СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое и сложное предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

комбинированный урок усвоения нового материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»


Предмет русский язык

Класс: 5

Тема урока Простые и сложные предложения.

Тип урока Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: формировать навык распознавания простых и сложных предложений; определять границы частей в сложном предложении; различать виды сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности. Осознавать свои личные качества.

Предметные: Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений. Самостоятельно конструировать сложные предложения, составлять схемы.

Метапредметные:

Регулятивные: Формулировать тему, проблему урока. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Понимать и интегрировать информацию, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач. Группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока:  компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями

Технологическая карта урока «Простое и сложное предложения»


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.




Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Слайды №1

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Китайская пословица

Выскажите свое отношение к смыслу пословицы и определите, каким путем вы пойдете.

Учащиеся высказывают предположения, затем слушают учителя, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности


Орфографический диктант.(слайд 2 для проверки)




Индивидуальная работа у доски по карточкам с повторением пройденного материала.



Решение лингвистической задачи

Слайд №3

Тему урока узнаете, решив лингвистическую задачу. К каким разделам лингвистики относятся представленные термины?

Сформулируйте тему урока. Определите цели урока.

Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова.

1)повторить….
2)учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить


(слайды4-5)







Орфографический диктант с взаимопроверкой

Брошюра, вагон, аллея, вокзал, багряный, терраса, аккуратный, громадный, обворожить, аппетит.





Решают лингвистическую задачу, определяют тему

«Третий лишний».

  1. Вопросительное, побудительное, восклицательное (по интонации).

  2. Восклицательное, невосклицательное, повествовательное (по цели высказывания.).

  3. Подлежащее, сказуемое, обстоятельство (второстепенный член ).

  4. Дополнение, определение, прилагательное (часть речи).

  5. Наступила осень. Наш сад совсем опустел. Морозы стали слабее, и начал падать снежок.(сложное предложение)



Написание диктанта и взаимопроверка







Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р).

IV. Этап построения проекта выхода из затруднений.

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Умение самостоятельно и с помощью одноклассников получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).

Подведение к выводу (Л).

Откройте учебники, бегло просмотрите содержание параграфа и подумайте, какой вариант работы с теоретическим материалом вы предложили бы пятиклассникам, если бы были авторами учебника. Пересядьте в группы и объясните материал друг другу.



Выбирают, исключая лишнее, и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план реализации проекта – создание кластера, работают в группах.

V. Этап реализации построенного проекта.

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Личностный результат УУД:

- осознание эстетической ценности русского языка;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).


Заполните «слепой» кластер и подготовьтесь презентовать его одноклассникам.(Слайды 6-7)

Учащиеся выполняют намеченный ими план, читая теорию стр. 107

(читают, находят значение ключевых слов, выясняют их зависимость, заполняют «слепой» кластер)

Упр.232


VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

1.Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников.

2.Спишите предложения, выделите в них основы и постройте схемы, а затем проверим написанное. (слайды 8-9)


3.А теперь определим, где простое, а где сложное предложение, знаки не поставлены.(в парах)(слайды 10-11) Знакомство с видами сложных предложений.



4.Нахождение сложных предложений в тексте с указанием грамматических основ. (групповая работа).






5.Физминутка (слайд 12)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место все опять,

Чтоб работу продолжать.

6.Словарная работа (слайд 13)

Янтарь , -я, м. (рус.) Окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев.

    Украшение из янтаря. 

   || прил. янтарный, -ая, -ое.

    Янтарная комната.

Записать сложное предложение с ним.


7.Упр. 237(конструирование)

Зависит ли от выбора союза смысл предложения? Докажите точку зрения примерами. С делением ССП и СПП на виды по значениям мы познакомимся в будущем, а сейчас наступил этап самоконтроля.

выступают 1-2 ученика из каждой группы, делают выводы о проделанной работе.

1. Снег на улицах лежит плотным ковром.

2. Белые снежинки кружатся над лесом, и деревья надевают свои зимние шубы.


1.Дул сильный ветер и гнал по небу низкие тучи.

2.Сад выл и шумел и в воздухе кружились мокрые желтые листья.

3.Я проснулся и увидел что лунная ночь побелела от мороза.


1.Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбрался из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.


Ученик проводит физкультминутку для класса
















Конструируют СП из ПП.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Умение осуществлять самоконтроль с взаимопроверкой

Цифровой диктант с проверкой (слайды14-15)


Выполняют, сверяют друг с другом, осуществляют взаимопроверку.

1. В дуплах старых толстых осин гнездятся птицы, белки складывают на зиму свои запасы.

2. Было только слышно, что посапывает во сне кот.

3. Когда же выпал первый снег и укрыл землю?

4. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

5. Ветка закачалась, с нее посыпался снег.

6. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

7.Красив осиновый лес и зимою.






VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Личностный результат УУД:

- осознание эстетической ценности русского языка;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Умение осуществлять проверку знаний, оценивание.

Попробуем создавать собственные тексты, используя картинки на слайде (слайд 16) и сложные предложения на тему «Ноябрьские заморозки»

Написание сочинений.

Презентация своих сочинений.

Обсуждение в парах особенностей видов предложений.

Аргументированное высказывание.


ХI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).


Подведение итогов урока, проверка достигнутых целей (Слайд 17)

Оцените свою работу на уроке

Продолжи предложение

Я узнал, что…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…


Домашнее задание: упр.235 или (по желанию)

Напишите мини-сочинение о звёздном небе, о том, что оно вам напоминает, какие чувства вызывает. Ваша задача- использовать в своей речи сложные предложения.

Комметирование оценок.

Спасибо за урок. За цифровой диктант получат оценки получат все. За активность пятерки получают……

За настойчивость четверки……. И еще раз всем большое спасибо.




Высказывают свои ответы и оценивают сою работу на уроке


































Просмотр содержимого презентации
«Виды предложений по кол-ву грам основ»

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.   Китайская пословица

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Китайская пословица

Брошюра, вагон, аллея, вокзал, багряный, терраса, аккуратный, громадный, обворожить, аппетит.

Брошюра, вагон, аллея, вокзал, багряный, терраса, аккуратный, громадный, обворожить, аппетит.

Вопросительное, побудительное, восклицательное. Восклицательное, повествовательное, невосклицательное. Обстоятельство, подлежащее, сказуемое.
  • Вопросительное, побудительное, восклицательное.
  • Восклицательное, повествовательное, невосклицательное.
  • Обстоятельство, подлежащее, сказуемое.

4. Дополнение, прилагательное ,определение.

5. Наступила дождливая осень. Наш сад опустел. За окном идет снег, и дует холодный ветер.

повторить…. учиться различать ... и ... учиться ставить ...
  • повторить….
  • учиться различать ... и ...
  • учиться ставить ...
Виды предложений по количеству грамматических основ сложные простые союзные бессоюзные что который и да а н о как чтобы где если

Виды предложений по количеству грамматических основ

сложные

простые

союзные

бессоюзные

что

который

и

да

а

н о

как

чтобы

где

если

1. Снег на улицах лежит плотным ковром. 2. Белые снежинки кружатся над лесом, и деревья надевают свои зимние шубы. 7

1. Снег на улицах лежит плотным ковром.

2. Белые снежинки кружатся над лесом, и деревья надевают свои зимние шубы.

7

Проверь себя! 1. Снег на улицах лежит плотным ковром. [−=].  2. Белые снежинки  кружатся над лесом, и  деревья  надевают свои зимние шубы.  [−=],и[−=]. 7

Проверь себя!

1. Снег на улицах лежит плотным ковром. [−=].

2. Белые снежинки кружатся над лесом, и деревья надевают свои зимние шубы.

[−=],и[−=].

7

1.Дул сильный ветер и гнал по небу низкие тучи.  2.Сад очень шумел и в воздухе кружились  мокрые листья. 3.Я проснулся и увидел что лунная ночь побелела от мороза. 4.Я поглядел в окно там порхали лёгкие снежинки.  7

1.Дул сильный ветер и гнал по небу низкие тучи.

2.Сад очень шумел и в воздухе кружились

мокрые листья.

3.Я проснулся и увидел что лунная ночь

побелела от мороза.

4.Я поглядел в окно там порхали лёгкие снежинки.

7

1.Дул сильный ветер и гнал по небу низкие тучи.  2.Сад очень шумел, и в воздухе кружились  мокрые листья. 3.Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза. 4.Я поглядел в окно, там порхали лёгкие снежинки.  7

1.Дул сильный ветер и гнал по небу низкие тучи.

2.Сад очень шумел, и в воздухе кружились

мокрые листья.

3.Я проснулся и увидел, что лунная ночь

побелела от мороза.

4.Я поглядел в окно, там порхали лёгкие снежинки.

7

Янтарь  , -я,  м. (рус.)     Окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев.      Украшение из янтаря.       ||  прил.   янтарный , -ая, -ое.      Янтарная комната.  

Янтарь  , -я,  м. (рус.)

    Окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев.

     Украшение из янтаря.  

    ||  прил.   янтарный , -ая, -ое.

     Янтарная комната.  

1. В дуплах старых толстых осин гнездятся птицы, белки складывают на зиму свои запасы. 2. Было только слышно, что посапывает во сне кот. 3. Когда же выпал первый снег и укрыл землю? 4. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. 5. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 6. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. . 7.Красив осиновый лес и зимою.

1. В дуплах старых толстых осин гнездятся птицы, белки складывают на зиму свои запасы.

2. Было только слышно, что посапывает во сне кот.

3. Когда же выпал первый снег и укрыл землю?

4. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

5. Ветка закачалась, с нее посыпался снег.

6. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

. 7.Красив осиновый лес и зимою.

Сложные предложения: 1,2,4,5

Сложные предложения: 1,2,4,5

повторили… учились различать ... и ... учились ставить ...
  • повторили…
  • учились различать ... и ...
  • учились ставить ...
Упр. 235.  Напишите мини-сочинение о звёздном небе
  • Упр. 235.
  • Напишите мини-сочинение о звёздном небе , о том, что оно вам напоминает, какие чувства вызывает. Ваша задача- использовать в своей речи сложные предложения. (по желанию)
Рефлексия Я знаю… Надо узнать…

Рефлексия

Я знаю…

Надо узнать…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!