Тема: «Промышленный переворот в Англии и его последствия».
Цель урока:
Узнать о причинах, ходе и последствиях промышленного переворота в Англии
Тип урока:
Изучение нового материала.
Задачи урока:
узнать, в чем заключался промышленный переворот в Англии
научиться анализировать статистические данные
усовершенствовать навыки участия в дискуссии и построения аргументации
закрепить полученные знания
отработать навык прогнозирования
План урока:
Приветствие и мотивация
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Домашнее задание
План изучения новой темы:
1. Предпосылки промышленного переворота.
2. Политические перемены.
3. Промышленный переворот.
4. Последствия промышленного переворота.
5. Итоги и значения промышленного переворота.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний:
Только в Англии сложились условия для промышленного переворота, а в дальнейшем предопределил развитие всей европейской цивилизации.
Вопросы:
Что такое промышленный переворот?
Что такое мануфактура?
Проблема урока: значение промышленного переворота для Англии и всей европейской цивилизации.
Изучение нового материала.
Предпосылки промышленного переворота.
У правящих кругов Англии скопились значительные денежные средства.
Английская знать занималась торговлей, предпринимательством и банковской деятельностью.
На крупных мануфактурах практиковались разделение и специализация ручного труда.
Разорявшиеся крестьяне и их семьи переселялись в города в поисках работы.
Следовательно, формировался резерв свободной рабочей силы (более 50% населения жило в городах, в отличие от других стран).
Политические перемены:
В 1688 г. произошла «славная революция» (как этот переворот называли в Англии). В результате королем стал Вильгельм, а прошлый король Яков, хотел вернуться к абсолютизму.
В 1689 году принят Билль о правах. (Работа с текстом)
Сложились две основные парламентские группировки: ТОРИ-за лендлордов, крупных землевладельцев, ВИГИ-за предпринимателей.
Вывод: промышленный переворот в Англии происходил постепенно.
В период промышленного переворота было сделано много открытий.
(презентация или доклад)
В период промышленного переворота Англии началось строительство дорог с улучшенном покрытием; сооружались каналы; развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность; наблюдался быстрый рост городов; сложилась система международного разделения труда: в страну ввозились продукты питания и сырье, а вывозились промышленные товары.
В период промышленного переворота происходили следующие изменения и в английском обществе:
Использование труда детей и женщин (лишь 10-25% составляли взрослые мужчины старше 18 лет)
Недоедание, отсутствие полноценного отдыха вели к росту заболеваемости и высокой смертности фабричных рабочих.
Луддизм – это движение за уничтожение машин ( Нед Лудд первый сломал свой станок)
Создание рабочих союзов – еще одна форма протеста.
Существовали «гнилые местечки» - избирательные округа в сельской местности, право голоса имели несколько десятков человек, на которых влияли лендлорды. В итоги лендлорды занимали большинство мест в парламенте, а роль в экономической жизни играли незначительную.
6.Итоги и значения промышленного переворота.
(Учащиеся делают самостоятельно с помощью параграфа.)
Решение проблемы урока.
Закрепление темы:
Как изменился промышленный облик Англии?
Что изобрел в 1765 г.Дж. Харгривс?
В чем выражалось фабричное разделение труда?
Назвать последствия промышленного переворота.
Домашнее задание
Повторить изученный материал по учебнику П.37
Нарисовать обобщающую таблицу "Промышленный переворот в Англии":
Событие/изобретение | Последствия (к чему привели изменения) |
| |
| |
| |