СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прокариотическая клетка 10 кл ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание и краткие рекомендации для педагога

 

 

               В данном типе урока – открытие нового знания, использована технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить.

Критическое мышление – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

Критическое мышление – это особый вид деятельности, позволяющий обучающемуся вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

 

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

 

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

 

Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

 

Критический мыслитель:

  1. Формирует собственное мнение
  2. Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
  3. Решает проблемы
  4. Аргументировано спорит
  5. Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
  6. Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

 

Основа теории развития критического мышления – вызов, осмысление, рефлексия. Все они использованы в структуре моего урока.

 

Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету)

  1. Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
  2. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  3. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

 

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)

  1. Помочь активно воспринимать изучаемый материал
  2. Помочь соотнести старые знания с новыми

 

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)

  1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
  2. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

 

Роль учителя в ТРКМ:

  1. Направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения
  2. Создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
  3. Дает обучающимся возможность самостоятельно делать выводы
  4. Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих ситуаций

 

Современный выпускник умеет:

  1. Формировать собственное мнение
  2. Совершать обдуманный выбор между различными мнениями
  3. Решать проблемы
  4. Аргументировано спорить
  5. Ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
  6. Уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

 

Основные приемы ТРКМ

Приемов по развитию навыков составления вопросов много. В данном уроке мною использованы следующие приёмы:

  1. Бортовой журнал
  2. Кластеры (гроздья)
  3. Инсерт (условные значки)

 

Критическое мышление

Размышляйте над этим…

только критически.

 

Просмотр содержимого документа
«Прокариотическая клетка 10 кл ФГОС»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа










Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС

учителя химии и биологии МБОУ Лаишевской СОШ

Мохнатовой Галины Викторовны, [email protected]

Тема: «Прокариотическая клетка».











Ульяновск 2015








































Описание и краткие рекомендации для педагога



В данном типе урока – открытие нового знания, использована технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить.

Критическое мышление – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

Критическое мышление – это особый вид деятельности, позволяющий обучающемуся вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.


Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)


Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)


Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых – критическое мышление есть мышление социальное


Критический мыслитель:

  1. Формирует собственное мнение

  2. Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

  3. Решает проблемы

  4. Аргументировано спорит

  5. Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

  6. Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов


Основа теории развития критического мышления – вызов, осмысление, рефлексия. Все они использованы в структуре моего урока.


Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету)

  1. Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

  2. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

  3. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы


Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)

  1. Помочь активно воспринимать изучаемый материал

  2. Помочь соотнести старые знания с новыми


Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)

  1. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

  2. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала


Роль учителя в ТРКМ:

  1. Направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения

  2. Создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

  3. Дает обучающимся возможность самостоятельно делать выводы

  4. Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих ситуаций


Современный выпускник умеет:

  1. Формировать собственное мнение

  2. Совершать обдуманный выбор между различными мнениями

  3. Решать проблемы

  4. Аргументировано спорить

  5. Ценить совместную работу, в которой возникает общее решение

  6. Уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов


Основные приемы ТРКМ

Приемов по развитию навыков составления вопросов много. В данном уроке мною использованы следующие приёмы:

  1. Бортовой журнал

  2. Кластеры (гроздья)

  3. Инсерт (условные значки)


Критическое мышление

Размышляйте над этим…

только критически.





Технологическая карта урока по биологии в 10 классе в соответствии с ФГОС


Авторы, разработчики:



Мохнатова Галина Викторовна

Предмет

биология

Класс

10 класс

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Технология развития критического мышления

Тема

Прокариотическая клетка


Цель

1. Расширить представление о прокариотической клетке

2.Формирование универсальных учебных действий.

Основные термины, понятия

кольцевая хромосома, мезосома, спорообразование, бактерии, цианобактерии, органоиды, включения




















Таблица № 1 Планируемый результат


Предметные умения:



- знать строение клетки

- уровни клеточной организации

- отличать прокариотическую клетку от эукариотической

- устанавливать сравнение клеток














Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы


Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения клетки

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Составление схем-опор

4.Работа с информационными текстами

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации


Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи










Таблица №2 Организация пространства

Формы работы: индивидуальная, групповая


Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана



Таблица №3 Дидактические задачи этапов урока



Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

- определять критерии изучения прокариотических клеток

Познавательные УУД:

- работать с таблицей

Личностные УУД

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию


Осмысление

Познавательные УУД:

- находить отличия

- составлять схемы-опоры

- работать с информационными текстами

- объяснять значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

- использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

- работать в группах по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи



Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности клетки

- разнообразие и распространение бактерий

- отличать прокариотические клетки от других живых организмов

Рефлексия

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Таблица № 4 Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения бактерий






Познавательные УУД:

- работать с таблицей

:


Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию



1.Проверяет готовность учащихся к уроку

2.Сообщает, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.

3.Подводит учащихся к формированию темы урока: Как называются эти организмы?

Расшифруйте слово:

Допол. вопрос. Как называются клетки организмов, в которых нет ядер?












В настоящее время выделяют два уровня клеточной организации. Какие?




Сформулируйте тему урока.

2.Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о бактериях.

3. Предлагает учащимся заполнить таблицу «Бортовой журнал»


«Бортовой журнал»

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста




4.Обращается к классу с вопросом: Что хотели бы узнать о клетках? Сформулируйте критерии, по которым мы будем её изучать



1.Слушают учителя





2.Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово, формулируют тему и цель урока.




3.Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.

4.Заполняют левую колонку в таблице «Бортовой журнал»





5.Определяют критерии изучения клетки

-строение и распространение

-многообразие

-процессы жизнедеятельности

-значение

Осмысление


Метапредметные результаты:


Познавательные УУД:


- находить отличия

- составление схем-опор

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации









Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи










Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий


- разнообразие и распространение бактерий

- отличать бактерии от других живых организмов



1.Организует работу в группах.


2.Дает задания:

1 группа изучает строение бактерий:


Задание 1 найти в тексте параграфа нужную

информацию, использовать рисунки,

электронную таблицу, ПК.


Задание 2. Изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения


Задание3. Докажите, что прокариотическая клетка (бактерий) не такая, как эукариотическая клетка (растений, животных)


Задание4. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам




2группа изучает многообразие бактерий и их распространение:


Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки, использовать электронные таблицы, ПК


Задание 2. Составьте кластер «Многообразие бактерий»













Задание 3. Выписать новые слова. Объяснить их.


3 группа изучает питание бактерий, их размножение, приспособление к неблагоприятным условиям



Задание 1 найти в тексте параграфа нужную информацию, изучить, рассмотреть рисунки, использовать ПК


Задание 2. Составьте кластер «Многообразие бактерий»


Задание 3 Закончить схему, подготовить рассказ

Питание



Гетеротрофное Автотрофное




Задание 4. Выписать новые слова. Объяснить их.





1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.


2.Знакомятся с информацией о строении бактерий в учебнике, используют рис.,



электронные таблицы, работают с ПК.

3. Отображают информацию графически.


4. Обсуждают записи


5. Проводят сравнение строения клеток бактерий и растений





6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты


















1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.



2.Знакомятся с информацией о многообразии и распространении бактерий в учебнике, используют рис., электронные таблицы, ПК


3. Отображают информацию графически.


4. Объясняют новые понятия

5. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты














1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.


2.Знакомятся с информацией о процессах жизнедеятельности бактерий в учебнике, используют рис., электронные таблицы, ПК


3. Отображают информацию графически.


4. Обсуждают записи


5. Объясняют новые понятия

6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты



Рефлексия


Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах




ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы




1.Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп


2. Организует заполнение таблицы «Инсерт» (условные значки)


V (осознать новые знания)

+

(исправить

неверные предполо-

жения)

-

(исправить

неверные

предполо-

жения)

?

побу- дить дальней- ший интерес

к теме

Я это знал

Это для меня абсолютно

новое

Это противо- речит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше








3.Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность



1. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы


2. Подводят итоги, выступают по своему заданию

3. Выполняют задания в рабочей тетради




4.Делают выводы, что нового они узнали о бактериях


5.Оценивают свою деятельность





Домашнее задание. 1). с. 125-128. 2). Используя дополнительные источники литературы, ПК подберите ключевые слова, цвета, музыку.





Текст приложения


Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры.

Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.

Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

Бактерии не только заселили разные среды жизни, но и активно их изменяют. Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной, некоторые бактерии участвуют в образовании руд, природного газа.

В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад. Вода в нём содержит двухвалентное железо, которое, соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. Это и придаёт водопаду кроваво-рыжий цвет. Однако двухвалентное железо в воде возникает не просто так — его производят бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоёме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а «дышат» трёхвалентным железом из окружающих пород. В прошлом веке в некоторых странах у всех детей принудительно удаляли аппендикс во избежание возникновения аппендицита в будущем. Лишь недавно обнаружили, что аппендикс — это вовсе не рудимент. Он играет важную роль в иммунной системе человека, являясь своеобразным убежищем для микроорганизмов. Когда в кишечнике вследствие болезней погибает естественная флора, именно из аппендикса приходит «подкрепление». С другой стороны, сегодняшняя медицина позволяет восстановить флору кишечника с помощью лекарств, так что данная функция аппендикса становится малозначимой. Условные рефлексы у бактерий неизвестны, но опредёленного рода примитивная память у них есть. Плавая, они сравнивают воспринимаемую интенсивность стимула (температуру, освещённость или концентрацию определённого вещества) с её прежним значением, то есть определяют, стала она больше или меньше. Исходя из этого, бактерия сохраняет направление движения или изменяет его. Запах мокрой земли, который мы чувствуем после дождя, — это органическое вещество геосмин, которое вырабатывают живущие на поверхности земли цианобактерии и актинобактерии.

Человек давно научился использовать бактерии для своих нужд. С помощью бактерий человек получает кефир, йогурт, маринованные огурцы, некоторые лекарства. Некоторые бактерии могут причинять вред человеку, вызывая опасные заболевания, такие как брюшной тиф, чуму, холеру, туберкулез. Чтобы предотвратить заболевание, нужно соблюдать правила гигиены


Литература


  1. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Г. Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11кл..- М.: Дрофа, 2013. -368с.

  2. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.

  3. Тайны природы: Пособие для учащихся 9-11 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.

  4. Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!