СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психика и поведение человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена для проведения НЕСКОЛЬКИХ уроков биолгии, для 8 класса. В презентации содержится материал нескольких параграфов по учебнику Драгомилова 

Просмотр содержимого документа
«Психика и поведение человека»

ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Высшая нервная деятельность

ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность Высшая нервная деятельность (ВНД) Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды. В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме. В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

Высшая нервная деятельность

  • Высшая нервная деятельность (ВНД)
  • Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
  • В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
  • В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека: развитая психическая деятельность; речь; способность к абстрактно-логическому мышлению.

Особенности высшей нервной деятельности человека:

  • развитая психическая деятельность;
  • речь;
  • способность к абстрактно-логическому мышлению.
Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.
  • Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных И.М. Сеченова и И.П. Павлова.
  • Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
  • Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
И.М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена: Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное звено – движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
  • И.М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
  • Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
  • Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
  • Третье, конечное звено – движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время. Продолжателем идей И.М. Сеченова стал И.П. Павлов. Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
  • Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.
  • Продолжателем идей И.М. Сеченова стал И.П. Павлов.
  • Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т.е. групповые. У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга). Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы

  • Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т.е. групповые.
  • У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
  • Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного. Оборонительные : отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др. Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения. Ориентировочный (его И.П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
  • Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.
  • Оборонительные : отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
  • Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
  • Ориентировочный (его И.П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение. Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
  • Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
  • Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Условные рефлексы Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия, поэтому они были названы условными.

Условные рефлексы

  • Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
  • Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга. Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки. Пример: Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов. Эти рефлексы могут исчезать. Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
  • У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
  • Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
  • Пример:
  • Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
  • Эти рефлексы могут исчезать.
  • Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Образование условных рефлексов. Торможение рефлексов
  • Образование условных рефлексов. Торможение рефлексов
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей. Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга.
  • Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.
  • Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга.
Изучение формирования условных рефлексов проводилось в лаборатории И.П. Павлова в опытах на животных (собаках). Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у неё рефлекторно выделялась слюна — возникал безусловный слюноотделительный рефлекс.
  • Изучение формирования условных рефлексов проводилось в лаборатории И.П. Павлова в опытах на животных (собаках).
  • Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у неё рефлекторно выделялась слюна — возникал безусловный слюноотделительный рефлекс.
Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передается к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.

Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передается к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.

Условный слюноотделительный рефлекс формировался у собак при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка. Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было. В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя (вспышка света или звук звонка становились сигналом появления пищи — условным раздражителем). Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым), т.е. выработался условный слюноотделительный рефлекс.
  • Условный слюноотделительный рефлекс формировался у собак при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка.
  • Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было.
  • В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя (вспышка света или звук звонка становились сигналом появления пищи — условным раздражителем). Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым), т.е. выработался условный слюноотделительный рефлекс.
Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами.

Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами.

Торможение рефлексов Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.

Торможение рефлексов

  • Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.
Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, поэтому рефлексы (как условные, так и безусловные), затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя (происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вредным или просто безразличным). Таким образом, с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования. Торможение может быть как условным, так и безусловным (внешним).
  • Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, поэтому рефлексы (как условные, так и безусловные), затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя (происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вредным или просто безразличным). Таким образом, с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.
  • Торможение может быть как условным, так и безусловным (внешним).
ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ
Врождённое поведение И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем (т.е. обладают врожденными программами поведения, которые строятся на основе жизненного опыта наших далеких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида). Пример: Новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).

Врождённое поведение

  • И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем (т.е. обладают врожденными программами поведения, которые строятся на основе жизненного опыта наших далеких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида).
  • Пример:
  • Новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).
ругой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др. У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
  • ругой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др.
  • У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды. Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов. Пример: Бездомная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлекс выработаться не мог. И.П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».

Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность

  • Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.
  • Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов.
  • Пример:
  • Бездомная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлекс выработаться не мог.
  • И.П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».
Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью.
  • Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью.
Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.
  • Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.
Сознание и мышление Высшей функцией человеческого мозга является сознание — отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. совокупности сведений, которые мы называем знаниями.

Сознание и мышление

  • Высшей функцией человеческого мозга является сознание — отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. совокупности сведений, которые мы называем знаниями.
Мышление — способность человека представить и передать другим людям своё отношение к происходящему при помощи слов и образов.
  • Мышление — способность человека представить и передать другим людям своё отношение к происходящему при помощи слов и образов.
В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма. В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее и глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл. Пример: Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.
  • В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.
  • В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее и глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.
  • Пример:
  • Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.
Поведение человека Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями. У человека (как и у животных) врожденно имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными (если эти потребности не удовлетворять, то человек жить не сможет. В течение жизни у человека формируются вторичные потребности: материальные и духовные (желание полакомиться тортом, красиво одеться, послушать любимую музыку, пойти на новую выставку живописии др.), которые могут быть очень разнообразными, и зависящими и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от его материальных возможностей.

Поведение человека

  • Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.
  • У человека (как и у животных) врожденно имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными (если эти потребности не удовлетворять, то человек жить не сможет.
  • В течение жизни у человека формируются вторичные потребности: материальные и духовные (желание полакомиться тортом, красиво одеться, послушать любимую музыку, пойти на новую выставку живописии др.), которые могут быть очень разнообразными, и зависящими и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от его материальных возможностей.
Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность. Человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций; в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.
  • Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность.
  • Человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций; в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.
Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте. Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения (доминанта). Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность.
  • Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте.
  • Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения (доминанта). Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность.
Доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени.
  • Доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени.
Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи. Пример: Например, если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.
  • Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи.
  • Пример:
  • Например, если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.
Речь и эмоции. Типы ВНД
  • Речь и эмоции. Типы ВНД
Речь И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах. Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.

Речь

  • И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.
  • Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.
Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы. Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Словами человек обозначает всё, что воспринимает с помощью органов чувств. В то же время слово обладает обобщающей функцией.
  • Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.
  • Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Словами человек обозначает всё, что воспринимает с помощью органов чувств.
  • В то же время слово обладает обобщающей функцией.
ПРИМЕР: Так, слово «стол» для ребёнка вначале обозначает определённый предмет — тот стол, за которым его кормят. Взрослея, ребёнок начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и стол для радиоприёмника. Теперь он обобщает словом «стол» все предметы, имеющие общие признаки стола. Таким образом, конкретное понятие становится обобщающим. Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах (их свойствах и признаках), явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Человек думает словами. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления.

ПРИМЕР:

  • Так, слово «стол» для ребёнка вначале обозначает определённый предмет — тот стол, за которым его кормят. Взрослея, ребёнок начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и стол для радиоприёмника. Теперь он обобщает словом «стол» все предметы, имеющие общие признаки стола. Таким образом, конкретное понятие становится обобщающим.
  • Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах (их свойствах и признаках), явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Человек думает словами. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления.
Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники и культуры. Способностью к обучению речи человек наделен от рождения. Ребенок обучается говорить с 5—7 месяца первого года жизни до 5–6 лет. Язык, на котором будет говорить ребёнок зависит от того, на каком языке говорят окружающие его люди. Если ребенок изолирован от человеческого общества, способность к овладению речью пропадает, а его умственное развитие задерживается.

Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями.

  • Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники и культуры.
  • Способностью к обучению речи человек наделен от рождения. Ребенок обучается говорить с 5—7 месяца первого года жизни до 5–6 лет. Язык, на котором будет говорить ребёнок зависит от того, на каком языке говорят окружающие его люди. Если ребенок изолирован от человеческого общества, способность к овладению речью пропадает, а его умственное развитие задерживается.
Речевые функции человека связаны с многими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной — с левыми височными и теменными долями. Правое полушарие отвечает за определение интонации речи, чувствительно к музыке, воспринимает форму, размеры предметов, их расположение в окружающей среде. Нервные волокна, связывающие симметричные участки правого и левого полушарий, обеспечивают их взаимодействие и согласованную работу.
  • Речевые функции человека связаны с многими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной — с левыми височными и теменными долями. Правое полушарие отвечает за определение интонации речи, чувствительно к музыке, воспринимает форму, размеры предметов, их расположение в окружающей среде. Нервные волокна, связывающие симметричные участки правого и левого полушарий, обеспечивают их взаимодействие и согласованную работу.
Эмоции Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей.

Эмоции

  • Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей.
Эмоции бывают положительными и отрицательными. Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие). Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника.
  • Эмоции бывают положительными и отрицательными.
  • Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование).
  • Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).
  • Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника.
Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме. Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности. Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.

Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.

  • Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности.
  • Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.
Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты. Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т.е. управляет ими.
  • Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.
  • Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т.е. управляет ими.
Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).

Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент

  • И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).
Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и её возможность противостоять утомлению. Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением. Подвижность оценивает способность нервной системы менять своё состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот.
  • Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и её возможность противостоять утомлению.
  • Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением.
  • Подвижность оценивает способность нервной системы менять своё состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот.
Различные варианты сочетаний этих свойств позволяют выделить четыре типа ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Различные варианты сочетаний этих свойств позволяют выделить четыре типа ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик — тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
  • Холерик — тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
Сангвиник — тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.
  • Сангвиник — тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.
Флегматик — тип мало эмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднён.
  • Флегматик — тип мало эмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднён.
Меланхолик — тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов.
  • Меланхолик — тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов.
Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них.

Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них.

Интеллект и память
  • Интеллект и память
Интеллект Для того чтобы попытаться оценить умственные способности человека, пользуются понятием «интеллект». Интеллект характеризуется тремя основными чертами: интеллект — способность познавать, исследовать окружающий мир; интеллект — это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность. интеллект — это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Интеллект

  • Для того чтобы попытаться оценить умственные способности человека, пользуются понятием «интеллект».
  • Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
  • интеллект — способность познавать, исследовать окружающий мир;
  • интеллект — это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность.
  • интеллект — это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.
Учёные подразделяют интеллект на три категории: технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т.п.; общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми; умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.

Учёные подразделяют интеллект на три категории:

  • технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т.п.;
  • общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми;
  • умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.
Обучение и память Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта. Память — это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени.

Обучение и память

  • Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта.
  • Память — это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени.
Кратковременная память длится всего несколько секунд и позволяет удерживать около семи предъявленных элементов информации. В основе кратковременной памяти лежит движение нервных импульсов по нейронам головного мозга. Она очень чувствительна к внешним воздействиям различными раздражителями. Например, если в момент запоминания информации человека отвлечь, переключить его внимание на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его кратковременной памяти, полностью стирается.
  • Кратковременная память длится всего несколько секунд и позволяет удерживать около семи предъявленных элементов информации. В основе кратковременной памяти лежит движение нервных импульсов по нейронам головного мозга. Она очень чувствительна к внешним воздействиям различными раздражителями. Например, если в момент запоминания информации человека отвлечь, переключить его внимание на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его кратковременной памяти, полностью стирается.
Долговременная память сохраняет полученную информацию в течение всей жизни человека. Всё, что содержится в кратковременной памяти свыше 30 секунд, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные эмоции — как положительные, так и отрицательные (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т.п.).
  • Долговременная память сохраняет полученную информацию в течение всей жизни человека. Всё, что содержится в кратковременной памяти свыше 30 секунд, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные эмоции — как положительные, так и отрицательные (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т.п.).
Виды памяти двигательная; зрительная; слуховая; осязательная; смешанная.

Виды памяти

  • двигательная;
  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • смешанная.
Сон и бодрствование
  • Сон и бодрствование
Сон и бодрствование — это проявление суточных ритмов. Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии, которое характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации. Для того чтобы возникло состояние сна, в мозге вырабатывается ряд особых веществ. (например, серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга).
  • Сон и бодрствование — это проявление суточных ритмов.
  • Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии, которое характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга.
  • Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.
  • Для того чтобы возникло состояние сна, в мозге вырабатывается ряд особых веществ. (например, серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга).
Сон — это особое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители. Сон — состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой.
  • Сон — это особое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители.
  • Сон — состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой.
Сон — циклическое явление. Обычный 7 — 8 часовой сон состоит из 4—5 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл включает две фазы: фазу медленного сна и фазу быстрого сна.
  • Сон — циклическое явление. Обычный 7 — 8 часовой сон состоит из 4—5 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл включает две фазы: фазу медленного сна и фазу быстрого сна.
Сразу после засыпания развивается медленный (или глубокий, или медленноволновый) сон. Он сопровождается урежением дыхания и пульса, расслаблением мышц. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга, обмен веществ и температура тела понижаются. Через 1—1,5 часа медленный сон сменяется быстрым (или поверхностным, или быстроволновым). В этой фазе активизируется деятельность всех внутренних органов, дыхание становится частым, глубоким, работа сердца усиливается, обмен веществ повышается, наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев, иногда спящий начинает говорить. В эту фазу человек видит сновидения.
  • Сразу после засыпания развивается медленный (или глубокий, или медленноволновый) сон. Он сопровождается урежением дыхания и пульса, расслаблением мышц. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга, обмен веществ и температура тела понижаются.
  • Через 1—1,5 часа медленный сон сменяется быстрым (или поверхностным, или быстроволновым). В этой фазе активизируется деятельность всех внутренних органов, дыхание становится частым, глубоким, работа сердца усиливается, обмен веществ повышается, наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев, иногда спящий начинает говорить. В эту фазу человек видит сновидения.
Сновидение — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека.
  • Сновидение — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека.
И.М. Сеченов называл сновидения «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Быстрый сон длится 10—15 минут. После него начинается новый цикл медленного сна. К утру продолжительность быстрого сна возрастает до 25—30 минут. (увеличение продолжительности быстрого сна важно для активации функций организма к моменту пробуждения).
  • И.М. Сеченов называл сновидения «небывалые комбинации бывалых впечатлений».
  • Быстрый сон длится 10—15 минут. После него начинается новый цикл медленного сна. К утру продолжительность быстрого сна возрастает до 25—30 минут. (увеличение продолжительности быстрого сна важно для активации функций организма к моменту пробуждения).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!