Психологическая памятка
для родителей, педагогов
«О чем может рассказать детский рисунок»
Бутолиной Юлии Александровны,
педагог-психолог ГКУ «Карпинский детский дом-интернат»
После нового года ко мне стали обращаться педагоги, сотрудники, у которых есть дети, с множеством вопросов связанных с детскими рисунками, что означает цвет, что означает, если рисуют только папу, если рисуют больше членов семьи и т.д.
В связи с этим ко мне в голову пришла идея оформить психологическую памятку с информацией, которая им даст ответы на их вопросы.
За основу я взяла самые известные проективные методики, с которыми сами родители смогут разобраться и понять что твориться с их ребенком, и насколько ему комфортно в семье, узнать психологический и эмоциональный климат в семье. К кому ребенок больше доверяет из семьи.
Узнать эмоциональное состояние ребенка, его переживания, волнения, тревоги.
Чему больше стоит уделить внимание. Что возможно нужно поменять в своем поведении, в методах воспитания. Ведь ребенок не все еще может объяснить своим родителям, что его волнует, а рисование это его любимое занятие, а для нас отличный метод диагностики.
Части тела
у кого из изображенных самая большая голова, того он и считает самым умным;
шею он рисует тому, кто может управлять своими чувствами;
ноги служат символом опоры в реальности и свободу передвижения;
руки, чем больше на них пальцев, тем вероятнее способность человека быть сильным, могущем что либо сделать;
чем авторитетнее человек, тем больше у него руки, если у мамы большие руки и она при этом изображена рядом, значит ребенок любит эти руки, получает от них добро, если же мама в сторонке и у нее не доброе выражение лица, то возможно может поднять на малыша руку.
Рост
чем выше фигура, тем большее значение он имеет для ребенка, хотя слишком высокий рост может иметь не только благоприятное, но и угрожающее значение. Если например домашний любимец по размеру больше чем мама и папа, то можно говорить, о том что отношения с родителями сейчас на втором плане, эгоцентричный, заласканный ребенок обязательно рисует себя большим.
малыш (братик) больше по размеру чем он – ребенка мучает враждебность, ревность по отношению к нему.
Очередность
первыми дети обычно рисуют того, кто более значим и дальше по убывающей. Девочки чаще всего начинают рисовать первой саму себя, а мальчики наоборот, сначала семью, как попросили, а затем себя, поэтому место ребенка следует определять по другим признакам.
Расположение
к кому ребенок рисует себя всех ближе, с тем у него самые близкие отношения, это касается и других членов семьи, например маму рядом с папой, бабушку рядом с дедушкой.
обратите внимание и на расположение по высоте, выше всех тот, кто по его мнению имеет наибольшую власть в семье, например если выше всех нарисован телевизор, то в сознании ребенка именно он «управляет» всеми.
Тщательность
если кто-то лучше всех прорисован, это значит, что этого человека малыш любит больше всего.
Отсутствие кого-либо
это говорит о том, что для ребенка этот человек незначим, либо контакт с этим человеком вызывает скрытое чувство враждебности, иногда ребенок «скрыв» кого то на рисунке , хочет как бы защитить его от негативного отношения семьи.
Отсутствие себя
очень плохо если ребенок не изобразил себя, часто дети забывают изобразить себя, если их семья неполноценная, особенно сразу после развода, или он считает, что его не замечают, а любят только брата или сестренку, поэтому он чувствует себя ущемленным в своей семье.
Особенности
если каждый член семьи отделен линиями, это говорит об отчуждении в семье, отсутствие взаимопонимания, но если каждый нарисован в своей комнате – значит ребенок хотел поместить каждого в среду, где он может себя проявить, и максимально отобразить жизнь семьи.
Глаза
если глаза большие или их много – это визуальный тип (ребенок схватывает информацию быстрее визуально, чем на слух);
если сильно наведена радужка – страх;
на глазах ресницы – ребенок заинтересован в восхищении окружающих его внешней красотой и придает этому большое значение.
Голова животного
голова повернута вправо, ваш малыш – человек, действия, способный реализовывать все то, что желает;
голова повернута влево 9или опущена0, ваш малыш – он не решителен и склонен к размышлениям;
если расположена в анфас, то это может быть признаком агрессии, или тревоги, хотя если оно при этом улыбается и имеет добродушный вид, это указывает на твердость характера;
большая голова означает, что ребенок – ценит ум в себе и окружающих;
много голов – противоречивость поведения, нерешительность, тревожность.
Рот
приоткрытый с высунутым языком, говорит о болтливости;
открытый, без выраженных языка и губ или зачеркнутый – о том, что у ребенка часто возникают опасения и страхи.
Уши
Конечности
если ног нет или они совсем маленькие – поверхностность, легкомыслие в выводах;
большие ноги - основательность, ответственность;
разная форма ног – нестандартность при принятии решений, самостоятельность.
Хвост
направлен вверх – ребенок уверен в себе;
опущен вниз – недоволен собой, сомневается в собственной правоте;
в виде змеи, игольчатый – это может свидетельствовать об агрессивности.
Механические элементы
лампочки, шестеренки, винтики добавляют дети, которые настороженно относятся к одноклассникам;
если у животного человеческая фигура – это говорит о незрелости, такие дети чаще всего выглядят младше своего возраста, играют с меньшими детьми.
Где размещено
в верхней части листа – у ребенка высокая самооценка, ему кажется, что его не достаточно ценят;
в нижней – малыш не уверен в себе, стремится быть не заметным;
если рисунок слишком маленький - малыш не уверен в себе, стремится быть не заметным;
лучше когда рисунок расположен в центре.
Линии
слабая, прерывистая, многочисленные стирания резинкой – говорят о тревожности ребенка;
жирная линия – говорит о силе, также означает агрессивность, но может говорить и о старательности;
округлые линии - он спокоен и уравновешен;
множество острых углов и шипов – признак агрессивности и желание защититься.
Уголок в моем кабинете