СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психофизиологические основы поведения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психофизиологические основы поведения.

Просмотр содержимого документа
«Психофизиологические основы поведения.»

Академическая группа ЗФ-601-109-6-1

номер группы

Дисциплина Психофизиологические основы поведения

название

Студент: Маркина Татьяна

E-mail студента: [email protected]

Задания для самостоятельного изучения на период

с «09» ноября по «14» ноября 2020 г.

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Лекция № 1. Тема: Общие принципы организации поведенческого акта (2 часа).

1. Врожденные компоненты поведения. Инстинкты.

Врожденные компоненты поведения: таксисы, безусловные рефлексы и инстинкты — это набор генетически детерминированных двигательных реакций (образцов поведения), реализуемых при определенных, имеющих сигнальное значение изменениях во внутренней среде организма и (или) во внешней среде. Связь этих двигательных реакций и сигналов, их вызывающих, является однозначной, то есть внешние проявления этих компонентов поведения всегда одинаковы у всех представителей данного вида, то есть они стереотипны (от греч. stereo — 1) твердый; 2) пространственный 3) видоспецифичны.

Основа внутренних составляющих врожденных компонентов поведения — это связи между определенными группами сенсорных и двигательных нейронов. Их возникновение в определенные периоды онтогенеза предопределено геномом животного. Основные отличия различных врожденных компонентов поведения друг от друга заключаются в уровнях сложности воспринимаемой организмом «сенсорной» информации и выполняемой двигательной реакции. Во всех врожденных компонентах поведения возбуждение определенных сенсорных нейронов «жестко», «однозначно» связано с возбуждением определенных двигательных нейронов, сокращением определенных групп мышц и выполнением видоспецифичной стереотипной реакции.

Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род. Инстинкт это безусловный рефлекс, составляющий принципы поведения животных. Высшие животные в своем индивидуальном развитии приходят к модификации базовых инстинктов, которые могут достигать более сложных выражений поведения. Человеческие инстинкты кроме биологической направленности, то есть удовлетворения потребностей, нужных для элементарного существования, идут дальше, и предполагают инстинкты, которые удовлетворяют личностные потребности, намерения (власть, доминирование, общение).

Инстинкты человека

Человеческое бессознательное представляет собой иррациональные, физиологические животные инстинкты и рефлексы, которые дают импульсы психической энергии. Они вынуждены переламывать себя под воздействием сознания, культурных стереотипов, социальных норм, чтобы обеспечивать людям адекватное общественное существование.

Врожденные человеческие инстинкты очень сильные, даже их сознательное подавление не всегда сдерживает их энергию, поэтому часто можно встретить людей, которые ведут себя неадекватным образом, поскольку у них не происходит должного блокирования некоторых форм поведения, истекающих из биологических потребностей. Но, благодаря ним, человек не теряет мотивацию к жизни, они являются движущей силой его поведения. Под влиянием приобретенного жизненного опыта и индивидуального развития, инстинкты дифференцируются и усложняются, поэтому человек является существом с самой сложной системой инстинктов. Но по-прежнему, возможными есть трактовки о том, что потребности и их удовлетворение у животных и у людей практически одинаковые. Но, такие сведения очень ошибочные, поэтому важно говорить о том, что человек имеет особенные, свойственные только его виду инстинкты, далее будут рассмотрены три базовых: инстинкт размножения, самосохранения и власти. Пользуясь ними, один человек способен подчинить себе волю другого человека и манипулировать им в своих целях.

В процессе воспитания человека, его стремления к власти и интиму поддавливаются, понятно по каким причинам. Собственно они и побуждают человека к достижениям, являются мощным импульсом, и могут определять основную линию поведения. Но из-за страха за свою жизнь, часто человек не может полностью воспользоваться своими способностями, не может стать успешным. Потому, что страх управляет жизнью, и самосохранение на нем держится, из этого получается, что человек во власти своего страха. Исходя из этого, побуждение властвовать и продолжать свой род, предоставляют человеку в большей мере безопасность, чем самосохранение, основанное на страхе.

Из вышеизложенного следует, что каждый человек подвержен манипуляции и ощущению страха, но его степень зависит от сознательности каждого человека. Если он понимает, в чем заключается его страх, его причину, он имеет больше возможностей его устранить. Еще часто случается так, что люди, которые боятся чего-то, именно это с ними рано или поздно приключается. Но, если жажда к власти очень сильная, самосохранение становится слабым и это может привести к трагичному заключению. Также сколько совершается необдуманных, легкомысленных поступков, из-за увлеченности, от нее так же слабеет самосохранение, что иногда приводит к летальному исходу.

Важно знать, о том, инстинкт это, своего рода автопилот. Когда человек не контролирует себя, свои увлечения, потребности, он снимает из себя ответственность за происходящие, и часто его поведение становится примитивным и грубым. Личность, которая хорошо осознает себя и свои желания способна противостоять и манипуляции, и манипулировать самому и более эффективно достигать своих целей.

Инстинкт – это жизненный опыт предков, которым приходилось бороться, проходить через страх и боль, чтобы выжить. Сознание не выдерживало напряжения и перемещало тяжелый эмоциональный опыт в подсознание, запечатывало в генетической памяти. Поэтому человек, когда выполняет инстинктивные движения, они бывают наполнены долей тревоги, унаследованной от предков.

Новорожденный малыш плачет, потому что боится, с ним нет кормящей и любящей мамы. Человек боится, что запасы еды исчерпаются, потому что когда-то его предки умерли во время голодомора. Парень дерется за девочку с конкурентом, возможно, кто-то из его предков не мог завести жену и он должен бороться, чтобы ослабить унаследованный страх остаться одним.

Инстинкт это что такое?

Человек в природе, является звеном в переходе от животного к сверхчеловеческому существу, и его сознание также троично. Одна его часть относится к животному миру, другая – человеческому и третья – божественному. Собственно, животная часть есть унаследованной, она бессознательная и определяет инстинктивное поведение. Инстинкты являются багажом животного опыта, то есть такого, которое помогало им жить и выживать, накопленного миллионами лет и переданное человеку. Природа бережет в человеческом генофонде безусловные инстинкты и рефлексы, необходимые для выживания потомства. Новорожденного никто не учит, что нужно кричать, если он хочет есть или сменить белье. Инстинктивный ум человека ответственен за биологическое выживание, сознательный ум – за поддерживание отношений, надсознательный помогает эволюционировать в еще боле разумное существо.

Подавляя и искажая естественные биологические инстинкты человек, приобрел массу энергии на развитие сознательного ума, следственно и для научно-технического прогресса. Выходит, что современная цивилизация создавалась и прогрессировала за счет подавленных инстинктов. Таким образом, ослабли и другие ощущения: зрение, слух, вкус. На сегодняшний день появилось много людей с проблемами слуха, зрения и множество людей с избыточным весом. Современный человек очень отдалился от своей естественной среды обитания, так что практически оказывается, лишенным помощи от ним же самим угнетенных природных инстинктов и ощущений, оставаясь с природой один на один оказывается беспомощным и уязвимым.

Природные, врожденные инстинкты человека не можно назвать ни плохими, ни хорошими, поскольку они являются подсобляющими средствами для выживания людей. Но когда человек ведет неразумный, легкомысленный образ жизни, удовлетворяя себя всевозможными удобствами, он не многим отличается от животного, несмотря на то, что он умеет пользоваться телефоном и водить машину. Человек не без причин полагает, что он выше животного – так он непременно вторгается интеллектом, сознательным умом в свои инстинкты, в бессознательное.

Виды инстинктов

Все виды инстинктов можно разделить на несколько групп: репродуктивная группа (половые и родительские), социальная (конформная консолидация, родственная консолидация, неродственная изоляция, вертикальная консолидация, клептомания, горизонтальная консолидация), адаптация к эволюционной среде обитания (конструктивистские, территориальные, ландшафтные предпочтения, собирательство и поиск, миграции, самоограничение численности вида, рыболовство и охота, агро- и веткультурные), коммуникативная (лингвистические, мимика и жесты, звуковая невербальная коммуникация).

Индивидуальные витальные инстинкты ориентированы на выживание личности и могут быть самостоятельными или проявляться во взаимодействии с другими лицами. Как уже говорилось, инстинкт это безусловный рефлекс, а базовым инстинктом является самосохранение, обеспечение себе безопасности, в актуальное время. То есть – это кратковременное удовлетворение, существуют и более долгосрочные инстинкты, например, продолжение рода.

Первую группу составляют репродуктивные инстинкты. Только благодаря репродукции гены имеют возможность существовать в эволюционных масштабах во времени, а выживание является только вспомогательным этапом к репродукции. На основе репродуктивных инстинктов и сформировались социальные. Половой и родительский инстинкты два вида из репродуктивных.

Половой инстинкт обусловливает первый этап репродукции – зачатие. «Качество» потенциального партнера определяется через должную генетическую кондиционность и долгосрочную перспективу заботы о потомстве. Направленность на такую долгосрочную заботу отображает потребность в отцовской поддержке и помощи. В эволюционном прошлом, отсутствие поддержки ставило под угрозу жизнь ребенка. Период беспомощности ребенка очень ограничивал возможности женщины в самостоятельной добыче еды, защите, и только преданный и смелый мужчина мог во всем этом помочь женщине. Кое-что изменилось с тех пор и сейчас не редкость встретить одинокую женщину с ребенком, или мужчину, неспособного быть добытчиком для своей семьи.

Родительский инстинкт, в частности материнский – это больше всего изученная врожденная программа людей. Многочисленные исследования и наблюдения доказывают, что значение инстинкта (любовь к ребенку, стремление опекать и заботится, защищать) прописанное на биологическом уровне.

Вторая группа – социальные инстинкты. Значение инстинкта выражается в решении долгосрочных заданий процветания данного вида, он способствует поддержке долгосрочных тактик поведения через реализацию особого поведения, которое объединяет несколько особей в единую социальную структуру. Особенность такого поведения в готовности каждого пожертвовать собой во имя всеобщих целей. Часто людьми в таких объединениях манипулируют, используют в личных целях. Социальные инстинкты имеют несколько подвидов.

Родственная консолидация – самое древнее объединение, основанное на генетическом единстве членов данной группы. Значение инстинкта в том, что член такой консолидации стремится к защите и процветанию всего гена, а не только своей личности.

Неродственная изоляция выражает конкуренцию между носителями чужих генов, что, в свой черед, способствует благосостоянию своего гена через еще большее сплочение и любовь его единицам друг к другу. Неприязнь родственной консолидации к неродственной изоляции обосновывается тем, что популяции, которые отграничивают себя от других и очень резко конфликтующие с ними, имеют в своей группе более сильные родственные связи внутри себя самих.

Конформная консолидация обозначает такое объединение особей, в которых не определен лидер, и никто никому, по сути, не подчинен, но все готовы к каким-то коллективным действиям. Она создается хаотически, через узнавание одной особью из определенного вида другой особью из того же вида, и начинают следовать вместе. Такая консолидация происходит, потому что организм имеет инстинктивное тяготение к коллективному существованию, и знает, что сообща действовать, искать еду, защищать друг друга намного легче, безопасней и эффективней, чем бродить поодиночке. Такие объединения наблюдаются в самых простых живых организмах. Между людьми также встречаются такие консолидации, например, люди без определенного места жительства так объединяются и начинают жить вместе, искать еду, делиться с другими.

Вконсолидация выражается в подчинении одной особе большей части группы. Подчинение здесь понимается, как ограничение свободы действий подвластной группы, детерминирующее приказами особей возглавляющих ее, чья свобода действий безграничная. Такая группа очень прочная и напоминает консолидированность единого организма, но ее члены между собой не всегда являются родственниками.

Горизонтальная консолидация базируется на реципрокном (взаимовыгодном) альтруизме. Он предполагает, что за альтруистический поступок будет какая-то плата или ответная услуга. Поэтому такой альтруизм не является полностью бескорыстным, как привыкли все его понимать.

Клептомания распространена не только между людьми, но в животном мире также существует. Человек может пользоваться рассудком, который способен помочь человеку осознать не перспективность обмана, в принципе. Когда обман применяется к потенциальной добыче или нападающему хищнику, или война, тогда это обманом не считается, а средством выживания. Обман ним считается, когда применяется к члену из своего клана, который питает доверие и предполагает консолидированность. Клептоманический инстинкт часто проявляется у детей, которые более примитивны и состоят в более строгих вертикальных консолидациях, которые предполагают обострение всех инстинктивных проявлений.

Инстинкты приспособления в эволюционной сфере обитания, то есть той среде, в какой совершалась эволюция древних человеческих предков, их адаптация. Такой средой считается восточная Африка, 2,6 миллионов лет тому назад там жили первые люди. Обстоятельства в то время заставляло людей искать пищу, бороться за нее, выживать и эти инстинкты сохранились в людей до сих пор, хотя мы ими давно не пользуемся. Но если бы случилось так, что человечество вновь оказалось в таких условиях, люди смогли бы выжить, благодаря наследию поколений.

Подгруппы инстинктов, входящих в эту группу сейчас не актуальны и атавистичны, но знать о них нужно.

Территориальность – проявляется в закреплении за группой или особью зафиксированной территории, на которой она ищет еду, воду, спит. Но не все виды осознают, что у них есть территория. Они не ограничивают доступ чужаков, и как только те появляются, они как бы от них понимают, что это их территория и начинают ее защищать. Человек разумный пошел дальше этого, и он осознает, где есть его дом, а где он в гостях, или где офис. Следуя этому, существует мнение, что собственно благодаря инстинкту территориальности, человек научился абстрагироваться и не теряться в пространстве.

В инстинкте ландшафтных предпочтений главным является принцип брахиации. Брахиация – способ перемещения в полосе леса, где приходится передвигаться руками по ветках. Именно так человекоподобные обезьяны и передвигаются, раскачиваясь, как на качелях, на одной ветке и перепрыгивая на другую. Такой инстинкт имеет отголоски в некоторых формах человеческого поведения: раскачивании младенцев для их успокоения, тяга к лазанью по деревьям, привлекательность видов из высоты и тому подобное.

Инстинктивное поведение в собирательстве и поиску было первой экологической специализацией человека. То, что человек находил, то он и ел – плоды, коренья, птицы, мелкие животные. Охота появилась намного позже, и практиковалась эпизодически.

Конструктивистские инстинкты выражаются в маркировании своей территории, какой-нибудь рукотворной конструкцией. У птиц – это гнезда, у пчел – соты, у человека начала хижина, потом дом. Развитие конструктивной деятельности начиналось из изготовления орудий труда, которыми предполагалось строить дом. Так, человек пришел к построению современных сооружений технологической цивилизации.

Миграционные инстинкты определяют пространственное перемещение с целью найти лучшее место или вынуждены это делать, через изменения окружающей среды, у которой изменились условия пребывания. Птицы или киты, исходя из их особенностей жизненного цикла, мигрируют зависимо от сезона. Стойкий миграционный способ жизни ведут кочевники, цыгане, в прошлом – викинги. Сейчас много людей покидают родную страну, перебираясь в неизведанную страну, или на другой материк, в поисках лучшей жизни.

Самоограничение численности вида является одним из спорных инстинктов личности. Сложно вообразить себе создание такого долгосрочно-ориентированного и инстинктивного поведения через естественный отбор на уровне индивидов. Самым правдоподобным объяснением такого поведения был бы «групповой отбор», происходящий на уровне популяций и групп, а не уровне индивидов. Но теория группового отбора была опровергнутой через необходимость признать то, что недостаточно разумные существа вряд ли достигли высокого уровня долгосрочных поведенческих целей. Но все-таки поведение, которое, направленное на самоограничение вида, кажется, слишком инстинктивно выраженным, наблюдается у людей и животных.

Смысл этого инстинкта выражается через недопущение того, чтобы численность популяции росла, без наличия необходимых ресурсов. Он включается, когда чувствуется превышение популяции выше определенной нормы и его своевременное включение способствует снижению численности популяции к необходимому уровню. Может проявляться через снижение ощущения родительских инстинктов, в нежелании заводить детей, уменьшении заботы о детях, отсутствием интереса к детям, усиленное депрессивное мировоззрение, снижение инстинктов самосохранения.

В эволюционном прошлом человеческого вида охота и рыбалка не были очень свойственны, тогда преобладало собирательство. Только со временем они к этому пришли и нашли, что такой способ дает им больше добычи, которая намного питательнее. Сегодня охотой занимаются только ради развлечения, мужчины пробуют себя в роли предков-охотников, подогреваемые азартом. Специфическое удовлетворение от занятия рыбалкой демонстрирует инстинктивность такого поведения.

Агро- и веткультурная деятельность предков, предполагается учеными, поскольку точных данных об этом нет. Но судя из симбиотического сосуществования многих видов, кажется вероятным, что на этой связи, могло быть, что животных все-таки приручали, и из этого развилось животноводство. Не каждый знает, что не только люди, но и отдельные животные занимаются агроветеринарной деятельностью. Муравьи, термиты, жуки – разводят грибы, которых потом употребляют, иные муравьи могут разводить тлей, и едят их выделения. Смотря на это, развитие таких же инстинктов у человека кажется вполне естественным. Особенно если учесть тот факт, как много есть людей с тяготением к труду на земле, у некоторых это профессия. Важно отметить тот факт, что тяга к действиям на земле больше активизируется в старости, когда другие инстинкты угасают (репродуктивные, социальные).

Коммуникативные инстинкты реализуются в процессе обмена информацией между, как минимум двумя особями. Они близкие к социальным инстинктам, но их частью не становятся, поскольку не приводят к консолидации индивидов. Практически во всех союзах живых существ, присутствует коммуникация, как обмен сообщениями. Немного шире она применяется во время отыскивания партнера для спаривания. Сюда входят такие инстинкты: мимика и жесты, невербальная звуковая коммуникация и лингвистические.

Мимика и жестикуляция – очень выразительные инстинкты человека. Такие поведенческие паттерны по своей автоматичности недалеки от безусловного рефлекса. Человеку доставляет немало труда подавление или скрывание истинных эмоций, которые автоматически сразу выражаются в определенной мимике или жестах. Изменение невольной жестикуляции и напряжения мышц лица, старание изобразить, как можно естественнее эмоции, которых нет, процесс очень сложный, и такое возможно разве что в исполнении талантливых актеров.

Способ невербальной звуковой коммуникации чем-то напоминает звуковую коммуникацию животных, и унаследована нами от человекоподобных обезьян. Такой способ коммуникации выражается в неожиданном вскрикивании, агрессивного рычания в момент ярости, стон от боли, оханье от удивления и такие различные звуки есть понятными во всех культурах. Были проведены исследования доказывающие, что обезьяны выдают звуки очень похожи фонетически, по звучанию на человеческую речь.

Одним из немногих инстинктов, подтвержденных на нейрофизиологическом уровне, был – лингвистический. «Универсальная грамматика» (грамматические принципы), которая находится в основе всех языков является прирожденным и непременным явлением, отличия языков мира объясняются, как многообразные «настроечные» установки головного мозга. Поэтому ребенку, чтобы освоить язык понадобится только изучить лексические и морфологические элементы (слова и части), и задать программу «установку», на основе некоторых ключевых примеров.

  1. Приобретенные компоненты поведения. Условные рефлексы.

Особенности условных рефлексов.

И. П. Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность связана не только с влиянием безусловных раздражителей, но и зависит от условий, сопровождающих эти раздражения. Например, у собаки слюноотделение начинается не только тогда, когда пища попадает в рот, но и на вид и запах пищи. И. П. Павлов объяснил это явление, разработав теорию условных рефлексов. Каковы же основные особенности отличают условные рефлексы от безусловных?

- Условные рефлексы возникают в ответ на действие условных раздражителей (прежде безразличный раздражитель, ставший сигнальным раздражителем для определённой приобретённой реакции).

- Эти реакции являются приобретёнными, то есть могут возникать на основе безусловных и низших условных рефлексов.

- Условные рефлексы являются индивидуальными приспособительными реакциями, которые проявляются по-разному у разных особей вида.

- Это временные реакции, то есть постоянно образуются и исчезают в зависимости от конкретных условий.

- Условные рефлексы собственных рефлекторных дуг не имеют и поэтому осуществляются через функциональные временные нервные связи, возникающие между корковыми центрами жизненных функций и центрами сенсорных систем, связанных с действием условного раздражителя.

- Образуются и осуществляются при участии высших отделов ЦНС (коры и подкорки), в которых и происходит образование временных нервных связей.

- Могут объединяться в сложные цепи условных рефлексов - динамические стереотипы, которые являются физиологической основой умений, навыков, привычек и способов деятельности.

Таблица 41. РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Группа

Суть и примеры

А. По проявлению рефлекторного ответа

Вегетативные

Рефлексы, связанные с деятельностью внутренних органов (например, дыхательные рефлексы во время физической нагрузки)

Соматодвигательные

Рефлексы, связанные с деятельностью скелетных мышц (например, двигательные рефлексы во время бега с препятствиями)

Б. В зависимости от условных раздражителей

Искусственные

Рефлексы, которые вырабатываются на раздражители, не относящиеся к безусловным (например, слюноотделительный рефлекс на свет лампы)

Натуральные

Рефлексы, вырабатываемые на природные безусловные раздражители (например, рефлекс аппетитного сокоотделения на запах пищи)

Биологическая роль условных рефлексов:

1) обеспечивают приспособляемость организмов к конкретным условиям существования, а для человека - обучение и разнообразие интеллектуальной деятельности;

2) обеспечивают ответ на безусловный раздражитель ещё до начала его действия, то есть имеют сигнальное значение;

3) являются основой для формирования условных рефлексов высшего порядка и ВНД человека.

Итак, УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - это приобретённые индивидуальные реакции на действие раздражителей, которые позволяют человеку приспособиться к изменяющимся условиям среды.

Приобретённое поведение человека.

ПРИОБРЕТЁННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - совокупность сложных приобретённых индивидуальных поведенческих реакций, связанных в своём возникновении в основном с социальными потребностями и высшими эмоциями. Каковы же особенности приобретённого поведения человека?

1. Функциональной основой приобретённого поведения человека являются условные рефлексы и динамические стереотипы. Динамический стереотип - сложная система последовательных стабильных условных рефлексов, которые облегчают выполнение многократно повторяющихся действий. Ярким примером динамических стереотипов являются разнообразные двигательные навыки: ходьба, бег, плавание, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, умение писать и др. Эти системы условных рефлексов являются основой для навыков и привычек. Динамические стереотипы позволяют человеку выполнять определённые действия без значительного напряжения нервных центров коры большого мозга.

2. Ведущую роль в возникновении проявлений приобретенного поведения играют социальные нужды (т. е., высшие мотивации). Ведущими социальными потребностями для человека являются те, которые необходимы для жизни в обществе. Это потребности в безопасности, любви, признании, самоутверждении и др.

3. Приобретённое поведение требует предварительного научения. Научение человека - это способы накопления индивидуального опыта. Основными видами научения являются привыкание, подражание (социальное научение), запечатление, научение путём проб и ошибок, озарение, выработка условных рефлексов и др. Высшей формой научения у человека является познавательное (когнитивное) научение, что делает возможным прогнозирование результатов действий. Этот сложный способ познания требует высокого развития аналитико-синтетической деятельности мозга.

4. Приобретённое поведение индивидуально, то есть имеет приобретённые реакции, различные у всех представителей вида.

5. Приобретённые реакции формируются в процессе индивидуального развития в зависимости от опыта человека. Различают прошлый культурный опыт человека, накопленный предыдущими поколениями, и индивидуальный опыт, приобретённый в течение жизни. Культура - это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных на протяжении истории человечества. В формировании опыта большую роль играет обучение - специфическая форма индивидуальной активности, направленной на усвоение знаний, умений, навыков и способов деятельности.

6. Основные центры, контролирующие возникновение проявлений приобретённого поведения, расположены в коре и подкорке полушарий большого мозга. Эти структуры участвуют в регуляции условно-рефлекторной деятельности организма и высших эмоций, возникающих при наличии определённого уровня интеллекта и являются продуктом социального воздействия. Это моральные, интеллектуальные, практические и эстетические чувства.

7. Основным отличием приобретённого поведения человека от условно-рефлекторной деятельности животных является наличие проявлений умственной деятельности, которая формируется в обществе с участием труда, речи и абстрактного мышления. Продуктом мышления является сознание, что обеспечивает особое отражение человеком окружающего мира, себя и других людей в нём. Благодаря сознанию человек приспосабливается к условиям жизни в обществе.

Итак, приобретённое поведение человека имеет выраженный социальный характер, состоит из условных рефлексов и динамических стереотипов, проявляется комплексом умственных действий и обеспечивает социальную приспособляемость к изменяющимся условиям среды обитания.

  1. Потребность и мотивация как организаторы поведенческого акта.

Потребности человека и поведенческий акт

Потребности - это фундамент, на котором строится все поведение и психическая деятельность человека.

Потребности - это источник активности живых существ в окружающем мире, а внутренняя активность - одна из причин поведения, следовательно, активность поведения зависит от наличия потребности.

Потребность - это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение.

Появление любой потребности побуждает организм действовать, чтобы достичь предмета, который может удовлетворить данную потребность. Причина любого целенаправленного поведения человека и животного - усиление потребности.

Появление любой потребности связано с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма. Например, появление потребности в пище наиболее часто возникает при нехватке глюкозы. На ее дефицит организм включает механизм саморегуляции, который помогает компенсировать этот дефицит за счет своих резервов, т.е. во время голода в кровь выбрасывается глюкагон и адреналин, которые превращают полисахарид гликоген в глюкозу. Глюкоза поступает в кровь и ее уровень нормализуется. Но если дефицит не удается компенсировать внутренними резервами, то тогда можно этого достичь за счет поступления пищи, а значит надо организовать пищевое поведение. Следовательно, чтобы пищевое поведение возникло, отклонение показателей внутренней среды должно достичь определенных пороговых значений.

Отклонение этих показателей внутренней среды организма, которое удается компенсировать механизмом саморегуляции, НЕ является биологической потребностью.

Биологическая потребность - это не любая физиологическая нужда организма, а только та, которая достигает определенной пороговой величины и которую организм устраняет через поведение.

Потребность предполагает существование предметов, которые удовлетворяют ее. Для животных эти предметы природа предоставляет в готовом виде. Для человека предметы, удовлетворяющих его потребности - продукты его производственной деятельности и культуры.

Классификация потребностей

У человека выделяют 3 группы первичных потребностей:

1. Витальные (биологические)

2. Социальные

3. Идеальные потребности познания и творчества

Витальные или биологические потребности направлены на сохранение целостности индивида и вида. Они определяют пищевое, оборонительное и др. поведение. У человека удовлетворение биологических потребностей обусловлено влиянием социальной среды.

Социальные потребности реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида, т.е. во время родительского, полового поведений. К ним также относятся стремление принадлежать к определенной социальной группе, занимать в ней определенное место, также потребность человека следовать поведенческим, нравственным, эстетическим нормам общества, которому он принадлежит.

Третья группа потребностей создает основу для саморазвития индивида. Это потребности познания окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования. Основа этих потребностей - потребность в новой информации. Человек с трудом переносит неопределенность и, чтобы устранить это состояние, организовывает ориентировочно-исследовательскую деятельность, цель которой получить недостающие сведения, чтобы снизить неопределенность.

Структура поведенческого акта

Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена Анохиным П.К. в его теории функциональных систем.

Функциональная система - единица интегративной деятельности организма; осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов на выполнение какого-либо поведенческого акта или функции.

  1. Функциональная система поведения (П.К. Анохин, В.К. Судаков).

Выделяют два типа функциональных систем: 1. Функциональная система I типа обеспечивает постоянство определенных показателей внутренней среды за счет саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы организма. Например, функциональная система поддержания постоянства давления крови или температуры тела.

2. Функциональная система II типа использует внешнее звено регуляции, обеспечивает приспособление через связь с внешним видом, а значит через изменения поведения.

Именно такие системы лежат в основе поведенческих актов.

Стадии поведенческого акта по Анохину:

1. Стадия афферентного синтеза

2. Стадия принятия решения

3. Стадия акцептора результата действия

4. Стадия эфферентного синтеза или программы действия

5. Стадия формирования действия и оценки достигнутого результата

Стадия афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов:

· Мотивационным возбуждением

· Обстановочной афферентацией

· Пусковой афферентацией

· Фактором памяти

Мотивационное возбуждение появляется в ЦНС, когда у животного или человека возникает какая-либо потребность. Его специфика определяется особенностями потребности, которая его вызвала.

Мотивационное возбуждение - это необходимый компонент любого целенаправленного поведения. Его физиологической основой является избирательная активация различных нервных структур, прежде всего ретикулярной и лимбической систем мозга.

Обстановочная афферентация - возбуждение, которое возникает от привычной обстановки, в которой обычно совершается поведенческий акт. Это скрытое возбуждение.

Пусковая афферентация - возбуждение, которое возникает под действием условных и безусловных раздражителей, которые являются причиной осуществления определенного поведенческого акта, т.е. создается возбуждение в ЦНС биологическими значимыми стимулами и они служат толчком к осуществлению определенного поведения, т.е. запускают поведенческий акт.

Физиологический смысл такого возбуждения: выявляя скрытое возбуждение, создаваемое обстановочной афферентацией, приурочивает к определенным моментам во времени, целесообразным для поведенческого акта. витальный потребность индивид поведение

Фактор памяти: на стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются и используются фрагменты прошлого опыта, которые нужны для будущего поведения.

Стадия принятия решения определяет тип и направленность поведения.

На стадии акцептора результата действия программируются результаты будущих событий, актуализируется память в отношении свойств объектов, которые способны удовлетворять возникшую потребность, также актуализируется память в отношении способа действия, направленного на достижение цели. Акцептор результата действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение в этой сети длительное время циркулирует, поэтому удерживается продолжительное время цель поведения.

В стадии эфферентного синтеза или программы действия происходит объединение соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Действие уже сформировано, но внешне еще не реализовано.

В стадии формирования действия и оценки достигнутого результата возбуждение достигает исполнительных механизмов и действие осуществляется. Благодаря аппарату акцептора действия организм может сравнивать программу поведения с информацией о результатах и параметрах совершенного действия, т.е. действует обратная связь. Результаты сравнения определяют правильно ли осуществляется поведенческий акт и, если достигнут конечный результат, прекращается, а если не достигается, то поведение корректируется.

Поведенческий акт считается законченным, если соответствующая потребность удовлетворена, но, если результаты не совпадает с акцептором действия, то заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результата действия, новая программа действия до тех пор, пока результат не будет достигнут, т.е. удовлетворена потребность.

Исследователи выделяют две группы эмоциональных явлений.

Первая группа - это ведущие эмоции. Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно связаны с типом особенностями породившей его потребности.

Вторая группа эмоциональных переживаний - ситуативные эмоции. Ситуативные эмоции возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результата действия с ожидаемыми эмоциональные переживания носят положительный характер.

Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище.

Целенаправленное поведение - это поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.

Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

Задания для отчёта по теме:

1.1- 1.2 – отчет на фото





ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

Практическое занятия № 1. Тема и изучаемые вопросы: Механизмы и условия формирования условно-рефлекторной деятельности организма человека (2 часа).

  1. Условный рефлекс как форма приспособления человека к меняющимся условиям существования (см. Практикум, стр. 186-187).

Однако генетически детерминированные реакции, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в меняющейся среде обитания. По мере усложнения окружающей среды и обогащения набора поведенческих реакций уменьшается прагматическая ценность видового опыта и возрастает значение приобретенного индивидуального опыта.

Обучение составляет предмет изучения физиологии, зоопсихологии, этологии. Обязательное для всех особей данного вида (облигатное) обучение носит неассоциативный характер, в значительной степени обусловленный набором факторов среды и нe требующий непременного совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной деятельностью организма и ее результатами, т.е. является стимулзависимым. Такие формы обучения присущи организмам, находящимся на ранних стадиях фило- или онтогенеза. Выделены следующие основные формы неассоциативного обучения: суммационная реакция, привыкание, запечатление (импринтинг) и подражательное (имитационное) поведение.

  1. Структурно-функциональные основы образования условных рефлексов (см. Практикум, стр. 187-188).

Структурно-функциональной базой условного рефлекса служит кора и подкорковые образования мозга.

Условный рефлекс вырабатывается на основе любой из безусловных реакций. Так, многократное включение звонка перед дачей пищи, вызывает слюноотделение у экспериментального животного только на звонок. В данном случае звонок является условным раздражителем или условным стимулом, который готовит организм к пищевой реакции.

Временная связь — это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей. И. П.Павлов высказал предположение, что при выработке условного рефлекса происходит формирование временной нервной связи между двумя группами клеток коры — корковыми представительствами условного и безусловного рефлексов. Возбуждение от центра условного рефлекса может передаваться к центру безусловного рефлекса от нейрона к нейрону.

Задания для отчёта по теме:

    1. 2.2 – отчет на фото



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!