СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Противоречивый образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Противоречивый образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"»

Тема урока:

«Противоречивый образ Емельяна Пугачева в произведении

А.С. Пушкина «Капитанская дочка»



Предметная программа, ее автор: УМК «Литература», Т.Ф. Курдюмова

Место урока в календарно-тематическом планировании: третий урок в разделе «Литература 19 века», второй урок по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели:

Образовательная - способствовать формированию понятия «художественный образ», «приёмы раскрытия образа», определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.

Развивающая - развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя.

Воспитательная - помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Оборудование: компьютер, колонки, мультимедиа-проектор, экран, презентация, раздаточный материал, аудиофайл «Калмыцкая сказка», видеоряд из художественного фильма «Русский бунт»

Тип занятия - урок комплексного применения знаний.

Педагогические технологии: технология РКМЧП, технология проблемного диалога, ИКТ, метод проектов (частично).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.













Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие.

В руках у учителя телефон, планшет, компьютер, книга. Что объединяет эти предметы? Это источники знаний

Ребята, в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.

Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.

Сегодня мы будем анализировать, расшифровывать образы “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.



  1. Слайд 1.

-Мы продолжаем работу по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок литературы и истории одновременно, поэтому хочется, чтобы все мы прислушались к словам автора «Капитанской дочки»:

(на доску прикрепляется табличка со словами А.С. Пушкина)

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»



  1. Мотивация и целеполагание. Определение темы урока.

-Итак, ребята, кто же станет главным героем нашего урока?!

Прием «Мозговой штурм». Слайд 3

- Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского.

- О ком эти высказывания? (на доске записывается «ПУГАЧЕВ».

Слайд 3

Прием «Корзина идей, понятий, имен»

- Близки ли эти точки зрения? А в произведении он всегда одинаковый?

- Как таких людей называют? (противоречивыми)

Формулируется тема урока «Противоречивый ПУГАЧЕВ»

- По опорным словам определим цели урока: Слайд 4.

  • Исследовать … (историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»)

  • Раскрыть (выявить)… (основные черты образа Пугачева)

  • Сравнить (сопоставить) … (образ Пугачева в повести и в истории)



  1. Актуализация знаний.

- Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.

  1. Работа в парах - прием «Ключевые слова». Слайд 5.

(зачитывание получившихся высказываний. Примерное высказывание – приложение 1.)

Прием «Ключевые слова»

«В 1873 году было поднято восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева. Спустя годы, в 1832 году, получив разрешение, А.С.Пушкин прибыл в Оренбург для сбора материалов. После встреч со старожилами - очевидцами из-под пера поэта вышел знаменитый очерк “История пугачевского бунта”, изданный в 3 тысячи экземпляров. Эти материалы были положены в основу повести “Капитанская дочка”, написанной в 1836 году».



2.Индивидуально подготовленная историческая справка о Пугачеве как исторической личности. (приложение 2)

Историческая справка о Емельяне Пугачеве.

Происходил Пугачев из бедной казацкой семьи. Участвовал в Семилетней войне 1756–1763 гг., а также в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. За военные заслуги и личную храбрость получил чин хорунжего. Постоянно сталкиваясь с несправедливостью и угнетением, пришел к пониманию борьбы против существующих в России крепостнических порядков. Активно отстаивал права угнетенного народа. Неоднократно выступал челобитчиком от лица крестьян и казаков. Несколько раз заключался под стражу. Несколько раз бежал. В итоге пришел на Яик, и там, выдав себя за чудесно спасшегося императора Петра III, поднял в 1773 г. крестьянское восстание. Пугачев обещал крестьянам и казакам, всем простым людям, угнетенным и обиженным самодержавием, восстановление справедливости, вольности, землю, свободу вероисповедания. Народ, изнемогавший под бременем многочисленных поборов, страдавший от произвола помещиков, принял Пугачева как своего освободителя и стал огромными массами вливаться в его войско. Восстание стремительно разрасталось, и правительство предпринимало серьезные попытки подавить его, но Пугачев оказался талантливым полководцем, создал из вчерашних крестьян регулярную армию, снабженную артиллерией, сформировал штаб, и нанес несколько серьезных поражений правительственным войскам. Только бросив против Пугачева крупные соединения регулярных войск, правительству Екатерины II удалось подавить восстание. Впрочем, этому в немалой степени способствовало предательство группы казаков, выдавших Пугачева, чтобы заслужить прощение императрицы. Пугачев был осужден и казнен в Москве в 1775 г. Но и после его казни борьба отдельных отрядов восставших против царских войск продолжалась.

- А чем отличается художественный образ от исторического?

3. Приемы создания художественного образа в литературе.

Слайд 6.

IV. Работа в группах:

- Сегодня мы работаем над образом Емельяна Пугачева.

Портрет Пугачева наиболее полно прорисовывается во время встреч с Гриневым, которые, по сути, могли быть оформлены в отдельное произведение. Сколько было встреч?

Всего встреч Гринева и Пугачева – четыре. Пронумеруйте их в хронологическом порядке:


Сцена казни. Кивок Пугачева в эпилоге романа.

Буран. На постоялом дворе.

В Белогорской крепости. Диалог с Пугачевым после взятия крепости и расправы над гарнизоном.

В Бердской слободе. Освобождение Маши. Разговор в кибитке по дороге в крепость.

Работа в группах. Задания приложение


Прослушивание аудиофайла «Старая калмыцкая сказка»

В чем аллегорический смысл сказки, рассказанной Пугачевым? (ответы учеников)

Учитель: Доп. вопросы:

  • Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?

  • Что он хочет сказать этим Гриневу?

  • А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по эпиграфу? (прочитать эп. к 11 главе)

- Гениальное прозрение Пушкина. Когда стали доступны протоколы допросов Пугачева, протоколист писал: «Умереть славно, имея в мыслях, что царем быть не мог, то умереть на сражении, ведь все равно я смерть заслужил, так похвально быть со славой убиту…»

Еще одно противоречие: сам милуя, он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет уверенность в несокрушимой правоте.

Казнь Пугачёва. (зачитываю отрывок)

- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

(Он попросил прощения, а люди простили -- ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),


5. Подведение итога урока.


Учитель: Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие).



VI. Вывод:

  1. - Сумели ли мы доказать, что Пугачев – противоречивая фигура?

Учитель. Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ, веселость.

  1. -Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?

(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести).

  1. Подведение итогов.

  1. - Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа, но они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.

  2. Вывод. Слово учителя.

"Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.


А теперь в качестве рефлексии я попрошу вас написать синквейн на определение вашего отношения к одному из героев: Гринев или Пугачев. Выберите того, кто больше заинтересовал вас.


Составление синквейна ( на фоне видеоряда из фильма «Русский бунт» в сопровождении «Разбойничьей песни» В. Высоцкого).

Чтение 2-3 синквейнов.

Пугачев                                                                                                          

  смелый благородный                                                                                        

 казнит милует понимает                                                                                     талантливый представитель народного восстания                                             вождь

Пугачев,
Бунтующий, страдающий,
Разбойничает, казнит или милует.
Спасает Машу и Гринева.
Мятежник.


Пугачев,
Загадочный, двойственный,
Казнит, защищает, может спасти,
Выдает себя за государя.
Обреченный.

Дворянин
честный ,искренний 
любит ,верит ,служит 
сберёг офицерскую  честь смолоду 
достоинство 


Петр Гринев.

Добрый, благородный.

Служит, влюбляется, защищает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Герой.

Петр Гринев                                                                                       Честный, искренний                                                                                 Любит, верит, служит                                                                                      Сберег офицерскую честь смолоду                                                             Достоинство

6 . Прием формативного самооценивания.

Свое ощущение на уроке передайте с помощью самооценивания.

«Я на уроке» АБВГДЕ

А - абсолютный ноль (1-3 б.)

Б - более-менее участвовал (4-5 б.)

В - воодушевился (6-7 б.)

Г - гораздо ближе к вершине (8-9 б.)

Д - достиг (10 б.)



VII. Домашнее задание. Слайд 7.



Приложение 3.

Пример заполненной таблицы (группа1)

Глава

Характеристика Пугачева

II гл. "Вожатый"

Сметливый, черная борода, большие, живые глаза.

VII гл. "Приступ"

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку, сверкающие глаза.

VIII гл. "Незваный гость"

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. "Мятежная слобода"

Важно подбоченясь, хвастовство, самолюбие

XII гл. "Сирота"

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.



Приложение 4.

Карточка с избранными репликами Пугачева.

1.Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе. сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"

2.- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

3."Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...

4.- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

5. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".



Первая встреча определила ход их дальнейших взаимоотношений. Пугачев вывел Гринева из степи во время бурана. Петр думал, что его провожатый - простой путник. Он отдал Пугачеву заячий тулуп, что и положило начало отношениям, основанным на христианских понятиях. Вторая встреча этих персонажей происходит в Белогорской крепости, которую заняли повстанцы. Пугачев узнал в дворянине молодого человека, подарившего ему в благодарность тулуп. Гринев отказался присягнуть атаману, чувство долга перед отечеством оказалось выше страха за собственную жизнь. Об этом Петр откровенно говорит Пугачеву, интуитивно чувствуя, что у самозванца есть свои понятия о чести и долге. Шокирующее впечатление произвело на Гринева заседание военного совета. Было видно, что со своей «свитой» самозванец общается на равных. Отношения между всеми присутствующими, скорее, походили на дружеские. Больше всего Петра потрясло исполнение участниками «заседания» песни о виселице. Казалось, все присутствующие, в том числе Пугачев, понимают исход своей судьбы.

Третья встреча двух героев повести произошла, когда Гринев воевал против самозванца в Оренбурге и получил весточку от Маши, которая написала ему о том, что Швабрин вынуждает ее обвенчаться с ним. Петруша поспешил на помощь девушке, но по дороге его остановили посты Пугачева и отправили к самозванцу. Емельян узнал Гринева и тепло поприветствовал. К счастью Петра, в силу снова вступили его дружеские отношения с Пугачевым, и самозванец оказал помощь Гриневу в освобождении любимой, как только услышал, что обижают сироту. Даже Швабрин не помешал благородному поступку атамана, сообщив Пугачеву, что Мария – дочь Миронова. Емельян рассердился, что от него был скрыт этот факт, но откликнулся на призыв Гринева отпустить его и сироту.

Последняя встреча молодого дворянина с атаманом состоялась во время казни последнего. Пугачев узнал своего друга, кивнул ему, а спустя мгновение его мертвая голова была выставлена напоказ.



Первая встреча с Гриневым. Глава 2 «Вожатый».


"Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?"


Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику - БРАТ, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв - с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.

 Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.




Вторая встреча Гринева и Пугачева. Глава 7 «Приступ».


- Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»?


Жестокость - "Унять старую ведьму!",

беспощадность - "Вешать его!",

милосердие, благодарность - за тулуп или за БРАТА? - сохранил жизнь Гринёву).


ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева


Анализ сцены откровенного разговора Гринева и Пугачева (глава VIII«Незваный гость»)

- Какие качества Гринева импонируют Пугачеву? (с выдержками из текста)


ВЫВОД: Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв (учащиеся).


Работа в группах:

1группа: А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь ПетрIII? (9, 11 главы)


Ответ: 1. не умеет читать (гл.Разлука 9 гл)

2. лексика простонародная (пословицы и поговорки, калмыцкая сказка, «авось, исхожена, изъезжена)

Учитель: Доп. вопрос:

Какие ещё качества Пугачева раскрываются в главе «Разлука»? Великодушие (- "Казнить - так казнить, миловать - так миловать!"), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).



Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода» и XII «Сирота»)

В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?


Ответ:

- когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники - "люди, обречённые виселице, поют о виселице"

- когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.

- когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)


  • Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?

  • Что он хочет сказать этим Гриневу?



Учитель:

Конечно же, никакой Пугачев не царь - это знают и понимают и Гринев, и Пугачев. И то, что Пугачев обречен, тоже понимают оба. Отсюда и постоянная боль Гринева за Пугачева. Но и сам факт присутствия и общения Гринева с Пугачевым как бы постоянно приглашает последнего покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение.


Цитата: "Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души."


Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей... И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не "кровопийца" только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)



Казнь Пугачева.

Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его. (13 глава «Арест»).


Ответ:

("Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. "Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:" Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.")


Казнь Пугачёва. (зачитывают отрывок)

- Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

(Он попросил прощения, а люди простили -- ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),



1 группа. Портрет Пугачева.

Задание: Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите примерами из текста. Заполните таблицу.

Глава

Характеристика Пугачева

II гл. "Вожатый"


VII гл. "Приступ"


VIII гл. "Незваный гость"


XI гл. "Мятежная слобода"


XII гл. "Сирота"




2 группа. Речь.

Задание: Найдите в главе «Вожатый» примеры и заполните таблицу:


Народные пословицы и поговорки


Постоянные эпитеты


Просторечные слова


Слова высокой лексики


2. Как характеризует речь героя?

(для группы послабее, предлагается карточка с избранными репликами Пугачёва – приложение 4).

3 группа. Поступки

Дайте характеристику Пугачеву в соответствии с той ситуацией, в которую он попадает.

Глава 2: Реакция Пугачева на подарок Гринева?

Глава 7:

1.Поведение Пугачева при наступлении на крепость, когда начала стрелять пушка и все "отхлынули назад"?

2.Поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой.

Глава 8.

1.Как ведут себя товарищи Пугачева по отношению друг к другу и Пугачеву?

2. О чем рассказывается в песне, которую поют сподвижники Пугачева? Какое впечатление эта песня произвела на Гринева?

3.Почему помиловал Пугачев Гринева?

4.Что поразило Пугачева в ответе Гринева?

Глава 9: Как отреагировал Пугачев на прошение Савельича?

Глава 11:Как отреагировал Пугачев на сообщение Гринева, что обижают сироту?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!