СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые и составные предлоги

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Простые и составные предлоги»

ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ  ПРЕДЛОГИ  Урок русского языка  в 7 классе  Выполнила: Джамалова А.М., учитель русского языка и литературы

ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОГИ Урок русского языка в 7 классе Выполнила: Джамалова А.М., учитель русского языка и литературы

Цели урока: различать на письме предлоги и омонимичные части речи; уметь правильно писать производные предлоги; знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов.

Цели урока:

  • различать на письме предлоги и омонимичные части речи;
  • уметь правильно писать производные предлоги;
  • знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов.

Лингвистическая разминка Словарный диктант подл_(н, нн)ое и(с,сс)ку(с,сс)тво обн_жает ист_(н,нн)ое пол_жение изобр_жено в произв_дении г_мнастический снаряд просв_ще(н,нн)ый народ ровес_ик века бессловес_ое существо  обличать кос_ые взгляды

Лингвистическая разминка

Словарный диктант

  • подл_(н, нн)ое и(с,сс)ку(с,сс)тво
  • обн_жает ист_(н,нн)ое пол_жение
  • изобр_жено в произв_дении
  • г_мнастический снаряд
  • просв_ще(н,нн)ый народ
  • ровес_ик века
  • бессловес_ое существо
  • обличать кос_ые взгляды

Лингвистическая разминка Проверка словарного диктанта подли нн ое и с ку сс тво обн а жает ист инн ое пол о жение изобр а жено в произв е дении гимнастический снаряд просв е ще нн ый народ рове сн ик века бесслове сн ое существо  обличать ко сн ые взгляды

Лингвистическая разминка

Проверка словарного диктанта

  • подли нн ое и с ку сс тво
  • обн а жает ист инн ое пол о жение
  • изобр а жено в произв е дении
  • гимнастический снаряд
  • просв е ще нн ый народ
  • рове сн ик века
  • бесслове сн ое существо
  • обличать ко сн ые взгляды

Лингвистическая разминка Лексико-орфографическая работа   обличать – разоблачать, обнаруживать, раскрывать   косный – консервативный, тяготеющий к чему-то привычному, невосприимчивый к новому  Составьте с данными словами словосочетания или предложения

Лингвистическая разминка

Лексико-орфографическая работа

  • обличать – разоблачать, обнаруживать, раскрывать

  • косный – консервативный, тяготеющий к чему-то привычному, невосприимчивый к новому
  • Составьте с данными словами словосочетания или предложения

Лингвистическая разминка Орфографическая работа (не)замече(н, нн) ый объект (не) боящийся опасности (не) терявший присутствия духа о (не)здешнем жителе (не)иссякаемый источник (не)высокое, но красивое здание

Лингвистическая разминка

Орфографическая работа

  • (не)замече(н, нн) ый объект
  • (не) боящийся опасности
  • (не) терявший присутствия духа
  • о (не)здешнем жителе
  • (не)иссякаемый источник
  • (не)высокое, но красивое здание

Лингвистическая разминка Орфографическая работа далеко (не)веселый рассказ  (не)замеченная мною ошибка (не)смотря на непогоду (не)смотря по сторонам (не)одиннадцать (не) от кого

Лингвистическая разминка

Орфографическая работа

  • далеко (не)веселый рассказ
  • (не)замеченная мною ошибка
  • (не)смотря на непогоду
  • (не)смотря по сторонам
  • (не)одиннадцать
  • (не) от кого

Лингвистическая разминка Проверка орфографической работы н ез амече нн ый объект не б оящийся опа сн ости не т ерявший присутствия духа о н ез дешнем жителе н еи ссякаемый источник н ев ысокое, но красивое здание

Лингвистическая разминка

Проверка орфографической работы

  • н ез амече нн ый объект
  • не б оящийся опа сн ости
  • не т ерявший присутствия духа
  • о н ез дешнем жителе
  • н еи ссякаемый источник
  • н ев ысокое, но красивое здание

Лингвистическая разминка Проверка орфографической работы дале ко не в еселый рассказ не з амече н ная мною ошибка н ес мотря на непогоду не с мотря по сторонам не о диннадцать не о т кого

Лингвистическая разминка

Проверка орфографической работы

  • дале ко не в еселый рассказ
  • не з амече н ная мною ошибка
  • н ес мотря на непогоду
  • не с мотря по сторонам
  • не о диннадцать
  • не о т кого

Лингвистическая разминка Разбор по составу незамеченный рассуждать просвещение налево разрывая

Лингвистическая разминка

Разбор по составу

  • незамеченный
  • рассуждать
  • просвещение
  • налево
  • разрывая

Лингвистическая разминка Синтаксис и пунктуация 1.Сделать синтаксический разбор предложения. 2. Определить части речи. 3. Назвать смысловые отношения, которые выражают предлоги в выделенных сочетаниях. Две капли брызнули в стекло, и через минуту Две капли брызнули в стекло, и через минуту на сад обрушился ливень. на сад обрушился ливень. на сад обрушился ливень.

Лингвистическая разминка

Синтаксис и пунктуация

1.Сделать синтаксический разбор предложения.

2. Определить части речи.

3. Назвать смысловые отношения, которые выражают предлоги в выделенных сочетаниях.

Две капли брызнули в стекло, и через минуту

  • Две капли брызнули в стекло, и через минуту

на сад обрушился ливень.

  • на сад обрушился ливень.
  • на сад обрушился ливень.

Изучение нового материала Правописание производных предлогов       слитно раздельно ВАЖНО! Определить часть речи слова.

Изучение нового материала

Правописание производных предлогов

слитно

раздельно

ВАЖНО!

Определить часть речи слова.

Различай предлог и существительное! Предлог Существительное 1. Можно подобрать прилагательное  и вставить его перед существительным Можно заменить предлогом-синонимом Вс ледстви е дождей река вышла из берегов. Подберите предлог-синоним. Из-за. В с ледстви и  по делу было много неясного. Подберите прилагательное. В следствии каком? – новом. 2. Можно задать падежный вопрос Было в чем? – в следствии

Различай предлог и существительное!

Предлог

Существительное

1. Можно подобрать прилагательное

и вставить его перед существительным

Можно заменить предлогом-синонимом

  • Вс ледстви е дождей река вышла из берегов.
  • Подберите предлог-синоним.
  • Из-за.
  • В с ледстви и по делу было много неясного.
  • Подберите прилагательное.
  • В следствии каком? – новом.

2. Можно задать падежный вопрос

  • Было в чем? – в следствии
Аргументируй ответ! Существительное Предлог Согласовать в р оде , числе и падеже. Прилагательное: в роде каком? – женском, мужском. Согласовать  в чем? – в роде. Соорудили что-то в роде плота. Предлог-синоним: наподобие . Деньги поступили на с чет мира. Прилагательное: на счет какой? – банковский. Поступили  на что? – на счет. Условились н ас чет экскурсии. Предлог-синоним: о.  Ремонтировали дом в п родолжени е  месяца. Предлог-синоним: около.  В п родолжени и  романа встретились старые герои. Прилагательное: в продолжении каком? – новом. Встретились в чем? – в продолжении.

Аргументируй ответ!

Существительное

Предлог

  • Согласовать в р оде , числе и падеже.
  • Прилагательное: в роде каком? – женском, мужском.
  • Согласовать в чем? – в роде.
  • Соорудили что-то в роде плота.
  • Предлог-синоним: наподобие .
  • Деньги поступили на с чет мира.
  • Прилагательное: на счет какой? – банковский.
  • Поступили на что? – на счет.
  • Условились н ас чет экскурсии.
  • Предлог-синоним: о.
  • Ремонтировали дом

в п родолжени е месяца.

  • Предлог-синоним: около.
  • В п родолжени и романа встретились старые герои.
  • Прилагательное: в продолжении каком? – новом.
  • Встретились в чем? – в продолжении.
Запомни! Написание предлогов Слитно Раздельно Вследстви е Вв иду (= из-за) Н ас чет (= о) Наподоби е Вр оде В место Н ес мотря (на) В течени е В продолжени е В целях По причине Со стороны

Запомни!

Написание предлогов

Слитно

Раздельно

Вследстви е

Вв иду (= из-за)

Н ас чет (= о)

Наподоби е

Вр оде

В место

Н ес мотря (на)

В течени е

В продолжени е

В целях

По причине

Со стороны

Запись под диктовку с комментарием Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.  (в) следстви.. непогоды, вс ледстви е (=из-за , предлог) непогоды,  вмешаться (в) следстви..,  вмешаться (во что? – существительное) в с ледстви е , (в) продолжени.. пяти лет, в п родолжени е (=в течение, предлог) пяти лет,  (в) течени.. ручья, в течении (чего? – существительное) ручья, (в)течени.. месяца,  в течение месяца,  (в) виду недостатка времени, ввиду (из-за, предлог) недостатка времени,

Запись под диктовку с комментарием

  • Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
  • (в) следстви.. непогоды,
  • вс ледстви е (=из-за , предлог) непогоды,
  • вмешаться (в) следстви..,
  • вмешаться (во что? – существительное) в с ледстви е ,
  • (в) продолжени.. пяти лет,
  • в п родолжени е (=в течение, предлог) пяти лет,
  • (в) течени.. ручья,
  • в течении (чего? – существительное) ручья,
  • (в)течени.. месяца,
  • в течение месяца,
  • (в) виду недостатка времени,
  • ввиду (из-за, предлог) недостатка времени,
Запись под диктовку с комментарием Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.  узнать (на) счёт подписки, узнать насчёт (=о, предлог) подписки, перевести (на) счёт другой организации, перевести (на что? – существительное) на счёт другой организации, узор (на) подоби.. снежинки, узор наподобие снежинки,  (в) роде Толстых,  (в чем? ) в роде Толстых, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, обратите внимание(на что?) на подобие этих явлений,  (на) подоби.. героев основан весь сюжет, весь сюжет основан (на чем?) на подобии героев,

Запись под диктовку с комментарием

  • Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
  • узнать (на) счёт подписки,
  • узнать насчёт (=о, предлог) подписки,
  • перевести (на) счёт другой организации,
  • перевести (на что? – существительное) на счёт другой организации,
  • узор (на) подоби.. снежинки,
  • узор наподобие снежинки,
  • (в) роде Толстых,
  • (в чем? ) в роде Толстых,
  • обратите внимание (на) подоби.. этих явлений,
  • обратите внимание(на что?) на подобие этих явлений,
  • (на) подоби.. героев основан весь сюжет,
  • весь сюжет основан (на чем?) на подобии героев,
Запись под диктовку с комментарием Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.  (в) силу непр..двиденных обстоятельств, в силу непревиденных обстоятельств, надейся (на) встречу с ней, надейся на встречу с ней,  (в) заключени.. выступления, в заключении выступления,  (не) смотря на прив..легии, не смотря на привилегии,  (не) смотря в мою сторону,  не смотря в мою сторону, говорил (на) счёт творческого поиска, говорил насчёт творческого поиска.

Запись под диктовку с комментарием

  • Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
  • (в) силу непр..двиденных обстоятельств,
  • в силу непревиденных обстоятельств,
  • надейся (на) встречу с ней,
  • надейся на встречу с ней,
  • (в) заключени.. выступления,
  • в заключении выступления,
  • (не) смотря на прив..легии,
  • не смотря на привилегии,
  • (не) смотря в мою сторону,
  • не смотря в мою сторону,
  • говорил (на) счёт творческого поиска,
  • говорил насчёт творческого поиска.
Обозначение орфограммы Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 . Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы  1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты.  2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн.  3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов .  4. Имейте (в) виду – задание ответстве..ное.  5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы?  6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и . 7. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли. 8. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда.

Обозначение орфограммы

  • Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .
  • Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы
  • 1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты.
  • 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн.
  • 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов .
  • 4. Имейте (в) виду – задание ответстве..ное.
  • 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы?
  • 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и .
  • 7. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли.
  • 8. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда.
Проверь себя! Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 . Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы  1. В продолжении утра и середины дня он весь был погружён в расчёты.  2. Голубые, прозрачные струйки дыма тянулись от костра к морю, навстречу брызгам волн.  3. Она повторяла свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов .  4. Имейте в виду – задание ответственное.  5. Вы писали мне что-то насчёт воскресной школы?  6. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции . 7. А может быть, птица какая-нибудь вроде цапли. 8. И мальчик был счастлив вследствие его приезда.

Проверь себя!

  • Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .
  • Спишите предложения, раскройте скобки, обозначьте орфограммы
  • 1. В продолжении утра и середины дня он весь был погружён в расчёты.
  • 2. Голубые, прозрачные струйки дыма тянулись от костра к морю, навстречу брызгам волн.
  • 3. Она повторяла свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов .
  • 4. Имейте в виду – задание ответственное.
  • 5. Вы писали мне что-то насчёт воскресной школы?
  • 6. Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции .
  • 7. А может быть, птица какая-нибудь вроде цапли.
  • 8. И мальчик был счастлив вследствие его приезда.
Составьте предложения! С указанными предлогами составьте предложения. Помните о слитном/раздельном написании предлогов! Слитно Раздельно Вследстви е Вв иду (= из-за) Н ас чет (= о) Наподоби е Вр оде В место Н ес мотря (на) В течени е В продолжени е В целях По причине Со стороны

Составьте предложения!

С указанными предлогами составьте предложения.

Помните о слитном/раздельном написании предлогов!

Слитно

Раздельно

Вследстви е

Вв иду (= из-за)

Н ас чет (= о)

Наподоби е

Вр оде

В место

Н ес мотря (на)

В течени е

В продолжени е

В целях

По причине

Со стороны

Подведение итога урока Какие предлоги называются производными? Почему они так называются? От каких условий зависит слитное/раздельное написание предлогов? Как разграничиваются предлог и существительное в предложении? Назовите предлоги, которые пишутся слитно. Назовите предлоги, которые пишутся раздельно.

Подведение итога урока

  • Какие предлоги называются производными?
  • Почему они так называются?
  • От каких условий зависит слитное/раздельное написание предлогов?
  • Как разграничиваются предлог и существительное в предложении?
  • Назовите предлоги, которые пишутся слитно.
  • Назовите предлоги, которые пишутся раздельно.
Домашнее задание Выучить предлоги, которые пишутся слитно/раздельно. Параграф 53, упр. 310

Домашнее задание

  • Выучить предлоги, которые пишутся слитно/раздельно.
  • Параграф 53, упр. 310


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!