий справедлив, Балда получил обещанную, правда, сомнительную награду, а поп наказан за свой обман. История Балды учит нас тому, чтовступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае ее невыплаты вы должны отстаивать свои права в прокуратуре или суде. Работодатель, не выплативший задержавший заработную плату, будет наказан по закону.

Мы отправляемся дальше. На станции «Долговая» нас поджидаетстарушка из рассказа Николая Лескова «Старый гений» [6], которая выручила из беды одного великосветского франта. Заложив дом, она одолжила ему 15 тыс. руб. Но молодой человек обманул старушку, не вернул ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица отказываются помочь старушке даже за взятку - уж слишком большие связи у должника. К счастью, для старушки все закончилось благополучно. Некий господин помог ей вернуть долг. Но теперь она, а вместе с ней и мы, читатели, знаем, что принимая решение о предоставлении денег в долг, нужно тщательно обдумать, надёжен ли заёмщик.При принятии положительного решения нотариально оформить расписку, в которой будут указаны сумма долга цифрами и прописью, паспортные данные обоих, срок написания расписки, срок возврата денег, процент за просроченную выплату, подписи обоих. В случае невозврата долга так проще будет доказать свою правоту в суде.

Наше литературное путешествие пролегает через станцию «Азартная». Здесь проживаетГерманн, главный герой повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» [8]. Некогда это был молодой человек с твердым характером, бережливый, который никогда не садился за игральный стол, а лишь наблюдал за игрой остальных со стороны. Но секрет трех карт не дает ему покоя. Материальное становится выше духовного. Желая разбогатеть, он не брезгует никакими способами: влюбляет в себя Лизу, хотя на самом деле ничего к ней не чувствует, готов стать любовником 80-летней старухи и даже убить. Алчность, деньги приводят Германна за карточный стол. Но его судьба сложилась трагически: однажды проигравшись, Германн сошел с ума. Его история показывает, что жажда богатства и легкой наживы приводят человека к азартным играм - пагубному пристрастию, которое деформирует личность, приводя к нервным расстройствам и даже суициду [1, c.14].

Наш путь заканчивается на станции «Коррупционная», которой управляет целый ряд чиновников во главе с городничим [3].Они берут взятки, крадут казенные деньги, недобросовестно относятся к своей работе, злоупотребляют служебным положением. В погоне за деньгами и высоким чином чиновники давно потеряли человеческое лицо. И такая участь ждет каждого, кто далек от нравственности и духовных ценностей. Казнокрадство и взяточничество - это уголовно наказуемые преступления, разрушающие не только экономику страны, но и духовно-нравственные ориентиры общества в целом, а также отдельного человека в частности. Каждый с детства должен воспитывать в себе внутренний регулятор-совесть.

Таким образом, тщательно изучив ряд произведений художественной литературы и выполнив анализ финансово-экономического поведения литературных героев, мы получили финансовый опыт, который предостережет нас от финансовых ошибок в дальнейшей жизни. Наша гипотеза нашла свое подтверждение, цель достигнута.

Данную работу я планирую продолжить в старших классах, расширив знания по финансовой грамотности с помощью других литературных произведений.


Список использованной литературы

1.Веселкова Н. В. Азартные игры в России // Социологический журнал. №3.

2009.

2.Даль С.И. Толковый словарь русского языка. - Спб.:АСТ,2014.

3.Гоголь Н.В. «Ревизор».-М.: Правда,1996.

4.Горяев А.П. «Основы финансовой грамотности. Учебное пособие».-М.:

Просвещение 2017.

5.Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов.-Спб.: АСТ-

Пресс,2018

6.Лесков Н.С. «Старый гений».-М.:Престиж,2015.

7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник,1998.

8.Пушкин А.С. «Пиковая дама».- Львов: Каменяр,1988.

9.Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде».-Львов:Каменяр,1988.

10.Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино».-М.: Инком

НВ,1991.

11.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.- Псков:

Славянский дом книги,2014.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!