СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая памятка для родителей и педагогов "О чем может рассказать детский рисунок?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для оформления стенда "Психолог советует", очень пригодится данный материал для родителей и педагогов

Просмотр содержимого документа
«Психологическая памятка для родителей и педагогов "О чем может рассказать детский рисунок?"»

Психологическая памятка

для родителей, педагогов

«О чем может рассказать детский рисунок»


Бутолиной Юлии Александровны,

педагог-психолог ГКУ «Карпинский детский дом-интернат»


После нового года ко мне стали обращаться педагоги, сотрудники, у которых есть дети, с множеством вопросов связанных с детскими рисунками, что означает цвет, что означает, если рисуют только папу, если рисуют больше членов семьи и т.д.

В связи с этим ко мне в голову пришла идея оформить психологическую памятку с информацией, которая им даст ответы на их вопросы.

За основу я взяла самые известные проективные методики, с которыми сами родители смогут разобраться и понять что твориться с их ребенком, и насколько ему комфортно в семье, узнать психологический и эмоциональный климат в семье. К кому ребенок больше доверяет из семьи.

Узнать эмоциональное состояние ребенка, его переживания, волнения, тревоги.

Чему больше стоит уделить внимание. Что возможно нужно поменять в своем поведении, в методах воспитания. Ведь ребенок не все еще может объяснить своим родителям, что его волнует, а рисование это его любимое занятие, а для нас отличный метод диагностики.





Части тела

  • у кого из изображенных самая большая голова, того он и считает самым умным;

  • шею он рисует тому, кто может управлять своими чувствами;

  • ноги служат символом опоры в реальности и свободу передвижения;

  • руки, чем больше на них пальцев, тем вероятнее способность человека быть сильным, могущем что либо сделать;

  • чем авторитетнее человек, тем больше у него руки, если у мамы большие руки и она при этом изображена рядом, значит ребенок любит эти руки, получает от них добро, если же мама в сторонке и у нее не доброе выражение лица, то возможно может поднять на малыша руку.

Рост

  • чем выше фигура, тем большее значение он имеет для ребенка, хотя слишком высокий рост может иметь не только благоприятное, но и угрожающее значение. Если например домашний любимец по размеру больше чем мама и папа, то можно говорить, о том что отношения с родителями сейчас на втором плане, эгоцентричный, заласканный ребенок обязательно рисует себя большим.

  • малыш (братик) больше по размеру чем он – ребенка мучает враждебность, ревность по отношению к нему.

Очередность

  • первыми дети обычно рисуют того, кто более значим и дальше по убывающей. Девочки чаще всего начинают рисовать первой саму себя, а мальчики наоборот, сначала семью, как попросили, а затем себя, поэтому место ребенка следует определять по другим признакам.

Расположение

  • к кому ребенок рисует себя всех ближе, с тем у него самые близкие отношения, это касается и других членов семьи, например маму рядом с папой, бабушку рядом с дедушкой.

  • обратите внимание и на расположение по высоте, выше всех тот, кто по его мнению имеет наибольшую власть в семье, например если выше всех нарисован телевизор, то в сознании ребенка именно он «управляет» всеми.





Тщательность

  • если кто-то лучше всех прорисован, это значит, что этого человека малыш любит больше всего.

Отсутствие кого-либо

  • это говорит о том, что для ребенка этот человек незначим, либо контакт с этим человеком вызывает скрытое чувство враждебности, иногда ребенок «скрыв» кого то на рисунке , хочет как бы защитить его от негативного отношения семьи.

Отсутствие себя

  • очень плохо если ребенок не изобразил себя, часто дети забывают изобразить себя, если их семья неполноценная, особенно сразу после развода, или он считает, что его не замечают, а любят только брата или сестренку, поэтому он чувствует себя ущемленным в своей семье.

Особенности

  • если каждый член семьи отделен линиями, это говорит об отчуждении в семье, отсутствие взаимопонимания, но если каждый нарисован в своей комнате – значит ребенок хотел поместить каждого в среду, где он может себя проявить, и максимально отобразить жизнь семьи.



Глаза

  • если глаза большие или их много – это визуальный тип (ребенок схватывает информацию быстрее визуально, чем на слух);

  • если сильно наведена радужка – страх;

  • на глазах ресницы – ребенок заинтересован в восхищении окружающих его внешней красотой и придает этому большое значение.


Голова животного

  • голова повернута вправо, ваш малыш – человек, действия, способный реализовывать все то, что желает;

  • голова повернута влево 9или опущена0, ваш малыш – он не решителен и склонен к размышлениям;

  • если расположена в анфас, то это может быть признаком агрессии, или тревоги, хотя если оно при этом улыбается и имеет добродушный вид, это указывает на твердость характера;

  • большая голова означает, что ребенок – ценит ум в себе и окружающих;

  • много голов – противоречивость поведения, нерешительность, тревожность.


Рот

  • приоткрытый с высунутым языком, говорит о болтливости;

  • открытый, без выраженных языка и губ или зачеркнутый – о том, что у ребенка часто возникают опасения и страхи.

Уши

  • большие – ему важно мнение окружающих о себе.



Конечности

  • если ног нет или они совсем маленькие – поверхностность, легкомыслие в выводах;

  • большие ноги - основательность, ответственность;

  • разная форма ног – нестандартность при принятии решений, самостоятельность.

Хвост

  • направлен вверх – ребенок уверен в себе;

  • опущен вниз – недоволен собой, сомневается в собственной правоте;

  • в виде змеи, игольчатый – это может свидетельствовать об агрессивности.






Механические элементы

  • лампочки, шестеренки, винтики добавляют дети, которые настороженно относятся к одноклассникам;

  • если у животного человеческая фигура – это говорит о незрелости, такие дети чаще всего выглядят младше своего возраста, играют с меньшими детьми.

Где размещено

  • в верхней части листа – у ребенка высокая самооценка, ему кажется, что его не достаточно ценят;

  • в нижней – малыш не уверен в себе, стремится быть не заметным;

  • если рисунок слишком маленький - малыш не уверен в себе, стремится быть не заметным;

  • лучше когда рисунок расположен в центре.

Линии

  • слабая, прерывистая, многочисленные стирания резинкой – говорят о тревожности ребенка;

  • жирная линия – говорит о силе, также означает агрессивность, но может говорить и о старательности;

  • округлые линии - он спокоен и уравновешен;

  • множество острых углов и шипов – признак агрессивности и желание защититься.





Уголок в моем кабинете




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!